Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Наталья Николаевна
Дата: 2025.01.23 10:47:06
+05'00'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе МБОУ СОШ № 4
(в ред. от 21.06.2019г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедических занятий
для учащихся с задержкой психического развития
адаптированное основное образование
класс
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и разработана на основе примерной основной
образовательной программы начального общего образования.
Теоретической основой программы является инструктивно-методическое
письмо
о
работе
учителя-логопеда при
общеобразовательной
школе
А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой. При составлении учебной программы
использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области
коррекционной педагогики Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, А. В.
Ястребовой, Р. И. Лалаевой, Е. А. Яструбинской, Л. О. Басиковой, Л. С.
Волковой, Е. В. Мазановой, В. В. Коноваленко.
Программа коррекционно-развивающей работы направлена на создание
системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном
преодолении
дефектов
устной
и
письменной
речи,
обусловленные
недостаточной сформированностью фонетико-фонематических и лексикограмматических средств речи.
Программа составлена для обучающихся с задержкой психического
развития: 5- 9 классов, с нарушением устной и письменной речи.
Учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся
групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность
логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого
нарушения. Продолжительность группового занятия 35 - 40 минут, 15-20 мин
продолжительность индивидуального занятия. Сроки коррекционной работы
определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития,
возрастным критерием.
Цели программы:
развитие речевых способностей;
создание необходимого фундамента для речевого развития
посредством совершенствования психических процессов;
создание условий для практического общения и формирования
коммуникативной функции речи.
Задачи коррекционного обучения
формирование познавательных мотивов учебной деятельности,
позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих
способностях;
слоговом
практическое освоение учащимися знаний о звуко-буквенном и
составе
родного
языка,
его
лексико-грамматическом
и
синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;
обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
формирование и совершенствование навыка различения морфем и
выбора правильного написания;
совершенствование орфографического навыка письма и его
автоматизация в письменной речи;
развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности,
необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение,
анализ, сравнение, обобщение явлений языка);
развитие сознательного использования языковых средств в
различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных
социальных контактов с окружающими.
Программа
построена
с
учетом
индивидуальных
и
психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности
между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.
В первые две недели учебного года проводится логопедическое
обследование (в начале и конце учебного года; в середине года предусмотрено
выполнение контрольных заданий по пройденному материалу), включающее
в себя: изучение нарушений устной и письменной речи, психических
процессов и познавательной деятельности; заполнение речевых карт;
комплектование
групп
по
однородности
нарушений;
составление
перспективных планов индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.
Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в
области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия
способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по
применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом
требований ситуации и контекста.
Принципы работы:
Коррекционно-развивающая работа базируется на обще дидактических
принципах обучения и специальных принципах логопедии:
принцип комплексности;
принцип системности;
патогенетический принцип;
принцип учета структуры речевого дефекта;
принцип дифференцированного подхода в обучении;
принцип поэтапного формирования умственных действий;
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала
с учетом «зоны ближайшего развития»;
принцип использования обходных путей.
Методы реализации поставленных задач:
по способам подачи речевого материала:
репродуктивный (выполнение системы упражнений);
проблемное изложение (объяснение материала для расширения
проблемной ситуации, логические упражнения);
частично-поисковый (творческое использование речевых средств,
алгоритмизация, конструктивные упражнения);
по источникам знаний:
практические
(упражнения
тренировочные,
подражательно-
исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетноролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания,
голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и
справочной литературой);
наглядные
(графические,
символические,
иллюстративные,
натуральные);
словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая,
эвристическая,
воспроизводящая);
анализ
речи:
фонетический,
морфологический, синтаксический разборы.
Формы логопедической работы:
групповая;
индивидуальная (от степени выраженности дефекта);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
рабочей программы
Использование
учебно-методического
комплекта
способствует
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать
им; выражать свои эмоции;
проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
принимать
роль
обучающегося,
иметь
мотивы
учебной
деятельности и понимать личностный смысл учения;
проявлять самостоятельность;
проявлять эстетические потребности, ценности и чувства;
владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, иметь
мотивацию к работе на результат.
Метапредметные результаты:
владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
владеть способами решения проблем творческого и поискового
характера;
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
владеть способностью конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
владеть начальными формами познавательной и личностной
рефлексии;
использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей, схем решения и практических задач;
активно
использовать
речевые
средства
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи, интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификация, установления аналогии и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
владеть начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета;
владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство человеческого общения
и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка
(фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные
единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
понимание
взаимосвязи
значения
слова как
и
двусторонней
звучания
слова.
единицы
языка,
Практическое
как
усвоение
заместительной (знаковой) функции языка. Овладение первоначальными
представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать
адекватные
языковые
средства
для
успешного
решения
коммуникативных задач.
формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать приобретённые знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Содержание программы
Рекомендации к организации и планированию коррекционной
работы
Зачисление учащихся на логопедические занятия осуществляется на
основе результатов обследования речи младших школьников, которое
проводится с 1 по 15 сентября, а также с15 по 30 мая.
Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке. На
каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.
Одновременно зачисляются на коррекционные занятия не менее 12
человек. Занятия с обучающимися проводятся как в часы свободные от уроков,
так и по согласованию с администрацией образовательного учреждения во
время уроков. Логопедические занятия, на которых систематически
осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой
коррекционного обучения.
Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов
коррекции, делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Основной формой являются групповые занятия. В группы подбираются, по
возможности обучающиеся с однородными нарушениями речи.
Темы групповых, индивидуальных занятий, а также регистрация
обучающихся фиксируются в типовом классном журнале, который является
финансовым документом.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется
тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушениями
чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх
раз в неделю;
С
обучающимися,
фонематическое
обусловленные
имеющими
недоразвитие
фонетико-фонематическое
речи;
нарушения
фонетико-фонематическим
чтения
или
и
или
письма,
фонематическим
недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одногодвух раз в неделю;
С заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с
обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня; дефекты речи,
обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого
аппарата (ринолалия, дизартрия.)
Продолжительность
группового
занятия
составляет
40
минут,
продолжительность индивидуального занятия- 20 минут.
Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после
устранения у них дефектов речи.
В случае необходимости (при согласии родителей или лиц, их
заменяющих) учащиеся могут быть направлены в районную поликлинику для
обследования
врачами-
отоларингологом
и
специалистами
др.)
или
в
консультацию для уточнения диагноза.
(невропатологом,
психиатром,
психолого-медико-педагогическую
Ответственность
за
обязательное
посещение
учащимися
образовательного учреждения занятий в логопедическом пункте несут
учитель-логопед,
классный
руководитель
и
администрация
данного
учреждения.
Материально- техническое обеспечение и оснащение
логопедического кабинета
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно
разделить на несколько рабочих зон:
Зона коррекции звукопроизношения располагает настенным
зеркалом и столом со стульями;
Образовательная зона. Это пространство оборудовано магнитной
доской комплектом магнитов, указкой, учебными столами со стульями.
Зона свободного пользования дидактическим материалом. Здесь
расположен шкаф с полками, на которых лежат дидактические игры,
конструкторы, фломастеры, карандаши, некоторые игрушки, настольные игры
с кубиками и фишками, домино, пазлы и детские книжки.
Зона ТСО предполагает нахождение в этом месте магнитофона для
прослушивания на логопедических занятиях музыкальных отрывков.
Информативная зона для педагогов и родителей расположены на
планшете «Советы логопеда», содержащем популярные сведения о развитии и
коррекции речи детей.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения
представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:
Справочная литература по логопедии;
Материалы по обследованию речи детей;
Методическая литература по коррекции звукопроизношения;
Учебно-методическая литература по коррекционному обучению;
Поурочные планы работы на каждую группу учащихся;
Пособия по
дидактическому обеспечению коррекционного
процесса (в коробках, папках и конвертах);
Систематизированный по звукам картинный материал в коробках.
Оздоровительно-развивающая зона оснащена пособиями на
развитие дыхания и мелкой моторики, материалами для проведения
физкультминуток.
Рабочий
стол
учителя-логопеда.
На
столе
располагается
распечатанный вид документации учителя-логопеда логопедического пункта.
Этапы логопедической работы
Диагностика уровня речевого развития младших школьников
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений
различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и
степени.
Цель: выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения
чтения и письма; определение степени выраженности, характера и вида
нарушений.
Необходимо учитывать состояние зрения, слуха, центральной нервной
системы, познавательной деятельности ребёнка.
Задачи:
Изучение
анкетных
данных
медико-педагогической
документации.
Обследование органов периферического отдела артикуляционного
аппарата.
Обследование речевой моторики.
Обследование слуховых функций.
Обследование звукопроизношения.
Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и
представлений.
Обследование фонематического восприятия.
Изучение особенностей словарного запаса и грамматического
строя речи.
Обследование состояния зрительной функции.
Обследование состояния процесса чтения; скорости и способа
чтения.
Обследование состояния различных видов письма.
Требования к процедуре диагностики уровня развития устной и
письменной речи младших школьников:
1.
Обследованию
подлежат
основные
виды
познавательной
деятельности ребёнка. Выявляются наиболее существенные операции
мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракция. Устанавливается, умеет
ли ребёнок отличать существенные признаки и свойства предмета от
несущественных, находить сходство или различие, обобщать окружающие
предметы по какому-либо признаку и т.д. Диагностическое обследование
каждого ребёнка должно состоять из двух частей: констатирующей и
обучающей (что имеется в данный момент и может ли усвоить новый
материал.)
2.
При оценке уровня познавательных возможностей должны
учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания,
но и данные анализа самого процесса деятельности. Поэтому в процессе
обследования необходимо обращать внимание на то, проявляет ли ребёнок
интерес к деятельности, внимателен или быстро отвлекается, как относится к
успехам и неудачам в своей работе, каковы трудности, и умеет ли он их
преодолевать.
3.
Обследование ребёнка рекомендуется начинать с выполнения
заданий, доступных его возрасту и, в случае необходимости, упрощать их до
тех пор, пока ребёнок не будет справляться с новой для него формой
деятельности.
4.
При диагностике речевого развития ребёнка используется
совокупность приёмов и методов с учётом всех данных о ходе развития
ребёнка.
Материал
для
обследования
познавательной
деятельности
предъявляется преимущественно в наглядной форме.
5.
Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем
детям. В зависимости от возраста ребёнка, его развития, речевых
возможностей и уровня знаний варьируются методы и приёмы обследования,
предъявляемый материал и формулирование задания.
Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность
Механизмы нарушений устной речи, а также чтения и письма во многом
являются сходными, поэтому и коррекционно-развивающая работа по их
устранению имеет много общего.
Она осуществляется в соответствии с авторской коррекционнообразовательной программой логопедического пункта
Данная образовательная программа состоит из трёх блоков:
1.
«Учимся говорить правильно»
Задачи:
Коррекция дефектов произношения.
Формирование полноценных фонетических представлений (на
базе развития фонематического восприятия).
Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений
в звуковом анализе и синтезе.
Развитие неречевых процессов.
Периодичность проведения индивидуальных занятий зависит от
сложности дефекта, и их цикличность составляет 1-3 раза в неделю.
2.
«Учимся читать и писать правильно»
Задачи:
Обогащение словарного запаса детей.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие навыков словообразования и словоизменения.
Формирование навыков звукослогового и
звукобуквенного
анализа и синтеза.
Развитие навыков работы со словосочетаниями, моделями разных
синтаксических конструкций.
Развитие неречевых процессов.
3.
«Учимся связному высказыванию»
Задачи:
Формирование умения устанавливать причинно-следственные
связи между предметами и явлениями.
Развитие умения отвечать на вопросы и задавать их.
Формировать навыки строить и перестраивать предложения по
заданным образцам.
Отбор языковых средств для построения высказывания в тех или
иных целях общения (доказательство, оценка, рассуждение, передача
содержания текста, сюжетной картины).
Точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки
связного высказывания.
Развивать навыки свободной речи.
Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Содержание коррекционных блоков, их порядок и комплектование
формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и
структуры речевого дефекта. В комплекс занятий каждого блока включены
упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения
на развитие внимания, памяти, мышления.
Перспективный план работы с учащимися 5 -9 класса.
Этапы
коррекцион
ной работы
I ЭТАП
Цель восполне
ние
пробелов
в
развитии
звуковой
стороны
речи
II ЭТАП
Цель
восполне
ние
пробелов
в
развитии
лексикограммати
ческих
средств
языка
Содержание коррекционной
работы
Определение количества
и последовательности
звуков в слове.
Звуковой анализ слов
различной слоговой и
звуковой структуры.
Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда
Дифференциация,
имеющих акустикоартикуляционное
сходство.
Безударные гласные.
Определение безударного
гласного в корне,
требующего проверки.
Выделение слов с
безударным гласным.
Подбор проверочных
слов к безударным
гласным в корне.
Состав слова. Корень.
Суффикс.
Приставка.
Окончание.
Словосочетание и
предложение.
Связь слов в
словосочетаниях.
Связь слов в предложении,
выраженная
согласованием в лице,
падеже, роде, числе.
Связь слов в
предложении,
выраженная
примыканием.
Конструирование
предложений.
Граммматическ Количе
ие темы,
ство
используемые заняти
на занятиях
й
Слово и
20-25
предложение.
часов
Предложение.
Звуки речи и
буквы.
Гласные звуки
и буквы.
Согласные
звуки и буквы.
Состав слова.
30-35
Разбор слова по часов
составу.
Предлоги.
Приставки.
Словоизменение имен
существительных по
падежам. Управление.
Закрепление падежных
форм в словосочетаниях и
предложениях.
Настоящее время
глаголов. Согласование
глаголов с именами
существительными в
числе. Прошедшее время
глаголов. Согласование
глаголов с именами
существительными в роде.
Соотнесение предлогов и
глагольных приставок.
Дифференциация
предлогов и приставок.
Понятие о второстепенных
членах предложения.
Слова – синонимы. Словаантонимы. Многозначные
слова. Прямое и
переносное значение слов.
Фразеологизмы.
III ЭТАП
Цель
восполне
ние
пробелов
в
формиро
вании
связной
речи.
Прямая и косвенная речь.
Способы передачи чужой
речи.
Развитие связной речи.
Конструирование
различных
видов
предложений.
Распространение
и
сокращение предложений
Составление вступления
и заключения к рассказу.
Составление рассказа по
данному плану.
Работа с
деформированным
текстом.
Виды
предложений.
Времена
глаголов.
Составление
предложений.
Второстепенны
е
члены
предложения.
Многозначные
слова.
Предложения.
10-15
Виды
часов
предложений.
Составление
рассказа.
Пересказ.
Подробный и краткий
пересказ.
Текст –рассуждение.
Текст – описание.
Текст – повествование.