Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Подписано цифровой подписью: Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Дата: 2024.07.11 12:08:23 +05'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 Рабочая программа Учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса Составитель: Фадеева Марина Юрьевна 2024 Пояснительная записка Учебный предмет «Индивидуальный проект» в целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования призван создать условия для индивидуальной проектной деятельности, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов обучающихся, осваивающих среднее общее образование. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и является обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего образования. Содержание курса «Индивидуальный проект» представлено современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включенные в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать к любым условиям организации учебного процесса. Программа учебного предмета «Индивидуальный проект» (далее – Программа), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4. Программа предмета обеспечивает: Удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Основная цель изучения курса «Индивидуальный проект»: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования. Основные задачи: 1. Сформировать: способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации; способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих неопределенность ситуации; способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать их в качестве инструментов ее преобразования. 2. Развить: способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации; способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели; способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления достигнутых результатов социуму. Содержание предмета «Индивидуальный проект» Введение Введение. Цели, задачи и содержание курса обучения. Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности Тема 1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Классификация проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Тема 2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Что такое проектный продукт? Тема 3. Планирование учебного проекта. Календарный план работы над проектом. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результата. Тема 4. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Практическое занятие 1. «Тема, проблема, цель, задачи проекта» Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности Тема 1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Что такое плагиат? Тема 2. Способы представления информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Ментальные карты. Инфографика. Тема 3. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Практическое занятие 2. (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью ментальной карты. Модуль 3. Коммуникативные навыки Тема 1. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Подготовка доклада. Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии Анализ выступления. Практическое занятие 3. Публичное выступление. Подготовка к защите проекта. Модуль 4. Рефлексия проектной и исследовательской деятельности Тема 1. Оценка учебного проекта. Карта самооценки индивидуального проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Практическое занятие 4. Самооценка проекта. Карта самооценки индивидуального проекта. Планируемые личностные результаты – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; – действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос); – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Планируемые результаты освоения курса Метапредметные результаты Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные результаты В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающиеся научатся: – формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности; – планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности; – реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач; – оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом; – осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами, и конечным результатом; – использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования; – навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования); – осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности. Учебно-тематический план № Модуль Тема Кол-в часов 1 Модуль 1. Методология Введение 1 2 проектной и Тема 1. Понятие «проект» 3 3 исследовательской Тема 2. Учебный проект: требования к 3 деятельности структуре и содержанию. 4 Тема 3. Планирование учебного проекта 3 5 Тема 4. Методы эмпирического и 2 теоретического исследования. Практическое занятие 1. 3 Модуль 2. Тема 1. Работа с информационными 3 Информационные ресурсы источниками проектной и Тема 2. Способы представления исследовательской информации. деятельности Тема 3. Требования к оформлению 6 7 8 9 2 3 проектной и исследовательской работы. Практическое занятие 2 3 Модуль 3. Тема 1. Публичное выступление: от 3 Коммуникативные навыки подготовки до реализации 10 11 12 Практическое занятие 3 3 13 Модуль 4. Рефлексия Тема 1. Оценка учебного проекта. 1 14 проектной и Практическое занятие 4 1 исследовательской деятельности Итого 34