Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Наталья Николаевна
Дата: 2025.01.23 10:49:30
+05'00'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Адаптированная рабочая программа
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
у детей с интеллектуальными нарушениями
5-9 класс
Педагог-психолог:
Пономарева Алена Владимировна
с. Покровское
2024 г.
Пояснительная записка
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время
возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных,
адаптированных для их психофизиологических особенностей коррекционных программ.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны: низкий уровень
интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в
частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое
недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения,
вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень
низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается
бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и
нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной
неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой.
Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с
отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей,
несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других
людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству.
Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми
со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки
общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на
личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции
эмоционально – волевой сферы.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей,
направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной
деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Условия реализации программы
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые
документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. 2 часа в
неделю по 40 минут.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
Ритуал приветствия.
Рефлексия предыдущего занятия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы
чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека,
основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само
собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности
является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо
использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и
существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать
пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются
в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать
смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е.,
визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им
свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что
особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач
развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые
бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к
еденичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с
применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц
кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного
внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в
проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах.
Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной
умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения
отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную
деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого
диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших
интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности
человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение
занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с
процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного
положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка,
упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение
результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также
оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться
с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально
положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию
коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к
одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на
формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного
материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки
памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется
совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач
данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены
не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и
результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня
развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.
Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого
количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и
очень часто сопровождаются процессом рисования.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов
работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным
моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему
научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие
рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании
внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник
группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников
и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее
задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного
самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и
повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от
психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать
различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психологические игры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического
воздействия по созданию условий для личностного развития детей с интеллектуальными
нарушениями. Новизна программы в том, что ее результатом является - успешная
социальная адаптация в дальнейшем.
Методы и формы реализации программы
Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы. В ходе занятий
использовались следующие методические средства:
1.
Арт. – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом
коммуникации, позволяя ребенку, восполнит дефицит общения и построить более
гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными
материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение.
2.
Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в
наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной
компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций;
формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что
обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет
организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки
ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности
ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе
правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой
команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых
знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым
звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства,
обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка
известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием.
3.
Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии.
Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы,
развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание
возможностей для самовыражения.
В программе коррекционных занятий определены базовые учебные действия, которыми
должны овладеть учащиеся в конце года.
Личностные учебные действия: гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия
включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог
и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временно пространственную организацию; использовать усвоенные логические
операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
5 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1
Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1.Диагностика развития восприятия:
Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
количе
ство
часов
8
часов
2 часа
Д
ата
Блок 2
Коррек
ция,
развитие и
диагностика
восприятия
Коррек
ция,
развитие и
диагностика
внимания
Коррек
2.Диагностика развития внимания:
Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы Шульте,
методика «исправь ошибки», уровень сложности 5.)
3.Диагностика развития памяти:
Диагностика слуховой и зрительной памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика
«Запоминание двух групп слов», «Запомни
двузначные числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 5).
Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пары слов», уровень сложности 5).
4.Диагностика развития мышления:
Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
1.Упражнения для тренировки развития
восприятия:
Таблица цифр
Таблица букв
Рисунок из геометрических фигур
Учимся видеть
2.Игровые
тренинги
для
развития
наблюдательности:
Измеряем на глазок
Делим на части
Что за картина
Угадай голоса
3.Диагностика развития восприятия
1.
Игровой тренинг для развития
внимания:
1.
Пропусти число
2.
Исправляем ошибки
3.
Сравниваем картинки
2.
Коррекция и развитие
переключаемости внимания:
Методика «Красно – черная таблица» (1 -12),
(13 - 1);
Методика «Счет»
3.
Коррекция и развитие концентрации
и устойчивости внимания:
Методика «Корректурная проба – буквенный
вариант»
Методика «Таблицы Шульте»
4.
Диагностика развития внимания
1.Изучение законов памяти. Упражнения для
2 часа
2 часа
2 часа
44
часа
3 часа
3 часа
2 часа
3 часа
3 часа
3 часа
2 часа
3 часа
ция,
развитие и
диагностика
памяти
Коррек
ция,
развитие и
диагностика
мышления
Блок 3
Блок 4
Коррек
ция,
развитие и
диагностика
мелкой и
тренировки памяти:
Логически не связанный текст
Лица с именами и фамилиями
2.
Упражнения, направленные на
развитие способности устанавливать связи между
элементами материала:
Перегруппируй слова
Ассоциации
3.
Игровые тренинги для развития
памяти:
Пословицы
Предметы
Города
Я положил в мешок
Песни
4.Диагностика развития памяти
1. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
Пройди лабиринт
Составь фигуру
Дорисуй рисунок
2.Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
Игра «Муха»
Игра «Лишнее слово»
Игра «Поиск общего»
3.Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
Ребусы
Кроссворды
Найди спрятанное слово
Какое число
4.Игры на развитие мышления:
Сравнение предметов
Назови слова
Назови соседа
Четвертый лишний
5.Диагностика развития мышления
Диагностика моторной деятельности
1. Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
Коррекция, развитие и диагностика
моторной деятельности
1.
Коррекция, развитие мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика
Массаж пальцев и ладоней
3 часа
3 часа
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
2часа
3 часа
2 часа
2 часа
3 часа
9
часов
3 часа
сенсорной
моторики
2.
Коррекция, развитие умения
отображать эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов:
Гимнастика для глаз
Радость
Печаль
Преображение
3.
Тренинг на расслабление:
Дыхательная гимнастика
Звуки моря
Блок 5
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2. Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Итого: 68 часов
3 часа
3 часа
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
6 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1
Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1.Диагностика развития восприятия:
Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание предлогов
и слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
2. Диагностика развития внимания:
Диагностика устойчивости и произвольности
Количество Дата
часов
8
часов
2 часа
2 часа
внимания (таблицы Шульте, методика «исправь
ошибки», уровень сложности 6.)
1.
Диагностика развития памяти:
Диагностика слуховой и зрительной памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика
«Запоминание двух групп слов», «Запомни
двузначные числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 6).
Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пары слов», уровень сложности 6).
2.
Диагностика развития мышления:
Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
Коррекц
1.Коррекция и развитие способности к
ия, развитие
целостному восприятию формы предметов:
и
Методика «Дорисуй предмет»
Учимся видеть
диагностика
восприятия
2.Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
Игра «Развиваем наблюдательность»
Игра «самые наблюдательные»
Игра «Взвесь в руках»
Игра «Учись слушать звуки»
Игра «Развиваем чувство времени»
3.Упражнения для развития воображения:
Найди выпавший осколок
Какой вид сверху соответствует предмету
Что перепутал художник
4.Диагностика развития восприятия
Коррекц
1.Коррекция и развитие концентрации и
ия, развитие
устойчивости внимания:
и
Игра «Корректурная проба»
Счет по 1, 3, 10, 20
диагностика
внимания
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
Игра «Хлопни - встань»
Игра «Не пропусти профессию»
Игра «Два дела одновременно»
3.Коррекция и развитие произвольного
2 часа
2 часа
52
часа
2 часа
3 часа
3 часа
2 часа
3 часа
3 часа
3 часа
внимания:
Игра «Слушаем тишину»
Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
Игра «Считаем вместе»
Игра «Поем вместе»
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки»
Методика «Сравниваем картинки»
5.Диагностика развития внимания
Коррекц
1. Упражнения для тренировки памяти:
ия, развитие
Логически не связанный текст
Логически связанный текст
и
Лица с именами и фамилиями
диагностика
Пересказ текстов
памяти
2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между элементами
материала:
Перегруппируй слова
Ассоциативное мышление
Двойная стимуляция памяти
3. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
4. Коррекция и развитие механической памяти:
Нелогические пары
5.Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти:
Чей предмет?
Угадай, как меня зовут?
Запомни порядок
6.Диагностика развития памяти
Коррекц
1. Коррекция, развитие наглядно – образного
ия, развитие
мышления:
и
Пройди лабиринт
Дорисуй рисунок
диагностика
мышления
2.Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
Игра «Муха»
Игра «Круглые очки»
Анализ зрительного образа
3.Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
Составление предложений
Совместная история
Сколько в слове слогов
4. Коррекция и развитие способности к
3 часа
2 часа
3 часа
3 часа
2 часа
2 часа
3 часа
2 часа
3 часа
2 часа
2 часа
1час
2 часа
1 час
2 часа
1 час
обобщению и абстрагированию:
Четвертый лишний
Назови одним словом
Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие причинного мышления:
Преобразование предметов и слов
Установление ситуативных связей между
предметами
Установление причинных связей между
событиями
Угадывание последствий событий
6.Диагностика развития мышления
Блок 3
Диагностика моторной деятельности
1. Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
2. Оценка способности отображать
эмоциональное состояние с помощью мимики и
жестов (Упражнения «Радость», «Печаль»)
Блок 4
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Итого: 68 часов
3 часа
1 час
4 часа
2 часа
2 часа
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
7 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1
Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1. Диагностика развития восприятия:
Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих пространственное
колич
ество
часов
8
часов
2 часа
Д
ата
взаимоположение объектов»).
2.Диагностика развития внимания:
2 часа
Диагностика устойчивости и произвольности
внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь
ошибки», уровень сложности 7.)
Исследование переключения и концентрации
внимания (методика «Красно – черная таблица»,
уровень сложности 7)
Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга, методика «Корректурная
проба по Е.И. Рогову» уровень сложности 7).
3.Диагностика развития памяти:
2 часа
Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов», уровень сложности 7).
Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма», уровень сложности 7).
Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти», уровень
сложности 7)
Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти (уровень сложности 7)
4. Диагностика развития мышления:
2 часа
Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).
Диагностика наглядно – образного мышления
(Методика «Лабиринт»)
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
1.Коррекция и развитие восприятия цвета:
Коррекц
Методика М.Монтессори «Назови цвет»
ия, развитие
Игра «Цветные картинки»
и
Таблица геометрических фигур
диагностика
восприятия
2. Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
Методика «Дорисуй предмет»
Учимся видеть
2.Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
56
часов
2 часа
2 часа
2 часа
Игра «Развиваем наблюдательность»
Игра «Самые наблюдательные»
Игра «Взвесь в руках»
Игра «Учись слушать звуки»
Игра «Развиваем чувство времени»
3.Упражнения для развития воображения:
Найди выпавший осколок
Какой вид сверху соответствует предмету
Что перепутал художник
4.Диагностика развития восприятия
Коррекц
1.Коррекция и развитие концентрации и
ия, развитие
устойчивости внимания:
и
Игра «Корректурная проба»
Игра «Синтез слов и звуков»
диагностика
Таблицы Шульте
внимания
Перепутанные линии
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
Игра «Хлопни - встань»
Игра «Не пропусти растение»
Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18,
19 -1)
3. Коррекция и развитие произвольного
внимания:
Игра «Слушаем тишину»
Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
Игра «Запретное движение»
Игра «На одну букву»
Игра «Правая, левая»
Игра «Повтори за мной»
4. Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки»
Методика «Сравниваем картинки»
Игра «Чей это дом?»
5. Коррекция и развитие распределения
внимания
Игра «Считай и двигайся»
Игра «Нос, пол, потолок»
Методика «Знаковый тест»
6. Развитие объема внимания:
Игра «Что изменилось»
Игра «Знаем ли мы пословицы»
7. Диагностика развития внимания
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
Коррекц
1. Изучение законов памяти. Упражнения для
ия, развитие
тренировки памяти:
и
Логически не связанный текст
диагностика
Логически связанный текст
памяти
Лица с именами и фамилиями
Пересказ текстов
2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между элементами
материала:
Перегруппируй слова
Ассоциативное мышление
Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения направленные на развитие
слуховой памяти:
Слова – имена
Кто больше запомнит
Форма предметов
Опиши по памяти
4. Изучение механических законов
запоминания
5. Коррекция и развитие механической памяти:
Нелогические пары
6.Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти:
Чей предмет?
Угадай, как меня зовут?
Запомни порядок
7.Упражнения для развития вербальной
памяти.
8. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
9.Диагностика развития памяти
2 часа
1. Коррекция, развитие наглядно – образного
Коррекц
мышления:
ия, развитие
Пройди лабиринт
и
Дорисуй рисунок
диагностика
мышления
2 часа
2.Коррекция, развитие наглядно –
действенного мышления:
Игра «Муха»
Игра «Круглые очки»
3.Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
Составление предложений
Совместная история
Сколько в слове слогов
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
Кто кем будет
Установление отношений
4. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
Четвертый лишний
Назови одним словом
Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие причинного
мышления:
Преобразование предметов и слов
Установление ситуативных связей между
предметами
Установление причинных связей между
событиями
Нахождение причины событий
Угадывание последствий событий
6. Упражнения на развитие глазомера
7.Составление сюжетного рассказа
8. Развитие логического мышления
Игра «Вывод»
Тест «Аналогия»
9. Задачи на сравнение
10. Диагностика развития мышления
Блок 3
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Итого: 68 часов
2 часа
3 часа
1 час
1 час
2 часа
2 часа
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
8 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1
Темы занятий
Входная
процессов.
диагностика
познавательных
1.Диагностика развития восприятия:
Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений », «Узнавание
наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
Оценка восприятия пространства, уровня
количе
ство
часов
8
часов
2 часа
Д
ата
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих
пространственное взаимоположение объектов»).
2.Диагностика развития внимания:
Блок 2
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
восприятия
Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы Шульте,
уровень сложности 8.)
Исследование переключения и
концентрации внимания (методика «Красно –
черная таблица», уровень сложности 8)
Исследование устойчивости внимания
(методика «Исправь ошибки», уровень
сложности 8)
Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга, методика
«Корректурная проба по Е.И. Рогову» уровень
сложности 8).
3.Диагностика развития памяти:
Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов», уровень сложности 7).
Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пиктограмма», уровень сложности
7).
Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти», уровень
сложности 7)
Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти (уровень сложности 7)
4.Диагностика развития мышления:
Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного,
анализ, синтез).
Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
1.Коррекция и развитие восприятия цвета:
Методика М.Монтессори «Назови цвет»
Игра «Цветные картинки»
Таблица геометрических фигур
2 часа
2 часа
2 часа
56
часов
2 часа
2. Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
Методика «Дорисуй предмет»
Учимся видеть
3. Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
Игра «Развиваем наблюдательность»
Игра «Самые наблюдательные»
Игра «Взвесь в руках»
Игра «Учись слушать звуки»
Игра «Развиваем чувство времени»
4. Упражнения для развития воображения:
Найди выпавший осколок
Какой вид сверху соответствует предмету
Что перепутал художник
5. Диагностика развития восприятия
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
внимания
1.Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
Игра «Корректурная проба»
Игра «Слова - невидимки»
Счет по 25, 30, 50
Перепутанные линии
Упражнение «Раскрась, что получилось»
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
Игра «Хлопни - встань»
Игра «Не пропусти профессию»
Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
Методика «Красно – черная таблица» (1 –
18, 19 -1)
Игра «Два дела одновременно»
Методика Мюнстерберга
3.Коррекция и развитие произвольного
внимания:
Игра «Слушаем тишину»
Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
Игра «Запретное движение»
Игра «Поиск предмета»
Игра «Поем вместе»
Игра «Повтори за мной»
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки» - 2, 3
вариант
Методика «Сравниваем картинки»
Упражнение «Знаем ли мы пословицы»
5. Коррекция и развитие распределения
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
внимания
Игра «Скажи наоборот» (модификация
методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
Игра «Нос, пол, потолок»
Методика «Два дела одновременно»
6. Развитие объема внимания:
Игра «Кто внимательнее»
Упражнение «Колесо обозрения»
7.Диагностика развития внимания
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
памяти
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
2 часа
1 час
1. Изучение законов памяти. Упражнения
для тренировки памяти:
Логически не связанный текст
Логически связанный текст
Лица с именами и фамилиями
Пересказ текстов
2 часа
2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
Перегруппируй слова
Ассоциативное мышление
Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти:
Слова – имена
Кто больше запомнит
Форма предметов
Опиши по памяти
4. Изучение механических законов
запоминания
5. Коррекция и развитие механической
памяти:
Нелогические пары
6.Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти:
Чей предмет?
Угадай, как меня зовут?
Запомни порядок
7.Упражнения для развития вербальной
памяти.
8. Правила сохранения знаний. Упражнения
на запоминание.
9.Диагностика развития памяти
2 часа
1. Коррекция, развитие наглядно –
образного мышления:
Пройди лабиринт
Дорисуй рисунок
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
мышления
2. Коррекция, развитие наглядно –
действенного мышления:
Игра «Муха»
Игра «Круглые очки»
Анализ зрительного образа
3. Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
Составление предложений
Совместная история
Сколько в слове слогов
Кто кем будет
Установление отношений
4. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
Четвертый лишний
Назови одним словом
Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие причинного
мышления:
Преобразование предметов и слов
Установление ситуативных связей между
предметами
Установление причинных связей между
событиями
Нахождение причины событий
Угадывание последствий событий
6. Упражнения на развитие глазомера
Блок 3
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
7.Составление сюжетного рассказа
1 час
8. Развитие логического мышления
Игра «Вывод»
Тест «Аналогия»
2 часа
9. Задачи на сравнение
2 часа
10. Диагностика развития мышления
1 часа
Заключительная диагностика
4 часа
1. Диагностика восприятия
1 час
2.Диагностика внимания
1 час
3. Диагностика памяти
1 час
4. Диагностика мышления
1 час
Итого: 68 часов
Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
9 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1
Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1.Диагностика развития восприятия:
Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
2.Диагностика развития внимания:
Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы Шульте,
уровень сложности 9.)
Исследование переключения и
концентрации внимания (методика «Красно –
черная таблица», уровень сложности 9)
Исследование продуктивности и
устойчивости внимания (методика «Исправь
ошибки», уровень сложности 9)
Исследование избирательности и
устойчивости внимания (методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»
уровень сложности 8).
Определение уровня внимания и
работоспособности (Методика «Счет» - 1 и 2
способ)
3.Диагностика развития памяти:
Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
колич
ество
часов
4 часа
1 час
1 час
1 час
Дата
двух групп слов», уровень сложности 9).
Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма», «Тройки слов» уровень сложности
9).
Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти», уровень
сложности 9)
Диагностика логической и механической
памяти (Методика «Запомни пару»)
Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти (уровень сложности 9)
4.Диагностика развития мышления:
Блок 2
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
восприятия
Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).
Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт» уровень
сложности 9)
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Диагностика развития логического
мышления (методики «Четвертый лишний»,
«Сохранение массы»)
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
1 час
50 часов
1. Упражнения для развития восприятия:
2 часа
Упражнение «Таблица графических
изображений»
Упражнение «Таблица цифр»
Упражнение «Таблица геометрических
фигур»
Упражнение «Таблица букв»
Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь
набором фигур»
2. Коррекция и развитие восприятия цвета:
2 часа
Методика «Назови цвет» М. Монтессори
Игра «Цветные картинки»
Таблицы геометрических фигур
3.
Коррекция и развитие способности к
восприятию целого по частям:
Упражнение «Составь целое из частей»
Упражнение «Составь фигуры»
3.Игровые тренинги для развития
1 час
2 часа
наблюдательности:
Игра «Развиваем наблюдательность»
Игра «Самые наблюдательные»
Игра «Определи длину отрезка»
Игра «Определи размер на ощупь»
Игра «Делим на части»
Игра «Угадай голоса»
Игра «Развиваем чувство времени»
Игра «На какой странице закладка»
4.Коррекция и развитие пространственного
восприятия:
Упражнение «Определи положение
предметов»
Упражнение «Найди место»
Упражнение «Определи правую и левую
сторону»
5.Диагностика развития восприятия
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
внимания
1.Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
Игра «Корректурная проба»
Игра «Слова - невидимки»
Счет по командам
Игра « Синтез слов и звуков»
Методика «Таблицы Шульте»
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
Игра «Хлопни - встань»
Игра «Не пропусти профессию»
Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
Методика «Красно – черная таблица» (1 –
20, 21 -1)
Игра «Два дела одновременно»
Методика Мюнстерберга
3.Коррекция и развитие произвольного
внимания:
Игра «Минутка»
Игра «Правая, левая»
Игра «Запретное движение»
Игра «Что изменилось?»
Игра - разминка «Исходное положение»
Упражнение «Точки»
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
Упражнение «Найди ошибки»
1 час
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
Методика «Сравниваем картинки»
Упражнение «Чей это дом?»
5.Коррекция и развитие распределения
внимания
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
памяти
2 часа
Игра «Нос, пол, потолок»
Методика «Два дела одновременно»
Игра «Повторяем движения»
Игра «Считай и двигайся»
6. Развитие объема внимания:
2 часа
Игра «Кто внимательнее»
Упражнение «Колесо обозрения»
Игра «Поиск предмета»
Игра «Знаем ли мы пословицы»
7.Диагностика развития внимания
1 час
1. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
Логически не связанный текст
Логически связанный текст
Лица с именами и фамилиями
Пересказ текстов
2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
Нелогичные парные ассоциации
Ассоциативное мышление
Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения направленные на развитие
слуховой памяти:
2часа
2 часа
2 часа
Игра «Снежный ком»
Игра «Я положил в мешок»
Игра «Восстанови пропущенное слово»
Упражнение «Скороговорки и считалки»
4. Развитие тактильной памяти:
2 часа
Игра «передача воображаемого предмета»
Игра «Конспиратор»
Игра «Тактильный образ»
5. Развитие произвольной памяти:
2 часа
Упражнение «Я фотоаппарат»
Упражнение «Запомни порядок»
6.Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти:
2 часа
Запомни порядок
Игра «Кто больше увидит и запомнит»
Игра «Штирлиц»
Упражнение «Портрет»
Упражнение «Фигуры»
7.
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
мышления
1. Тренинг мышления. Интеллектуальные
игры.
Занятие №1 «Поиск общего»
Занятие №2 «Что лишнее?» «Поиск
предметов, обладающих общими свойствами»
Занятие № 3 «Поиск предметов с
противоположными свойствами»
Занятие № 4 «Поиск предметов – звеньев,
объединяющих данные предметы»
Занятие №5 «Учимся формулировать
определения», «Учимся выражать мысли другими
словами»
Занятие №6 «Перечень заглавий к рассказу»,
«Сокращение рассказа»
Занятие №7 «Ищем возможные причины»,
«Построение сообщения по алгоритму»
Занятие №8 «Выражения. Слова наоборот»
Занятие №9 «Учимся замечать главное»
«Узнаем зашифрованные предложения»
2. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
Задачи на составление заданной фигуры из
определенного количества палочек
Упражнение «Платочек»
Упражнение «Лабиринт»
Упражнение «Найди закономерность»
3. Коррекция и развитие словесно –
логического мышления:
Упражнение «Раздели на группы»
Логические задачи
Задачи на сравнение
4. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
Упражнение «Отделение формы понятия от
его содержания»
Упражнение «Установление связи между
понятиями»
Упражнение «Формирование способности
оперировать смыслом»
1 час
9 часов
2 час
2 часа
2 часа
Упражнение «Выделение существенных
признаков для сохранения логичности суждений»
5. Диагностика развития мышления
Блок 3
Развитие
коммуникативны
х навыков
Блок 4
Игровые тренинги
Занятие №1 игры «Путаница», «Колечко»,
«Мячик с путаницей»
Занятие №2 игры «Передай предмет»,
«Комплименты», «Я не знаю»
Занятие№3 Игры «Дракон, кусай свой
хвост», «Скучно, скучно так сидеть»,
«Заколдованные»
Занятие№4 игры «Моргалки», «Лабиринт»
Занятие №5 игры «Ассоциации»,
«Неудобная ситуация»
Занятие №6 игры «2 узника», «Зеркало»
Занятие №7игры «пальчики», «Убийцы»,
«Диалоги»
Занятие №8 игры «Звери», «Шарады»,
«Телефонный разговор»
Занятие №9 игры «Загадочное существо»,
«Телефон доверия»
Занятие №10 игра «Кораблекрушение»
Заключительная диагностика
Итого: 68 часов
1 час
10 часов
4 часа
1. Диагностика восприятия
1 час
2.Диагностика внимания
1 час
3. Диагностика памяти
1 час
4. Диагностика мышления
1 час