Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Подписано цифровой подписью: Директор МБОУ СОШ № 4 Елагина Наталья Николаевна Дата: 2023.11.21 11:13:13 +05'00' Свердловская область Артемовский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» ПОЛОЖЕНИЕ об адаптированной рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета от 31.08.2023 протокол № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ № 4 приказ от 31.08.2023 №129/1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказом Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», регламентирует порядок разработки и реализации адаптированных рабочих программ педагогов МБОУ СОШ № 4. 1.2. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС ОВЗ к условиям и результату образования обучающихся основного общего образования, по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения 1.3.Адаптированная рабочая программа составляется на основе федеральных программ по отдельным учебным предметам начального или основного общего образования и на основе ФАОП; 1.4.Цель адаптированной рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету, курсу для детей с ОВЗ. Задачи программы: - адаптировать содержание учебного материала, определить необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; - определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ. 1.5. Функции адаптированной рабочей программы: - нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объеме); - целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область); - определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; - процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения); - оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся»). 2. Порядок разработки и утверждения адаптированной рабочей программы 2.1. Разработка и утверждение адаптированной рабочих программ относится к компетенции МБОУ СОШ № 4 и реализуется ей самостоятельно. 2.2. Адаптированная рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету). 2.3. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается адаптированная рабочая программа: адаптированная рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год; адаптированная рабочая программа разрабатывается на период реализации ООП; адаптированная рабочая программа разрабатывается на срок освоения дисциплины (предмета, модуля, курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности). 2.4. Адаптированная рабочая программа является основой для создания учителем тематического планирования на каждый учебный год. 2.5. Педагогический работник обязан представить адаптированную рабочую программу на заседании методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения рабочей программы. 2.6. Адаптированная рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела АООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы. 2.7. Педагог должен создать адаптированную рабочую программу для обучающихся с ОВЗ в соответствии со структурой адаптированной рабочей программы, изложенной в данном Положении. 2.8. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Тематическое планирование представляется в виде таблицы. 2.9. Структура адаптированной рабочей программы по предмету, курсу должна быть единой для всех работающих педагогов в СОШ п. Верхнеказымский. 3. Оформление и хранение рабочей программы 3.1. Адаптированная рабочая программа оформляется в электронном варианте. 3.2. Текст рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается автором рабочей программы. Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы (Приложение 1). 3.3. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы, в которой указывает: название рабочей программы; краткую характеристику программы; срок, на который разработана рабочая программа; список приложений к рабочей программе. 2 3.4. Адаптированные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируется с учетом рабочей программы воспитания. Составитель рабочей программы вправе выбрать один или несколько предложенных вариантов: добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы – если она оформляется; оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета, курса, модуля; указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе рабочей программы предмета, курса или модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком; включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности. Структурные элементы рабочей программы педагога № Элементы Содержание элементов рабочей программы п/п рабочей программы -полное наименование образовательного учреждения; 1 Титульный -название города; лист -гриф (приложение к адаптированной основной образовательной программе начального или основного общего образования) -указание учебного года (года обучения для учащихся с умственной отсталостью); -фамилия, имя и отчество разработчика программы; -указание параллели, класса или года обучения где реализуется программа; -год. (Приложение № 1,2,3) Нормативные ссылки. 2 Пояснительная Цели и задачи обучения, коррекционно-развивающие задачи записка предмета; Общая характеристика рабочей программы: кому адресована программа: тип ОО и определение класса обучающихся; Описание места учебного предмета в учебном плане (к какой образовательной области относится; в течение какого времени изучается; за счет каких часов реализуется; недельное и годовое количество часов.) 3 Планируемые конкретизирует соответствующий раздел пояснительной записки предметные ООП соответствующего уровня общего образования. Все результаты планируемые результаты освоения учебного предмета, курса освоения подлежат оценке их достижения учащимися и должны быть не конкретного ниже, чем в ФАОП. учебного Система оценки достижения планируемых результатов предмета, учебного курса (в (приложение оценочных материалов). том числе внеурочной деятельности), учебного модуля 3 4 Содержание учебного предмета, курса 5 Тематическое планирование 6 Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционноразвивающего характера. перечень и название раздела и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; краткую характеристику содержания предмета, модуля или курса по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса; ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально). Название разделов, количество часов на изучение каждого раздела, основные виды учебной деятельности обучающихся, коррекционная работа. (Приложение № 4,5) Указать автора, название, издательство, гриф министерства, год издания: -программа; -учебники; - дидактические материалы; - методические пособия для учителя; - дополнительная литература для учащихся; -компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения (мультимедийные обучающие программы, мультимедийные приложения к учебнику и др.). 4. Утверждение адаптированной рабочей программы 4.1. Адаптированные рабочие программы являются приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе МБОУ СОШ № 4. 4.2. Адаптированные рабочие программы проверяются заместителем директора. 4.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с курирующим заместителем директора и утверждены директором школы. 4.4. Тематическое планирование предмета (курса) оформляется отдельным документом, утверждается курирующим заместителем директора. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки адаптированных рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в АООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ. 5.2. Корректировка адаптированных рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленном в приказе директора школы о внесении изменений в АООП соответствующего уровня общего образования. 4 Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ № 4 (приказ от____________ № __ ) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета _______________________ основное общее образование 5-9 класс 2023 5 Приложение 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от « __ » ____________ г. № ___ Рабочая программа курса внеурочной деятельности __________________________________ Составитель: 20__ 6 Приложение 3 Приложение № _ к рабочей программе по предмету Рассмотрено на методическом объединении Протокол №__________от_______________ Согласовано Заместитель директора ____________ФИО Утверждена Приказ №_____ от «_____» ________20_____г. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 20______- 20______учебный год ________________________________________________ учебный предмет, курс Учитель: Класс: Общее количество часов на предмет по учебному плану__________часа Из них на: 1 четверть____________часов 2 четверть____________часов 3 четверть____________часов 4 четверть____________часов По _____часов в неделю. Всего учебных недель___________ на лабораторные работы__________час на практические работы__________час контрольные работы_____________час Предусмотрено_________часов самостоятельной работы учащихся, из них на занятиях___________часов Составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений: Учебник: Методическое пособие: 7 Приложение № 4 № п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов Планируем Фактическ ая дата ая дата изучения изучения Тема урока Всего Коррекционная деятельность Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Контрольн ых работ Практиче ские работы Раздел 1. …………(…ч.) 8 Приложение № 5 п/п Дата № занятия в теме № Коррект ировка ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по курсу внеурочной деятельности) Тема занятия Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Формы проведения занятий Раздел 1. …………(…ч.) 9