Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «7 июня 2023» г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Флешка» Направление: «Информационная культура» 2-4 класс (срок реализации 3 года) Составитель: Субботина Ирина Борисовна, учитель математики 2023 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Флэшка» технической направленности. Актуальность программы: Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников. Адресат: 8-10 лет (2, 3, 4 классы). Режим занятий: 1 час в неделю. Объем программы: 102 часа. Срок освоения: 3 года. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, также используются комбинированные занятия. Перечень видов занятий: беседа, практическая работа, самостоятельная работа. Перечень форм подведения итогов: индивидуальные задания. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности). Задачи: обучающие: дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения; формировать знания об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации; формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач; 2 формировать первоначальные представления о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера); формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер. Развивающие: развивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»; расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой; развивать у учащихся память, внимание, наблюдательность, абстрактное и логическое мышление. Воспитательные: формировать потребность в саморазвитии, активной жизненной позиции; содействовать воспитанию навыков сотрудничества, культуры общения, ведения диалога; формировать потребность сохранения здоровья, бережного отношения к школьному имуществу. 2. Планируемые результаты В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативные и предметные учебные действия. Личностные результаты: интерес к предметно-исследовательской деятельности; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; принятие и освоение социальной роли обучающегося; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; понимание роли математических действий в жизни человека; освоение личностного смысла учения, желания учиться; актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; кодировать информацию в знаково-символической или графической форме; на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; 3 анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); моделировать – преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; использовать рисуночные и символические варианты математической записи. Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания; контролировать свои действия в коллективной работе; допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы. Предметные результаты: приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; умение представлять, анализировать и интерпретировать данные; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач; умение вводить текст с помощью клавиатуры; выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели); представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами; кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам; соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером; при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна); определять назначение пиктограмм в программах; набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.п.); создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их. 3. Содержание общеразвивающей программы 1 год обучения. 1 Виды информации. Человек и компьютер. 4 Теория: Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. Практика: 1. Работа с экранными объектами. 2. Кодирование информации. Теория: Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Практика: 1. Графика. Конструирование. 2. Раскрашивание компьютерных рисунков. 3 Информация и данные. Теория: Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Практика: 1. Способы представления и передачи информации. 2. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление. Множества. 4 Документ и способы его создания. Теория: Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа. Практика: 1. Клавиатура. Работа на клавиатуре. 2. Создание объектов в графическом редакторе. 3. Текст в графическом редакторе. 4. Набор текста в текстовом редакторе. 5 Резерв. Теория: 1. Повторение. 2 год обучения. 1 Информация, человек и компьютер. Теория: Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере. Практика: 1. Источники и приемники информации. 2. История создания компьютера. 2 Действия с информацией. Теория: Получение информации. Представление информации. информации. Хранение информации. Обработка информации. Практика: 1. Обобщение – информационный процесс. 2. Моделирование. 3. Координаты. 4. Символы. 5. Кодирование. Кодирование 3 Мир объектов. Теория: Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами. Практика: 5 1. 2. Отношения между множествами. Алгоритм. Свойства алгоритма. 4 Информационный объект и компьютер. Теория: Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы. Практика: 1. Текст и текстовый редактор. 2. Таблицы в текстовом редакторе. 3. Таблица и электронные таблицы. 5 Резерв. Теория: Повторение. 3 год обучения. 1 Человек и информация. Теория: Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер. Практика: 1. Действия с информацией. 2. Объект и его свойства. 2 Понятие, суждение, умозаключение. Теория: Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключения. Практика: 1. Отношения между понятиями. 2. Умозаключения. План. 3. Работа с текстом и числовой информацией. 4. Создание графического изображения. 3 Модель и моделирование. Теория: Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа. Практика: 1. Исполнитель. 2. Создание алгоритмов. 4 Информационное управление. Теория: Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Практика: 1. Ввод текстовой и числовой информации. 2. Редактирование изображений в графическом редакторе. 3. Создание изображения с использованием текста и элементов коллажа. 4. Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word. 5 Резерв. Теория: Повторение 6 4. Тематическое планирование Блок Тема Виды информации. Человек и компьютер (7) Кодирование информации (7) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Информация и данные (8) 1. 2. 3. 4. 5. Документ и способы его создания (11) 1 год обучения Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации Компьютер и его части. Работа с экранными объектами. Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации Языки людей и языки программирования. Графика. Конструирование. Раскрашивание компьютерных рисунков. Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Способы представления и передачи информации. 6. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. 7. Сопоставление. 8. Множества. 1. Документ и его создание. 2. Электронный документ и файл 3. Поиск документа. 4. Создание текстового документа. 5. Создание графического документа. 6. Клавиатура. Работа на клавиатуре. 7. Создание объектов в графическом редакторе. 8. Текст в графическом редакторе. 9. Набор текста в текстовом редакторе. Резерв Итого Количест во часов Формы урока Лекционно диагностичес кое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 Практичес кое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 34 7 Информация, человек и компьютер (6) 2 год обучения 1. Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере. Источники и приемники информации. История создания компьютера. Действия с Получение информации. информацией Представление информации. (10) Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации. Обобщение – информационный процесс. 7. Моделирование. 8. Координаты. 9. Символы. 10. Кодирование. Мир объектов 1. Объект. Имя объекта. (9) 2. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. 3. Существенные свойства и принятие решения. 4. Элементный состав объекта. 5. Действия объекта. 6. Отношения между объектами. 7. Отношения между множествами. 8. Алгоритм. Свойства алгоритма. Информационны 1. Информационный объект и смысл. й объект и Документ как информационный компьютер (8) объект. 2. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. 3. Изображение и графический редактор. Схема и карта. 4. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы. 5. Текст и текстовый редактор. 6. Таблицы в текстовом редакторе. 7. Таблица и электронные таблицы. Резерв (1) Итого 34 3 год обучения Человек и 1. Человек и информация. информация (7) 2. Действия с информацией. 3. Объект и его свойства. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 8 4. Отношения и поведение объектов. 5. Информационный объект компьютер. 6. Действия с информацией. 7. Объект и его свойства. Понятие, суждение, умозаключение (9) Модель и моделирование (7) Информационно е управление (10) и 1. Понятие. Деление и обобщение понятий. 2. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. 3. Понятия «истина» и «ложь». 4. Суждение. Умозаключения. 5. Отношения между понятиями. 6. Умозаключения. План. 7. Работа с текстом и числовой информацией. 8. Создание графического изображения. 1. Модель объекта. Модель отношений между объектами 2. Алгоритм. Какие бывают алгоритмы 3. Исполнитель алгоритма. 4. Алгоритм и компьютерная программа. 5. Исполнитель. 6. Создание алгоритмов. 1. Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. 2. Управление неживыми объектами. Схема управления. 3. Управление компьютером. 4. Ввод текстовой и числовой информации. 5. Редактирование изображений в графическом редакторе. 6. Создание изображения с использованием текста и элементов коллажа. 7. Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 Резерв (1) Итого 34 9