Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от « 07__ » июня 2022 г. № __63_ Рабочая программа внеурочной деятельности детей «Фантазия» Направление: «Художественно-эстетическая творческая деятельность» (1 класс) Составитель: Хмелева Елена Васильевна, учитель начальных классов 2022 1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазия» составлена для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Составлена на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. Курс программы рассчитан на обучение в 1 классе – 33 часа, по 1 часу в неделю. Актуальность. При реализации программы наиболее значимыми условиями для интеллектуальной и духовной деятельности, формирующей растущую личность, являются: всестороннее развитие учащихся, воспитание у них интереса к творчеству. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но не настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так интересно играть и даже ставить маленькие спектакли. Кроме того, лепка -это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек пластилина и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами Творчество играет важную роль в формировании личности ребенка. Оно способствует формированию эстетической культуры ребенка и положительного эмоционального отношения к творчеству. Занимаясь творчеством, обучающиеся получают возможность для удовлетворения потребности в созидании, в творческой самореализации. Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Задачи: развивать творческий потенциал обучающихся через художественный труд; развивать прикладные навыки и способности; воспитывать интерес и уважительное отношение к труду. В основе курса лежит системно - деятельностный подход. Данный курс вводит обучающихся в мир прикладного искусства и помогает освоить различные техники. Курс программы дает каждому обучающемуся возможность проявить себя и раскрыть свой потенциал. Основное внимание при изучении курса уделяется духовному и нравственному воспитанию обучающихся. В программе предусмотрены исследовательские и творческие задания, что обеспечивает развитие исследовательских навыков. Развитие коммуникативных навыков осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в учебном диалоге). Формы работы. Основной формой работы является занятие. Форма занятий предусматривает как фронтальную, так и индивидуальную работу. 2. Содержание учебного курса Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов. Все изучаемые темы распределены по трем разделам. 1. Первый – исходные формы (выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута). Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии. 2. Второй – доработка исходных форм (выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются). Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. 3.Третий – сложные изделия (выполнение сложных изделий). Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей. 3. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; устанавливать аналогии; проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. 4. Тематическое планирование – 1 класс Тема 1 Первый раздел: исходные формы Выполнение изделий самых простых объемных форм Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы .Выполнение изделий самых простых объемных форм. Коли чест во часо в Характеристика видов деятельности ЭОР http://900igr.net/pre zentacija/tekhnologi ja/priemy-lepki-izplastilina88437/vidy-form-izplastilina-12.html 1 Историческая справ-ка о пластилине. Его виды свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе. Разнообразие техник работ с пластилином. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Лепка из целого куска Понятие симметрия. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. 2 Исходная форма – шар. -Изделие "Неваляшка 1 3 Исходная форма – цилиндр . «Дерево» 1 4 Исходная форма – конус. «Пирамидка» 1 5 Композиция. Правила составления композиции. 1 6 7 Второй раздел: доработка исходных форм. Выполнение более сложных изделий. Тема: «Урожай» (изготовление фруктов , овощей, корзина, блюдо) Тема: «Большой праздник» (блюдо, праздничный тор, пирог) Понятие контраст. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей . 1 1 Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/5095/c onspect/168041/ 8-9 Тема: «Дары леса» ( грибы в траве , аппликация на плоскости) 2 10-11 Тема: «Подарок маме» « Ваза с цветами», «Птенчики в гнезде» 2 12-13 Тема: «С новым годом!» «Елочка пушистая» «Cнеговик» Тема: «Кто на листике живёт?» «Гусеница» «Бабочки» 2 14-15 2 работы с пластилином. Создание знакомого образа, с опорой на иллюстрации. Реализация выразительного, яркого образа Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Наглядная демонстрация готовых изделий. Третий раздел. сложные изделия Выполнение сложных изделий. 16-17 Тема «Озеро» ( «Птицы на озере», «Лебеди») http://900igr.net/pre zentacija/bez_uroka/ studija-plastilinovyjmir95118/osnovnyepriemy-lepkiispolzuemye-vplastilinografii7.html 2 Лепка из целого куска Тема: «Пасха» («Аппликация на плоскости пасхальное яйцо», «Праздничный кулич ») Тема: «Птичий двор» 2 Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. 1 21-22 Тема: «Море» («Рыбки в аквариуме», « Животные моря») 2 23-24 Тема: «Джунгли» ( «Растения джунглей» , «Животные») 2 25-28 Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. « Времена года») 4 Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. Создание знакомого образа, с опорой на иллюстрации. Реализация выразительного, яркого образа Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Наглядная демонстрация готовых изделий. 29-30 Тема : «Зоопарк из пластилина» 2 18-19 20 Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. 31-32 Тема : «Герои сказок из пластилина» 2 33 Обобщение 1 Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.