Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Наталья Николаевна
Дата: 2024.07.11 11:16:23
+05'00'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)
МБОУ СОШ № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями)
основное общее образование
5-7 классы
Составитель
Сосновских Светлана Николаевна
с. Покровское
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 года № 1599.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных
знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
-воспитание интереса к изобразительному искусству.
-раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
-воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса.
-формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно - эстетического кругозора;
-развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
-формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
-обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках.
-обучение
разным
видам
изобразительной
деятельности
(рисованию,
аппликации, лепке).
-обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
-формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры
и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
-развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
-воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определённый этап работы для получения результата общей
изобразительной
деятельности
(«коллективное
рисование»,
«коллективная
аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
-коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
-развитии
аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия;
-
коррекции
ручной
моторики;
улучшения
зрительно-двигательной
координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приёмов рисования, лепки и
выполнения
аппликации.
−
развитие
зрительной
памяти,
внимания,
наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее
значение.
Уроки
изобразительного
искусства
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающегося,
воспитанию у него положительных навыков и привычек. Программа содержит
материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим обучающимся для социальной адаптации.
Общая
характеристика
учебного
предмета
«Рисование»
представлена
следующими разделами:
-Подготовительный период обучения
-Обучение композиционной деятельности
-Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
-Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его
в живописи
-Обучение восприятию произведений искусства
Программой предусматриваются следующие виды работы:
-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование;
-лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры
или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
-выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей
на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей
на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
-проведение бесед о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Рисование» входит в предметную область «Искусство» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство» в 5 классе выделено 2 часа в неделю, в год 68 часов (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
-
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке; знание названий
некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:
Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
- осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
-
владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-
адекватная
передача
цвета
изображаемого
объекта,
определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
-
оценка
результатов
собственной
изобразительной
деятельности
и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача
всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание отражено в пяти разделах:
1. Подготовительный период обучения
2. Обучение композиционной деятельности
3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать
его в живописи
5. Обучение восприятию произведений искусства
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.
- лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
- народного и декоративно-прикладного искусства.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно держать и пользоваться
инструментами (карандашами, кистью, красками),.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания
и
обводящих
движений
руки;
узнавание
и
показ
основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа
бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша
и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление
и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение композиционной деятельности
Содержанием уроков обучения композиционной деятельности
являются
изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из
литературных произведений.
Перед обучающимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно
передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках
видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних
предметов другими.
Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему,
раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текстописание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла,
активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся
рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Развитие
умений
воспринимать
и
изображать
форму
предметов,
пропорции, конструкцию
Формирование понятий: форма, силуэт, элемент пропорции, узор, орнамент,
скульптура, барельеф, симметрия.
Разнообразие форм предметного мира.
Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, лепке предмета.
Соотнесение
формы
предметов
с
геометрическими
фигурами
(метод
обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Приёмы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина;
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов. Принципы
построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету;
расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, рисунке
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать
его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные
цвета.
Смешение
цветов.
Практическое
овладение
основами
цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых
оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения
на палитре основных цветов, отражение светлости цвета (светло-зеленый, темнозеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых
и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная
живопись (лессировка) и т.д.
Обучение восприятию произведений искусства
Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды
изобразительного
искусства».
Рисунок,
живопись,
скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются
картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы
использует художник (краски, карандаши и др.).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и
графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, А. Пластов, В. Поленов, И
Левитан, К. Юон, , И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры».
Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур).
Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.).
Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная
средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В.
Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют
художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных
форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями наро6д ных
художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения
мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская
роспись и т.д.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
разделов и тем
п/п
1
Количество часов
Наименование
программы
Подготовительный
период обучения
Всего
Контро
Практи
льные
ческие
работы
работы
Формы организации
образовательного процесса
изучения нового материала,
комплексного применения
6
0
6
знаний, объединённый
(комбинированный) урок
изучения нового материала,
комплексного применения
Обучение
2
композиционной
16
0
16
деятельности
знаний, объединённый
(комбинированный) урок
Развитие умений
воспринимать и
3
изображать форму
предметов,
изучения нового материала,
комплексного применения
20
0
20
знаний, объединённый
(комбинированный) урок
пропорции,
конструкцию
Развитие восприятия
изучения нового материала,
комплексного применения
цвета предметов и
4
формирование умения
20
0
20
передавать его в
(комбинированный) урок
живописи
изучения нового материала,
комплексного применения
Обучение восприятию
5
произведений
6
0
6
искусства
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
знаний, объединённый
знаний, объединённый
(комбинированный) урок
68
0
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.У.М.К.:
«Изобразительное
искусство»
5
класс
(учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные
программы)
Рау
М.Ю.,
Зыкова
М.А.-М.
изд.
«Просвещение»,2021.
Учебно-методическая литература
2.Грошенков
И.А.
Изобразительная
деятельность
в
специальной
(коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002
3.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. ДПрограмма
воспитания и обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью. —
СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика)
Цифровые образовательные ресурсы
4.Сайты учителей изобразительного искусства https://infourok.ru/
5.Информационные материалы для уроков изобразительного искусства
https://multiurok.ru
6.Информационные материалы для уроков изобразительного искусства
https://nsportal.ru
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска, проектор)
14