Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Подписано цифровой подписью: Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Дата: 2024.07.11 11:16:23 +05'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ № 4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) основное общее образование 5-7 классы Составитель Сосновских Светлана Николаевна с. Покровское 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с: - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: -воспитание интереса к изобразительному искусству. -раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека -воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. -формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно - эстетического кругозора; -развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. -формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. -обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. -обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). -обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. -формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. -развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. -воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определённый этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: -коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; -развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; - коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приёмов рисования, лепки и выполнения аппликации. − развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим обучающимся для социальной адаптации. Общая характеристика учебного предмета «Рисование» представлена следующими разделами: -Подготовительный период обучения -Обучение композиционной деятельности -Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию -Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи -Обучение восприятию произведений искусства Программой предусматриваются следующие виды работы: -рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование; -лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; -выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; -проведение бесед о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Рисование» входит в предметную область «Искусство» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе выделено 2 часа в неделю, в год 68 часов (34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Минимальный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; - пользование материалами для рисования, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; - следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; - осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание); - рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; - применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); -знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке; - знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - применение разных способов лепки; - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; - различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание отражено в пяти разделах: 1. Подготовительный период обучения 2. Обучение композиционной деятельности 3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи 5. Обучение восприятию произведений искусства Программой предусматриваются следующие виды работы: - рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. - лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения - народного и декоративно-прикладного искусства. Подготовительный период обучения Формирование организационных умений: правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение композиционной деятельности Содержанием уроков обучения композиционной деятельности являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Перед обучающимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими. Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текстописание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Формирование понятий: форма, силуэт, элемент пропорции, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов. Приёмы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, рисунке Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлости цвета (светло-зеленый, темнозеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная живопись (лессировка) и т.д. Обучение восприятию произведений искусства Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, , И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями наро6д ных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № разделов и тем п/п 1 Количество часов Наименование программы Подготовительный период обучения Всего Контро Практи льные ческие работы работы Формы организации образовательного процесса изучения нового материала, комплексного применения 6 0 6 знаний, объединённый (комбинированный) урок изучения нового материала, комплексного применения Обучение 2 композиционной 16 0 16 деятельности знаний, объединённый (комбинированный) урок Развитие умений воспринимать и 3 изображать форму предметов, изучения нового материала, комплексного применения 20 0 20 знаний, объединённый (комбинированный) урок пропорции, конструкцию Развитие восприятия изучения нового материала, комплексного применения цвета предметов и 4 формирование умения 20 0 20 передавать его в (комбинированный) урок живописи изучения нового материала, комплексного применения Обучение восприятию 5 произведений 6 0 6 искусства ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ знаний, объединённый знаний, объединённый (комбинированный) урок 68 0 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1.У.М.К.: «Изобразительное искусство» 5 класс (учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы) Рау М.Ю., Зыкова М.А.-М. изд. «Просвещение»,2021. Учебно-методическая литература 2.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002 3.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. ДПрограмма воспитания и обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика) Цифровые образовательные ресурсы 4.Сайты учителей изобразительного искусства https://infourok.ru/ 5.Информационные материалы для уроков изобразительного искусства https://multiurok.ru 6.Информационные материалы для уроков изобразительного искусства https://nsportal.ru Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска, проектор) 14