Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от « 07 » июня 2022 г. № 63 Рабочая программа внеурочной деятельности детей «Акварелька» Направление: «Художественно-эстетическая творческая деятельность» (1 класс) Составитель: Хмелева Елена Васильевна, учитель начальных классов 2022 1. Пояснительная записка Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: 1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости: направлено на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и при помощи художественных средств; на развитие умения видеть в природе многообразие форм и цвета, ценить красоту обыденных явлений, красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета; на воспитание умения замечать постоянное движение в живой природе, передавать эти движения художественными средствами, слышать это "движение" в предложенных музыкальных фрагментах, чувствовать его в поэзии. 2. Формирование художественно-творческой активности: творчески включаться в наблюдение примет времен года; творчески откликаться на события окружающей жизни; проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; проявлять творческий интерес к обсуждению выставок работ, выполненных в четверти и в течение года. 3. Формирование художественных знаний, умений и навыков: Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Предлагаемая программа, опирается на программу, утвержденную приказом Минобразования России: Программа Изобразительное искусство и художественный труд", авт. Т.Я. Шпикалова Содержание программы предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. Программа строится блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественнодеятельностный. Обучение осуществляется через изучение элементов рисунка, основ цветоведения и композиции. Основой данной программы являются межпредметные связи, преемственность в обучении и в изучении материала, учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников, интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов, единство учебной и внеклассной работы. Обращение внимания младших школьников на названия линий и геометрических элементов, их положение в пространстве и на плоскости поможет в усвоении материала по математике, развивая зрительно-моторную координацию. Тесная связь с уроками музыки и литературы полнее познакомит учащихся с художественным произведением, которое они иллюстрируют, развивая сенсорные способности и воображение, стимулируя активизацию самостоятельного творческого процесса. Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Представляя на доске новые термины и понятия, учитель помогает объединить зрительный образ с грамматикой слова. Обращение к личному опыту, основам естественнонаучных, этнографических, исторических и культурологических знаний своей страны и региона создает ситуацию успеха, позволяя младшему школьнику увереннее чувствовать себя в коллективе. Поэтому наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - предусмотрено использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях. 2. Планируемые результаты Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: - эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания; - эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества; - интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров; - представление о добре и зле, должном и недопустимом; - первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества; - представление о содержательном досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: - потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности; - эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве; - мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки; - осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках; - трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; - осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат действий; - выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; - эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве; вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу; - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. собственных Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок; - самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи; - выполнять действия, опираясь на заданный ориентир. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач; - применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника; - представлять информацию в виде небольшого сообщения; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выбирать способы решения художественной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно расширять свои представления о живописи; - соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства; - обобщать учебный материал; - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать аналогии; - работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной; - сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства. Коммуникативные универсальные учебные действия - Обучающийся научится: - выражать свое мнение о произведении живописи; - принимать активное участие в различных видах совместной деятельности; - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы; - контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; - понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; - понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - задавать вопросы; - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; стремиться к пониманию позиции другого человека Обучающийся получит возможность научиться: - понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении; - контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности; - формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия. - проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности. Предметные результаты Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится: - различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности; - воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; - различать основные виды и жанры пластических искусств; - отличать материалы для рисунка, живописи; - использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла; - участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними; - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания; - применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ; - выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла; - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту; 3. Содержание учебного курса «Акварелька» 1 класс № Тема Количество часов 1.Восхитись красотой нарядной осени ЭОР https://resh.edu.ru/subject/7/1/ 1 Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи 1 2 Твой осенний букет. Декоративная композиция 1 3 1 4 Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция 5 Щедрая осень. Натюрморт. 1 6 В гостях у народного мастера. Орнамент народов России. 1 7 Ритмы травного узора хохломы. 1 8 Щедрый лес 1 1 2. Любуйся узорами красавицы зимы https://resh.edu.ru/subject/7/1/ 9 О чём поведал каргопольский узор. 1 10 Русская глиняная игрушка. 1 11 Зимнее дерево. Пейзаж в графике. 1 12 Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике 1 13 Белоснежные узоры. Вологодские кружева. 1 14 Цвета радуги в новогодних игрушках. 1 15-16 Новогодние фантазии 2 3.Радуйся многоцветью https://resh.edu.ru/subject/7/1/ 17 По следам зимней сказки. Декоративная композиция. 1 18 Зимние забавы. Сюжетная композиция. 1 19 Защитники земли Русской. Образ богатыря. 1 20-21 Открой секреты Дымки. 2 22 Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм 1 23 Вешние воды. Весенний пейзаж 1 24 Птицы — вестники весны. Декоративная композиция 1 25 У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве. 1 26 Образ сказочного героя 1 27 В царстве радуги-дуги. 1 28 Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. весенние цветы 1 29-30 Какого цвета страна родная. Пейзаж. 2 31 Коллективная работа над проектами «Город мастеров». 1 32-33 Обобшение 1 4. Тематическое планирование 1 класс № 1 2 Тема 1.Восхитись красотой нарядной осени Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи Твой осенний букет. Декоративная композиция Кол -во часо в 1 1 Дата Виды деятельности обучающихся Беседа о многообразии и богатстве окружающего человека мира, об особенностях отображения его в произведениях разных видов искусств. Рисовать по памяти, по представлению сюжетную композицию Беседа об особенностях национального русского пейзажа в природе и искусстве. Знакомство с произведениями художниковпейзажистов. Анализ вариантов Планируемые результаты освоения материала Личностные Регулятивные Коммуникативные Познаватель-ные Испытывать чувство гордости за свою страну Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию Испытывать чувство гордости за свою страну Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию 3 Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство , планы 1 4 В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция 1 5 Щедрая осень. Натюрморт. 1 композиционных решений пейзажа. Рисовать силуэт девичьего праздничного головного убора и украшать его декоративной ком позицией Включать древние образы-символы в украшение праздничного венца Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач Анализ формы сосуда (горловина, тулово, поддон) и расположение орнамента, выявляющего красоту формы и объёма сосуда; сохранение древней символики орнаментальных мотивов. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач Рисовать с натуры натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов. Применять выразит ельные графические средства в работе (линия, пятно, штрих, Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения светотень). 6 В гостях у народного мастера. Орнамент народов России. 1 Рисовать с натуры комнатные цветы выразительными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач 7 Ритмы травного узора хохломы. 1 Выбирать сюжет для творческой работы из предлагаемых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке). Создавать по представлению или по памяти композицию осеннего праздника День урожая. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности 8 Щедрый лес 1 Изображать знакисимволы в Испытывать чувство Осознанно действовать на основе разных между объектами и процессами Использовать Использовать доступные усвоенные источники и логические средства операции получения (сравнение, анализ, информации для синтез, обобщение, решения классификацию, коммуникативных установление и познавательных аналогий, задач. закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале. Слушать Использовать в собеседника, жизни и вступать в диалог деятельности и поддерживать некоторые его, использовать межпредметные разные виды знания, делового письма отражающие для решения несложные, жизненно доступные значимых задач существенные связи и отношения между объектами и процессами Вступать и поддерживать коммуникацию в Использовать в жизни и деятельности 9 10 2. Любуйся узорами красавицы зимы О чём поведал каргопольски й узор. Русская глиняная игрушка. 1 1 филимоновской росписи. Передавать специф ику стилистики произведений народного художественного промысла России гордости за свою страну видов инструкций для решения практических и учебных задач; разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами . Рисовать с натуры натюрморт, учитыв ать в его композиции простейшие приёмы перспективы в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше, загораживание), применять разные оттенки красного цвета Рисовать с натуры вазу из обычного стекла, применять выразительные средства графики: белые линии, штрихи разной толщины, направления и Испытывать чувство гордости за свою страну Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные ритма, силуэт, симметрию. 11 12 13 связи и отношения между объектами и процессами Зимнее дерево. Пейзаж в графике. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике 1 1 Прослеживать пост епенный переход от тёмного к светлому оттенка синего цвета, осваивать приёмы гжельского живописного мазка (мазок с растяжением, мазок с тенями, примакивание). По вторять элементы росписи Гжели (фигурные и растительные: «усики», «завитки», «капельки», «листочки»). Активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Белоснежные узоры. Вологодские кружева. 1 Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Изображать приёмами гжельского Активно включаться в общеполезную социальную деятельность Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями Использовать Использовать в доступные жизни и источники и деятельности средства некоторые получения межпредметные информации для знания, решения отражающие коммуникативных несложные, и познавательных доступные задач. существенные 14 Цвета радуги в новогодних игрушках. 1 1516 Новогодние фантазии 2 живописного мазка деревья и кусты. Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественновыразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет. Выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеётся или сердится, спокоен или гневается. Создать эскиз карнавальной маски — образ сказочного или фантастического персонажа. Рисовать по представлению или наблюдению композицию «Новогодняя ёлка в комнате или на улице». Передавать связи и отношения между объектами и процессами Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Использовать доступные источники и средства получения информации для решения Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, 3.Радуйся многоцветью 17 По следам зимней сказки. Декоративная композиция. 1 цветом радостное чувство праздника с помощью яркого света на поверхности стеклянных игрушек и сверкающего блика. так и своих товарищей Изображать по памяти или по представлению силуэт одноглавого белокаменного храма. Использоват ь в композиции выразительное сочетание архитектурных объёмов, а также выразительные средства языка живописи и декоративноприкладного искусства. Беседа о зимнем пейзаже. Выполнять упражн ение на получение нежных оттенков приёмом смешения Активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности Активно включаться в общеполезную социальную деятельность Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; коммуникативных установление и познавательных аналогий, задач. закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями Слушать Использовать в собеседника, жизни и вступать в диалог деятельности и поддерживать некоторые его, использовать межпредметные разные виды знания, делового письма отражающие для решения несложные, жизненно доступные значимых задач существенные связи и отношения между объектами и процессами Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию 18 Зимние забавы. Сюжетная композиция. 1 яркого цвета с белилами. Выбирать сюжет для своего зимнего пейзажа, определять линию горизонта в нём, составлять его композиционную схему, намечать место снежного покрова и деревьев, решать, какое время дня и почему выбрать для своего пейзажа, подбирать соответствующую цветовую гамму. Решать,какой сюжет изображать в ней: прогулку с друзьями на лыжах, катание на коньках или с гор на санках, игру в снежки и др. Использовать схема тические рисунки пропорций человеческой фигуры в движении при поиске движений героев собственной композиции. Опред елять, какая цветовая гамма будет соответствовать твоему замыслу трудовых, бытовых и др.) Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами 19 Защитники земли Русской. Образ богатыря. 1 2021 Открой секреты Дымки. 2 22 Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм 1 (солнечный или пасмурный день). Использовать форм у изразца — квадрат или прямоугольник. Ст роить композицию узора на ней с учётом симметрии для растительных мотивов и свободно от неё при изображении фантастических зверей, птиц или людей. Рассматривать стар инные русские печные изразцы Изображать печь в единстве её частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход) в крестьянском доме. Изображать сюжет но-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям. Рассматривать кост юм и доспехи русских воинов далёкого прошлого, выделять их детали и декор. Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию Изображать воина богатыря 23 Вешние воды. Весенний пейзаж 1 24 Птицы — вестники весны. Декоративная композиция 1 Различать признаки этого праздника и прихода весны, подмеченные в жизни и воспроизведённые на картинах живописцев и в произведениях народного мастера. Изображат ь силуэт саночек для катания на Масленицу. Украш ать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли. Рассматривать стар инные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. Исп ользовать приёмы построения симметричных предметов с помощью оси симметрии. Рисоват ь с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности для решения жизненно значимых задач Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами 25 У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве. 1 26 Образ сказочного героя В царстве радуги-дуги. 1 27 1 простейшие приёмы перспективы расположения предметов на плоскости, использ овать известные приёмы и техники в живописном натюрморте. Устно описывать традиционную женскую одежду, которую встречал на иллюстрациях в книгах, видел в театральном представлении или кинофильме, в музее. Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде. Изображать основн ые элементы народного костюма (рубаху, сарафан, душегрею, головной убор — венец или корону). Соблюдат ь симметрию. Рассматривать мин иатюры палехских народных Активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями Испытывать чувство Принимать и сохранять цели и задачи решения Вступать и поддерживать коммуникацию в Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, 28 Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. весенние цветы 1 2930 Какого цвета страна 2 мастеров. Планиров ать свою работу (определять порядок её выполнения) в соответствии с последовательность ю палехских мастеров (выбирать сюжет из сказки А. Пушкина, выполнять схематическую зарисовку композиции, изображать главных героев в действии по сюжету и детали (люди, фон, природа, архитектура) Называть, какие цвета участвуют в создании весеннего колорита в разных пейзажах И. Левитана. Решать, какие весенние состояния природы изобразить в творческой работе, определять, какие цвета могут передавать. гордости за свою страну типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) его временнопространственную организацию Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Дифференцированн о воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию Участвовать в обсуждении Испытывать чувство Принимать и сохранять цели и Вступать и поддерживать Дифференцированн о воспринимать родная. Пейзаж. 31 Коллективная работа над проектами «Город мастеров». 1 3233 Обобшение 1 представлений художника о звёздном мире. Нарисовать фантас тический пейзаж «Космические дали». Представлят ь себя летящим среди звёзд и передавать свои воображаемые космические впечатления в цвете, использовать известные приёмы и техники. Включать в композицию летательные аппараты необычной формы Наблюдать изменен ия в весенней природе. Выполнят ь композицию «Весна разноцветная» в технике монотипии — разового отпечатка с дорисовкой. Сделат ь отпечаток Дорисо вать увиденное кистью, фломастером или тушью. гордости за свою страну задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) окружающий мир, его временнопространственную организацию Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами