Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Подписано цифровой подписью: Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Дата: 2025.01.15 10:04:36 +05'00' Принято на педагогическом совете МБОУ СОШ № 4 Протокол №4 от 29.10.2024 Утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 4 Елагиной Н.Н. От 17.12.2024 г. № 188/1 ПОЛОЖЕНИЕ Об алгоритме работы в случае выявления травли (буллинга) Настоящее Положение разработано: - в соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; - в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, «никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»; - в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию»; - в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию»; - в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «педагогические работники, обучающиеся обязаны соблюдать локальные акты образовательной организации и иные локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также то, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации», будучи убеждены, что: — образовательный процесс должен строиться на основах взаимного уважения всех участников; — создание комфортной и безопасной среды для учеников и учителей в образовательных учреждениях является залогом повышения качества образования, формирования самостоятельной полноценной личности, ответственного члена гражданского общества; — уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса, атмосфера уважения каждой личности и дружелюбия в Образовательных учреждениях являются обязательными условиями воспитания и образования. 1. ЦЕЛИ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение принято и утверждено с целью предупреждения и недопущения школьной травли (буллинга), а также определения порядка взаимодействия при обнаружении признаков школьной травли (буллинга). Настоящее Положение устанавливает правила поведения, права и обязанности организаций, их руководителей, их работников, учащихся, родителей и иных законных представителей, учащихся при взаимном общении (как внутри учреждений, так и за их пределами, включая общение в сети Интернет). 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Школьная травля (буллинг) - систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц. Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности: — бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли); — исключение из группы; — обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ; — умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества; — публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли; — распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений); — кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет); — любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли. Сторонами травли являются: зачинщик травли (буллинга) - лицо, которое с использованием своего особого положения в коллективе, связанного как с властными полномочиями, так и с физическим, интеллектуальным или иным преимуществом, является организатором травли. Зачинщиком травли может быть признан как любой участник образовательного процесса, а также сотрудник Образовательного учреждения, так и один или несколько родственников учащегося; жертва травли (буллинга) - лицо, в отношении которого осуществляется травля; участник травли (буллинга) - лицо, которое по предложению зачинщика травли присоединилось к травле; свидетель травли - участник образовательного процесса, сотрудник Образовательного учреждения, законный представитель учащегося, которому стало известно об эпизодах травли. Организация травли (буллинга)- объединение группы с призывами осуществлять в отношении одного или нескольких лиц недружественные и агрессивные действия, имеющие признаки травли (буллинга), в соответствии с настоящим Положением. Участниками образовательного процесса являются: • сотрудник школы - лицо, выполняющее трудовую функцию на территории школы; • директор - сотрудник, осуществляющий руководство ею; • заместитель директора по УВР, на которого, в соответствии с внутренними документами, возложены руководящие функции; • педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях со школой и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; • учащийся - несовершеннолетний, осваивающий образовательную программу, являющиеся стороной настоящего Положения; • законный представитель учащегося - родитель, попечитель, опекун учащегося, являющийся его законным представителем в соответствии с законодательством РФ. • сотрудник сторонних организаций, привлеченных к профилактической работе. Учащиеся, их родители (или иные законные представители), сотрудники Образовательного учреждения могут являться любой из сторон травли. 3. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ДРУГИХ СОТРУДНИКОВ При взаимодействии с учащимися, педагог, а также другие сотрудники организаций не должны: — допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его родственников; — допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого учащегося; — проявлять в отношении любого учащегося дискриминацию по религиозным, национальным, расовым, гендерным, имущественным или иным признакам; — применять меры коллективной ответственности группы учащихся за действия, совершенные одним учащимся; — призывать учащихся к бойкоту одного или нескольких учащихся, или к иным действиям, подпадающим под понятие травли, изложенное в настоящем Положении; — чрезмерно критиковать и комментировать личностные особенности учащихся, их межличностные отношения и чувства в присутствии других учащихся; — давать прозвища и клички учащимся; — подчеркивать разницу между учащимися в интеллектуальном, социальном или любом другом аспекте; — применять меры наказания к учащимся в присутствии других учащихся; — пренебрежительно относиться к отдельным учащимся; — культивировать тоталитарный стиль жесткого иерархического взаимодействия; — игнорировать оскорбления в отношении себя; — поддерживать или признавать нормой ситуацию травли; — совершать иные действия, оскорбляющие и унижающие участников учебного процесса, признанных таковыми в соответствии с настоящим Положением. При обнаружении признаков школьной травли между учащимися, сотрудники обязаны предпринять все, от них зависящее, для пресечения травли, включая, но, не ограничиваясь следующими возможными мерами: беседа с зачинщиком и участниками травли, беседа с родителями зачинщика и участников травли; в обязательном порядке незамедлительно сообщить администрации школы (директору, заместителю директора, социальному педагогу) о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования и решения вопроса о принятии мер, направленных на прекращение травли, а также дисциплинарных мер к зачинщику и участникам травли. При обнаружении признаков травли, зачинщиком которой является сотрудник школы, другой сотрудник школы обязан незамедлительно сообщить администрации школы (директору, заместителю директора, социальному педагогу) о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования, пресечения школьной травли и решения вопроса о принятии дисциплинарных мер к соответствующему сотруднику. Сотрудник обязан незамедлительно сообщить администрации школы (директору, заместителю директора, социальному педагогу) об обращении к нему участников образовательного процесса, передавших информацию о действиях, подпадающих под понятие школьной травли, изложенных в настоящем Положении. Администрация школы фиксирует факт травли (буллинга) в Журнале учета случаев буллинга (травли) (Приложение 1). Сотрудник обязан сохранять анонимность учащегося, сообщившего о ставших ему известными фактах школьной травли, если просьба сохранить анонимность была озвучена. 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Обучающийся имеет право на: - уважение его чести и достоинства каждым; - образование, направленное на полное развитие человеческой личности; - защиту от травли, организованную как другими учащимися, так и сотрудниками; - обращение к педагогическому работнику и (или) директору с целью защиты от школьной травли; -требование от сотрудников школы принятия незамедлительных мер по пресечению школьной травли, на кого бы она ни была направлена; - сохранение анонимности его обращения к сотруднику по поводу школьной травли, если такое условие было им озвучено; - защиту от неблагоприятных последствий, связанных с его обращением к любому сотруднику по поводу школьной травли. При взаимодействии с другими участниками учебного процесса учащийся не должен: - допускать оскорбительные высказывания в отношении участников учебного процесса (учащихся, сотрудников, законных представителей (родителей) учащихся); - совершать в отношении других участников учебного процесса действия оскорбительного характера, в том числе плевать, толкать, демонстрировать реальное или ложное намерение совершить насилие (например, замахиваться без намерения ударить), бросаться предметами и прочее; - применять физическое насилие; - инициировать обращение к участнику учебного процесса с использованием прозвищ, носящих оскорбительный (негативный) характер; - повреждать и уничтожать чужое имущество; - организовывать коллективное игнорирование (бойкотирование) одного или нескольких участников учебного процесса; - присоединяться к травле, организованной другим учащимся или сотрудником; - формировать группы, единственной целью которых является организация травли в отношении другого участника учебного процесса; - призывать других учащихся к действиям, подпадающим под понятие школьной травли, изложенное в настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников; - совершать иные действия, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников. Учащийся вправе сообщить о случаях школьной травли любому сотруднику, независимо от того, является данный учащийся жертвой, свидетелем или участником травли. Сотрудник образовательного учреждения на основании полученного обращения учащегося обязан принять меры в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения. 5. ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА И АДМИНИСТРАЦИИ Директор, принявшей настоящее Положение: — принимает меры к профилактике и выявлению школьной травли; — информирует участников учебного процесса о признаках школьной травли, ее опасности, методах выявления и пресечения; — организует, в том числе с привлечением профильных некоммерческих организаций, лекции, семинары, практические занятия, способствующие борьбе со школьной травлей; — взаимодействует с государственными органами, другими образовательными учреждениями, законными представителями учащихся с целью обобщения практики борьбы со школьной травлей. Администрация обязана регистрировать любые обращения о фактах школьной травли, реагировать на них и принимать все меры по профилактике, выявлению и пресечению школьной травли, включая, но, не ограничиваясь следующими: - замена классного руководителя; - организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями учащихся; - организация встреч с участниками образовательного процесса по профилактике школьной травли; - образование согласительных комиссий; - обращение к медиаторам; - создание профильной внутришкольной организации учащихся, деятельность которой направлена на предотвращение травли, урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса, имеющими признаки травли; - привлечение профильных некоммерческих организаций; - применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер ответственности, предусмотренных законом. 6.1. На территории МБОУ СОШ №4 законным представителям обучающегося запрещается: - общаться с учащимися, законными представителями которых они не являются, без присутствия педагогов или законных представителей таких обучающихся; - допускать оскорбительные высказывания, а равно совершать иные действия в отношении участников учебного процесса, подпадающие под понятие школьной травли, изложенные в настоящем Положении. 6.2. Законные представители обучающихся имеют право обращаться к сотрудникам и администрации по поводу ставших им известными фактов школьной травли, требовать принятия соответствующих мер и участвовать в рассмотрении их обращений. Журнал учета случаев буллинга (травли) в МБОУ СОШ № 4 № п/п Дата Описание происшествия ФИО ФИО пострадавшего агрессора Проведенная работа Специалист, ФИО