Директор МБОУ Подписано цифровой
подписью: Директор
СОШ № 4
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Николаевна
Елагина Наталья Наталья
Дата: 2025.02.27 15:24:44
Николаевна
+05'00'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа № 4"
Приложение
к приказу директора
МБОУ СОШ №4
от « » июня 2024 г. № __
Учебный план
начального и основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4»
для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости
(вариант 1)
на 2024-2025 учебный год
Артёмовский городской округ, Свердловская область 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год (далее – Учебный план)
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, формы промежуточной аттестации.
Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся с легкой степенью отсталости, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Настоящий учебный план разработан в соответствии с федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)", утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика,
Математика,
Естествознание,
Человек и общество,
Искусство,
Физическая культура,
Технология.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке
как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных
ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение
нормами речевого этикета
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика (Математика и информатика)
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах
практической
деятельности).
Развитие
способности
использовать
некоторые
математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные
предметы:
Мир природы
и человека,
Природоведение,
Биология, География.
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение
полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и
разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье.
Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода
за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за
своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских
и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической
географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и
океанов. Расширение географических представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика,
Обществоведение.
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более
широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение
морально- этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных
отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека
и общества.
История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых
исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах
народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему
Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Предметная область «Искусство». Учебные
предметы: Рисование, Музыка.
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание
интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических
занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой
атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной
сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технология».
Учебные предметы: Ручной труд, Профильный труд.
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой
деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных
жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является
«Коррекционно-развивающая область» которая представлена Ритмикой и
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие
координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний
об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены курсы:
«Основы информационной грамотности», «Письменный русский язык», «Внеклассное
чтение», «Математика вокруг нас», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Мир
музыки», «Изобразительное искусство» кроме того курсы внеурочной деятельности. Выбор
курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью, индивидуальной программы реабилитации.
Коррекционно-развивающая область представлена курсами: ритмика, коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Время, отведенное на
реализацию коррекционно- развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится до 3 часов в
неделю. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и индивидуальной
программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеклассное время.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (социальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное)
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса. На курсы внеурочной деятельности отводится до 3 часов в
неделю в каждом классе: курсы внеурочной деятельности «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Разговоры о важном», «Функциональная грамотность»,
«Профессиональное самоопределение». Выбор курсов осуществляется исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью, индивидуальной
программы реабилитации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется расписанием занятий.
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя
общеобразовательная школа № 4" начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025.
Сроки освоения АООП ОО обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями составляют 9 лет; на основании заключений ПМПК
сроки могут быть увеличены до 13 лет.
Учебный план общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) недельный
на 2024-2025 ученый год
Количество часов в неделю
Предметные
учебные предметы
области
всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3
3
3
3
4
4
4
4
4
32
Чтение
3
(литературное чтение)
4
4
4
4
4
4
4
4
35
2
3
0
2
4
0
2
4
0
2
4
0
0
4
0
0
4
0
0
3
1
0
3
1
0
3
1
8
32
3
2
1
1
1
0
0
0
0
0
5
0
0
0
0
2
2
0
0
0
4
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
2
2
2
2
2
2
6
8
0
0
0
0
1
1
2
2
2
8
0
0
0
0
0
2
0
0
0
2
0
0
0
0
0
0
2
2
2
6
0
2
0
1
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
1
0
1
0
2
6
1
1
1
1
2
0
0
0
0
6
Обязательная часть
Язык
речевая
практика
и
Русский язык
Речевая практика
Математика
Математика
Информатика
Мир
природы
человека
и
Естествозна Природоведение
ние
Биология
География
Основы социальной
жизни
Человек
и Мир истории
общество
История
Отечества
Этика
Музыка
Рисование
Искусство
(изобразительное
искусство)
Физическая
культура
Адаптивная
2
физическая культура
2
2
2
2
2
2
2
2
18
Технологии
Ручной труд
2
1
1
1
0
0
0
0
0
5
Профильный труд
0
0
0
0
4
4
4
4
4
20
20
19
19
19
24
25
26
27
27
206
Часть, формируемая
участниками
образовательных отношений
Письменный русский язык
1
1
1
3
Внеклассное чтение
1
1
1
3
Математика вокруг нас
Основы безопасности и защиты
Родины
Мир музыки
1
1
1
Итого:
0,5
Изобразительное искусство
Элективный
курс
«Основы
информационной грамотности»
Нагрузка
при
5-дневной
20
учебной неделе
Учебные недели
34
Итого часов
Коррекционно-развивающая
область:
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Ритмика
Всего часов в неделю
Учебные недели
Итого часов
1
1
5
1
1
4
0,5
1
1
1
2
1
1
2
0,5
0,5
1
22
22
22
25
28
29
29
29
226
34
34
34
34
34
34
34
34
680
748
748 748 850 952 986 986 986
7684
5
5
5
5
4
4
4
4
4
40
2
2
1
25
34
850
2
2
1
27
34
918
2
2
1
27
34
918
2
2
1
27
34
918
2
2
0
29
34
986
2
2
0
32
34
1088
2
2
0
33
34
1122
2
2
0
33
34
1122
2
2
0
33
34
1122
18
18
4
266
9044
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных
результатов образовательной деятельности за учебный год
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года, как средняя арифметическая отметка за четверти
с учетом годовой контрольной работы. Годовая отметка (c 1-9 классах) выставляется на основе
четвертных отметок с учетом отметки, полученной за годовую контрольную работу.
Промежуточная аттестация по элективным курсам и предметам из коррекционно – развивающей
области не проводится.