Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна
Дата: 2025.01.23
10:48:01 +05'00'
Рабочая программа коррекционного курса
Этапы обучения :1-4 кл
Наименование курса: «Логопедические занятия»
Форма обучения: очная
Класс: 1-4
Срок реализации рабочей программы: 5 учебных лет
Программа обучения: адаптированная основная образовательная программа
образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Учитель –логопед:
1
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС) одним из разделов
адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - АООП) является программа коррекционной работы, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития обучающихся данной категории носят
системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй,
словарный запас), а также умений, навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. В связи с этим, коррекционный
курс «Логопедическая коррекция» является актуальным.
Программа разработана на основании следующих документов:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 с изменениями на 11 февраля 2022 г.;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 декабря 2022 г. № 1063 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115";
2
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников";
Рабочая программа разработана в соответствии с локальными актами
ШКОЛЫ :
- Адаптированной основной общеобразовательной программой для
обучающихся с умственной отсталость (легкая степень), утвержденной приказом от ДАТА № ;
- Учебным планом на 2024-2025 учебный год реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) вариант 1), утвержденным приказом от ДАТА
№ ;
- "Положением о рабочей программе", утвержденным приказом от
ДАТА № ;
- "Положением об организации логопедической помощи в школе ,
утвержденным решением педагогического совета от ДАТА протокол № .
- Уставом ШКОЛЫ .
3
Данная программа обеспечивает требования ФГОС: формирование
первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой,
формирование элементарных представлений о русском языке как средстве
общения и источнике получения знаний; осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов; формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов; формирование коммуникативных навыков в процессе чтения и литературных произведений; расширение
представлений об окружающей действительности; обогащение лексической и
грамматико-синтаксической сторон речи; развитие навыков связной устной
речи, навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения; ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
4
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционная работа по развитию фонематических процессов,
лексико - грамматического строя и формированию связной речи, проводимая
на коррекционно – развивающих логопедических занятиях (индивидуальных/ подгрупповых/ групповых), способствует наиболее полноценному овладению русским языком обучающимися, уверенной коммуникации в социуме,
а также служат основой дальнейшей социальной адаптации обучающихся,
развития жизненных компетенций, формирования личности в целом.
Логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению,
русскому языку и речевой практики. Логопедическая работа осуществляется
в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Исходным принципом для определения целей и задач логопедической коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является
и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию
обучающегося.
Логопедическая работа основывается на принципе поэтапного формирования умственных действий, чтобы обучающийся смог от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия
во внутреннем плане. Весь процесс работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения с максимальным включением анализаторов, использованием разнообразной наглядности.
Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления правильных речевых навыков тщательно отрабатываются, часто повторяются логопедические упражнения с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая психофизическое состояние, особенности
ВНД, работоспособность, уровень несформированности речи, предполагается частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы
работы на другую. Цели занятия излагаются умственно отсталому ребёнку
чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
Для реализации программы коррекционного курса применяются логопедические технологии в рамках личностно-ориентированного подхода, которые позволяют учитывать:
- психологические особенности обучающихся с интеллектуальным
недоразвитием;
- подачу учебного материала дозированными, последовательными, систематичными шагами с частым повторением пройденного;
- практическую направленность учебно - коррекционного процесса;
- поддерживающий характер обучения, предполагающего своевременную помощь и уверенность на логопедических занятиях.
На коррекционно - развивающих логопедических занятиях использу5
ются следующие технологии:
- по коррекции звукопроизношения обучающихся и развитию лексико
– грамматических категорий, технологии: Р. И. Лалаевой, М.Е. Хватцева,
М.Ф. Фомичёвой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Ю.Б. Жихаревой-Норкиной и др.;
- по формированию навыков звукового анализа и синтеза, адаптированная методика Г. А. Глинка, Н. Зайцева;
- для развития связной речи, обогащению словарного запаса обучающихся, технологии: Н.Г. Андреевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой
и др.;
- по предупреждению и исправлению нарушений чтения и письма, технологии: Р.И Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Е.В Мазановой, О. В Чистяковой и др.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий
учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Коррекционноразвивающие занятия выполняют задачи подготовки выпускника к
самостоятельной жизни, готовят к вступлению в сложный мир
производственных и человеческих отношений.
6
Описание места коррекционного курса
в учебном плане
В соответствии с учебным планом, на освоение коррекционного курса
отводится:
1 классы по 99 часов в год (2 часа в неделю);
2-4 классы по 102 часа в год (2 часа в неделю);
Логопедические занятия проводится в первую и вторую половину дня.
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для
обследования устной и письменной речи обучающихся.
Последние две недели мая (с 15 по 31 мая) отводятся для итогового обследования устной и письменной речи обучающихся и проведения мониторинга усвоения программы коррекционного курса.
Продолжительность логопедических занятий составляет:
в I классах групповое занятие 35 - 40 мин, индивидуальное 20-40
минут.
во II - IV классах длительность группового занятия составляет 40 – 45
мин, индивидуального – 20-45 мин.
Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий не более
6-8 человек.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования,
а также от индивидуального темпа усвоения программного материала. Весь
материал, представленный в программе, составлен с учетом «гибкого» КТП,
в котором последовательность тем и содержание работы согласуются с планированием учителя по предметам "русский язык" и "чтение, "речевая практика".
7
Личностные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностными результатами освоения коррекционного курса определены:
1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.
Система оценки личностных результатов включает параметры и индикаторы,
представленные в таблицах 1,2 (см. приложение 1)
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки
делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося
за год по каждому показателю по следующей шкале (см. Приложение 1)
Результаты оценки личностных достижений заносятся в бланк оценки
личностных результатов освоения коррекционного курса, который является
приложением к речевой карте обучающегося.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания коррекционного курса, базируются на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов и представлены минимальным и достаточным уровнем.
8
Предметные результаты освоения коррекционного курса 1этапа обучения 1(1) и 1-4 классы (восполнение пробелов в развитии фонетико – фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя речи, профилактика дисграфии):
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на
слух звуков речи;
овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.
Ожидаемые предметные результаты:
Достаточный уровень:
Обучающийся умеет:
- Слышать есть ли заданный звук в слове (ударный гласный в начале и
в середине слов, согласный глухой, сонорный в начале, середине
слова);
- Определять количество и последовательность звуков в прямых и обратных слогах;
- Выделять первый звук в слове;
- Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- Различать близко звучащие, но разные по значения слова;
- Определять последовательность звуков в словах, состоящих из трех
звуков;
- Определять количество звуков в слове;
- Определять количество слов в предложении (в том числе с предлогами в, на, из, у, над, под, с, за, к)
- Понимать значение и употреблять в речи предлоги в, на, из, у, над,
под, с, за, к.
- Дифференцировать звонкие и глухие парные, твердые и мягкие парные согласные
- Применять на письме для обозначения мягкости согласных мягкий
знак, йотированные гласные;
- Списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложения
(с предлогами и без);
- Писать под диктовку предложение с предварительной подготовкой;
- Правильно оформлять предложения (начало предложения, конец
предложения);
- Использовать поставленные звуки в устной речи
- Контролировать собственную речь.
Минимальный уровень:
Обучающийся умеет:
9
- Слышать есть ли заданный звук в слове (ударный гласный в начале);
- Определять количество и последовательность звуков в прямых и обратных слогах с организующей помощью учителя-логопеда;
- Выделять первый гласный звук в слове;
- Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- Списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложения;
- Определять количество слов в предложении;
- Понимать значение предлогов в, на, из, у, над, под, с, за, к, без, около,
перед
- Использовать поставленные звуки в устной речи.
Содержание коррекционного курса
Программа коррекционного курса построена по цикличному принципу
и предполагает, повторение лексической тематики в каждом классе с добавлением новых тем (усложнением материала).
Основные направления коррекционно-педагогической работы разделены на 3 этапа:
I этап: 1 – 4 классы (восполнение пробелов в развитии фонетико –
фонематической стороны речи, профилактика и коррекция дисграфии,
дислексии, развитие лексико-грамматических категорий);
1 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (4 часа). Данный раздел включает в себя:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков.
II раздел – подготовительный (6 часов) включает :
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля.
III раздел – коррекционно-развивающий (4) включает:
автоматизацию нарушенных звуков;
дифференциацию смешиваемых звуков;
введение звуков в самостоятельную речь;
развитие фонематического восприятия;
развитие навыков фонематического анализа и синтеза,
развитие лексико-грамматических категорий.
10
2 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (7 часа). Данный раздел включает:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков;
. обследование состояния чтения и письма.
II раздел – подготовительный (6 часов) включает :
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля.
III раздел – коррекционно-развивающий (90 часов), включает:
постановку и автоматизацию нарушенных звуков
дифференциацию смешиваемых звуков
введение звуков в самостоятельную речь
развитие фонематического восприятия
совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза
развитие навыков анализа простых предложений
• введение в речь простых и сложных предлогов
развитие навыков чтения, анализа, письма предложений с предлогами
в, на, из, у, над, под, с.
профилактика дисграфии, дислексии,
развитие лексико-грамматических категорий
11
3 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (4 часа). Данный раздел включает:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков;
обследование состояния чтения и письма.
II раздел – подготовительный (6 часов) включает :
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
повторение пройденного материала.
III раздел – коррекционно-развивающий (83 часа), включает:
постановку и автоматизацию нарушенных звуков
дифференциацию смешиваемых звуков
введение звуков в самостоятельную речь
развитие фонематического восприятия
развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов сложной
структуры;
совершенствование навыков анализа предложений;
введение в речь простых и сложных предлогов;
развитие навыков чтения, анализа, письма предложений с предлогами
в, на, из, у, над, под, с, за, к.
коррекция дисграфии, дислексии,
развитие лексико-грамматических категорий
4 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (4 часа). Данный раздел включает:
сбор анамнестических данных;
диагностика уровня сформированности фонематических процессов,
лексико - грамматических категорий;
обследование состояния чтения и письма.
II раздел – повторение пройденного (5 часов)
12
III раздел – коррекционно-развивающий (93 часа), включает:
совершенствование навыков анализа предложений;
введение в речь предлогов без, около, перед;
совершенствование навыков чтения, анализа, письма предложений с
предлогами в, на, из, у, над, под, с, за, к, без, около, перед;
развитие навыка подбора родственных слов;
восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
коррекция дисграфии, дислексии.
Тематическое планирование
1 класс (99 часов)
№
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Тема
Кол.часов
Диагностика
Подготовительный этап
Осень. Признаки осенью. Деревья осенью
А (звук и буква)
Огород. Овощи
У (звук и буква).
Сад.Фрукты
О (звук и буква).
Овощи-фрукты
Слова АУ, УА(звуковой анализ и синтез, чтение, письмо)
Лес.Грибы. Ягоды
М (звук и буква). Согласные звуки
Перелётные птицы
X (звук и буква)
Одежда
П (звук и буква)
Игрушки
Т (звук и буква).
Посуда
К (звук и буква)
Зима
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо прямых открытых слогов
с согласными [м], [х] и гласными [а], [о], [у]
Зимние забавы
С (звук и буква). Звуковой анализ и синтез прямых открытых слогов с согласными [С].
Зимующие птицы
Звуковой анализ и синтез прямых открытых слогов с согласными
[п], [т], [к]
Домашние животные
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова МАК, КОТ
Домашние животные и их детёныши
13
4
8
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
45
46
47
48.
49
50.
51
52
53
54
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СУП, СУК, ТУК
Дикие животные
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СОМ, ТОМ, КОМ,
СОК, ТОК, КОК
Дикие животные и их детёныши
Деление слова на слоги
Транспорт
Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слова МУХА, МУКА
Профессии
Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слов МАМА, ПАПА,
ТАТА, ХАТА
Животные холодных стран
Н (звук и буква)
ы (звук и буква)
Животные жарких стран
Л (звук и буква)
Ш (звук и буква)
Весна
Составление графической схемы слова
Дифференциация Х-К
Наш город
Дифференциация Т-П
Лето. Цветы
Дифференциация М-Н
Дифференциация Т-К
Насекомые
Дифференциация С-Ш
Диагностика
итого
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
3
2
1
2
3
1
2
2
1
3
1
2
2
1
3
3
99
2 класс (102 часа)
№
1.
2.
3
4.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17.
18
19.
Тема
Диагностика
Подготовительный этап (повторение пройденного).
Осень. Признаки осенью. Деревья осенью
Б (звук и буква)
Огород. Овощи
Дифференциация Б-П
Сад. Фрукты.
Р (звук и буква)
Овощи-фрукты
Дифференциация Р-Л
Предложение
Лес. Грибы. Ягоды
В (звук и буква)
Перелётные птицы
З (звук и буква)
Одежда. Обувь.
Дифференциация 3-С
Игрушки
И (звук и буква)
14
Кол.часов
4
6
1
2
1
2
1
2
1
2
3
1
2
1
2
1
2
1
2
Дикие животные
Дикие животные и их детёныши
Твердые и мягкие согласные
Посуда
Дифференциация Ы-И
Зима. Признаки зимы.
Предложения с предлогом В
Зимние забавы
Предложения с предлогом НА
Зимующие птицы
Д (звук и буква)
Зима. Рассказ по серии картинок
Предложения с предлогом ИЗ
Заяц и белка зимой. Пересказ
Дифференциация Д-Т
Снеговик. Описательный рассказ
Ж (звук и буква)
Весна.
Предложения с предлогом У
Животные холодных стран
Дифференциация Ж-Ш
Животные жарких стран
Дифференциация Ж-3
Транспорт
Г (звук и буква)
Профессии
Предложения с предлогом НАД
Времена года. Поздняя весна
Дифференциация Г-К
Наш город
Э (звук и буква)
Лето. Цветы
Предложения с предлогом ПОД
Насекомые
Предложения с предлогом С
Повторение предложения с предлогами, составление схемы предложений.
56 Мониторинг
57. Диагностика
Итого
20
21
22.
23
24.
25
26.
27
28.
29
30.
31
32.
33
34.
35
36.
37
38
39
40.
41
42.
43
44
45
46.
47
48.
49
50
51
52
53
54
55
1
1
3
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
6
3
3
102
3 класс (102 часа)
№
1.
2.
3
4.
5
6.
7
8.
9
10
11
12
Тема
Диагностика
Подготовительный этап (повторение пройденного).
Осень. Признаки осени
Я (буква) в начале слов и после гласных.
Овощи
Я после согласных
Фрукты
Дифференциация А-Я
Овощи-фрукты
Е (буква) в начале слов и после гласных .
Деревья. Листья
Е после согласных
15
Кол.
часов
4
6
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
13
14.
15
16
17
18
20.
21
22.
23
24.
25
26
27
28
29
30
31
32
33.
34
35.
36
37.
38.
39
40
41.
42
43.
44
45
46.
47
48.
49
50
51.
52
53
54.
55
56.
57.
58.
Лес. Грибы. Ягоды
Предложения с предлогом К
Перелётные птицы
Ю (буква) в начале слов и после гласных
Одежда
Обувь
Ю после согласных
Игрушки
Дифференциация У-Ю
Посуда
Ё (буква) в начале слов и после гласных .
Дикие животные
Дикие животные и их детёныши
Ё после согласных
Зима. Признаки зимы
Дифференциация О-Ё
Зимние забавы
Ь(буква)
Зимующие птицы
Й (звук и буква)
Зима. Рассказ по серии картинок
Предложения с предлогом ЗА
Заяц и белка зимой. Пересказ
Ч (звук и буква)
Дифференциация Ч-ТЬ
Животные и птицы холодных стран
Животные и птицы жарких стран
Ц (звук и буква)
Снеговик. Описательный рассказ
Дифференциация Ц-С
Транспорт
профессии
Щ(звук и буква)
Наш город
Дифференциация Щ-Ч
Поздняя весна
Времена года
Ф (звук и буква)
Лето.
Цветы
Дифференциация Ф-В
Насекомые
Ъ(буква)
Мониторинг
Диагностика
Итого
16
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
3
3
102
4 класс (102 часа)
№
Тема
1.
2.
3
4.
Диагностика
Подготовительный этап (повторение пройденного).
Осень. Признаки осени
Слова, обозначающие предмет. Собственные и нарицательные имена
существительные.
Деревья. Листья.
Различение одушевленных и неодушевлённых предметов.
Овощи
Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Фрукты
Существительные мужского, женского, среднего рода.
Овощи-фрукты
Слова, обозначающие большой и маленький предмет. Образование
слов с помощью уменьшитель-ласкательных суффиксов.
Лес. Грибы. Ягоды
Слова-предметы, имеющие противоположное значение. Антонимы
Перелётные птицы
Слова-предметы, близкие по значению. Синонимы
Одежда
Слова, обозначающие действия предметов.
Обувь
Изменение слов, обозначающих действия по родам.
Игрушки
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.
Посуда
Употребление глаголов с приставками (ЗА-, ВЫ-)
Дикие животные
Употребление глаголов с приставками (ПРИ- , ОТ-).
Дикие животные и их детёныши
Слова-действия, имеющие противоположное значение.
Зима. Признаки зимы
Слова-действия, близкие по значению.
Зимние забавы
Слова, обозначающие признаки предметов. (цвет, форма, величина,
вкус)
Зимующие птицы
Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (материал)
Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (качества характера).
Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (отвечая на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ).
Зима. Рассказ по серии картинок
Слова - признаки предмета с противоположным значением.
Заяц и белка зимой.
Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор прилагательных,
близких по значению. (Синонимы)
Животные и птицы холодных стран
Слова различные по значению. (Антонимы)
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16.
17
18
19
21.
22
23
24
25.
26
27
28
29
30
31
32
33.
34
35
36.
37.
38
39.
40
41.
42
43.
17
Кол.
часов
4
6
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
44
45
46
47.
48
49.
50
51.
52
53.
54
55.
56
57
58
59
60
61.
62
63.
Животные и птицы жарких стран
Предлог БЕЗ.
Транспорт
Предлоги ПОД НАД
Профессии
Предлоги ОКОЛО ПЕРЕД.
Наш город
Закрепление знаний о предлогах.
Поздняя весна
Выделение предложений в тексте.
Времена года
Работа с деформированным предложением.
Лето
Повествовательное предложение.
Цветы
Вопросительное предложение.
Насекомые
Восклицательное предложение.
Мониторинг
Диагностика
Итого
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
102
Описание материально – технического обеспечения
коррекционного курса
В помещениях для логопедических занятий с детьми, испытывающими
трудности в освоении АООП, предусмотрены: рабочая зона учителя-логопеда, зона коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зона.
В рабочей зоне учителя-логопеда размещается мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда оборудована рабочим местом, канцелярией,
офисной оргтехникой.
Зона коррекционно-развивающих занятий оборудована мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны предусмотрено полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.
Кабинеты, в которых проводятся логопедические занятия соответствуют общим требованиям, предъявляемым организациям, в области: соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной де-
18
ятельности; обеспечения санитарно - бытовых и социально-бытовых условий; соблюдения пожарной, электробезопасности; соблюдения требований
охраны труда.
На логопедических занятиях используются следующие методические
пособия:
1.
Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников» в 3 - х частях, под ред. Р.И. Лалаевой. – М: Гуманитар,
изд. центр Владос, 2006 – 182 с.
2.
Н.Г Галунчикова, Э.В, Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому
языку. Имя существительное».- М:, «Просвещение», 2002 г, 193 с
3.
Н.Г Галунчикова, Э.В, Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому
языку. Имя прилагательное».- М:, «Просвещение», 2002 г, 207 с
4.
Н.Г Галунчикова, Э.В, Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому
языку. Глагол».- М:, «Просвещение», 2002 г, 158 с
5.
Г. Глинка. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб.: Питер,
2010. — 288 с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребенок»)
6.
Л.Н. Ефименкова, И.Н Садовникова «Формирование связной речи у детей – олигофренов».-М:, «Просвещение», 1970 – 186 с.
7.
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание
центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
8.
Ф.Д. Костенко «Сборник диктантов».- М:, «Просвещение», 1972 г, 168
с
9.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001 - 224с. (коррекционная педагогика).
10. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2013 – Сб.1. – 232с.
11.
И.Н Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у
младших школьников. – М:, «Владос», 1995 г - 207
12. Учебник: Чтение для 7, 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида автора-составителя А. К. Аксёновой,
М.: «Просвещение», 2016г.
13.
Л.А. Юрова «Формирование произносительных навыков у учащихся с
нарушением интеллектуального развития». – М:, 2005, 174 с
14.
Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии» (в 4-х книгах). – М:, 2007, 138
с
15.
А.В. Ястребова, Г.П. Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г, 165 с
19
Приложение 1
Таблица 1. Перечень параметров и индикаторов оценки личностных результатов
Параметры оценки
Индикаторы
Личностный
результат
Владение навыками Сформированность
Способность инициировать и
коммуникации и
навыков коммуникации со поддерживать коммуникацию со
принятыми
ритуа- взрослыми
взрослыми.
лами социального
Способность применять адекватвзаимодействия
ные способы поведения в разных
ситуациях
Способность обращаться за помощью
Сформированность
Способность инициировать поднавыков коммуникации
держивать
коммуникацию
со
со сверстниками
сверстниками;
Способность применять адекватные способы поведения в разных
ситуациях;
Способность обращаться за помощью;
Владение средствами ком- Способность использовать разномуникации
образные средства коммуникации
согласно ситуации
Способность правильно применить
Адекватность
ритуалы социального взаимодейприменения ритуалов
ствия согласно ситуации
социального
взаимодействия
Принятие и освоение Сформированность
Способность самостоятельно отсоциальной роли обу- усидчивости и интереса
слеживать свое поведение на
чающегося, формироуроке;
вание и развитие соСпособность проявлять неподдельциально
значимых
ный интерес к учебной деятельномотивов учебной деясти (осуществлять плавный
тельности
переход от игровой к учебной ведущей деятельности)
Сформированность
Способность самостоятельно отнавыков личностной
слеживать свое поведение на
оценки своих
уроке, давать ему оценку;
достижений
Способность оценить свои силы
могу, не могу;
Способность принимать помощь;
Способность адекватно воспринимать оценку окружающих;
Способность к формированию социально приемлемых установок и
ценностных ориентиров
Развитие навыков со- Коммуникация
Способность
трудничества
со (общение)
инициировать и
поддерживать коммуникацию со
взрослыми;
20
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация)
№
1
2
3
4
Способность обращаться за помощью;
Способность инициировать поддерживать
коммуникацию
со
сверстниками;
Способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях;
Способность обращаться за помощью;
Способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
Таблица 2. Система бальной оценки результатов
Балл
Характеристика продвижений
0б
Нет продвижения
(1-2 балла по критерию)
1б
Минимальное продвижение
(2-3 балла по критерию)
2б
Среднее продвижение
(4-6 баллов по критерию)
3б
Значительное продвижение
(7-10 баллов по критерию)
21
Контрольно измерительные
материалы
22
1класс
1. Назвать буквы
2. Раскрасить кружочки под гласными звуками красным цветом, под согласными – синим.
3. Прочитать слоги, покажи слоги, названные логопедом.
4. Повторить за логопедом слог, определить первый звук в слоге, второй с
опорой на схему, написать слог, сделать звуковую схему слога (ах, ту, ко).
5. Найти картинки, название которых начинается со звука У, М.
Карточка 1
А
М
О
У
К
Карточка 2
Слоговая таблица
АХ
ТУ
КО
АП
МА
ОХ
23
П
Т
Х
С
Карточка 3
24
Карточка 4 (1)
У
Карточка 4 (2)
М
25
МОНИТОРИНГ (письменная речь)
Контрольно - измерительные материалы (1-3класс)
а) Обследование письменной речи.
Письмо по слуху:
2 класс
3 класс
I
Букв
а
Записать под диктовку и, ш, т, ы, ш, з, ц, г, л, д, у, б, в, ж, x
строчные буквы (в случае забывания поставить точку)
б
Записать прописные
Г, З, Д, Р, К, Ч, У, Е, Т, Ц, В, Л, М, Ф, С.
буквы (в случае забывания поставить точку)
Диктант из букв,
С, ш, ч, х, з, ц, л, р.
близких по способу
образования и акустическим признакам.
в
а
Слогов
Диктуются прямые
слоги
На, ба, са, ку, шо
б
Обратные слоги
Ан, от, ас, ур
в
Закрытые
Рот, сок
2
26
4 класс
г
Слоги со стечением со- Ста, дро, слу
гласных
д
Слоги, в которых
один и тот же согласный звук входит то в
мягкий слог, то в
твердый.
-
е
Оппозиционные слоги
Са-за, па-ба, та-да, ку-ту, ша-жа, ву-фу
3
Диктант слов различ- Рука, урок, окна
ной слоговой структуры
Кран, гриб, малина
4
Диктант текста
Осень.
Наступила осень. Идёт
дождь. Витя надел плащ.
Он идёт в школу. Плащ
мокрый. Витя входит в
школу. Там тепло и сухо.
(21 слово)
Ма-мя, ду-дю, то-тё, си-сы
Кошка.
Миша лепит кошку из
глины. У кошки ушки и
хвост. А вот и лапы. (14
слов)
II
Списывание
1.
Списывание слов с ру- сок, травы
кописного текста
карандаши, Дружок
27
Лыжи, круги, жили, куст,
щука, улица, бант, аист,
насмешка, уснёт, чищу,
шарф.
Кот Васька.
У Гриши жил кот
Васька. Шуба у него густая. Хвост пушистый.
Глаза хитрые. Днём
Васька спит. Ночью ловит мышей. Васька ест
сырое мясо, пьёт молоко.
пушистый, зайка, Соня
2
3
Списать слова с печат- ком, кран
ного текста
Списать предложение с У Зины щетка.
рукописного текста
малыши, Хабаровск
тонкий, Наталья, яблони
Ребята сажают яблони
В кустах мы нашли ёжика.
4.
Списать предложение с На лугу козы.
печатного текста
Мы пишем в тетрадях.
Легкий ветерок шелестит
листьями деревьев.
5
Списать текст
В школу.
Брату Саше семь лет.
Мама купила ему портфель, букварь, тетради,
краски, ручки. Завтра первое сентября. Брат очень
ждёт этот день.
Жил у нас кот Дымок.
Хвост у кота был пушистый. Дымок умел хорошо
ловить мышей.
Зимой.
У школы горка. Дети на
горках. У них санки. Они
быстро едут с горы. Детям весело. (16 слов)
б) Чтение:
2 класс
Рыбаки
Раннее утро. Тихо. На берегу озера сидят дед и внук. Они ловят рыбу. Вот Витя поймал леща, дедушка – ерша. Вот
какой улов! Пора домой! (25 слов) (Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)
Вопросы и задания:
1. Где дед и внук ловили рыбу?
2. Какую рыбу они поймали?
3 класс
Собака Жук
28
Большую черную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Мальчики
вместе ухаживали за ним. Жук скоро выздоровел. (25 слов) по В. Осеевой)
Вопросы и задания:
1. Как звали собаку?
3. Кто подобрал собаку на улице?
2. Что случилось с Жуком?
4 класс
Собака и ее тень (Басня)
Собака шла по до-щеч-ке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая
собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною
унесло. И осталась собака ни при чём. (54 слова) Л. Толстой)
Вопросы и задания:
1. Где шла собака?
Что несла в зубах?
2. Почему собака осталась без мяса?
3. Как понимаешь слова «И осталась собака ни при чём»
29