РП УО психолог 5-9 класс

Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна

Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Наталья Николаевна
Дата: 2025.01.23 10:49:30
+05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Адаптированная рабочая программа
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
у детей с интеллектуальными нарушениями
5-9 класс

Педагог-психолог:
Пономарева Алена Владимировна

с. Покровское
2024 г.

Пояснительная записка
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время
возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных,
адаптированных для их психофизиологических особенностей коррекционных программ.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны: низкий уровень
интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в
частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое
недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения,
вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень
низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается
бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и
нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной
неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой.
Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с
отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей,
несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других
людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству.
Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми
со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки
общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на
личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции
эмоционально – волевой сферы.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей,
направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной
деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Условия реализации программы
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые
документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. 2 часа в
неделю по 40 минут.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
 Ритуал приветствия.
 Рефлексия предыдущего занятия.
 Разминка.
 Основное содержание занятия.
 Рефлексия прошедшего занятия.
 Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
 Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.

 Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы
чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека,
основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само
собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности
является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо
использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и
существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать
пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются
в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать
смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е.,
визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им
свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что
особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач
развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые
бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к
еденичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с
применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц
кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного
внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в
проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах.
Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной
умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения
отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
 Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную
деятельность и личность ребенка.
 Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого
диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
 Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших
интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности
человека.
 Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение
занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с
процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного
положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка,
упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение
результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также
оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться
с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально
положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию
коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к
одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на
формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного
материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки
памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется
совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач
данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены
не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и
результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня
развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.
Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого
количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и
очень часто сопровождаются процессом рисования.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов
работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным

моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему
научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие
рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании
внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник
группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников
и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее
задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного
самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и
повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от
психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать
различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психологические игры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического
воздействия по созданию условий для личностного развития детей с интеллектуальными
нарушениями. Новизна программы в том, что ее результатом является - успешная
социальная адаптация в дальнейшем.
Методы и формы реализации программы
Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы. В ходе занятий
использовались следующие методические средства:
1.
Арт. – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом
коммуникации, позволяя ребенку, восполнит дефицит общения и построить более
гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными
материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение.
2.
Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в
наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной
компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций;
формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что
обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет
организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки
ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности
ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе
правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой
команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых
знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым
звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства,
обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка
известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием.
3.
Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии.
Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы,
развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание
возможностей для самовыражения.
В программе коррекционных занятий определены базовые учебные действия, которыми
должны овладеть учащиеся в конце года.

Личностные учебные действия: гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия
включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог
и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временно пространственную организацию; использовать усвоенные логические
операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
5 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1

Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1.Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).

количе
ство
часов
8
часов
2 часа

Д
ата

Блок 2
Коррек
ция,
развитие и
диагностика
восприятия

Коррек
ция,
развитие и
диагностика
внимания

Коррек

2.Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы Шульте,
методика «исправь ошибки», уровень сложности 5.)
3.Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика
«Запоминание двух групп слов», «Запомни
двузначные числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 5).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пары слов», уровень сложности 5).
4.Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
1.Упражнения для тренировки развития
восприятия:

Таблица цифр

Таблица букв

Рисунок из геометрических фигур

Учимся видеть
2.Игровые
тренинги
для
развития
наблюдательности:
 Измеряем на глазок
 Делим на части
 Что за картина
 Угадай голоса
3.Диагностика развития восприятия
1.
Игровой тренинг для развития
внимания:
1.
Пропусти число
2.
Исправляем ошибки
3.
Сравниваем картинки
2.
Коррекция и развитие
переключаемости внимания:
 Методика «Красно – черная таблица» (1 -12),
(13 - 1);
 Методика «Счет»
3.
Коррекция и развитие концентрации
и устойчивости внимания:
 Методика «Корректурная проба – буквенный
вариант»
 Методика «Таблицы Шульте»
4.
Диагностика развития внимания
1.Изучение законов памяти. Упражнения для

2 часа

2 часа

2 часа

44
часа
3 часа

3 часа

2 часа
3 часа

3 часа

3 часа

2 часа
3 часа

ция,
развитие и
диагностика
памяти

Коррек
ция,
развитие и
диагностика
мышления

Блок 3

Блок 4
Коррек
ция,
развитие и
диагностика
мелкой и

тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
2.
Упражнения, направленные на
развитие способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциации
3.
Игровые тренинги для развития
памяти:
 Пословицы
 Предметы
 Города
 Я положил в мешок
 Песни
4.Диагностика развития памяти
1. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Составь фигуру
 Дорисуй рисунок
2.Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Лишнее слово»
 Игра «Поиск общего»
3.Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
 Ребусы
 Кроссворды
 Найди спрятанное слово
 Какое число
4.Игры на развитие мышления:
 Сравнение предметов
 Назови слова
 Назови соседа
 Четвертый лишний
5.Диагностика развития мышления
Диагностика моторной деятельности
1. Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
Коррекция, развитие и диагностика
моторной деятельности
1.
Коррекция, развитие мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика

Массаж пальцев и ладоней

3 часа

3 часа

2 часа
2 часа

2 часа

3 часа
2часа

3 часа
2 часа

2 часа
3 часа

9
часов
3 часа

сенсорной
моторики
2.
Коррекция, развитие умения
отображать эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов:

Гимнастика для глаз

Радость

Печаль

Преображение
3.
Тренинг на расслабление:

Дыхательная гимнастика

Звуки моря
Блок 5
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2. Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Итого: 68 часов

3 часа

3 часа

4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час

Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
6 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1

Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1.Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание предлогов
и слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
2. Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и произвольности

Количество Дата
часов
8
часов
2 часа

2 часа

внимания (таблицы Шульте, методика «исправь
ошибки», уровень сложности 6.)
1.
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика
«Запоминание двух групп слов», «Запомни
двузначные числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 6).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пары слов», уровень сложности 6).
2.
Диагностика развития мышления:

Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).

Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
Коррекц
1.Коррекция и развитие способности к
ия, развитие
целостному восприятию формы предметов:
и
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
диагностика
восприятия
2.Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
3.Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует предмету
 Что перепутал художник
4.Диагностика развития восприятия
Коррекц
1.Коррекция и развитие концентрации и
ия, развитие
устойчивости внимания:
и
 Игра «Корректурная проба»
 Счет по 1, 3, 10, 20
диагностика
внимания
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Два дела одновременно»
3.Коррекция и развитие произвольного

2 часа

2 часа

52
часа
2 часа

3 часа

3 часа

2 часа
3 часа

3 часа

3 часа

внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Считаем вместе»
 Игра «Поем вместе»
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
5.Диагностика развития внимания
Коррекц
1. Упражнения для тренировки памяти:
ия, развитие
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
и
 Лица с именами и фамилиями
диагностика
 Пересказ текстов
памяти
2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между элементами
материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
3. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
4. Коррекция и развитие механической памяти:
 Нелогические пары
5.Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
6.Диагностика развития памяти
Коррекц
1. Коррекция, развитие наглядно – образного
ия, развитие
мышления:
и
 Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок
диагностика
мышления
2.Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
 Анализ зрительного образа
3.Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
4. Коррекция и развитие способности к

3 часа

2 часа
3 часа

3 часа

2 часа
2 часа
3 часа

2 часа
3 часа

2 часа

2 часа

1час

2 часа

1 час

2 часа

1 час

обобщению и абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие причинного мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей между
предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Угадывание последствий событий
6.Диагностика развития мышления
Блок 3
Диагностика моторной деятельности
1. Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
2. Оценка способности отображать
эмоциональное состояние с помощью мимики и
жестов (Упражнения «Радость», «Печаль»)
Блок 4
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Итого: 68 часов

3 часа

1 час
4 часа
2 часа

2 часа

4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час

Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
7 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1

Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1. Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих пространственное

колич
ество
часов
8
часов
2 часа

Д
ата

взаимоположение объектов»).
2.Диагностика развития внимания:

2 часа

 Диагностика устойчивости и произвольности
внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь
ошибки», уровень сложности 7.)
 Исследование переключения и концентрации
внимания (методика «Красно – черная таблица»,
уровень сложности 7)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга, методика «Корректурная
проба по Е.И. Рогову» уровень сложности 7).
3.Диагностика развития памяти:

2 часа

 Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов», уровень сложности 7).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма», уровень сложности 7).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти», уровень
сложности 7)
 Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти (уровень сложности 7)
4. Диагностика развития мышления:

2 часа

 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).
 Диагностика наглядно – образного мышления
(Методика «Лабиринт»)
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
1.Коррекция и развитие восприятия цвета:
Коррекц
 Методика М.Монтессори «Назови цвет»
ия, развитие
 Игра «Цветные картинки»
и
 Таблица геометрических фигур
диагностика
восприятия
2. Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
2.Игровые тренинги для развития
наблюдательности:

56
часов
2 часа

2 часа

2 часа

 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
3.Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует предмету
 Что перепутал художник
4.Диагностика развития восприятия
Коррекц
1.Коррекция и развитие концентрации и
ия, развитие
устойчивости внимания:
и
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Синтез слов и звуков»
диагностика
 Таблицы Шульте
внимания
 Перепутанные линии
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти растение»
 Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18,
19 -1)
3. Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «На одну букву»
 Игра «Правая, левая»
 Игра «Повтори за мной»
4. Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
 Игра «Чей это дом?»
5. Коррекция и развитие распределения
внимания
 Игра «Считай и двигайся»
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Знаковый тест»
6. Развитие объема внимания:
 Игра «Что изменилось»
 Игра «Знаем ли мы пословицы»
7. Диагностика развития внимания

2 часа

1 час
2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

Коррекц
1. Изучение законов памяти. Упражнения для
ия, развитие
тренировки памяти:
и
 Логически не связанный текст
диагностика
 Логически связанный текст
памяти
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между элементами
материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения направленные на развитие
слуховой памяти:
 Слова – имена
 Кто больше запомнит
 Форма предметов
 Опиши по памяти
4. Изучение механических законов
запоминания
5. Коррекция и развитие механической памяти:
 Нелогические пары
6.Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
7.Упражнения для развития вербальной
памяти.
8. Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
9.Диагностика развития памяти

2 часа

1. Коррекция, развитие наглядно – образного
Коррекц
мышления:
ия, развитие
 Пройди лабиринт
и
 Дорисуй рисунок
диагностика
мышления

2 часа

2.Коррекция, развитие наглядно –
действенного мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
3.Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов

2 часа

2 часа

2 часа
2 часа
2 часа

2 часа
2 часа
1 час

2 часа

2 часа

 Кто кем будет
 Установление отношений
4. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие причинного
мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей между
предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Нахождение причины событий
 Угадывание последствий событий
6. Упражнения на развитие глазомера
7.Составление сюжетного рассказа
8. Развитие логического мышления
 Игра «Вывод»
 Тест «Аналогия»
9. Задачи на сравнение
10. Диагностика развития мышления
Блок 3
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
Итого: 68 часов

2 часа

3 часа

1 час
1 час
2 часа

2 часа
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час
1 час

Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
8 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1

Темы занятий
Входная
процессов.

диагностика

познавательных

1.Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений », «Узнавание
наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня

количе
ство
часов
8
часов
2 часа

Д
ата

сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих
пространственное взаимоположение объектов»).
2.Диагностика развития внимания:

Блок 2
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
восприятия

 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы Шульте,
уровень сложности 8.)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика «Красно –
черная таблица», уровень сложности 8)
 Исследование устойчивости внимания
(методика «Исправь ошибки», уровень
сложности 8)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга, методика
«Корректурная проба по Е.И. Рогову» уровень
сложности 8).
3.Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов», уровень сложности 7).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пиктограмма», уровень сложности
7).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти», уровень
сложности 7)
 Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти (уровень сложности 7)
4.Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного,
анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.
1.Коррекция и развитие восприятия цвета:
 Методика М.Монтессори «Назови цвет»
 Игра «Цветные картинки»
 Таблица геометрических фигур

2 часа

2 часа

2 часа

56
часов
2 часа

2. Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
3. Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
4. Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует предмету
 Что перепутал художник
5. Диагностика развития восприятия
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Слова - невидимки»
 Счет по 25, 30, 50
 Перепутанные линии
 Упражнение «Раскрась, что получилось»
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Методика «Красно – черная таблица» (1 –
18, 19 -1)
 Игра «Два дела одновременно»
 Методика Мюнстерберга
3.Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «Поиск предмета»
 Игра «Поем вместе»
 Игра «Повтори за мной»
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки» - 2, 3
вариант
 Методика «Сравниваем картинки»
 Упражнение «Знаем ли мы пословицы»
5. Коррекция и развитие распределения

2 часа

2 часа

2 часа

1 час
2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

внимания
 Игра «Скажи наоборот» (модификация
методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Два дела одновременно»
6. Развитие объема внимания:
 Игра «Кто внимательнее»
 Упражнение «Колесо обозрения»
7.Диагностика развития внимания
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
памяти

Коррекц
ия, развитие и
диагностика

2 часа

1 час

1. Изучение законов памяти. Упражнения
для тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов

2 часа

2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти:
 Слова – имена
 Кто больше запомнит
 Форма предметов
 Опиши по памяти
4. Изучение механических законов
запоминания
5. Коррекция и развитие механической
памяти:
 Нелогические пары
6.Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
7.Упражнения для развития вербальной
памяти.
8. Правила сохранения знаний. Упражнения
на запоминание.
9.Диагностика развития памяти

2 часа

1. Коррекция, развитие наглядно –
образного мышления:
 Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок

2 часа

2 часа

2 часа
2 часа
2 часа

2 часа
2 часа
1 час

мышления
2. Коррекция, развитие наглядно –
действенного мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
 Анализ зрительного образа
3. Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
 Кто кем будет
 Установление отношений
4. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие причинного
мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей между
предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Нахождение причины событий
 Угадывание последствий событий
6. Упражнения на развитие глазомера

Блок 3

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

7.Составление сюжетного рассказа

1 час

8. Развитие логического мышления
 Игра «Вывод»
 Тест «Аналогия»

2 часа

9. Задачи на сравнение

2 часа

10. Диагностика развития мышления

1 часа

Заключительная диагностика

4 часа

1. Диагностика восприятия

1 час

2.Диагностика внимания

1 час

3. Диагностика памяти

1 час

4. Диагностика мышления

1 час

Итого: 68 часов

Тематическое планирование по курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
9 класс (8 вид)
Раздел
Блок 1

Темы занятий
Входная диагностика познавательных
процессов.
1.Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
2.Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы Шульте,
уровень сложности 9.)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика «Красно –
черная таблица», уровень сложности 9)
 Исследование продуктивности и
устойчивости внимания (методика «Исправь
ошибки», уровень сложности 9)
 Исследование избирательности и
устойчивости внимания (методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»
уровень сложности 8).
 Определение уровня внимания и
работоспособности (Методика «Счет» - 1 и 2
способ)
3.Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти (Методика
«10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание

колич
ество
часов
4 часа
1 час

1 час

1 час

Дата

двух групп слов», уровень сложности 9).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма», «Тройки слов» уровень сложности
9).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти», уровень
сложности 9)
 Диагностика логической и механической
памяти (Методика «Запомни пару»)
 Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти (уровень сложности 9)
4.Диагностика развития мышления:

Блок 2
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
восприятия


Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного, анализ,
синтез).

Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт» уровень
сложности 9)

Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.

Диагностика развития логического
мышления (методики «Четвертый лишний»,
«Сохранение массы»)
Коррекция, развитие и диагностика
познавательных процессов.

1 час

50 часов

1. Упражнения для развития восприятия:

2 часа

 Упражнение «Таблица графических
изображений»
 Упражнение «Таблица цифр»
 Упражнение «Таблица геометрических
фигур»
 Упражнение «Таблица букв»
 Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь
набором фигур»
2. Коррекция и развитие восприятия цвета:

2 часа

 Методика «Назови цвет» М. Монтессори
 Игра «Цветные картинки»
 Таблицы геометрических фигур
3.
Коррекция и развитие способности к
восприятию целого по частям:
 Упражнение «Составь целое из частей»
 Упражнение «Составь фигуры»
3.Игровые тренинги для развития

1 час

2 часа

наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Определи длину отрезка»
 Игра «Определи размер на ощупь»
 Игра «Делим на части»
 Игра «Угадай голоса»
 Игра «Развиваем чувство времени»
 Игра «На какой странице закладка»
4.Коррекция и развитие пространственного
восприятия:
 Упражнение «Определи положение
предметов»
 Упражнение «Найди место»
 Упражнение «Определи правую и левую
сторону»
5.Диагностика развития восприятия
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Слова - невидимки»
 Счет по командам
 Игра « Синтез слов и звуков»
 Методика «Таблицы Шульте»
2. Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Методика «Красно – черная таблица» (1 –
20, 21 -1)
 Игра «Два дела одновременно»
 Методика Мюнстерберга
3.Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Минутка»
 Игра «Правая, левая»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «Что изменилось?»
 Игра - разминка «Исходное положение»
 Упражнение «Точки»
4.Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»

1 час

1 час
2 часа

2 часа

2 часа

1 час

 Методика «Сравниваем картинки»
 Упражнение «Чей это дом?»
5.Коррекция и развитие распределения
внимания

Коррекц
ия, развитие и
диагностика
памяти

2 часа

 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Два дела одновременно»
 Игра «Повторяем движения»
 Игра «Считай и двигайся»
6. Развитие объема внимания:

2 часа

 Игра «Кто внимательнее»
 Упражнение «Колесо обозрения»
 Игра «Поиск предмета»
 Игра «Знаем ли мы пословицы»
7.Диагностика развития внимания

1 час

1. Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
2.Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Нелогичные парные ассоциации
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения направленные на развитие
слуховой памяти:

2часа

2 часа

2 часа

 Игра «Снежный ком»
 Игра «Я положил в мешок»
 Игра «Восстанови пропущенное слово»
 Упражнение «Скороговорки и считалки»
4. Развитие тактильной памяти:

2 часа

 Игра «передача воображаемого предмета»
 Игра «Конспиратор»
 Игра «Тактильный образ»
5. Развитие произвольной памяти:

2 часа

 Упражнение «Я фотоаппарат»
 Упражнение «Запомни порядок»
6.Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти:

2 часа

 Запомни порядок
 Игра «Кто больше увидит и запомнит»
 Игра «Штирлиц»
 Упражнение «Портрет»
 Упражнение «Фигуры»
7.
Коррекц
ия, развитие и
диагностика
мышления

1. Тренинг мышления. Интеллектуальные
игры.
 Занятие №1 «Поиск общего»
 Занятие №2 «Что лишнее?» «Поиск
предметов, обладающих общими свойствами»
 Занятие № 3 «Поиск предметов с
противоположными свойствами»
 Занятие № 4 «Поиск предметов – звеньев,
объединяющих данные предметы»
 Занятие №5 «Учимся формулировать
определения», «Учимся выражать мысли другими
словами»
 Занятие №6 «Перечень заглавий к рассказу»,
«Сокращение рассказа»
 Занятие №7 «Ищем возможные причины»,
«Построение сообщения по алгоритму»
 Занятие №8 «Выражения. Слова наоборот»
 Занятие №9 «Учимся замечать главное»
«Узнаем зашифрованные предложения»
2. Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Задачи на составление заданной фигуры из
определенного количества палочек
 Упражнение «Платочек»
 Упражнение «Лабиринт»
 Упражнение «Найди закономерность»
3. Коррекция и развитие словесно –
логического мышления:
 Упражнение «Раздели на группы»
 Логические задачи
 Задачи на сравнение
4. Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Упражнение «Отделение формы понятия от
его содержания»
 Упражнение «Установление связи между
понятиями»
 Упражнение «Формирование способности
оперировать смыслом»

1 час
9 часов

2 час

2 часа

2 часа

 Упражнение «Выделение существенных
признаков для сохранения логичности суждений»
5. Диагностика развития мышления
Блок 3
Развитие
коммуникативны
х навыков

Блок 4

Игровые тренинги
 Занятие №1 игры «Путаница», «Колечко»,
«Мячик с путаницей»
 Занятие №2 игры «Передай предмет»,
«Комплименты», «Я не знаю»
 Занятие№3 Игры «Дракон, кусай свой
хвост», «Скучно, скучно так сидеть»,
«Заколдованные»
 Занятие№4 игры «Моргалки», «Лабиринт»
 Занятие №5 игры «Ассоциации»,
«Неудобная ситуация»
 Занятие №6 игры «2 узника», «Зеркало»
 Занятие №7игры «пальчики», «Убийцы»,
«Диалоги»
 Занятие №8 игры «Звери», «Шарады»,
«Телефонный разговор»
 Занятие №9 игры «Загадочное существо»,
«Телефон доверия»
 Занятие №10 игра «Кораблекрушение»
Заключительная диагностика

Итого: 68 часов

1 час
10 часов

4 часа

1. Диагностика восприятия

1 час

2.Диагностика внимания

1 час

3. Диагностика памяти

1 час

4. Диагностика мышления

1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».