Подписано Коновалова цифровой подписью: Коновалова Елена Елена И.О. Яковлевна И.О. Яковлевна Директора МБОУ СОШ №4 Директора 2023.10.26 МБОУ СОШ №4 Дата: 09:50:07 +05'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» П п С Рабочая программа учебного предмета технология среднего общего образования 10-11 класс 2023 1.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования: В результате изучения технологии на базовом уровне обучающийся средней школы должен знать/понимать • влияние технологий на общественное развитие; • составляющие современного производства товаров или услуг; • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; • основные этапы проектной деятельности; • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; уметь • оценивать потребительские качества товаров и услуг; • изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг; • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; • использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности; • проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; • организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта; • выполнять изученные технологические операции; • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; • уточнять и корректировать профессиональные намерения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности. • рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; • составления резюме и проведения самопрезентации. 2. Содержание учебного предмета на уровне среднего общего образования: Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; - овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; - развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; - воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии; - подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Учебный процесс на занятиях по технологии строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности и ориентирован на профессиональное самоопределение учащихся. Производство, труд и технологии Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифноквалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием эвм. применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием эвм. выбор способов защиты интеллектуальной собственности. Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда. Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг. Профессиональное самоопределение и карьера. Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - влияние технологий на общественное развитие; - составляющие современного производства товаров или услуг; - способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду; - способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; - основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; уметь: - оценивать потребительские качества товаров и услуг; - изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг; - составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; - использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности; - проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; - организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта; - выполнять изученные технологические операции; - планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; - уточнять и корректировать профессиональные намерения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; - решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; - самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; - рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; - составления резюме и проведения самопрезентации. 3. Тематическое планирование: 10 класс № урока Наименование раздела и тем учебного занятия (урока) Вводный урок. Первичный инструктаж на рабочем месте Раздел 1. Технология проектирования изделий 2-4 Тема 1. Особенности современного проектирования 5-6 Тема 2. Алгоритм проектирования 7-8 Тема 3. Методы решения творческих задач 9-14 Тема 4. Как ускорить процесс решения творческих задач 15 Тема 5. Дизайн отвечает потребностям 16 Тема 6. Защита интеллектуальной собственности 17-19 Тема 7. Мысленное построение нового изделия Раздел 2. Технологии в современном мире 20-22 Тема 1. Технология и техносфера 23-24 Тема 2. Технологии электроэнергетики 25 Тема 3. Технологии индустриального производства 26-28 Тема 4. Технологии производства сельскохозяйственной продукции 29-34 Тема 5. Технологии легкой промышленности и пищевых производств 35 Тема 6. Итоговый урок 1 Кол. час 1 18 3 2 2 6 1 1 3 16 3 2 1 3 6 1 11 класс № урока Наименование раздела и тем учебного занятия (урока) 1 Вводный урок. Первичный инструктаж на рабочем месте Раздел 2. Технологии в современном мире 2-7 Тема 1. Природоохранные технологии 8-15 Тема 2. Перспективные направления развития современных технологий 16-17 Тема 3. Новые принципы организации современного производства Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера 18-22 Тема 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства 23-25 Тема 2. Нормирование и оплата труда Кол. час 1 16 6 8 2 17 5 3 26-27 28-29 30-31 32-33 34 Тема 3. Культура труда и профессиональная этика Тема 4. Профессиональное становление личности Тема 5. Подготовка к профессиональной деятельности Тема 6. Трудоустройство. С чего начать? Тема 7. Итоговый урок 2 2 2 2 1