Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «7» июня 2022 г. № 63 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» 1-4 классы Составитель: Березина К.В. учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 4, 1 кв. категория, стаж работы 25 года. 2022 г. 1.Пояснительная записка. Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения. Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями. Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности. Цели: - развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других; - формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание. Задачи: Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе; Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях Основные принципы программы: -принцип единства сознания и деятельности; -принцип наглядности; -принцип личностной ориентации; -принцип системности и целостности; -принцип гуманизма; -принцип практической направленности Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоупрограммы. Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: Самостоятельности в принятии правильного решения; Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования 2 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Школа безопасности». 1 класс Должны знать: -общие понятия и чрезвычайные ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие; -основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом; -общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях; -наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; -правила безопасного поведения в парке, скверах. В лесу, понятие об ориентировании на местности; -опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты. 2 класс Должны знать: -чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов; -правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах; -правила безопасного поведения в лесу, в поле; -возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила -поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила -поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки; какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». 3 класса. Учащиеся должны знать: Чем опасны водоёмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоёмов; Правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения в лесу, в поле; Возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми. От чего зависит наше здоровье? Как живёт наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес. Травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Учащиеся должны уметь: Правильно переходить по льду. Правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «Кроль на груди». 3 Ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой. Уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них. Уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами. Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении. Уметь действовать при сигнале «Внимание всем!» 4 класса. учащиеся должны знать: правила перехода дороги; правила движения на велосипедах; правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров; основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, прикатании на лодке; способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства; как ориентироваться на местности; как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности при разведении костра; когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова; основные понятия- «здоровье», «здоровый образ жизни» факторы, влияющие на состояние здоровья- (курение, алкоголь, токсикомания). учащиеся должны уметь: правильно переходить дорогу, перекрёсток; ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным признакам; определять расстояние по карте и по местности; организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву; завязать 1-2 вида узлов; развести и погасить костёр; вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа; оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена). 3. Содержание программы 1 класс I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие. II. Основы здорового образа жизни 2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления. 2.2. Основы личной гигиены Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом. III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Ожоги. Как уберечься от ожогов. 3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых 4 Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых. IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 4.1. Безопасное поведение дома Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. 4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. 4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть. 4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. 4.5. Безопасное поведение на природе Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения. 2 класс I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 1.1. Чрезвычайные ситуации Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. 1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. 2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами. III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 3.1. Безопасное поведение на воде Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Уроки плавания: — подготовительные упражнения для освоения в воде; 5 — техника спортивного плавания «кроль на груди». 3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. 3.3. Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. 3 класс I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 1.1. Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. 1.2. Мы — пассажиры Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. 1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. 1.4. Безопасное поведение дома Лифт — наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. 1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы. II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. 3.1. Чрезвычайные ситуации Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, 6 наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. 3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. 4 класс I. Основы здорового образа жизни 1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. 1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек. II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи. 2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена). III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах) Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. 3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах) Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. 3.3. Безопасное поведение на природе Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. 3.4. Безопасное поведение на водеОсновные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства. 7 4. Тематическое планирование. Раздел 1 класс Что такое опасность. Тема Безопасное поведение на улицах и дорогах. Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Безопасное поведение на воде. Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Безопасное поведение на природе. Основы медицинских знаний Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская и оказание первой помощи помощь. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Основы здорового образа Основные понятия «здоровье» и жизни «здоровый образ жизни». 2 класс Чрезвычайные ситуации. Какими бывают Что такое опасность. Защита человека в чрезвычайные ситуации. чрезвычайных ситуациях Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!» Кол-во часов Виды учебной деятельности 5 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала Работа с раздаточным материалом. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Проведение исследовательского эксперимента. 2 1 2 1 1 3 2 1 1 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Просмотр учебных фильмов. Анализ 8 Основы медицинских знаний Болезни, их причины и связь с образом 2 и оказание первой жизни. медицинской помощи От чего зависит наше здоровье. 1 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся Безопасное поведение на воде. Безопасное поведение на природе. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как вести себя на реке зимой. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. 4 1 1 1 графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала Работа с раздаточным материалом. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Проведение исследовательского эксперимента. 1 ПДД. Безопасное поведение на дорогах. 3 Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. 3 класс Что такое опасность. ПДД. ПБ Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. ПБ. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в 5 2 1 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала 9 быту. Особенности поведения с незнакомыми 1 людьми: опасные незнакомцы Основы медицинских знаний Основы медицинских знаний и оказание 3 и оказание первой первой медицинской помощи медицинской помощи Чрезвычайные ситуации природного 2 ЧС происхождения – стихийные бедствия Организация оповещения населения о 2 чрезвычайных ситуациях 4 класс Стихийные явления природы. Что такое опасность. Ядовитые змеи и насекомые. Первая 4 Природная опасность помощь. Ядовитые растения. Первая помощь. Солнечная радиация. Первая помощь. Безопасность в доме. 5 Техногенная опасность. Правила поведения при пожаре. Правила поведения при пожаре. Первая медицинская помощь при травмах, ожогах, носовом кровотечении. Безопасность на воде. Социальная опасность. Взаимосвязь здоровья и образа жизни 3 (начальные сведения о вредных привычках: курение, употребление наркотиков, алкоголя). Режим дня. Инфекционные заболевания и их профилактика. Личная и общественная гигиена Безопасность пешеходов. Условия безопасного Когда ты становишься водителем. поведения учащихся. Правила дорожного движения. 5 Работа с раздаточным материалом. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Проведение исследовательского эксперимента. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала Работа с раздаточным материалом. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Проведение исследовательского эксперимента. 10 11