Директор МБОУ Подписано цифровой подписью: Директор СОШ № 4 МБОУ СОШ № 4 Елагина Елагина Наталья Наталья Николаевна Дата: 2024.07.11 Николаевна 11:15:43 +05'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ № 4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 7-9 классы 2023 1 Планируемые результаты В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному. Личностные: 1. Положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории и географии своей страны; 2. Способность к самооценке; 3. Знание основных правил поведения в природе и ориентация на их выполнение; 4. Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе; 5. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; 6. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, своей страны; 7. Умение оценивать трудность предлагаемого знания; 8. Адекватная самооценка; 9. Ответственность за выполнение своей части работы при занятиях в группе; 1.10.Установка на здоровый образ жизни и её реализация; 1.11.Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы; 1.12.Положительное отношение к культурным ценностям; 1.13.Основы экологической культуры; 1.14.Целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира. Регулятивные: 2.1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2.2. Проговаривать последовательность действий на уроке; 2.3. Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 2.4. Работать по предложенному учителем плану; 2.5. Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; 2.6. Отличать верно выполненное задание от неверного; 2.7. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. . Познавательные: 3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 3.2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; 3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; 3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы; 3.5. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем; 3.6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. 4. Коммуникативные: 4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); 4.2. Слушать и понимать речь других; 4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; 4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах); 4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры); 4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. 2. Содержание учебного предмета 7 класс Биология Растения вокруг нас (3 ч) Разнообразие растений, Значение растений. Охрана растений. Общее знакомство с цветковыми растениями. (23 ч) Строение растения (1 ч) Корень (4 ч). Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень). Стебель (3 ч). Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег. Лист (5 ч). Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение. Цветок (3 ч). Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (4ч) (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.. Лабораторные работы Органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени. Практические работы Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян. Растение –целостный организм. (3ч) Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. Многообразие растительного мира. (41 ч) Деление растений на группы (5 ч) Мхи. Папоротники Голосеменные. Покрытосеменные Однодольные покрытосеменные растения (6 час) Злаковые.Лилейные. Общие признаки. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве. Цветочно –декоративные, овощные, дикорастущие лилейные Двудольные покрытосеменные растения (15 ч) Пасленовые. Бобовые. Розоцветные. Сложноцветные Общие признаки, дикорастущие, овощные и технические культуры .Плодово –ягодные розоцветные. Комнатные растения (4 ч) Разнообразие комнатных растений. Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум). Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности). Влаголюбивые (циперус, аспарагус). Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы). Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Практические работы Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений. Бактерии (1 ч) Грибы (3 ч) Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка). Весенние работы в саду. (4 ч) Весенний уход за садом .Весенняя обработка почвы. Повторение (2 ч) 8 класс Биология Введение (2 ч) Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу. Беспозвоночные животные (11 ч) Общие признаки беспозвоночных (1ч) Черви (2 ч) Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Насекомые (8 ч) Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию. Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы. Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение. Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя). Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены. Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса). Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников. Практическая работа Зарисовка насекомых в тетрадях. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. Позвоночные животные (54 ч) Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Рыбы (7 ч) Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп. Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности. Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование. Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход. Земноводные (3 ч) Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана. Практические работы Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие). Пресмыкающиеся (4 ч) Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития). Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания. Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей. Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития). Практические работы Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы. Птицы (12ч) Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов. Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые). Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Хищные птицы: сова, орел. Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан. Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых. Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц. Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними. Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства. Млекопитающие животные (27 ч) Общие сведения (1 ч). Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком). Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные. Дикие млекопитающие животные (14 ч) Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение. Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк). Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия. Псовые (собачьи): волк, лисица. Медвежьи: медведи (бурый, белый). Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики. Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах. Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных. Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение. Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных. Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.). Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания. Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных. Практические работы Зарисовки в тетрадях. Сельскохозяйственные животные (13 ч) Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение. Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят. Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды. Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы. Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки. Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство. Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека. Повторение (3ч) 9 класс Биология Введение (4 ч) Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека. Опора и движение (14 ч) Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Практические работы Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок. Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорнодвигательной системы. Пластика и красота человеческого тела. Наблюдения и практическая работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке. Кровообращение (8 ч) Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Измерение с помощью учителя кровяного давления. Запись в тетради своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении. Дыхание (5 ч) Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека. Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание). Питание и пищеварение (13 ч) Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво. Выделение (2 ч) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита. Практические работы Зарисовка почки в разрезе. Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).. Покровы тела (7 ч) Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви. Практическая работа Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Нервная система (7ч) Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы. Органы чувств (56ч) Значение органов чувств у животных и человека. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. Охрана здоровья человека. (2ч) Тематическое планирование 7 класс Блок КолТема во часов 3 Растения вокруг нас. Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений 1. Растения вокруг нас. 1. Общее знакомство с цветковыми растениями 23 1 1. Цветок Плоды. 3 1. Семя. 4 1. Корень. 4 1. Лист. 5 Характеристика основных видов деятельности. Запись и зарисовка растений в тетрадях, ответы на вопросы учителя Строение растения. Лабораторная работа Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа. Опыление цветков Опыление цветков. Разнообразие плодов. Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. Строение семени пшеницы. Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Запись и зарисовка в тетрадях, ответы на вопросы учителя Значение корня Корень. Виды корней Видоизменение корней Лист. Внешнее строение листа Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растениях Испарение воды листьями. Дыхание растений. Запись зарисовка в тетрадях, ответы на вопросы учителя Запись и зарисовка в тетрадях , выполнение лабораторной работы ответы на вопросы учителя Запись и зарисовка в тетрадях, выполнение лабораторной работы наблюдение за опытом, ответы на вопросы учителя Запись и зарисовка тетрадях, наблюдение опытом, беседа учителем. Ответы вопросы учителя. в за с на Листопад и его значение. Строение стебля. Значение стебля в жизни растения Разнообразие стеблей 1. Стебель. 3 1. Растение-целостный организм. 3 Взаимосвязь . Запись в тетрадях, частей растения. ответы на вопросы Связь растения со учителя средой обитания. 1. Многообразие растительного мира. Деление растений на группы. 41 Запись и зарисовка в тетрадях ответы на вопросы учителя 1. Однодольные покрытосеменные растения. 6 Деление растений на группы Мхи. Папоротники Голосеменные. Хвойные растения Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы. Злаковые. Общие признаки злаковых Использование злаков в народном хозяйстве Линейные. Общие признаки лилейных Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. Ландыш. 1. Двудольные покрытосеменные растения. 16 Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён Цветочнодекоративные паслёновые Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. Плодово-ягодные розоцветные. Работа в тетрадях, составление кроссворда ответы на вопросы учителя Запись в тетрадях, выполнение лабораторной работы. Работа с карточками и гербарием. 5 Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя, беседа с учителем, зарисовка в тетради. Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя составление кроссворда 1. Уход за комнатными растениями. 4 1. Бактерии. 1 1. Грибы. 3 1. Обобщение по теме «Растение живой организм» Весенний уход за садом. 2 Резервное время 3 1. 1. Блок 4 Яблоня, груша Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. Декоративные сложноцветные Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа Бактерии. Запись в тетрадях, выполнение практической работы Ответы на вопросы задания Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Строение грибов Запись в тетрадях, Съедобные и ответы на вопросы несъедобные учителя грибы. Ядовитые грибы. Выполнение тестовых заданий. Весенний уход за Выполнение садом. Весенняя практической работы обработка почвы. Уход за посадками. Тематическое планирование 8 класс Количество Темы часов Введение. 2 Беспозвоночные животные 1 Черви. 2 Насекомые. 8 Характеристика основных видов деятельности учащихся Многообразие Схематические животного мира. зарисовки и записи Значение животных в в тетрадях. народном хозяйстве и их охрана. Общие признаки Работа с беспозвоночных учебником, записи животных. в тетради. Внешний вид дождевого Демонстрация червя, образ жизни, живого дождевого питание, дыхание, червя, записи и способ передвижения. схематические Круглые черви- зарисовки в паразиты человека. тетрадях. Общие признаки Записи и Позвоночные животные. Рыбы. 7 насекомых. Внешнее строение и образ жизни. Бабочка –капустница. Яблонная плодожорка .Майский жук. Комнатная муха. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. Внутреннее строение рыб. Речные рыбы. Морские рыбы. рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб. Земноводные. 3 Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее строение. Внутреннее строение земноводных. Пресмыкающиеся. 4 Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств Размножение пресмыкающихся Птицы. 12 Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы пресных водоёмов и болот. Домашние куры, гуси, утки. Птицеводство. схематические зарисовки тетрадях, демонстрация коллекции насекомых в Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника, составление рассказа об особенностях размножения птиц, с опорой на рисунки учебника. работа с таблицами, с учебной литературой Млекопитающие. 15 Сельскохозяйственные млекопитающие. 13 Повторение. 3 Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров, части тела, органы чувств. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Отряды млекопитающих. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в них. Особенности внешнего строения и питания овец. Верблюды. Северные олени. Свиньи. Домашние лошади. Тематическое планирование 9 класс. Количество Темы часов Введение. 4 Место человека среди млекопитающих. Строение клеток и тканей организма. Органы и системы органов человека. Опорно- двигательная 14 Строение скелета система. человека. Состав, строение и соединения костей. Оказание первой помощи при повреждении Блок Рассказ, беседа, работа с учебной литературой, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам Рассказ, беседа, работа с учебной литературой ,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа по опорной схеме, тестовая работа. Виды деятельности учащихся Рассказ, беседа, работа с биологическими понятиями, работа по карточке, таблицами. Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. Заполнение скелета. Значение и строение мышц. Работа мышц. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопие. Значение опорно – двигательной системы. Кровь кровообращение. и 8 Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях. Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. Дыхательная система. 5 Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции Газообмен в легких и тканях. Строение легких Болезни, передающиеся через воздух. Пищеварительная система. 13 Значение пищеварения Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы. Гигиена питания. Предупреждение таблицы «Строение костей». Зарисовка строения черепа Заполнение таблицы «Скелет конечностей и его функции». «Типы соединения костей». Опыт, демонстрирующий статистическую и динамическую нагрузки на мышцы, работа с биологическими понятиями. Рассказ, беседа. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови». Зарисовка схемы «Круги кровообращения Лабораторная работа«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений Рассказ, беседа. Зарисовка строения дыхательных путей Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. Чтение дополнительного материала, беседа по прочитанному материалу, Рассказ, беседа. Заполнение таблицы « Витамины и продукты их содержащие Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний Мочевыделительная система 2 Кожа. 7 Нервная система 7 Органы чувств. 6 Строение, функции, гигиена органа зрения, слуха, обоняния, вкуса. Предупреждение нарушений слуха. здоровье 2 Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. Охрана и человек в РФ Резервное время 2 Закаливание организма. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении. Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, головной мозг его строение и значение Гигиена умственного труда. Особенности ВНД человека. Сон и его значение Заполнение схемы «Причина пищевых отравлений Коллективная работа по учебнику. Заполнение схемы «Причина заболеваний выделительной системы». Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами Рассказ, фронтальная беседа. Заполнение схемы «Строение спинного мозга». «Строение головного мозга». Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам Рассказ, фронтальная беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам