ВД_Мастерица

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Мастерица»
Направление: «Художественно-эстетическая творческая деятельность»
6 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Решетова Людмила Александровна,
учитель технологии

2023

1. Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественноэстетического направления. Оно наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными
средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у
учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания,
развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми
ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Актуальность программы.
Актуальность программы «Мастерица» обусловлена её практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для
изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта, ко
Дню матери, к Новому году, к 23 февраля и т.д.), для оформления интерьера своей
комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся
учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного
творчества. Им, влюбленным в рукоделие, и адресована эта программа, которая
научит их работать с различными материалами по правилам этого удивительного
искусства.
Педагогическая целесообразность программы.
В формировании личности обучающегося особое значение имеют
разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Программа
«Мастерица» целостно воздействует на личность через конкретно-чувственное
восприятие искусства и действительность. Она предполагает формирование
ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и
овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому
обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие возможности. В
процессе образовательной деятельности, обучающиеся учатся выражать свою
индивидуальность, которую отражают посредством нитевой и лоскутной пластики.
Цель программы:
создание условий для проявления творческой активности в самореализации
личности обучающихся, развитие индивидуальных особенностей посредством
обучения основам декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- формировать у обучающихся систему знаний по декоративно-прикладному
творчеству; развивать глубокий, устойчивый интерес к декоративно-прикладному
творчеству;
- обучать технологиям различных видов прикладного творчества;
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающегося:
фантазию, наблюдательность;

- формировать и развивать пространственное и логическое мышление
посредством работы с различным материалом; развивать моторику рук, глазомер;
- способствовать развитию внутренней свободы обучающегося, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
Отличительные особенности программы.
В программе «Мастерица» органически сочетаются досуговые и
образовательные формы деятельности, которые дают возможность каждому
ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного
творчества, выбрать приобретенное направление и максимально реализовать себя в
нем.
Возраст детей.
Программа «Мастерица» рассчитана для обучающихся 6 класса.
Для реализации данной программы используются следующие формы и
методы работы:
1. Форма организации образовательного процесса
Программа предполагает использование в работе различных форм занятий:
- Групповые формы работы.
Обучающиеся осваивают новый материал об особенностях и видах
декоративно-прикладного искусства, отрабатывают общие для всех практические
задания, упражнения, проходят отработку материала под руководством педагога.
- Индивидуальные формы работы.
Данная форма работы отвечает способностям, особенностям и желаниям
обучающихся. Индивидуальная форма работы проводится с целью отработки
полученных знаний по новому материалу, соответствующих уровню
подготовленности обучающихся, а также показа приемов работы каждому
обучающемуся с последующим повтором действий за педагогом. Индивидуальная
форма работы основывается на творческой деятельности каждого обучающегося.
Работа ведется так, что, получая общие знания и навыки, обучающиеся имеет
свободу в выборе материала, технике работы, инструментов и приспособлений для
изготовления изделия.
- Коллективные формы работы.
Важным моментом при работе с обучающимися является создание и
укрепление коллектива. Этому способствуют подготовка и проведение общих
праздников, создание коллективной творческой работы, участие в выставках и
конкурсах.
Коллективная работа способствует формированию объективной оценки
самого себя в сравнении с другими обучающимися и гуманных отношений
сотрудничества.
Методическое обеспечение программы «Мастерица».

При реализации программы «Мастерица» используются следующие методы
обучения:
а) словесный метод:
- объяснение;
- разъяснение;
- беседа;
- дискуссия
б) наглядный метод:
- иллюстрация;
- демонстрация;
- наблюдение учащихся
в) работа с книгой:
- изучение;
- реферирование
г) видеометод
- просмотр
д) практический метод.
2. Планируемые результаты освоения программы
Освоение детьми программы «Мастерица» направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству,
как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение
к
делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с
опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать
свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства,
представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию
целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно
– прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной
деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми, формировать собственное
мнение и позицию;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть
развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность,
трудолюбие, целеустремленность.

3. Содержание программы «мастерица»
Для учащихся 6 класса
№
1

2

3

4

5

6

7

Тема

Содержание

Формы и Виды
деятельности
Вводное занятие
Цели
и
задачи
обучения. Групповая форма работы.
Содержание программы кружка. Виды деятельности: лекция
Правила поведения в мастерской. с элементами беседы
Правила безопасной работы и
личной гигиены.
Изготовление подарка Обсуждение будущего подарка. Коллективная
форма
ко Дню учителя
Подбор материала. Технология работы.
изготовления.
Требования
к Виды деятельности: лекция
качеству готовых изделий.
с
элементами
беседы,
практическая работа
Изготовление подарка к Обсуждение будущего подарка. Коллективная
форма
Новому году
Подбор материала. Технология работы.
изготовления.
Требования
к Виды деятельности: лекция
качеству готовых изделий.
с
элементами
беседы,
практическая работа
Изготовление подарка к Обсуждение будущего подарка. Коллективная
форма
23 февраля и 8 марта
Подбор материала. Технология работы.
изготовления.
Требования
к Виды деятельности: лекция
качеству готовых изделий.
с
элементами
беседы,
практическая работа
Изготовление подарка к Обсуждение будущего подарка. Коллективная
форма
9 мая
Подбор материала. Технология работы.
изготовления.
Требования
к Виды деятельности: лекция
качеству готовых изделий.
с
элементами
беседы,
практическая работа
Изготовление подарка Обсуждение будущего подарка. Коллективная
форма
выпускникам
Подбор материала. Технология работы.
изготовления.
Требования
к Виды деятельности: лекция
качеству готовых изделий.
с
элементами
беседы,
практическая работа
Итоговое занятие
Коллективная
форма
работы.
Виды деятельности: лекция
Конкурсы, выставки.
с
элементами
беседы,
подведение
итогов,
выставка работ учащихся

4. Тематический план
«Мастерица»
для учащихся 6 класса
№
1
2
3
4
5
6

Тема
Вводное занятие
Изготовление подарка ко Дню учителя
Изготовление подарка к Новому году
Изготовление подарка к 23 февраля и 8 марта
Изготовление подарка к 9 мая
Изготовление подарка выпускникам
Всего часов:

Всего
1
5
7
8
8
5
34

Часы
Теория
1
1
1
1
1
1
6

Практика
4
6
7
7
4
28

Календарно-тематическое планирование
«мастерица»
для учащихся 6 класса
№
урока

1

Наименовани
е раздела и
тем учебного
занятия
(урока)
Вводное
занятие

Ко
л.
час

1

Да
та

Планируемые результаты
Личност
ные

Регуля
тивные

Коммуни
кативные

Познава
тельные

Адекват Форму
Умение
Самосто
ное
лирова договарив ятельно
представ
ть и
аться,
предпол
ление о удержи находить
агать,
себе как
вать
общее
информа
личност учебну решение;
цию,
ии
ю
Умение
которая
своих
задачу аргумент
будет
способн
ировать
нужна
остях;
своё
для
Стремле
предложе изучени
ние к
ние,
я
самоизм
убеждать незнако
енению
и
мого
–
уступать; материа
приобре
Способно
ла;
тению
сть
Отбират
новых
сохранять
ь
знаний и
доброжел необход
умений;
ательное
имые
Мотиви
отношени источни
рован на
е друг к
ки
высокий
другу в
информа
результа
ситуации
ции
т
конфликт
среди
учебных
а
предлож

Матер
иально
технич
еская
база
Теорет
ически
й,
лекцио
нный
матери
ал

Формы
организации
образовател.
процесса
Цели и задачи
обучения.
Содержание
программы
кружка.
Правила
поведения в
мастерской.
Правила
безопасной
работы и
личной
гигиены.

достиже
ний

2-6

Тема 1.
Изготовление
подарка ко
Дню учителя

5

7-15

Тема 2.

9

интересов

енных
учителе
м
словаре
й,
энцикло
педий,
справоч
ников;
Самосто
ятельно
делать
выводы,
перераб
атывать
информа
цию,
преобра
зовыват
ь её;
Планиро
вать
свою
работу
по
изучени
ю
незнако
мого
материа
ла

Сформи Форму Взаимоко Сопоста Инстру
рованы лирова нтроль и
влять и менты,
познават
ть и
взаимопо отбират матери
ельные удержи мощь по
ь
алы и
мотивы
вать
ходу
информа приспо
и
учебну выполнен
цию,
соблен
интерес
ю
ия
получен ия для
ы;
задачу
задания;
ную из
изгото
Сформи
Оформлят различн вления
рованно
ь свои
ых
подарк
сть
мысли в
источни
ак
социаль
устной и
ков
Дню
ных
письменн (словари учител
мотивов
ой речи с
,
я
(чувство
учётом
энцикло
долга,
своих
педии,
ответств
учебных справоч Инстру

Лекция с
элементами
беседы.
Практическая
работа.
Выполнение
заданий,
наблюдения

Лекция с

Изготовление
подарка к
Новому году

16-23

Тема 3.
Изготовление
подарка к 23
февраля и 8
марта

8

24-30

Тема 4.
Изготовление
подарка к 9
мая

7

енность)
;
Стремле
ние к
самоизм
енению
–
приобре
тению
новых
знаний и
умений;
Мотиви
рован на
высокий
результа
т
учебных
достиже
ний

и
жизненны
х
ситуаций

ники,
менты,
интерне матери
т);
алы и
Самосто приспо
ятельно соблен
делать
ия для
выводы, изгото
перераб вления
атывать подарк
информа
ак
цию,
Новом
преобра у году
зовыват
ь её;
Планиро Инстру
вать
менты,
свою
матери
работу
алы и
по
приспо
изучени соблен
ю
ия для
незнако изгото
мого
вления
материа подарк
ла
а к 23
феврал
яи8
марта

элементами
беседы.
Практическая
работа.
Выполнение
заданий,
наблюдения

Сформи Форму Взаимоко Сопоста Инстру
рованы лирова нтроль и
влять и менты,
познават
ть и
взаимопо отбират матери
ельные удержи мощь по
ь
алы и
мотивы
вать
ходу
информа приспо
и
учебну выполнен
цию,
соблен
интерес
ю
ия
получен ия для
ы;
задачу
задания;
ную из
изгото
Сформи
Оформлят различн вления
рованно
ь свои
ых
подарк
сть
мысли в
источни
ак9
социаль
устной и
ков
мая
ных
письменн (словари

Лекция с
элементами
беседы.
Практическая
работа.
Выполнение
заданий,
наблюдения

Лекция с
элементами
беседы.
Практическая
работа.
Выполнение
заданий,
наблюдения

31-34

Тема 5.
Изготовление
подарка
выпускникам

4

мотивов
(чувство
долга,
ответств
енность)
;
Стремле
ние к
самоизм
енению
–
приобре
тению
новых
знаний и
умений;
Мотиви
рован на
высокий
результа
т
учебных
достиже
ний

ой речи с
учётом
своих
учебных
и
жизненны
х
ситуаций

,
Инстру
энцикло менты,
педии,
матери
справоч
алы и
ники,
приспо
интерне соблен
т);
ия для
Самосто изгото
ятельно вления
делать
подарк
выводы,
а
перераб выпуск
атывать никам
информа
цию,
преобра
зовыват
ь её;
Планиро
вать
свою
работу
по
изучени
ю
незнако
мого
материа
ла

Лекция с
элементами
беседы.
Практическая
работа.
Выполнение
заданий,
наблюдения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».