ВД_Флэшка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «7 июня 2023» г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Флешка»
Направление: «Информационная культура»
2-4 класс (срок реализации 3 года)

Составитель:
Субботина Ирина Борисовна,
учитель математики

2023

1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Флэшка»
технической направленности.
Актуальность программы:
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в
развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой
конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна
из основных задач дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь учащимся в
полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу,
самостоятельность. Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является
важным средством повышения качества обучения школьников.
Адресат: 8-10 лет (2, 3, 4 классы).
Режим занятий: 1 час в неделю.
Объем программы: 102 часа.
Срок освоения: 3 года.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, также
используются комбинированные занятия.
Перечень видов занятий: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.
Перечень форм подведения итогов: индивидуальные задания.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности
(овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с
различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).
Задачи:
обучающие:
 дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его
применения;
 формировать знания об основных принципах работы компьютера, способах
передачи информации;
 формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в
качестве средства для решения практических задач;
2












формировать первоначальные представления о свойствах информации, способах
работы с ней (в частности, с использованием компьютера);
формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с
использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»;
расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
развивать у учащихся память, внимание, наблюдательность, абстрактное и
логическое мышление.
Воспитательные:
формировать потребность в саморазвитии, активной жизненной позиции;
содействовать воспитанию навыков сотрудничества, культуры общения, ведения
диалога;
формировать потребность сохранения здоровья, бережного отношения к школьному
имуществу.

2. Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативные и предметные
учебные действия.
Личностные результаты:
 интерес к предметно-исследовательской деятельности;
 ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на
самоанализ и самоконтроль результата;
 выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание,
удивление, желание больше узнать;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося;
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам
информатики;
 понимание роли математических действий в жизни человека;
 освоение личностного смысла учения, желания учиться;
 актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
 самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
 самостоятельно организовывать свое рабочее место;
 принимать и сохранять учебную задачу;
 соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
 принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
 кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
 на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий;
 сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько
объектов, имеющих общие свойства;
3

 анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
 моделировать – преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
 отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить
нужную информацию в учебнике;
 проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по
представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на
основе сравнения;
 наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
 использовать рисуночные и символические варианты математической записи.
Коммуникативные УУД:
 принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие
коммуникативные средства, строить монологические высказывания;
 контролировать свои действия в коллективной работе;
 допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в
общении;
 выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи);
 оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
 участвовать в диалоге;
 слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
 понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Предметные результаты:
 приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
 умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
 использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
 умение вводить текст с помощью клавиатуры;
 выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения
поставленной задачи (достижения цели);
 представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде
текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами;
 кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам;
 соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
 при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
 определять назначение пиктограмм в программах;
 набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи
под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.п.);
 создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать
их.

3. Содержание общеразвивающей программы
1 год обучения.
1 Виды информации. Человек и компьютер.
4

Теория: Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники
информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Практика:
1.
Работа с экранными объектами.
2. Кодирование информации.
Теория: Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники
информации. Языки людей и языки программирования.
Практика:
1.
Графика. Конструирование.
2.
Раскрашивание компьютерных рисунков.
3 Информация и данные.
Теория: Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное
кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Практика:
1.
Способы представления и передачи информации.
2.
Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление.
Множества.
4 Документ и способы его создания.
Теория: Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа.
Создание текстового документа. Создание графического документа.
Практика:
1.
Клавиатура. Работа на клавиатуре.
2.
Создание объектов в графическом редакторе.
3.
Текст в графическом редакторе.
4.
Набор текста в текстовом редакторе.
5 Резерв.
Теория:
1.
Повторение.
2 год обучения.
1 Информация, человек и компьютер.
Теория: Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители
информации. Что мы знаем о компьютере.
Практика:
1.
Источники и приемники информации.
2.
История создания компьютера.
2 Действия с информацией.
Теория: Получение информации. Представление информации.
информации. Хранение информации. Обработка информации.
Практика:
1.
Обобщение – информационный процесс.
2.
Моделирование.
3.
Координаты.
4.
Символы.
5.
Кодирование.

Кодирование

3 Мир объектов.
Теория: Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства.
Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия
объекта. Отношения между объектами.
Практика:
5

1.
2.

Отношения между множествами.
Алгоритм. Свойства алгоритма.

4 Информационный объект и компьютер.
Теория: Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.
Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический
редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные
таблицы.
Практика:
1.
Текст и текстовый редактор.
2.
Таблицы в текстовом редакторе.
3.
Таблица и электронные таблицы.
5 Резерв.
Теория:
Повторение.
3 год обучения.
1 Человек и информация.
Теория: Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства.
Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер.
Практика:
1.
Действия с информацией.
2.
Объект и его свойства.
2 Понятие, суждение, умозаключение.
Теория: Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями.
Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение.
Умозаключения.
Практика:
1. Отношения между понятиями.
2. Умозаключения. План.
3. Работа с текстом и числовой информацией.
4. Создание графического изображения.
3 Модель и моделирование.
Теория: Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие
бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Практика:
1. Исполнитель.
2. Создание алгоритмов.
4 Информационное управление.
Теория: Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление
неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Практика:
1.
Ввод текстовой и числовой информации.
2.
Редактирование изображений в графическом редакторе.
3.
Создание изображения с использованием текста и элементов коллажа.
4.
Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word.
5 Резерв.
Теория: Повторение
6

4. Тематическое планирование
Блок

Тема

Виды
информации.
Человек и
компьютер (7)

Кодирование
информации (7)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Информация и
данные (8)

1.
2.
3.
4.
5.

Документ и
способы его
создания (11)

1 год обучения
Человек и информация.
В мире звуков.
Какая бывает информация.
Источники информации.
Приемники информации
Компьютер и его части.
Работа с экранными объектами.
Носители информации.
Кодирование информации.
Письменные источники информации
Языки людей и языки
программирования.
Графика. Конструирование.
Раскрашивание компьютерных
рисунков.
Текстовые данные.
Графические данные.
Числовая информация. Десятичное
кодирование.
Двоичное кодирование. Числовые
данные.
Способы представления и передачи
информации.

6. Элементы
логики.
Суждение:
истинное и ложное.
7. Сопоставление.
8. Множества.
1. Документ и его создание.
2. Электронный документ и файл
3. Поиск документа.
4. Создание текстового документа.
5. Создание графического документа.
6. Клавиатура. Работа на клавиатуре.
7. Создание объектов в графическом
редакторе.
8. Текст в графическом редакторе.
9. Набор текста в текстовом редакторе.

Резерв
Итого

Количест
во часов

Формы урока
Лекционно диагностичес
кое занятие

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
2

1
2
1

1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1

Практичес
кое
занятие

1
1
1

1
1
1
1
1
2
1
2

34
7

Информация,
человек и
компьютер (6)

2 год обучения
1. Человек и информация.

Источники и приемники информации.
Носители информации.
Что мы знаем о компьютере.
Источники и приемники информации.
История создания компьютера.
Действия с
Получение информации.
информацией
Представление информации.
(10)
Кодирование информации.
Хранение информации.
Обработка информации.
Обобщение
–
информационный
процесс.
7. Моделирование.
8. Координаты.
9. Символы.
10. Кодирование.
Мир объектов
1. Объект. Имя объекта.
(9)
2. Свойства объекта. Общие и
отличительные свойства.
3. Существенные свойства и принятие
решения.
4. Элементный состав объекта.
5. Действия объекта.
6. Отношения между объектами.
7. Отношения между множествами.
8. Алгоритм. Свойства алгоритма.
Информационны 1. Информационный объект и смысл.
й объект и
Документ
как
информационный
компьютер (8)
объект.
2. Электронный документ и файл. Текст
и текстовый редактор.
3. Изображение и графический
редактор. Схема и карта.
4. Число и программный калькулятор.
Таблица и электронные таблицы.
5. Текст и текстовый редактор.
6. Таблицы в текстовом редакторе.
7. Таблица и электронные таблицы.
Резерв (1)
Итого 34
3 год обучения
Человек и
1. Человек и информация.
информация (7) 2. Действия с информацией.
3. Объект и его свойства.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
2
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2
1

1

1
1
2
1
1
1
1

1
2

1
1
1
8

4. Отношения и поведение объектов.
5. Информационный
объект
компьютер.
6. Действия с информацией.
7. Объект и его свойства.
Понятие,
суждение,
умозаключение
(9)

Модель и
моделирование
(7)

Информационно
е управление
(10)

и

1. Понятие. Деление и обобщение
понятий.
2. Отношения между понятиями.
Совместимые и несовместимые
понятия.
3. Понятия «истина» и «ложь».
4. Суждение. Умозаключения.
5. Отношения между понятиями.
6. Умозаключения. План.
7. Работа с текстом и числовой
информацией.
8. Создание графического изображения.
1. Модель объекта. Модель отношений
между объектами
2. Алгоритм. Какие бывают алгоритмы
3. Исполнитель алгоритма.
4. Алгоритм и компьютерная
программа.
5. Исполнитель.
6. Создание алгоритмов.
1. Цели
и
основа
управления.
Управление собой и другими людьми.
2. Управление неживыми объектами.
Схема управления.
3. Управление компьютером.
4. Ввод
текстовой
и
числовой
информации.
5. Редактирование
изображений
в
графическом редакторе.
6. Создание
изображения
с
использованием текста и элементов
коллажа.
7. Создание
комбинированного
документа в текстовом процессоре
Word.

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
1
2

1
1
1
1
2

1
1

1
1

1
1

1
1
1

1
2
1

1
2
1

1

1

1
1

1
1

2

2

2

2

2

2

Резерв (1)
Итого

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».