Директор МБОУ Подписано цифровой
подписью: Директор
СОШ № 4
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Елагина Наталья Наталья Николаевна
Дата: 2025.01.23 10:44:39
Николаевна
+05'00'
ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП для УО
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
1. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней
позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально - ценностных отношениях к себе и
окружающему миру. Оценка (не отметка) проявляется в словесной характеристике. При этом
следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности
и психологической безопасности ребёнка.
1.2. Для оценки личностных результатов обучающихся используется метод экспертной
оценки, которая представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). В ее состав входит заместитель директора, руководитель психологопедагогической службы, учитель-предметник, специалист психолого - педагогической службы
(психолог, логопед, дефектолог).
1.3. Критериальным аппаратом для оценивания служит индивидуальный перечень возможных
результатов личностного развития.
1.4. В случае затруднений оценки сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленной тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует
оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
1.5. Программа системы оценки Вариант 1 (Приложение 1) включает:
1) Перечень
обучающихся;
личностных
результатов,
критерии
оценки
жизненных
компетенций
2) Перечень коммуникативных учебных результатов;
3) Перечень регулятивных результатов.
1.6. Программа системы оценки Вариант 2 (Приложение 2) включает:
1) Перечень учебно-познавательной компетенций;
2) Перечень информационно-коммуникативной компетенций;
3) Перечень жизненных компетенций.
1.7. Оценка достижений производится путем фиксации по следующей шкале (Вариант 1):
0 – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие
только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
1
2 – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно;
3 – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко
допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые
исправляет по замечанию учителя;
5
– самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
(Вариант 2):
1 – деятельность не осуществляется при максимальном объеме помощи; не воспроизводит
при максимальном объеме помощи; не выполняет, помощь не принимает;
2 – деятельность осуществляется по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами; выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
3 – деятельность осуществляется по наглядным опорам с незначительными ошибками;
выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного
выполнения педагогом;
4 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками; выполняет самостоятельно
по подражанию, показу, образцу;
5 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок; выполняет
самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
6
– воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу; выполняет самостоятельно по
вербальному заданию.
1.8. Оценка достижений базисных личностных результатов производится 1 раз в полугодие.
1.9. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки
экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции и динамике
усвоения АООП и СИПР обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
1
– отсутствие динамики или регресс;
2
– динамика в освоении минимум одной операции, действия;
3
– минимальная или средняя динамика;
4
– выраженная динамика;
5
– полное освоение действия.
1.10.
Оценка динамики личностных результатов фиксируется психолого-педагогическим
консилиумом (один раз в год) и в обязательном порядке доводится до сведения родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и/или до сведения совершеннолетних
обучающихся.
2
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
2.
способность их применять в практической деятельности.
2.2. Промежуточная аттестация проводится в 1–12-х классах (вариант 1) в конце учебного года
в сроки, установленные в начале учебного года. В первых классах промежуточная аттестация
ведется без фиксации в форме отметок достижений обучающихся в электронных журналах (ставится
отметка б/о - безотметочное обучение), используется качественная оценка деятельности
обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
2.3. Время проведения промежуточной аттестации в целях предупреждения перегрузки
обучающихся, определяется общешкольным графиком. В один учебный день в одном классе
проводится только одна письменная контрольная работа, в течение недели не более двух. Не
рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний дни недели.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся 2-12 классов (вариант 1) Школы
осуществляется по пятибалльной системе с фиксацией в форме отметок достижений обучающихся
в электронных журналах (Приложение 3).
2.5. Критерии оценки предметных результатов формируются на основе индивидуального и
дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области).
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания
и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют
определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
2.6. Оценка достижений предметных результатов производится путем установления среднего
арифметического из двух оценок – оценка знаний и оценка умений. В спорных случаях
приоритетной является оценка за практические учебные умения.
2.7. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения
АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка
свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки
планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике
(полнота и надежность знаний);
- «верно»/ «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности,
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления.
2.8. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
3
2.9.
Текущий контроль успеваемости проводится во весь класс, формами текущего
контроля успеваемости могут быть:
▪ математика/информатика: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа;
арифметический диктант; практическая работа; тест;
▪ русский язык: диктант (словарный, полный, выборочный, свободный, диктант с
грамматическим заданием); письмо по памяти; списывание; тест; работа с деформированными
текстами (восстановление пропущенных букв, частей слов, слов; восстановление порядка
предложений); творческие работы (развернутое устное или письменное высказывание, основанное
на опыте ученика; составление рассказа по серии картинок; составление рассказа по сюжетной
картине);
▪ чтение/литературное чтение/речевая практика: проверка навыков осознанного чтения
(техника чтения); пересказ сюжетного текста; тест на понимание содержания текста (герои, место и
время действия, последовательность событий); иллюстрирование текста (подбор или создание
иллюстраций, в том числе с помощью ИКТ-технологий).
▪ человек и общество, естествознание (основы социальной жизни, мир истории, история
отечества, обществоведение, этика, биология, география, природоведение, мир природы и
человека): проверочная работа; тест; контрольная работа; диктант.
▪ технология (ручной труд, профильный труд): проверочная работа; практическая работа;
контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты;
▪ физическая культура: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных
соревнованиях различного уровня;
▪ искусство (музыка, изобразительное искусство): оценивание индивидуальных творческих
работ; динамика их развития; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня.
2.10. Оценивание обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) исключает систему балльного
(отметочного) оценивания. При оценивании допускается лишь словесная объяснительная оценка и
не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки,
самолетики, солнышки и прочие).
2.11. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися (Вариант 2) является достижение
результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения
и развития жизненной компетенции обучающихся.
2.12. Итоговая аттестация (вариант 2) осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных
заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности
обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов),
которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися планируемых
результатов освоения АООП и СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
4
•
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
•
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
•
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
2.13.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности
обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и
выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой
образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания
дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности
действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у
ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.
3.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (вариант1)
3.1. Цель проведения итоговой аттестации выпускников: проверка соответствия знаний
выпускников требованиям программ, глубины и прочности полученных знаний, умения применять
их в практической деятельности.
3.2. Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая
аттестация по выбранному профилю труда:
-
цветоводство
3.3. Сроки проведения: итоговая аттестация по профессиональному обучению проводится в
выпускном классе в последней декаде мая или первой неделе июня в соответствии с Порядком
проведения экзаменов по профильному труду (Приложение 4).
3.4. Итоговая аттестация выпускников проводится по профильному труду в форме
практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
3.5. Школа самостоятельно готовит экзаменационные билеты с учетом профилей трудового
обучения, организованного в учреждении (материал практической экзаменационной работы и
экзаменационные билеты). Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, которые
направлены на выявление знаний экзаменуемых (выпускников), а также практической экзаменационной
работы. Экзаменационный материал рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом
директора.
3.6. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и
важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, в
качестве альтернативной формы устным ответам по билетам оценка знаний может проводится в
форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником (на основании решения
школьного психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения и по
решению малого педсовета). В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника
5
рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов и
приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы и др.
3.7. Экзамен по профильному труду проводит экзаменационная комиссия в составе:
председателя (руководитель образовательного учреждения), заместителя председателя (заместитель
директора), членов комиссии (учитель профильного труда экзаменуемой группы, и учителя
общеобразовательных дисциплин данного учреждения, специалист ППС).
3.8. Состав экзаменационной комиссии и дата проведения итоговой аттестации утверждается
приказом по школе.
3.9. Результаты экзамена по профильному труду оформляются протоколом (Приложение 5).
3.10. Итоговая оценка за экзамен по профильному труду выставляется на основании оценок,
занесенных в протокол: за год, практическую работу и устный ответ. Решающее значение имеет
оценка за практическую экзаменационную работу.
Оценка “5” выставляется, если на «5» выполнена практическая аттестационная работа, на
«5» или «4» оценен устный ответ и по итогам полугодия выпускного класса нет «3»;
Оценка “4” выставляется, если на «4» выполнена практическая аттестационная работа, на
«5» или «4» оценен устный ответ и по итогам полугодия выпускного класса нет «3»;
итоговая оценка «4» также выставляется, если на «5» выполнена практическая работа, на
«3» оценен устный ответ или по итогам полугодий в выпускном классе одна «3»;
Оценка “3” выставляется, если на «3» выполнена практическая аттестационная работа, на
«4» или «3» оценен устный ответ и по итогам полугодий в выпускном классе есть одна
«3»; итоговая оценка «3» также выставляется, если на «4» выполнена практическая работа, на
«3» оценен устный ответ и по итогам полугодий в выпускном классе все «3».
3.11.
Дети с ОВЗ по состоянию здоровья могут быть освобождены от сдачи выпускных
экзаменов. Оценка по профильному труду в свидетельство об обучении выставляется по итогам
года.
6
Приложение 1
Программа оценки личностных результатов (вариант 1)
Начальная школа (1-4 класс)
Критерии
Индикаторы
Осознание себя как ученика (заинтересованного посещением школы,
обучением/занятиями), члена семьи/одноклассника/друга
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей/социальных ролей
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
Личностные
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
учебные
природной и социальной частей
действия
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий/поручений/договоренностей
Понимание личной ответственности за поступки на основе представлений
о этических нормах/правилах поведения в современном обществе
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель – класс)
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками/учителями
Принимать/обращаться за помощью
Коммуника- Слушать/понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
тивные
деятельности/быту
учебные
действия
Сотрудничать со взрослыми/сверстниками в разных социальных ситуациях
Доброжелательно относиться/сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми
Договариваться/изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими
7
Входить/выходить из учебного помещения со звонком
Ориентация в пространстве школы (класс/спортивный зал/учебное
Регулятивные
помещение)
учебные
действия
Пользоваться учебной мебелью
Использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку/вставать и
выходить из-за парты и др.)
Работать с учебными принадлежностями (инструменты/спортивный
инвентарь), организовывать рабочее место
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану, работать в общем темпе
Участвовать в деятельности, контролировать/оценивать свои действия и
действия одноклассников
Соотносить свои действия, их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев
Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Основная школа (5-9 класс)
Критерии
Индикаторы
Осознание себя как гражданина, формирование чувства гордости за свою
родину, российский народ и историю России
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.
Уважительно/бережно относиться к людям труда, результатам их
Личностные деятельности
учебные
действия
Активно включаться в общественно полезную социальную деятельность
Осознанно относиться к выбору профессии
Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны
8
Понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
КоммуникаСлушать собеседника, вступать в диалог, использовать разные виды
тивные
делового письма для решения жизненно значимых задач
учебные
действия
Использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные Принимать/сохранять цели и задачи решения типовых
учебных/практических задач, осуществлять поиск средств их
учебные
действия
осуществления
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических/учебных задач
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности
Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность
9
Приложение 2
Программа оценки личностных результатов (вариант 2)
Критерии
Индикаторы
Учебно-познавательная компетенция
Предметно- Освоение простых действий с предметами и материалами.
практическая
деятельность Умение действовать по алгоритму.
Сформированность зрительного, слухового восприятия.
Сенсорное
развитие
Сформированность тактильного, кинестетического восприятия.
Восприятие запаха и вкуса.
Умение перехода из одной позы в другую, освоение новых способов
Двигательное передвижения (в т.ч. с помощью технических средств), сформированность
ориентировки в пространстве.
развитие
Развитие моторики, сформированность ориентировки в пространстве.
Понимание обращенной речи и смысла высказываний, умение
вступать/поддерживать/завершать контакт.
Альтернатив- Умение вступать/поддерживать/завершать контакт, понимание смысла
доступных невербальных графических знаков/неспецифических жестов,
ная
коммуникация освоение языка жестов.
Обучаемость глобальному чтению, пониманию смысла узнаваемого слова,
копирование букв по образцу.
Окружающий Окружающий природный мир, сформированность представлений о
природе/временах года/климате/животных и растениях.
мир
Окружающий мир, человек, представление о себе как о "Я", умение
заявлять о жизненных потребностях: прием пищи/гигиена/ одевание и
раздевание. Знание частей тела и их предназначение.
10
Развитие жизненных компетенций (коррекционно-развивающие занятия)
Фиксация взгляда на человеке.
Реагирование на собственное имя.
Участие в организации учебного процесса (подготовка к уроку/помощь в
подготовке класса к занятиям)
Установление контакта с педагогом/другими взрослыми, принятие
контакта, инициированного взрослым.
Информацион
нокоммуникативная
компетенция
Выражение своих желаний словом/предложением, обращение с просьбой о
помощи, выражая её звуком/словом/предложением.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос выражение жестом согласия/несогласия, благодарности, своих
желаний; приветствие/прощание, обращение за помощью, ответы на
вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом,
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
согласие/несогласие с использованием звучащего предмета.
Понимание простых слов, понимание простых предложений, понимание
содержания текста.
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я".
Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
Развитие
основе представлений о нравственных нормах/общепринятых правилах.
жизненной
компетенции Овладение основными культурно – гигиеническими навыками.
Самообслуживание.
Владение навыками созидательной/предметно-практической/бытовой/
досуговой и доступной трудовой деятельности
Соблюдение правил безопасности, соответствие поведения общепринятым
нормам школы
11
Приложение 3
Оценка обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по предметам
обучения
1. Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний, умений и
навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности
интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с
низким уровнем интеллектуального развития есть возможность предложить более легкий вариант
задания. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким нарушением моторики,
не снижается оценка за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков,
чертежей и т.д.
2. При оценке устных ответов обучающихся принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка “5” ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые
примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
Оценка “4” ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки “5”, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с
помощью учителя;
Оценка “3” ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание положений
данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя;
Оценка “2” ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее
существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
3. При оценке работ в виде тестов результаты соотносятся с оценками:
Оценка “5” - верно выполнено свыше 65% заданий; Оценка “4” - верно выполнено от
51% до 65% заданий;
Оценка “3” - верно выполнено от 35% до 50% заданий;
Оценка “2” - выполнено менее 35%.
4. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по чтению/литературному
12
чтению и развитию речи
- При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс - 10 слов; II класс – 15-20 cлов; III
класс – 20-25 слов; IV класс - 35-40 слов; V класс – 45 -60 слов; VI класс – 70-80 слов; VII – 8090 слов; VIII–XII классы - 90-100 cлов. В начале года техника чтения проверяется по текстам,
объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
- При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения
обучающимися техникой чтения (правильность/беглость/выразительность) и содержанием
читаемого (выделение главной мысли/ответы на вопросы/пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения:
I-II классы:
Оценка “5” (б/о) ставится, если обучающийся читает правильно или с 1-2 самостоятельно
исправленными ошибками слова/предложения/короткие тексты, соблюдает паузы на знаках
препинания, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту (к концу
года целыми словами слова из двух слогов открытого типа и трёхбуквенные слова в 1 классе; с
переходом к концу года к чтению целыми словами во 2 классе); знает и может рассказать
наизусть 1-2 стихотворения;
Оценка “4” (б/о) ставится, если обучающийся читает в соответствии с возрастными
нормативами — см. выше, допуская 1-2 ошибки при чтении и соблюдения пауз на знаках
препинания, допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию прочитанного и
иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя; во втором классе подключается требования к выразительности чтения;
Оценка “3” (б/о) ставится, если обучающийся испытывает трудности при чтении по слогам
несложных по структуре слов, допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках
препинания, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту с
помощью учителя;
Оценка “2” (н/а) ставится обучающемуся, если он испытывает трудности при чтении по
слогам даже легких двухсложных слов, допускает более 5 ошибок при чтении, не соблюдает пауз
на знаках препинания, не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к
тексту даже с помощью учителя.
III—IV классы:
Оценка “5” ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с 1-2
самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических, смысловых пауз и логических ударений, отвечает на вопросы и передает
содержание прочитанного полно/правильно/последовательно, твердо знает наизусть текст
13
стихотворения и читает его выразительно;
Оценка “4” ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами, некоторые трудные
слова иногда по слогам; допускает 1-2 ошибки при чтении, с соблюдением синтаксических,
смысловых пауз, в IV классе - логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы
и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя, допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает
наизусть недостаточно выразительно;
Оценка “3” ставится обучающемуся, если он: читает в основном целыми словами, трудные
слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении,
соблюдении синтаксических/смысловых пауз, в IV классе - логических ударений, отвечает
на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя, обнаруживает при
чтении наизусть нетвердое усвоение текста;
Оценка “2” ставится обучающемуся, если он: читает в основном по слогам, даже легкие
слова, допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз, в ответах на
вопросы при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует
помощь учителя, не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
V—XII классы:
Оценка “5” ставится обучающемуся, если он: читает правильно/бегло/выразительно с
соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или
части рассказа с незначительной помощью учителя, делит текст на части и озаглавливает их с
помощью учителя (в 8—9 классах легкие тексты — самостоятельно), называет главных
действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передает
содержание прочитанного полно/правильно/последовательно, твердо знает наизусть текст
стихотворения и читает его выразительно;
Оценка “4” ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, правильно/бегло,
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений, допускает неточности в выделении основной
мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в
делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя, называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя,
допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя, допускает при чтении наизусть 1-2
самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно;
14
Оценка “3” ставится обучающемуся, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова
по слогам, допускает 3-4 ошибки при чтении, 1-2 ошибки - в соблюдении синтаксических пауз,
3-4 - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию/логических
ударений, выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя, делит
текст на части и озаглавливает части с помощью учителя, затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки, отвечает на вопросы и
пересказывает
неполно/непоследовательно,
допускает
искажение
воспроизведения,
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста;
Оценка “2” ставится обучающемуся, если он: читает по слогам, допускает более 5 ошибок
при чтении, при соблюдении синтаксических пауз, не может выделять основную мысль
произведения, части рассказа даже с помощью учителя, не делит текст на части, не называет
главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки, отвечает на
вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл, не
использует помощь учителя, не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
5. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку, письму и
развитию речи
Знания и умения обучающихся легкой и средней степени умственной отсталости по
русскому языку, письму и развитию речи оцениваются на основе устных ответов и письменных
работ.
- Примерный объем текстов контрольных работ: 1 класс - 8-10 слов, 2 класс - 10-12 слов
(на начало года) - 16-18 слов (на конец года), 3 класс - 20-25 слов, 4 класс - 30-35 слов, 5 класс 45-50 слов, 6 класс - 65-70 слов, 7-9 классы - 75-80 слов. Учету подлежат слова, в том числе
предлоги, союзы, частицы. Обучающиеся, которые по АООП имеют рекомендации и занимаются
с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются
такие работы в зависимости от индивидуального продвижения обучающихся.
- В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило
соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания
не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано
на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она
учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов;
в) пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова
15
в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена
согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении
оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
- При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка “5” ставится за работу без ошибок;
Оценка “4” ставится за работу с 1-3 ошибками;
Оценка “3” ставится за работу с 4-5 ошибками;
Оценка “2” ставится за работу, в которой допущено шесть и более ошибок.
- При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка
“5”
ставится,
если
обучающийся
обнаруживает
осознанное
усвоение
грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка “4” ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, допускает 2-3 ошибки;
Оценка “3” ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не
справляется с одним из заданий;
Оценка “2” ставится, если обучающийся обнаруживает плохое знание учебного
материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
- Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При проведении
изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем,
трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV классе для
изложений даются тексты повествовательного характера объемом 30 - 35 слов. Изложения
пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При
оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность
передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка,
охватывающая все стороны данной работы.
Оценка “5” ставится за правильное, полное, последовательное изложение текста (темы)
16
без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1 - 2 орфографические
ошибки;
Оценка “4” ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений текста (темы) с
пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок
в построении предложения, допускается 3 - 4 орфографические ошибки;
Оценка “3” ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от текста
(темы), с 2 - 3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на
понимание основного смысла, допускается 5 - 6 орфографических ошибок;
Оценка “2” ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные
отступления от текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и
употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
6. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по математике
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ.
- Оценка устных ответов:
Оценку «5» ставится обучающемуся, если он: дает правильные, осознанные ответы на все
поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно, практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными
математическими представлениями; умеет самостоятельно
или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения; умеет
производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по
отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и
черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность
работы.
Оценку «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует
требованиям,
установленным для оцениваемой работы на «5», но: при ответе ученик допускает отдельные
неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях,
названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении
задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной
задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
17
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе
обучающегося легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего
внимание на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах
объяснения. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет
допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: при незначительной помощи учителя или
учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала,
но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение
задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с
помощью
вопросов
учителя;
правильно
выполняет
измерение
и
черчение
после
предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения;
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
6.1. При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует
считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил,
неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур.
6.2. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
6.3. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках
математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
6.4. При оценке письменных (комбинированных) работ по математике:
Оценка “5” ставится, если вся работа выполнена без ошибок или с одной негрубой
ошибкой.
Оценка “4” ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки или одна грубая
ошибка.
Оценка “3” ставится, если:
а) решены простые задачи, но не решена составная,
18
б) решена одна из двух составных задач, хотя и не с грубыми ошибками, правильно
выполнена большая часть других заданий;
Оценка “2” ставится, если не решены задачи и выполнено менее половины других
заданий.
7. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка “5” ставится, если все задания выполнены правильно;
Оценка “4” ставится, если допущены не более 1 грубой ошибки или 1-2 негрубые
ошибки;
Оценка “3” ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые ошибки;
Оценка “2” ставится, если допущены 3-4 и более грубых ошибок и ряд негрубых.
8. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по технологии
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении
практической работы и может выполнить её, используя план или образец, а также может
проанализировать и оценить качество своей работы;
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает
незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении
практического задания и его анализе;
Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать
своей работы.
Оценка «2» обучающимся не ставится.
9. Итоговая оценка знаний, умений и навыков обучающихся
- За полугодие и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний, так и овладение им
практическими умениями и навыками.
- Основанием для выставлением итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений
учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных
работ. За полугодие в электронном журнале должно быть выставлено не менее 3-х оценок (за
различные виды работ).
-
19
Приложение 4
ПОРЯДОК
проведения аттестации выпускников IX класса, обучающихся
по адаптированной основной общеобразовательной программе
для детей с умственной отсталостью
1. Общие положения
1.1. Данный порядок регулирует правила проведения итоговой аттестации учащихся,
обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной
отсталостью.
1.2 Настоящий порядок разработан на основании ст.55.ст. 79 Закона «Об образовании в РФ»,
№ 273-ФЗ, на основе рекомендательного письма Министерства образования РФ «О порядке
проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений 8 вида» № 29 /1448-6 от 14.03.2001г.
2. Организация итоговой аттестации
2.1. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме
практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
2.2. Школа самостоятельно готовит экзаменационные билеты в количестве не менее 25 с
учетом профилей трудового обучения, организованного в учреждении (материал практической
экзаменационной
работы
и
экзаменационные
билеты).
Экзаменационный
материал
рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом директора.
2.3. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены
на выявление знаний экзаменуемых (выпускников), а также практической экзаменационной
работы, предусматривающей демонстрацию трудовых приемов.
2.4. Экзамен начинается в 10:00. Экзамен проводит экзаменационная комиссия в
следующем составе: председатель, (руководитель общеобразовательного учреждения, либо
заместитель директора), члены комиссии (учитель трудового обучения экзаменуемой группы,
учителя технологии или учителя общеобразовательных дисциплин данной группы учащихся). Состав
экзаменационной комиссии утверждается приказом по учреждению.
2.5. Для выполнения практической части экзамена ведущий учитель готовит необходимые
материалы: образцы изделий, коллекции образцов материалов, комплекты переплетных
инструментов и приспособлений, а также переплетные материалы, которые потребуются при выполнении
практической работы.
2.6. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый
получает чертеж, рисунок или фотографию объекта, инструкционную карту, знакомится с
образцом-эталоном и техническими требованиями к изделию и необходимый материал.
Инструменты и приспособления учащиеся подбирают самостоятельно.
20
2.7. Ha опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между устным
экзаменом (собеседованием) и практической экзаменационной работой может быть установлен
20 -30 минутный перерыв.
На выполнение практической экзаменационной работы отводится 1,5 - 2 часа (с учетом
особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
2.8. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями,
детей-инвалидов и инвалидов по решению школьной ПМПК в процессе выполнения
экзаменационной работы может оказывать помощь ассистент. Ассистент оказывает возможные
виды сопровождения, рекомендованные психолого-медико-педагогической комиссией: при
необходимости в течение всего экзамена может оказывает помощь в сопровождении выпускников
с ограниченной мобильностью (помогает занять рабочее место в аудитории помогает сменить
положение в колясках, креслах, лежаках, фиксировать положение в кресле, укрепить и поправить
протезы и т.п.), предотвращает аффективные реакции на новую стрессовую обстановку,
возникающую во время проведения экзамена, при необходимости осуществляет разбор
конфликтов.
2.9.
Для ответа на практический вопрос билета обучающемуся отводится рабочее
место, оснащенное оборудованием и материалом, необходимым для практического выполнения
(показа) профессионального приема работы.
2.10.
пользуются
При подготовке к ответу и во время ответа на вопросы билета, обучающиеся
всей
подготовленной
наглядностью,
инструментами,
оборудованием,
приспособлениями, материалами необходимыми для практического выполнения и демонстрации
профессионального приема работы.
2.11.
Если участник экзамена по состоянию здоровья или другим объективным
причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он может покинуть
аудиторию. В этом случае он обращается к члену экзаменационной комиссии, составляется акт о
досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник экзамена
при желании может обратиться к администрации школы для получения повторного допуска к
экзамену по данному предмету. Повторный допуск возможен по решению педагогического совета
школы.
3. Оценка результатов экзаменов
3.1. На итоговой аттестации обучающихся IX классов проверяется соответствие знаний
выпускников требованиям АООП, глубина и прочность полученных знаний и практических
навыков, их применение.
3.2. Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым изделия
21
в ходе практической экзаменационной работы и (или) качество изделия. Оцениваются также
другие изделия (не менее 3), выполненные экзаменуемым за период обучения в выпускном
классе, представленные ведущим учителем.
Выполнение и результат экзаменационной работы оценивается по
следующим
показателям:
а) умение подобрать нужный инструмент, приспособление и организовать свое рабочее
место
б) умение рационально планировать работу;
в) правильность и темп выполняемых приемов ручной и механической обработки
материалов;
г) соответствие изделия чертежу (рисунку) или образцу и заданным техническим
требованиям;
д) выполнение требований техники безопасности при работе;
е) глубина знаний теоретических вопросов билета и умение последовательного их
изложения.
3.3. Практическая часть экзамена оценивается, если выполнено более половины ее объема.
3.4. Итоговая оценка по профилю трудового обучения выставляется как совокупная по
результатам ответа и выполнения практической работы.
3.5. Результаты экзамена по профильному труду оформляются протоколом. Все протоколы
экзаменов подписываются членами экзаменационной комиссии и хранятся в соответствии со
сроками, предусмотренными номенклатурой дел для школы.
3.6. Итоговая оценка за экзамен по профильному труду выставляется на основании оценок,
занесенных в протокол: за год, практическую работу и устный ответ. Решающее значение имеет
оценка за практическую экзаменационную работу.
3.7. Если участник экзамена по состоянию здоровья или другим объективным причинам не
может завершить выполнение экзаменационной работы, то он может покинуть аудиторию. В
этомслучае он обращается к члену экзаменационной комиссии, составляется акт о досрочном
завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник экзамена при желанииможет
обратиться к администрации школы для получения повторного допуска к экзамену по данному предмету.
Повторный допуск возможен по решению педагогического совета школы.
22
Приложение 5
ПРОТОКОЛ
оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения
20 - 20 обучающихся
класса
Дата: «
»
202_г.
Экзамен начат: часов минут Экзамен окончен: часов минут. Председатель
аттестационной комиссии
Член экзаменационной комиссии
Член экзаменационной комиссии
Член экзаменационной комиссии
Член экзаменационной комиссии
Ассистент
№
п/п
Фамилия,
имя
Годовая
оценка
Оценка
устного ответа
Оценка практической Итоговая
работы
оценка
Особые мнения членов комиссии об оценках
Запись о случаях нарушений установленного порядка аттестации и
решение аттестационной комиссии
Председатель / /
Член экзаменационной комиссии / /
Член экзаменационной комиссии / /
Член экзаменационной комиссии / /
Ассистент / /
23