РП ИЗО УО 5-7 класс

Директор МБОУ
СОШ № 4
Елагина Наталья
Николаевна

Подписано цифровой
подписью: Директор
МБОУ СОШ № 4 Елагина
Наталья Николаевна
Дата: 2024.07.11 11:16:23
+05'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)
МБОУ СОШ № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями)
основное общее образование
5-7 классы

Составитель
Сосновских Светлана Николаевна

с. Покровское
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 года № 1599.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности

обучающегося

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных
знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
-воспитание интереса к изобразительному искусству.
-раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
-воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса.
-формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно - эстетического кругозора;
-развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
-формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

-обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках.
-обучение

разным

видам

изобразительной

деятельности

(рисованию,

аппликации, лепке).
-обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
-формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры
и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
-развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
-воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определённый этап работы для получения результата общей
изобразительной

деятельности

(«коллективное

рисование»,

«коллективная

аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
-коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
-развитии

аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;

формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия;
-

коррекции

ручной

моторики;

улучшения

зрительно-двигательной

координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приёмов рисования, лепки и
выполнения

аппликации.

−

развитие

зрительной

памяти,

внимания,

наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее

значение.

Уроки

изобразительного

искусства

оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающегося,
воспитанию у него положительных навыков и привычек. Программа содержит
материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим обучающимся для социальной адаптации.
Общая

характеристика

учебного

предмета

«Рисование»

представлена

следующими разделами:
-Подготовительный период обучения
-Обучение композиционной деятельности
-Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
-Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его
в живописи
-Обучение восприятию произведений искусства
Программой предусматриваются следующие виды работы:
-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование;
-лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры
или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
-выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей
на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей
на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;

-проведение бесед о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Рисование» входит в предметную область «Искусство» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство» в 5 классе выделено 2 часа в неделю, в год 68 часов (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
-

знание

названий

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке; знание названий
некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:
Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
- осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;

-

владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание,

отщипывание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-

адекватная

передача

цвета

изображаемого

объекта,

определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
-

оценка

результатов

собственной

изобразительной

деятельности

и

одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача
всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание отражено в пяти разделах:
1. Подготовительный период обучения
2. Обучение композиционной деятельности
3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать
его в живописи
5. Обучение восприятию произведений искусства
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.
- лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
- народного и декоративно-прикладного искусства.

Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно держать и пользоваться
инструментами (карандашами, кистью, красками),.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания

и

обводящих

движений

руки;

узнавание

и

показ

основных

геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа
бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша
и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление
и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение композиционной деятельности
Содержанием уроков обучения композиционной деятельности

являются

изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из
литературных произведений.
Перед обучающимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно
передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках
видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних
предметов другими.
Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему,
раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текстописание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла,
активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся
рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Развитие

умений

воспринимать

и

изображать

форму

предметов,

пропорции, конструкцию
Формирование понятий: форма, силуэт, элемент пропорции, узор, орнамент,
скульптура, барельеф, симметрия.

Разнообразие форм предметного мира.

Сходство и контраст форм.

Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, лепке предмета.
Соотнесение

формы

предметов

с

геометрическими

фигурами

(метод

обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Приёмы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина;
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов. Принципы
построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету;
расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, рисунке
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать
его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные

цвета.

Смешение

цветов.

Практическое

овладение

основами

цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых
оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения
на палитре основных цветов, отражение светлости цвета (светло-зеленый, темнозеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых
и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная
живопись (лессировка) и т.д.
Обучение восприятию произведений искусства
Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды

изобразительного

искусства».

Рисунок,

живопись,

скульптура,

декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются
картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы
использует художник (краски, карандаши и др.).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и
графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, А. Пластов, В. Поленов, И
Левитан, К. Юон, , И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры».
Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур).
Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.).
Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная
средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В.
Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют
художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных
форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями наро6д ных
художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения
мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская
роспись и т.д.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

разделов и тем

п/п

1

Количество часов

Наименование
программы

Подготовительный
период обучения

Всего

Контро

Практи

льные

ческие

работы

работы

Формы организации
образовательного процесса

изучения нового материала,
комплексного применения
6

0

6

знаний, объединённый
(комбинированный) урок
изучения нового материала,
комплексного применения

Обучение
2

композиционной

16

0

16

деятельности

знаний, объединённый
(комбинированный) урок

Развитие умений
воспринимать и
3

изображать форму
предметов,

изучения нового материала,
комплексного применения
20

0

20

знаний, объединённый
(комбинированный) урок

пропорции,
конструкцию
Развитие восприятия

изучения нового материала,
комплексного применения

цвета предметов и
4

формирование умения

20

0

20

передавать его в

(комбинированный) урок

живописи

изучения нового материала,
комплексного применения

Обучение восприятию
5

произведений

6

0

6

искусства
ОБЩЕЕ

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

знаний, объединённый

знаний, объединённый
(комбинированный) урок

68

0

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.У.М.К.:

«Изобразительное

искусство»

5

класс

(учебник

для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные

программы)

Рау

М.Ю.,

Зыкова

М.А.-М.

изд.

«Просвещение»,2021.
Учебно-методическая литература
2.Грошенков

И.А.

Изобразительная

деятельность

в

специальной

(коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002
3.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. ДПрограмма
воспитания и обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью. —
СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика)
Цифровые образовательные ресурсы
4.Сайты учителей изобразительного искусства https://infourok.ru/
5.Информационные материалы для уроков изобразительного искусства
https://multiurok.ru
6.Информационные материалы для уроков изобразительного искусства
https://nsportal.ru
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска, проектор)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».