Аннотация к программе дополнительного образования детей «Школа танца «Каприз»» Направленность: художественная В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человека, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения танцующих людей. Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и музыке. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты. Изменялось общество – изменялось и танцевальное искусство. XX век принес с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивым зрелищным представлением. Танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец – искусство многогранное, объединяющее действие с музыкой, художественными образами и произведениями литературы. Хореография – искусство синтетическое, в нём музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, компьютером или просто у телевизора, занятия хореографией становятся наиболее актуальными. Во-первых, танец – это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует правильную фигуру. Во-вторых – искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Таким образом, хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, и, следовательно, одним из условий успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умениедобиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают обучающегося к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Хореографические занятия совершенствуют обучающихся физически, укрепляют их здоровье. Ониспособствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков (максимально исправляют нарушения осанки, стоп). Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус. В танце находит выражение жизнерадостность и активность, развивается творческая фантазия и творческие способности: обучающиеся учатся сами создавать пластические образы. В объединение принимаются обучающиеся по желанию. Конкурсного отбора нет. Возможен прием в течение учебного года. Зачисление на обучение производится на основании личного заявления родителя/законного представителя с предоставлением справки об отсутствии противопоказаний. Занятия проводятся как в группах, так и в подгруппах, а также индивидуально. Так же возможна дистанционная форма работы с обучающимися по данной программе. Дистанционная форма предполагает размещение различных заданий в электронном виде на страничке в группе социальной сети «В контакте», а также обработку полученных результатов (ответов на опросы, выполнение заданий по средствам записи видео, составление проектных карт и т.п.). Адресат: 7-16 лет. Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу. Объем программы: 306 часов. Срок освоения: 3 года. Список литературы Нормативные акты 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012г.) – Российская газета, 31 декабря 2012. 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации, информационное письмо от 18.11.2015 № 093242 4. Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного режима образования работы детей. образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.14 № 41. 6. «Концепция развития дополнительного образования детей» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Трудовая функция 3.1.5 «Разработка программнометодического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н, зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016); Книги 1. Балет. Уроки: официальной балетной Иллюстрированное руководство программе / пер.с англ. по С.Ю.Бардиной. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004г. – 144 стр., ил. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М: Внимание: дети. 2010г. 122 стр., ил. 3. Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск: Живое слово. 2005г. 275стр. 4. Джим Холл. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/пер.сангл. Т.В.Сидориной. – М.: АСТ:Астрель, 2009г. – 409 стр. 5. Ерохина О.В. Школа танцев для детей\Серия «Мир вашего ребенка», -Ростов н\Д: Феникс. 2003. -224стр., ил. 6. Задорожная А.А. Танцы в детском саду, Москва: «ИздательствоПРИОР». 2005. - 254стр., ил. 7. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник дляпед.техникумов, - Москва: Высш.шк. 2008. - 383стр. 8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 57лет. – М.: Творческий Центр «СФЕРА». 2005. – 218 стр. 9. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 67лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА». 2007. – 121 стр. 10. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.– М:Издательство «Искусство». 2012. – 273стр., ил. 11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль. 2004. – 241 стр. 12. Новиковская О.А. Логоритмика. Практическое пособие для педагогов иродителей. М: Изд-во Корона Принт, 2005. – 252 стр., ил. 13. Сборник «Хоровод друзей», танцы народов мира, - Минск: Новое издание. 2005. – 336с., ил. 14. Яковлева Ю.В. Азбука балета Москва: Новое литературноеобозрение. 2006. – 196с., ил. 15. Яковлева Ю.В. Балет. Шаг за шагом – Москва: Новое литературное обозрение. 2006. – 298с., ил. 8. Устав МБУ ДО «Детско-юношеский центр» № 53/46/38 от 24.12.2015г. Электронные ресурсы 1. Авторская программа обучения детей искусству хореографии «Талант – восьмое чудо света» Опришко М.В. (электронный ресурс)// - Режим доступа// Официальный сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2. Методическая разработка «Использование педагогических технологийв работе с хореографическим коллективом» (МБОУ ДОД «Центр детского творчества №4, г.Красноярск) (электронный ресурс)// - Режим доступа// официальный сайт МБОУ ДОД «Центр детского творчества №4, г.Красноярска. 3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения (электронный ресурс)// Режим доступа//www. HOTEL.DANCE.NSK.ru 4. Никитин А.В. Основы танца модерн (электронный ресурс)// Режим доступа http://www/U1.ru 5. Онлайн-уроки, семинары, мастер-классы (электронный ресурс)// Режимдоступа www.horeograf.com 6. Танцевальные этюды из музыкальной ритмики (электронный ресурс)// -режим доступа//http://www. HOTEL.DANCE.NSK.ru Литература для обучающихся 1. Балет, танец, хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий.- Москва: Планета музыки. 2017г. – 1200с., ил. 2. Наталья Александрова. Танцы. Мини-энциклопедия для детей.Рассказы о танцах разных народов и времен.- Санкт-Петербург. 2017г.– 148с., ил. 3. Балет. Детская энциклопедия. История, музыка и волшебство классического танца. – Москва. 2016г. – 72с., ил. 4. П.Киселева. Что такое балет? Почемучкины книжки. – Москва. – 79с.,ил.