Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от « 07 » июня 2022 г. № 63
Рабочая программа
внеурочной деятельности детей
«Акварелька»
Направление: «Художественно-эстетическая творческая деятельность»
(1 класс)
Составитель:
Хмелева Елена Васильевна,
учитель начальных классов
2022
1. Пояснительная записка
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном
учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в
самовыражении.
К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития
зрительно-моторной координации.
Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым
благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами
художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости:
направлено на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так
и при помощи художественных средств;
на развитие умения видеть в природе многообразие форм и цвета, ценить красоту обыденных явлений, красоту времен года, открывать для
себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета;
на воспитание умения замечать постоянное движение в живой природе, передавать эти движения художественными средствами, слышать это
"движение" в предложенных музыкальных фрагментах, чувствовать его в поэзии.
2. Формирование художественно-творческой активности:
творчески включаться в наблюдение примет времен года;
творчески откликаться на события окружающей жизни;
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
проявлять творческий интерес к обсуждению выставок работ, выполненных в четверти и в течение года.
3. Формирование художественных знаний, умений и навыков:
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в
целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей школьников.
Предлагаемая программа, опирается на программу, утвержденную приказом Минобразования России:
Программа Изобразительное искусство и художественный труд", авт. Т.Я. Шпикалова
Содержание программы предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и
собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон
жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем.
Программа строится блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественнодеятельностный. Обучение осуществляется через изучение элементов рисунка, основ цветоведения и композиции.
Основой данной программы являются межпредметные связи, преемственность в обучении и в изучении материала, учет возрастных
психофизиологических особенностей младших школьников, интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов,
единство учебной и внеклассной работы.
Обращение внимания младших школьников на названия линий и геометрических элементов, их положение в пространстве и на плоскости
поможет в усвоении материала по математике, развивая зрительно-моторную координацию. Тесная связь с уроками музыки и литературы полнее
познакомит учащихся с художественным произведением, которое они иллюстрируют, развивая сенсорные способности и воображение, стимулируя
активизацию самостоятельного творческого процесса. Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению
используемого на уроке речевого материала. Представляя на доске новые термины и понятия, учитель помогает объединить зрительный образ с
грамматикой слова. Обращение к личному опыту, основам естественнонаучных, этнографических, исторических и культурологических знаний
своей страны и региона создает ситуацию успеха, позволяя младшему школьнику увереннее чувствовать себя в коллективе. Поэтому наряду с
основной формой организации учебного процесса - уроком - предусмотрено использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных
галереях.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
- эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
- интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
- представление о добре и зле, должном и недопустимом;
- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
- представление о содержательном досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
- эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;
- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;
- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;
- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат
действий;
- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
собственных
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных
ошибок;
- самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;
- выполнять действия, опираясь на заданный ориентир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбирать способы решения художественной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно расширять свои представления о живописи;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
- обобщать учебный материал;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Обучающийся научится:
- выражать свое мнение о произведении живописи;
- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
стремиться к пониманию позиции другого человека
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия.
- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности;
- воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- отличать материалы для рисунка, живописи;
- использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и
эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
- выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
3. Содержание учебного курса «Акварелька» 1 класс
№
Тема
Количество часов
1.Восхитись красотой нарядной осени
ЭОР
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
1
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи
1
2
Твой осенний букет. Декоративная композиция
1
3
1
4
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция,
пространство, планы
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция
5
Щедрая осень. Натюрморт.
1
6
В гостях у народного мастера. Орнамент народов России.
1
7
Ритмы травного узора хохломы.
1
8
Щедрый лес
1
1
2. Любуйся узорами красавицы зимы
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
9
О чём поведал каргопольский узор.
1
10
Русская глиняная игрушка.
1
11
Зимнее дерево. Пейзаж в графике.
1
12
Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в
графике
1
13
Белоснежные узоры. Вологодские кружева.
1
14
Цвета радуги в новогодних игрушках.
1
15-16
Новогодние фантазии
2
3.Радуйся многоцветью
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
17
По следам зимней сказки. Декоративная
композиция.
1
18
Зимние забавы. Сюжетная композиция.
1
19
Защитники земли Русской. Образ богатыря.
1
20-21
Открой секреты Дымки.
2
22
Краски природы в наряде русской красавицы.
Народный костюм
1
23
Вешние воды. Весенний пейзаж
1
24
Птицы — вестники весны. Декоративная
композиция
1
25
У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни
украшение. Образ дерева в искусстве.
1
26
Образ сказочного героя
1
27
В царстве радуги-дуги.
1
28
Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и
оттенки. весенние цветы
1
29-30
Какого цвета страна родная. Пейзаж.
2
31
Коллективная работа над проектами «Город
мастеров».
1
32-33
Обобшение
1
4. Тематическое планирование
1 класс
№
1
2
Тема
1.Восхитись
красотой
нарядной
осени
Какого цвета
осень. Живая
природа:
цвет. Пейзаж
в живописи
Твой осенний
букет.
Декоративная
композиция
Кол
-во
часо
в
1
1
Дата
Виды
деятельности
обучающихся
Беседа о
многообразии и
богатстве
окружающего
человека мира, об
особенностях
отображения его в
произведениях
разных видов
искусств.
Рисовать по
памяти, по
представлению
сюжетную
композицию
Беседа об
особенностях
национального
русского пейзажа в
природе
и искусстве.
Знакомство с
произведениями
художниковпейзажистов.
Анализ вариантов
Планируемые результаты освоения материала
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познаватель-ные
Испытывать
чувство
гордости за
свою страну
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Испытывать
чувство
гордости за
свою страну
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
3
Осенние
перемены в
природе.
Пейзаж:
композиция,
пространство
, планы
1
4
В сентябре у
рябины
именины.
Декоративная
композиция
1
5
Щедрая
осень.
Натюрморт.
1
композиционных
решений пейзажа.
Рисовать силуэт
девичьего
праздничного
головного убора и
украшать его
декоративной ком
позицией
Включать древние
образы-символы в
украшение
праздничного венца
Бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности
Слушать
собеседника,
вступать в диалог
и поддерживать
его, использовать
разные виды
делового письма
для решения
жизненно
значимых задач
Анализ формы
сосуда (горловина,
тулово, поддон) и
расположение
орнамента,
выявляющего
красоту формы и
объёма сосуда;
сохранение древней
символики
орнаментальных
мотивов.
Бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности
Слушать
собеседника,
вступать в диалог
и поддерживать
его, использовать
разные виды
делового письма
для решения
жизненно
значимых задач
Рисовать с натуры
натюрморт,
составленный из
сосуда и овощей
или фруктов.
Применять выразит
ельные
графические
средства в работе
(линия, пятно,
штрих,
Бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности
Слушать
собеседника,
вступать в диалог
и поддерживать
его, использовать
разные виды
делового письма
для решения
жизненно
значимых задач
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
светотень).
6
В гостях у
народного
мастера.
Орнамент
народов
России.
1
Рисовать с натуры
комнатные цветы
выразительными
средствами
графики: линии,
разные по виду и
ритму, пятно,
силуэт
Уважительно и
бережно
относиться к
людям труда и
результатам их
деятельности
Осознанно
действовать на
основе разных
видов инструкций
для решения
практических и
учебных задач
7
Ритмы
травного
узора
хохломы.
1
Выбирать сюжет
для творческой
работы из
предлагаемых или
запомнившихся из
наблюдаемых
осенних
праздников в своём
крае, городе
(посёлке).
Создавать по
представлению или
по памяти
композицию
осеннего праздника
День урожая.
Бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности
8
Щедрый лес
1
Изображать знакисимволы в
Испытывать
чувство
Осознанно
действовать на
основе разных
между объектами и
процессами
Использовать
Использовать
доступные
усвоенные
источники и
логические
средства
операции
получения
(сравнение, анализ,
информации для
синтез, обобщение,
решения
классификацию,
коммуникативных установление
и познавательных аналогий,
задач.
закономерностей,
причинноследственных
связей) на
наглядном,
доступном
вербальном
материале.
Слушать
Использовать в
собеседника,
жизни и
вступать в диалог деятельности
и поддерживать
некоторые
его, использовать межпредметные
разные виды
знания,
делового письма
отражающие
для решения
несложные,
жизненно
доступные
значимых задач
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
Использовать в
жизни и
деятельности
9
10
2. Любуйся
узорами
красавицы
зимы
О чём
поведал
каргопольски
й узор.
Русская
глиняная
игрушка.
1
1
филимоновской
росписи.
Передавать специф
ику стилистики
произведений
народного
художественного
промысла России
гордости за
свою страну
видов инструкций
для решения
практических и
учебных задач;
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
. Рисовать с натуры
натюрморт, учитыв
ать в его
композиции
простейшие
приёмы
перспективы в
расположении
предметов на
плоскости (ближе
— дальше,
загораживание),
применять разные
оттенки красного
цвета
Рисовать с натуры
вазу из обычного
стекла, применять
выразительные
средства графики:
белые линии,
штрихи разной
толщины,
направления и
Испытывать
чувство
гордости за
свою страну
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Гордиться
школьными
успехами и
достижениями
как
собственными,
так и своих
товарищей
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Использовать
доступные
источники и
средства
получения
информации для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач.
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
ритма, силуэт,
симметрию.
11
12
13
связи и отношения
между объектами и
процессами
Зимнее
дерево.
Пейзаж в
графике.
Зимний
пейзаж: день
и ночь.
Зимний
пейзаж в
графике
1
1
Прослеживать пост
епенный переход от
тёмного к светлому
оттенка синего
цвета, осваивать
приёмы гжельского
живописного мазка
(мазок с
растяжением, мазок
с тенями,
примакивание). По
вторять элементы
росписи Гжели
(фигурные и
растительные:
«усики», «завитки»,
«капельки»,
«листочки»).
Активно
включаться в
общеполезную
социальную
деятельность;
бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку,
корректировать в
соответствии с ней
свою деятельность
Белоснежные
узоры.
Вологодские
кружева.
1
Намечать линию
горизонта и располагать
деревья на
ближнем и дальнем
планах. Подбирать
цвета для неба и
снега. Изображать
приёмами
гжельского
Активно
включаться в
общеполезную
социальную
деятельность
Осознанно
действовать на
основе разных
видов инструкций
для решения
практических и
учебных задач;
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
Использовать
усвоенные
логические
операции
(сравнение, анализ,
синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных
связей) на
наглядном,
доступном
вербальном
материале, основе
практической
деятельности в
соответствии с
индивидуальными
возможностями
Использовать
Использовать в
доступные
жизни и
источники и
деятельности
средства
некоторые
получения
межпредметные
информации для
знания,
решения
отражающие
коммуникативных несложные,
и познавательных доступные
задач.
существенные
14
Цвета радуги
в новогодних
игрушках.
1
1516
Новогодние
фантазии
2
живописного мазка
деревья и
кусты. Рисовать по
памяти, по
представлению
«Зимний
пейзаж»,
использовать в нём
свои наблюдения
природы. Сочетать
разные
художественновыразительные
средства: широкий
мазок по сырому,
«живописный
мазок», линию
горизонта, планы,
цвет.
Выполнять
быстрые линейные
наброски
выражения лица:
человек смеётся
или сердится,
спокоен или
гневается. Создать
эскиз карнавальной
маски — образ
сказочного или
фантастического
персонажа.
Рисовать по
представлению или
наблюдению
композицию
«Новогодняя ёлка в
комнате или на
улице». Передавать
связи и отношения
между объектами и
процессами
Адекватно
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки,
живописи и др.
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Гордиться
школьными
успехами и
достижениями
как
собственными,
Адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку,
корректировать в
соответствии с ней
свою деятельность
Использовать
доступные
источники и
средства
получения
информации для
решения
Использовать
усвоенные
логические
операции
(сравнение, анализ,
синтез, обобщение,
классификацию,
3.Радуйся
многоцветью
17
По следам
зимней
сказки.
Декоративная
композиция.
1
цветом радостное
чувство праздника
с помощью яркого
света на
поверхности
стеклянных
игрушек и
сверкающего
блика.
так и своих
товарищей
Изображать по
памяти или по
представлению
силуэт одноглавого
белокаменного
храма. Использоват
ь в композиции
выразительное
сочетание
архитектурных
объёмов, а также
выразительные
средства языка
живописи и
декоративноприкладного
искусства.
Беседа о зимнем
пейзаже.
Выполнять упражн
ение на получение
нежных оттенков
приёмом смешения
Активно
включаться в
общеполезную
социальную
деятельность;
бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности;
Обладать
готовностью к
осуществлению
самоконтроля в
процессе
деятельности
Активно
включаться в
общеполезную
социальную
деятельность
Осознанно
действовать на
основе разных
видов инструкций
для решения
практических и
учебных задач;
коммуникативных установление
и познавательных аналогий,
задач.
закономерностей,
причинноследственных
связей) на
наглядном,
доступном
вербальном
материале, основе
практической
деятельности в
соответствии с
индивидуальными
возможностями
Слушать
Использовать в
собеседника,
жизни и
вступать в диалог деятельности
и поддерживать
некоторые
его, использовать межпредметные
разные виды
знания,
делового письма
отражающие
для решения
несложные,
жизненно
доступные
значимых задач
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
18
Зимние
забавы.
Сюжетная
композиция.
1
яркого цвета с
белилами.
Выбирать сюжет
для своего зимнего
пейзажа,
определять линию
горизонта в нём,
составлять его
композиционную
схему, намечать
место снежного
покрова и деревьев,
решать, какое
время дня и почему
выбрать для своего
пейзажа, подбирать
соответствующую
цветовую гамму.
Решать,какой
сюжет изображать
в ней: прогулку с
друзьями на лыжах,
катание на коньках
или с гор на санках,
игру в снежки и др.
Использовать схема
тические рисунки
пропорций
человеческой
фигуры в движении
при поиске
движений героев
собственной
композиции. Опред
елять, какая
цветовая гамма
будет
соответствовать
твоему замыслу
трудовых,
бытовых и др.)
Гордиться
школьными
успехами и
достижениями
как
собственными,
так и своих
товарищей
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Использовать
доступные
источники и
средства
получения
информации для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач.
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
19
Защитники
земли
Русской.
Образ
богатыря.
1
2021
Открой
секреты
Дымки.
2
22
Краски
природы в
наряде
русской
красавицы.
Народный
костюм
1
(солнечный или
пасмурный день).
Использовать форм
у изразца —
квадрат или
прямоугольник. Ст
роить композицию
узора на ней с
учётом симметрии
для растительных
мотивов и свободно
от неё при
изображении
фантастических
зверей, птиц или
людей.
Рассматривать стар
инные русские
печные изразцы
Изображать печь в
единстве её частей
(опечье, шесток,
устье, печурки,
дымоход) в
крестьянском доме.
Изображать сюжет
но-декоративную
композицию по
мотивам народной
сказки, в которой
печь помогает
героям.
Рассматривать кост
юм и доспехи
русских воинов
далёкого прошлого,
выделять их детали
и декор.
Адекватно
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки,
живописи и др.
Адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку,
корректировать в
соответствии с ней
свою деятельность
Слушать
собеседника,
вступать в диалог
и поддерживать
его, использовать
разные виды
делового письма
для решения
жизненно
значимых задач
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Гордиться
школьными
успехами и
достижениями
как
собственными,
так и своих
товарищей
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Использовать
доступные
источники и
средства
получения
информации для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач.
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
Адекватно
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки,
живописи и др.
Адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку,
корректировать в
соответствии с ней
свою деятельность
Слушать
собеседника,
вступать в диалог
и поддерживать
его, использовать
разные виды
делового письма
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Изображать воина богатыря
23
Вешние воды.
Весенний
пейзаж
1
24
Птицы —
вестники
весны.
Декоративная
композиция
1
Различать признаки
этого праздника и
прихода весны,
подмеченные в
жизни и
воспроизведённые
на картинах
живописцев и в
произведениях
народного
мастера. Изображат
ь силуэт саночек
для катания на
Масленицу. Украш
ать саночки,
импровизируя
образы-символы
лучистого
солнышка, земли.
Рассматривать стар
инные предметы
быта в натуре и
живописные
натюрморты с их
изображением. Исп
ользовать приёмы
построения
симметричных
предметов с
помощью оси
симметрии. Рисоват
ь с натуры
натюрморт
«Предметы
старинного
быта», применять
Адекватно
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки,
живописи и др.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности
Бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности
для решения
жизненно
значимых задач
Слушать
собеседника,
вступать в диалог
и поддерживать
его
Слушать
собеседника,
вступать в диалог
и поддерживать
его, использовать
разные виды
делового письма
для решения
жизненно
значимых задач
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами
25
У Лукоморья
дуб
зелёный…»
Дерево —
жизни
украшение.
Образ дерева
в искусстве.
1
26
Образ
сказочного
героя
В царстве
радуги-дуги.
1
27
1
простейшие
приёмы
перспективы
расположения
предметов на
плоскости, использ
овать известные
приёмы и техники в
живописном
натюрморте.
Устно описывать
традиционную
женскую одежду,
которую встречал
на иллюстрациях в
книгах, видел в
театральном
представлении или
кинофильме, в
музее.
Рисовать фигуру
красной девицы в
народной одежде.
Изображать основн
ые элементы
народного костюма
(рубаху, сарафан,
душегрею,
головной убор —
венец или
корону). Соблюдат
ь симметрию.
Рассматривать мин
иатюры палехских
народных
Активно
включаться в
общеполезную
социальную
деятельность;
бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию
родного края и
страны.
Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности;
Обладать
готовностью к
осуществлению
самоконтроля в
процессе
деятельности
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
Использовать
усвоенные
логические
операции
(сравнение, анализ,
синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных
связей) на
наглядном,
доступном
вербальном
материале, основе
практической
деятельности в
соответствии с
индивидуальными
возможностями
Испытывать
чувство
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
28
Красуйся
красота по
цветам
лазоревым.
Цвет и
оттенки.
весенние
цветы
1
2930
Какого цвета
страна
2
мастеров. Планиров
ать свою работу
(определять
порядок её
выполнения) в
соответствии с
последовательность
ю палехских
мастеров (выбирать
сюжет из сказки А.
Пушкина,
выполнять
схематическую
зарисовку
композиции,
изображать
главных героев в
действии по
сюжету и детали
(люди, фон,
природа,
архитектура)
Называть, какие
цвета участвуют в
создании весеннего
колорита в разных
пейзажах И.
Левитана.
Решать, какие
весенние состояния
природы
изобразить в
творческой работе,
определять, какие
цвета могут
передавать.
гордости за
свою страну
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
его временнопространственную
организацию
Адекватно
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки,
живописи и др.
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
Дифференцированн
о воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Участвовать в
обсуждении
Испытывать
чувство
Принимать и
сохранять цели и
Вступать и
поддерживать
Дифференцированн
о воспринимать
родная.
Пейзаж.
31
Коллективная
работа над
проектами
«Город
мастеров».
1
3233
Обобшение
1
представлений
художника о
звёздном мире.
Нарисовать фантас
тический пейзаж
«Космические
дали». Представлят
ь себя летящим
среди звёзд и
передавать свои
воображаемые
космические
впечатления в
цвете, использовать
известные приёмы
и техники.
Включать в
композицию
летательные
аппараты
необычной формы
Наблюдать изменен
ия в весенней
природе. Выполнят
ь композицию
«Весна
разноцветная» в
технике монотипии
— разового
отпечатка с
дорисовкой. Сделат
ь отпечаток Дорисо
вать увиденное
кистью,
фломастером или
тушью.
гордости за
свою страну
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
коммуникацию в
разных ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.)
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию
Гордиться
школьными
успехами и
достижениями
как
собственными,
так и своих
товарищей
Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять
коллективный
поиск средств их
осуществления
Использовать
доступные
источники и
средства
получения
информации для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач.
Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами