Аннотация к программе дополнительного образования детей
«Школа танца «Каприз»»
Направленность: художественная
В духовной культуре человечества хореографическое искусство
занимает своё особое место. Являясь одним из самых древних видов
искусства, появившись с рождением человека, танец всегда неразрывно
связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько
тысячелетий тому назад, встречаются изображения танцующих людей.
Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте,
подчинилось ритму и музыке. Танцы первобытных людей сменили
сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы»,
«бранли», появились первые балеты. Изменялось общество – изменялось
и танцевальное искусство. XX век принес с собой новую, более сложную
технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому
искусству.
Танец
стал
больше,
чем
красивым
зрелищным
представлением. Танец раскрывает духовно-нравственный потенциал
человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы
и гармонично взаимодействовать с ним. Танец пронизывает самые
разнообразные области культуры и искусства. Танец – искусство
многогранное, объединяющее действие с музыкой, художественными
образами и произведениями литературы.
Хореография – искусство синтетическое, в нём музыка живёт в
движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся
слышимыми.
В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество
времени сидя за партой, компьютером или просто у телевизора, занятия
хореографией становятся наиболее актуальными. Во-первых, танец – это
движение,
которое
развивает
физическую
силу,
выносливость,
ловкость, формирует правильную фигуру. Во-вторых – искусство,
развивающее художественное воображение, ассоциативную память,
творческие
способности.
Таким
образом,
хореография
является
дополнительным резервом двигательной активности детей, источником
их
здоровья,
радости,
повышения
работоспособности,
разрядки
умственного и психического напряжения, и, следовательно, одним из
условий успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие,
умениедобиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения.
Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к
творчеству.
Систематическая
работа
над
музыкальностью,
координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять
себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и
активно использовать свои знания и умения не только на занятиях
танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает
огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой
личности. Занятия хореографией приобщают обучающегося к миру
прекрасного, воспитывают художественный вкус. Хореографические
занятия совершенствуют обучающихся физически, укрепляют их
здоровье. Ониспособствуют правильному развитию костно-мышечного
аппарата, избавлению от физических недостатков (максимально
исправляют нарушения осанки, стоп). Эти занятия хорошо снимают
напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную
реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус. В танце находит
выражение жизнерадостность и активность, развивается творческая
фантазия и творческие способности: обучающиеся учатся сами создавать
пластические образы.
В
объединение
принимаются
обучающиеся
по
желанию.
Конкурсного отбора нет. Возможен прием в течение учебного года.
Зачисление на обучение производится на основании личного заявления
родителя/законного представителя с предоставлением справки об
отсутствии противопоказаний.
Занятия проводятся как в группах, так и в подгруппах, а также
индивидуально. Так же возможна дистанционная форма работы с
обучающимися
по
данной
программе.
Дистанционная
форма
предполагает размещение различных заданий в электронном виде на
страничке в группе социальной сети «В контакте», а также обработку
полученных результатов (ответов на опросы, выполнение заданий по
средствам записи видео, составление проектных карт и т.п.).
Адресат: 7-16 лет.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.
Объем программы: 306 часов.
Срок освоения: 3 года.
Список литературы
Нормативные акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят
Гос.Думой 21 дек.2012г.) – Российская газета, 31 декабря 2012.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, разработанные Министерством образования и
науки Российской Федерации, информационное письмо от 18.11.2015 № 093242
4. Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от
26.06.2019
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области».
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и
организации
дополнительного
режима
образования
работы
детей.
образовательных
организаций
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.14 № 41.
6. «Концепция
развития
дополнительного
образования
детей»
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р).
7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых». Трудовая функция 3.1.5 «Разработка программнометодического
обеспечения реализации
дополнительной
общеобразовательной программы (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 №
298н, зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016);
Книги
1. Балет. Уроки:
официальной балетной
Иллюстрированное
руководство
программе / пер.с англ.
по
С.Ю.Бардиной. М.:
ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004г. – 144 стр.,
ил.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М: Внимание: дети. 2010г. 122 стр., ил.
3. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск: Живое слово. 2005г. 275стр.
4. Джим Холл. Уроки танцев. Лучшая методика обучения
танцам/пер.сангл. Т.В.Сидориной. – М.: АСТ:Астрель, 2009г. – 409 стр.
5. Ерохина О.В. Школа танцев для детей\Серия «Мир вашего ребенка»,
-Ростов н\Д: Феникс. 2003. -224стр., ил.
6. Задорожная
А.А. Танцы в детском саду, Москва:
«ИздательствоПРИОР». 2005. - 254стр., ил.
7. Казаков
В.Г.,
Кондратьева
Л.Л.
Психология:
Учебник дляпед.техникумов, - Москва: Высш.шк. 2008. - 383стр.
8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 57лет. – М.: Творческий Центр «СФЕРА». 2005. – 218 стр.
9. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 67лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА». 2007. – 121 стр.
10.
Костровицкая В., Писарев А.
Школа классического танца.–
М:Издательство «Искусство». 2012. – 273стр., ил.
11.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для
красивого движения. Ярославль. 2004. – 241 стр.
12.
Новиковская О.А. Логоритмика. Практическое пособие для
педагогов иродителей. М: Изд-во Корона Принт, 2005. – 252 стр., ил.
13.
Сборник «Хоровод друзей», танцы народов мира, - Минск: Новое
издание. 2005. – 336с., ил.
14.
Яковлева
Ю.В. Азбука балета Москва: Новое
литературноеобозрение. 2006. – 196с., ил.
15.
Яковлева Ю.В. Балет. Шаг за шагом – Москва: Новое литературное
обозрение. 2006. – 298с., ил.
8. Устав МБУ ДО «Детско-юношеский центр» № 53/46/38 от 24.12.2015г.
Электронные ресурсы
1. Авторская программа обучения детей искусству хореографии «Талант
– восьмое чудо света» Опришко М.В. (электронный ресурс)// - Режим
доступа// Официальный сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый
урок».
2. Методическая
разработка
«Использование
педагогических
технологийв работе с хореографическим коллективом» (МБОУ ДОД «Центр
детского творчества №4, г.Красноярск) (электронный ресурс)// - Режим
доступа// официальный сайт МБОУ ДОД «Центр детского творчества №4,
г.Красноярска.
3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для
красивого
движения
(электронный
ресурс)//
Режим
доступа//www.
HOTEL.DANCE.NSK.ru
4. Никитин А.В. Основы танца модерн (электронный ресурс)// Режим
доступа http://www/U1.ru
5. Онлайн-уроки, семинары, мастер-классы (электронный ресурс)//
Режимдоступа www.horeograf.com
6. Танцевальные этюды из музыкальной ритмики (электронный ресурс)//
-режим доступа//http://www. HOTEL.DANCE.NSK.ru
Литература для обучающихся
1. Балет, танец, хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и
понятий.- Москва: Планета музыки. 2017г. – 1200с., ил.
2. Наталья Александрова. Танцы.
Мини-энциклопедия для
детей.Рассказы о танцах разных народов и времен.- Санкт-Петербург. 2017г.–
148с., ил.
3. Балет.
Детская энциклопедия. История, музыка и волшебство
классического танца. – Москва. 2016г. – 72с., ил.
4. П.Киселева. Что такое балет? Почемучкины книжки. – Москва. –
79с.,ил.