РП чтение УО-5-9

Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна

Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Наталья Николаевна
Дата: 2024.07.11 11:23:20
+05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)
МБОУ СОШ № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету "Чтение (литературное чтение)" предметной
области "Язык и речевая практика" (V - IX классы)

2023

1. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей
целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
2. Содержание учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
2.1. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества

(сказка,

былина,

предание,

легенда).

Стихотворные

и

прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книгисправочники, детская энциклопедия.
2.2. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о
нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,
смерть, правда, ложь).
2.3. Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
2.4. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
2.5. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых
глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков
беглого чтения.
2.6. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской
позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,
краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
2.7. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников

внеклассного

чтения

(коллективное

или

с

помощью

педагогического работника).
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Чтение (литературное чтение)".
3.1. Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение

темы

произведения

(под

руководством

педагогического

работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие

в

коллективном

составлении

словесно-логического

плана

прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника
текста;

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью педагогического работника);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения
с помощью педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
3.2. Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию
текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического
работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);

пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения
и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы
(с

помощью

взрослого),

самостоятельное

чтение

художественной

литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
4.Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема
Давайте читать!
Школьная страна
Круглый год. Осень.
Истоки мудрости.
Наша Родина.
Люби все живое
Круглой год. Зима
В кругу семьи
Защитники Отечества
О мастерах и мастерицах. труде и
трудолюбии
Круглый год .Весна.
Никто не забыт, ничто не забыто
Когда люди в опасности
Круглый год. Лето
Итого

Количество часов
7 ч.
7 ч.
11 ч.
9 ч.
7 ч.
10 ч.
12 ч.
13 ч.
9 ч.
13 ч.

Тема
Мое Отечество.
Картины родной природы. Осень .
Наша Родина
Картины родной природы. Зима.
Картины родной природы. Весна .
Страна детства.
Итого

Количество часов
3 ч.
24 ч.
15 ч.
37 ч.
42 ч.
15 ч.
136 часов

9 ч.
8 ч.
7 ч.
13 ч.
136 часов

6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6

7 класс
№ п/п
1
2
3
4

Тема
Устное народное творчество
Произведения русской литературы 19 века.
Произведения русских писателей 20 века.
Внеклассное чтение
Итого

Количество часов
18 ч.
54 ч.
57 ч.
7 ч.
140 часов

Тема
Устное народное творчество
Произведения русской литературы 19 века.
Произведения русских писателей 1- ой
половины 20 века.
Произведения русских писателей 2-ой
половины 20 века.
Внеклассное чтение
Итого

Количество часов
15 ч.
57 ч.
33 ч.

Тема
Устное народное творчество
Произведения русской литературы 19 века
Произведения русской литературы 20 века
Произведения зарубежной литературы
Внеклассное чтение
Итого

Количество часов
13 ч.
52 ч.
54 ч.
12 ч.
5 ч.
136 часов

8 класс
№ п/п
1
2
3
4
5

26 ч.
5 ч.
136 часов

9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».