РП-ЗПР психолог 1-4 класс

Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна

Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Наталья Николаевна
Дата: 2025.01.23 10:51:57
+05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Адаптированная рабочая программа психологических занятий
для детей с задержкой психического развития
для 1-4 классов

Педагог-психолог:
Пономарева Алена Владимировна

с. Покровское.
2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и
задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для
обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития).
В образовательном пространстве МБОУ СОШ № 4 обучаются дети с особыми
образовательными потребностями. В индивидуальном сопровождении педагогапсихолога находятся дети имеющие статус ЗПР по определению ПМПК. При
индивидуальном сопровождении выявлены: повышенная истощаемость и в результате
нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли; ограниченный запас общих
сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков
интеллектуальной деятельности. Эти дети многое не замечают в окружающем мире.
Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информация.
Отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания.
Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.
У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны,
по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез,
сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою
деятельность.
Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие интеллектуально-познавательного потенциала
младшего школьника с отставанием или нарушениями в развитии познавательных
процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы через систему
коррекционно-развивающих занятий.
•

•

•

•
•

•
•
•

Задачи программы:
сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов - образцов
цвета, формы, величины; накопление обобщенных представлений о свойствах
предметов (цвет, форма, величина), свойствах материалов;
освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению
разнообразных свойств предметов, а также обучение умению воспринимать и
наблюдать окружающую действительность, понимать отношения между
предметами (временные, пространственные, количественные);
уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности, накопление знаний и
представлений о мире;
развитие мелкой моторики;
коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации; формирование умения делать простые выводы и
умозаключения;
увеличение объема внимания и памяти;
обогащение речевой и коммуникативной сфер.
развитие личностных компонентов познавательной деятельности

(познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
• произвольная регуляция поведения.
• охрана
и
укрепление
психологического
здоровья:
предупреждение
психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата
психологического комфорта в обучении..
Общая характеристика программы
«Развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы детей
7-10 летнего возраста» представляет собой комплекс занятий, сочетающий в себе
коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.
Эта совокупность обеспечивает как обогащение знаний детей об окружающем мире,
активизации их словарного запаса и развития связной речи, так и формирование умения
наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить
черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Спецификой в организации занятий является обязательное наличие предметнопрактической деятельности при изучении любой темы. Работа должна строиться с
постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости
практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к
умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом
совершенствуется и словесная регуляция действий - от сопровождения действий речью к
умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.
Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества упражнений, так как
любой навык формируется у них очень медленно. Интерес к занятиям поддерживается
путем широкого использования дидактических игр (которые играют важную роль в
формировании у детей умений делать простые обобщения, выводы), занимательных
упражнений, в том числе связанных с активными движениями детей: приседаниями,
ходьбой, игрой в мяч и т.д. Подбираются такие игры или упражнения, игровые
элементы, которые будут направлены на решение учебной задачи.
Возрастные особенности детей требуют использование игровой формы деятельности.
Чтобы поддержать интерес к занятиям и избежать утомляемости детей, в программе
чередуются различные виды деятельности, которые разнообразят задания. Следует
включать в занятия посильные задания, которые доставят радость, помогут снять
умственное переутомление.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать
индивидуально-личностные особенности, уровень актуального развития каждого
ребенка.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и
эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного
материала, занятия составляются по рекомендациям ПМПК.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и
эмоционально-личностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагогапсихолога.
Предполагаемый результат
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных
психологического обследования (первичная диагностика) и состояния эмоциональноволевой сферы, познавательных процессов, на заключительном тестировании (итоговая
диагностика).
К концу программного курса занятий дети должны:
- Различать и называть цвета основные и некоторые оттенки, геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); свойства материалов.
- Уметь измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по высоте,
ширине, длине, толщине.
- Знать последовательность дней недели, времен года, ориентироваться в них и
находить взаимосвязи.
- Знать диких и домашних животных, птиц, насекомых, рыб. Знать фрукты, овощи,
ягоды, грибы, деревья, сезонные изменения. Знать названия и назначение
предметов мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, бытовой техники.
- Называть свои ФИО и своих родителей, имена ближайших родственников,
понимать родственные отношения (кто старше (младше)); знать профессии
родителей, особенности работы продавца, повара, врача, парикмахера и др.
- Составлять группы предметов на основании одного признака (цвета, формы,
размера), существенных признаков, по аналогии, по обобщающим понятиям.
- Составлять рассказы-описания, рассказы по сюжетной картинке, по серии
сюжетных картинок, устанавливать последовательность серии сюжетных
картинок; определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий.
- Выполнять задания до конца, не «терять» инструкцию, последовательно и
аккуратно выполнять задания.
- находить простейшую закономерность, продолжать выявленную
закономерность.
- построить доказательное высказывание
- определить истинность или ложность высказывания
- осуществлять простейшие наблюдение по плану и самостоятельно;
- формулировать простые умозаключения.
- читать и составлять простые схемы, коды;
- осознанно относится к собственной деятельности.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития
высших психических функций у детей с ЗПР. Определить результативность проведенной
работы поможет сравнительный анализ результатов первой, промежуточной и итоговой
диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой
занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли
достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а
также позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это
будет необходимо.
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 40 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 15

мин. игровое взаимодействие)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса:
психологическое обследование (первичная, промежуточная, итоговая диагностика)
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей, обучающихся с ЗПР.
№
Тема
Кол-во
Содержание
п/п
часов
1-3
Диагностическое
изучение
3
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка
ребенка, определение продуктивности и
произвольности
внимания,
памяти,
изучение эмоционально-волевой сферы.
4-5
Развитие общей и мелкой
2
Игры
на
развитие
оптикомоторики.
пространственной
ориентировки
в
пространстве через движения; умение
отдавать команды. Совершенствование
психомоторики. Развитие способности
ориентироваться в пространстве.
6-7
Развитие
произвольного
2
Игры на развитие качеств внимания
внимания и поведения.
(устойчивости,
переключения,
распределения): «Определи игрушку»,
«Что
изменилось»,
«Найди
пару»,
«Запретное движение» и т.д.
8-9
Развитие
мнемических
2
Игры и упражнение на развитие
способностей.
различных видов памяти: «Запомни и
найди»,
«Бессмысленные
слова»,
«Геометрические фигуры» и т.п.
10Развитие
умственных
2
Игры и упражнения на развитие всех
11
способностей.
видов
памяти,
наглядно-образного
мышления: «Найди отличия», «Четвертый
лишний»,
«Продолжи
ряд»,
«Закономерности» и пр.
12
Коррекция
двигательной
1
Развитие произвольности при выполнении
активности.
движений и действий. Игры на развитие
умения выполнять совместные действия,
развитие
коммуникативных
навыков
общения: «Рисуем вместе», «Фотограф»,
«Волшебный мешочек» и т.д.
13Коррекция
и
развитие
2
Игры
на
понимание
разных
14
эмоционально-волевой сферы.
эмоциональных состояний, отдельных
черт характера.
15Развитие
предметно2
Срисовывание графических образцов;
16
практической деятельности.
обведение по контуру геометрических
фигур разной сложности; вырезание по

1718

Развитие
способностей.
воображения.

творческих
Развитие

2

1920
2122

Развитие
внимания
и
мышления.
Развитие памяти и мышления.

2

2324

Развитие мышления и речи.

2

2526

Коррекция
и
пространственных
ориентаций.

развитие

2

2728

Произвольная
поведения.

регуляция

2

2930

Развитие
эмоциональноволевой сферы и компонентов
личности.

2

3133

Итоговое
диагностическое
изучение ребенка.

3

2

контуру фигур из бумаги; раскрашивание
и штриховка, прохождение лабиринтов;
выполнение фигурок из пальцев рук;
психогимнастика.
Развитие умения видеть в нарисованных
фигурах реальные предметы. «Рисование с
помощью шаблонов»; аппликация из
цветной бумаги в виде сюжета из
геометрических фигур – развитие мелкой
моторики.
Буквенная корректурная таблица. Игра с
буквами и словами.
Игры на развитие быстроты и точности
при действии наглядных звуковых или
вербальных сигналов. Игры и упражнения
на развитие всех видов памяти, нагляднообразного мышления.
Игры на развитие быстроты и точности
при действии наглядных звуковых или
вербальных сигналов.
Ориентировка на плоскости, уровень
зрительного
восприятия:
«Найди
сочетание букв» (цифр); «Покажи какие
цифры и буквы нарисованы неправильно»;
«Найди «спрятанные» треугольники и
обведи их». Копирование сочетания
различных
фигур;
копирование
пересекающихся линий.
Сказкотерапия,
драматизация,
моделирование проблемных ситуаций.
Обучение нормам социально-правильного
поведения, формирование представления о
добре и зле, дружбе и взаимопомощи,
социальных отношениях.
Игры
на
развитие
имитационноподражательных
выразительных
движений и действий, отражающих
разные эмоциональные состояния и
характерные черты личности, выраженных
в статике и движениях: мимике, жестах,
позе, серии движений и действий.
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка, определение продуктивности и
произвольности
внимания,
памяти,
изучение эмоционально-волевой сферы.
Сравнение результатов с полученными в
начале учебного года.

Всего: 33 часа
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы
расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей, обучающихся с ЗПР.
№
п/п

Тема

Колво
часо
в
изучение 3

1-3

Диагностическое
ребенка

4-5

Развитие
предметно- 2
практической деятельности.

6-7

Развитие качеств внимания: 2
сосредоточенности,
концентрации,
переключения.

Развитие
памяти
с 2
использованием различных
анализаторов.
10-11 Развитие
произвольной 2
опосредованной памяти.
8-9

12-13 Развитие памяти, мышления.

14-15 Развитие
применение
внимания

2

памяти, 2
качеств

16-17 Развитие
элементов 2
логического мышления.
18-20 Развитие
волевой

эмоционально- 3
сферы
и

Содержание

Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы.
Срисовывание
графических
образцов;
обведение по контуру геометрических фигур
разной сложности; вырезание по контуру
фигур из бумаги; раскрашивание и
штриховка,
прохождение
лабиринтов;
выполнение фигурок из пальцев рук;
психогимнастика.
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано»,
«Графический диктант», «Корректурная
проба», «Кто летает?» - выделение главных
существенных признаков предметов; «Какое
время года?» и т.п.
Игры на развитие памяти по сюжету сказки.
Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим
детей
самостоятельно
составлять
описательный рассказ животного, пользуясь
опорной схемой.
Решение логических задач. Память на числа.
Память
на
образы.
Группировка.
Пространственная ориентация – игра
«Электронная муха»; «Я знаю пять
названий».
Игры
и
упражнения
по
развитию
произвольной памяти по сюжету сказки.
«Путаница», «Запрещенные движения»,
«Дорожки».
Игра «Что сначала, что потом»; логические
задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки».
«Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера.

компонентов личности.
21-22 Развитие
способностей.
воображения.

творческих 2
Развитие

23-24 Развитие
произвольного 2
внимания и поведения
25-26 Развитие
мнемических 2
способностей.
27-28 Развитие
способностей.

умственных 2

29-31 Коррекция
и
развитие 3
эмоционально-волевой
сферы.

32-34 Итоговое диагностическое 3
изучение ребенка.

Сказкотерапия,
драматизация,
моделирование проблемных ситуаций.
Развитие умения видеть в нарисованных
фигурах реальные предметы. «Рисование с
помощью
шаблонов»,
«Кляксы»,
«Необычные рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер»,
«Разведчики», «Путаница», «Корректурная
проба» и т.п.
Обучение
способам
эффективного
запоминания:
«Запомни
и
найди»,
«Бессмысленные слова», «Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти, наглядно-образного мышления:
«Найди отличия», «Четвертый лишний»,
«Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера; игры с
условиями: «да» и «нет» не говорите; игры
по карточкам. Игры на развитие умения
соблюдать совместные действия, развитие
коммуникативных навыков общения.
Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы. Сравнение
результатов с полученными в начале
учебного года.

Всего: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п
Тема
КолСодержание
во
часов
1-3
Диагностическое изучение
3
Диагностика познавательной сферы ребенка,
ребенка
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы.
4-5
Развитие
предметно2
Срисовывание
графических
образцов;
практической деятельности.
обведение по контуру геометрических фигур
разной сложности; вырезание по контуру
фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка,
прохождение
лабиринтов;
выполнение
фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
6-7
Развитие качеств внимания:
2
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано»,
сосредоточенности,
«Графический
диктант»,
«Корректурная
концентрации,
проба», «Кто летает?» - выделение главных
переключения.
существенных признаков предметов; «Какое
время года?» и т.п.

Развитие
памяти
с
использованием различных
анализаторов.
Развитие
произвольной
опосредованной памяти.

2

Игры на развитие памяти по сюжету сказки.
Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».

2

12-13

Развитие
мышления.

памяти,

2

14-15

Развитие
применение
внимания

памяти,
качеств

2

16-17

Развитие
элементов
логического мышления.

2

18-20

Развитие
эмоциональноволевой
сферы
и
компонентов личности.

3

21-22

Развитие
способностей.
воображения.

творческих
Развитие

2

23-24

Развитие
произвольного
внимания и поведения

2

25-26

Развитие
мнемических
способностей.

2

27-28

Развитие
умственных
способностей.

2

29-31

Коррекция
и
развитие
эмоционально-волевой
сферы.

3

32-34

Итоговое диагностическое
изучение ребенка.

3

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей
самостоятельно составлять описательный
рассказ животного, пользуясь опорной
схемой.
Решение логических задач. Память на числа.
Память
на
образы.
Группировка.
Пространственная
ориентация
–
игра
«Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
Игры
и
упражнения
по
развитию
произвольной памяти по сюжету сказки.
«Путаница»,
«Запрещенные
движения»,
«Дорожки».
Игра «Что сначала, что потом»; логические
задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки».
«Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний,
отдельных
черт
характера.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование
проблемных ситуаций.
Развитие умения видеть в нарисованных
фигурах реальные предметы. «Рисование с
помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные
рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер»,
«Разведчики», «Путаница», «Корректурная
проба» и т.п.
Обучение
способам
эффективного
запоминания:
«Запомни
и
найди»,
«Бессмысленные слова», «Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти,
наглядно-образного
мышления:
«Найди отличия», «Четвертый лишний»,
«Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера; игры с
условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
карточкам. Игры на развитие умения
соблюдать совместные действия, развитие
коммуникативных навыков общения.
Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы. Сравнение
результатов с полученными в начале учебного
года.

8-9

10-11

Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п

1-3

4-5

6-7

8-9

10-11

12-13

14-15

16-17

Тема

КолСодержание
во
часов
Диагностическое изучение
3
Диагностика познавательной сферы ребенка,
ребенка
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы.
Развитие
предметно2
Срисовывание
графических
образцов;
практической деятельности.
обведение по контуру геометрических фигур
разной сложности; вырезание по контуру
фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка,
прохождение
лабиринтов;
выполнение
фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Развитие качеств внимания:
2
Диагностика свойств внимания. (Таблицы
сосредоточенности,
Шульте, Корректурная проба Бурдона)
концентрации,
Картотека игр на внимание. Упражнения:
переключения.
«Рисование с помощью шаблонов» нарисовать картину с помощью шаблонов
геометрических фигур; аппликация из цветной
бумаги в виде сюжета из геометрических
фигур.
Развитие
памяти
с
2
Психогимнастика
(кинезиологические
использованием различных
упражнения для развития слуховой и моторноанализаторов.
слуховой памяти «Кулак, ребро-ладонь»,).
Упражнения по развитию ассоциативной и
логической памяти (группировка по смыслу,
ассоциации, поиск закономерностей,
«ассоциативная память» по Лурия
Развитие
произвольной
2
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей
опосредованной памяти.
самостоятельно составлять описательный
рассказ животного, пользуясь опорной
схемой.
Развитие
памяти,
2
Решение логических задач. Память на числа.
мышления.
Память
на
образы.
Группировка.
Пространственная
ориентация
–
игра
«Электронная муха»; «Я знаю пять названий»,
Зашифрованное слово», «Закончи слово»,
«Составь цыпочку», «Подбери слова»,
«Слова-близнецы», «Дай определение».
Развитие
памяти,
2
Игры
и
упражнения
по
развитию
применение
качеств
произвольной памяти по сюжету сказки.
внимания
«Путаница»,
«Запрещенные
движения»,
«Дорожки».
Развитие
элементов
2
Игра «Что сначала, что потом»; логические
логического мышления.
задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

18-20

Развитие
эмоциональноволевой
сферы
и
компонентов личности.

3

21-22

Развитие
способностей.
воображения.

творческих
Развитие

2

23-24

Развитие
произвольного
внимания и поведения

2

25-26

Развитие
мнемических
способностей.

2

27-28

Развитие
умственных
способностей.

2

29-31

Коррекция
и
развитие
эмоционально-волевой
сферы.

3

32-34

Итоговое диагностическое
изучение ребенка.

3

Всего: 34 часа

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки».
«Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний,
отдельных
черт
характера.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование
проблемных ситуаций.
Развитие умения видеть в нарисованных
фигурах реальные предметы. «Рисование с
помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные
рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер»,
«Разведчики», «Путаница», «Корректурная
проба» и т.п.
Обучение
способам
эффективного
запоминания:
«Запомни
и
найди»,
«Бессмысленные слова», «Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти,
наглядно-образного
мышления:
«Найди отличия», «Четвертый лишний»,
«Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера; игры с
условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
карточкам. Игры на развитие умения
соблюдать совместные действия, развитие
коммуникативных навыков общения.
Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы. Сравнение
результатов с полученными в начале учебного
года.

Список литературы
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой

психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР,
2003.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2007.
4. Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского,
Н.А.Шипицыной. -М.,2009.
5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих
в развитии. - М., 2008.
6. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями
в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в
развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2003.
8. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебнометодическое пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост.
В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.
9. Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями
в развитии. – АСТ. М., 2007
10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.-Новгород, 2011
11. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для
учителей. - Смоленск, 2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».