Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школьная газета» Направление: «Информационная культура» 8 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Чуднова Екатерина Андреевна, Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями 2023 1. Пояснительная записка В настоящее время огромное значение уделяется развитию личности школьников, раскрытию их индивидуальности, творческих способностей. Внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребенка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия. Новизна программы состоит в том, что она создает условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Программа предназначена для учащихся основной школы и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, обществознанием, историей, географией, информатикой. Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить интерес к журналистике, дать первичные сведения об издательском деле, научить творчески относиться к любой работе. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типов. 2. Содержание курса внеурочной деятельности 1. Печатная журналистика (14 часов) Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Практическая работа: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. 2. Продвижение сообществ в социальных сетях (10 часов) Теория: знакомство с понятиями: СММ, Таргетинг. Изучение стратегий продвижения в социальных сетях. Виды контента. Практическая работа: работа в школьном сообществе «Точка роста с. Покровское» и «РДШ с. Покровское». Статистика сообщества. Оформление страницы сообщества 3. Радиожурналистика (10 часов) Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Формы организации внеурочной деятельности: 1. Беседы; 2. Публичные выступления; 3. Актерская грамота; 4. Художественное чтение; 5. Тренинги; 6. Работа над текстом; 7. Мероприятия и психологические практикумы; 8. Экскурсии, беседы 9. Работа с различными компьютерными программами 3. Планируемые результаты По итогам курса внеурочной деятельности обучающиеся научатся: -различать источники информации; -правильно брать интервью и освещать события в школьной газете; -делать профессиональные фотографии и фоторепортажи; -получить представление о профессии радиожурналиста; -создавать качественные видео; -овладеть технологиями эффективного продвижения сообществ в социальных сетях и писать «цепляющие» посты; -освоить основы социального проектирования; -развиваться в рамках информационно-медийного направления РДШ. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В сфере личностных универсальных учебных действий: – идентифицируют себя с принадлежностью к народу, стране, государству; – проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов; – проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – различают основные нравственно-этические понятия; – соотносят поступок с моральной нормой; - оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); - оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, - проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. – выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. В сфере регулятивных универсальных учебных действий: – удерживают цель деятельности до получения ее результата; – планируют решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); – оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»); – корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; – анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; – оценивают результаты деятельности (чужой, своей); – оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), находят ошибки, устанавливают их причины. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий: - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; – сравнивают разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; - оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; – различают особенности диалогической и монологической речи; – составляют устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; - умеют самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать; работать в группе, в коллективе. 4. Тематическое планирование Блок Тема Количество часов Печатная жур- 1. Знакомство с газетналистика (14 ными жанрами. часов) 2. Интервью, как общение. 3. Слагаемые хорошего текста. 4.Школьная группа в соцсетях: о чем и как писать. 5. Школьная газета: от идеи до доставки. 4 1.Введение в СММ 2.Стратегия продвижения в социальных сетях 3.Откуда брать идеи для публикации? Виды контента 4. Алгоритмы социальных сетей. Оформление страницы сообщества 5.Статистика сообщества. Таргетинг 2 2 Продвижение сообществ в социальных сетях (10 часов) 2 2 4 2 2 2 2 Характеристика основных видов деятельности обучающихся Наблюдение Систематизация знаний Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Просмотр учебных фильмов. Моделирование и конструирование. Наблюдение Систематизация знаний Решение познавательных задач (проблем) Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Программирование. Радиожурнали- 1.Организация радиостика (10 ча- вещания в школе сов) 2.Программное обеспечение радиостанции 3.Жанры журналистики. Профессиональная этика журналиста 4. Этапы создания новости для радио. 5. Роль музыки в радио. Правила создания аудиоконтента. Итого: 2 2 2 2 2 34 Просмотр учебных фильмов. Моделирование и конструирование. Наблюдение Систематизация знаний Решение познавательных задач (проблем) Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Просмотр учебных фильмов.