Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мастерица» Направление: «Художественно-эстетическая творческая деятельность» 6 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Решетова Людмила Александровна, учитель технологии 2023 1. Пояснительная записка Декоративное творчество является составной частью художественноэстетического направления. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Актуальность программы. Актуальность программы «Мастерица» обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта, ко Дню матери, к Новому году, к 23 февраля и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества. Им, влюбленным в рукоделие, и адресована эта программа, которая научит их работать с различными материалами по правилам этого удивительного искусства. Педагогическая целесообразность программы. В формировании личности обучающегося особое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Программа «Мастерица» целостно воздействует на личность через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительность. Она предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие возможности. В процессе образовательной деятельности, обучающиеся учатся выражать свою индивидуальность, которую отражают посредством нитевой и лоскутной пластики. Цель программы: создание условий для проявления творческой активности в самореализации личности обучающихся, развитие индивидуальных особенностей посредством обучения основам декоративно-прикладного творчества. Задачи: - формировать у обучающихся систему знаний по декоративно-прикладному творчеству; развивать глубокий, устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству; - обучать технологиям различных видов прикладного творчества; - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающегося: фантазию, наблюдательность; - формировать и развивать пространственное и логическое мышление посредством работы с различным материалом; развивать моторику рук, глазомер; - способствовать развитию внутренней свободы обучающегося, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; - воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. Отличительные особенности программы. В программе «Мастерица» органически сочетаются досуговые и образовательные формы деятельности, которые дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приобретенное направление и максимально реализовать себя в нем. Возраст детей. Программа «Мастерица» рассчитана для обучающихся 6 класса. Для реализации данной программы используются следующие формы и методы работы: 1. Форма организации образовательного процесса Программа предполагает использование в работе различных форм занятий: - Групповые формы работы. Обучающиеся осваивают новый материал об особенностях и видах декоративно-прикладного искусства, отрабатывают общие для всех практические задания, упражнения, проходят отработку материала под руководством педагога. - Индивидуальные формы работы. Данная форма работы отвечает способностям, особенностям и желаниям обучающихся. Индивидуальная форма работы проводится с целью отработки полученных знаний по новому материалу, соответствующих уровню подготовленности обучающихся, а также показа приемов работы каждому обучающемуся с последующим повтором действий за педагогом. Индивидуальная форма работы основывается на творческой деятельности каждого обучающегося. Работа ведется так, что, получая общие знания и навыки, обучающиеся имеет свободу в выборе материала, технике работы, инструментов и приспособлений для изготовления изделия. - Коллективные формы работы. Важным моментом при работе с обучающимися является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют подготовка и проведение общих праздников, создание коллективной творческой работы, участие в выставках и конкурсах. Коллективная работа способствует формированию объективной оценки самого себя в сравнении с другими обучающимися и гуманных отношений сотрудничества. Методическое обеспечение программы «Мастерица». При реализации программы «Мастерица» используются следующие методы обучения: а) словесный метод: - объяснение; - разъяснение; - беседа; - дискуссия б) наглядный метод: - иллюстрация; - демонстрация; - наблюдение учащихся в) работа с книгой: - изучение; - реферирование г) видеометод - просмотр д) практический метод. 2. Планируемые результаты освоения программы Освоение детьми программы «Мастерица» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, формировать собственное мнение и позицию; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. 3. Содержание программы «мастерица» Для учащихся 6 класса № 1 2 3 4 5 6 7 Тема Содержание Формы и Виды деятельности Вводное занятие Цели и задачи обучения. Групповая форма работы. Содержание программы кружка. Виды деятельности: лекция Правила поведения в мастерской. с элементами беседы Правила безопасной работы и личной гигиены. Изготовление подарка Обсуждение будущего подарка. Коллективная форма ко Дню учителя Подбор материала. Технология работы. изготовления. Требования к Виды деятельности: лекция качеству готовых изделий. с элементами беседы, практическая работа Изготовление подарка к Обсуждение будущего подарка. Коллективная форма Новому году Подбор материала. Технология работы. изготовления. Требования к Виды деятельности: лекция качеству готовых изделий. с элементами беседы, практическая работа Изготовление подарка к Обсуждение будущего подарка. Коллективная форма 23 февраля и 8 марта Подбор материала. Технология работы. изготовления. Требования к Виды деятельности: лекция качеству готовых изделий. с элементами беседы, практическая работа Изготовление подарка к Обсуждение будущего подарка. Коллективная форма 9 мая Подбор материала. Технология работы. изготовления. Требования к Виды деятельности: лекция качеству готовых изделий. с элементами беседы, практическая работа Изготовление подарка Обсуждение будущего подарка. Коллективная форма выпускникам Подбор материала. Технология работы. изготовления. Требования к Виды деятельности: лекция качеству готовых изделий. с элементами беседы, практическая работа Итоговое занятие Коллективная форма работы. Виды деятельности: лекция Конкурсы, выставки. с элементами беседы, подведение итогов, выставка работ учащихся 4. Тематический план «Мастерица» для учащихся 6 класса № 1 2 3 4 5 6 Тема Вводное занятие Изготовление подарка ко Дню учителя Изготовление подарка к Новому году Изготовление подарка к 23 февраля и 8 марта Изготовление подарка к 9 мая Изготовление подарка выпускникам Всего часов: Всего 1 5 7 8 8 5 34 Часы Теория 1 1 1 1 1 1 6 Практика 4 6 7 7 4 28 Календарно-тематическое планирование «мастерица» для учащихся 6 класса № урока 1 Наименовани е раздела и тем учебного занятия (урока) Вводное занятие Ко л. час 1 Да та Планируемые результаты Личност ные Регуля тивные Коммуни кативные Познава тельные Адекват Форму Умение Самосто ное лирова договарив ятельно представ ть и аться, предпол ление о удержи находить агать, себе как вать общее информа личност учебну решение; цию, ии ю Умение которая своих задачу аргумент будет способн ировать нужна остях; своё для Стремле предложе изучени ние к ние, я самоизм убеждать незнако енению и мого – уступать; материа приобре Способно ла; тению сть Отбират новых сохранять ь знаний и доброжел необход умений; ательное имые Мотиви отношени источни рован на е друг к ки высокий другу в информа результа ситуации ции т конфликт среди учебных а предлож Матер иально технич еская база Теорет ически й, лекцио нный матери ал Формы организации образовател. процесса Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. достиже ний 2-6 Тема 1. Изготовление подарка ко Дню учителя 5 7-15 Тема 2. 9 интересов енных учителе м словаре й, энцикло педий, справоч ников; Самосто ятельно делать выводы, перераб атывать информа цию, преобра зовыват ь её; Планиро вать свою работу по изучени ю незнако мого материа ла Сформи Форму Взаимоко Сопоста Инстру рованы лирова нтроль и влять и менты, познават ть и взаимопо отбират матери ельные удержи мощь по ь алы и мотивы вать ходу информа приспо и учебну выполнен цию, соблен интерес ю ия получен ия для ы; задачу задания; ную из изгото Сформи Оформлят различн вления рованно ь свои ых подарк сть мысли в источни ак социаль устной и ков Дню ных письменн (словари учител мотивов ой речи с , я (чувство учётом энцикло долга, своих педии, ответств учебных справоч Инстру Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Выполнение заданий, наблюдения Лекция с Изготовление подарка к Новому году 16-23 Тема 3. Изготовление подарка к 23 февраля и 8 марта 8 24-30 Тема 4. Изготовление подарка к 9 мая 7 енность) ; Стремле ние к самоизм енению – приобре тению новых знаний и умений; Мотиви рован на высокий результа т учебных достиже ний и жизненны х ситуаций ники, менты, интерне матери т); алы и Самосто приспо ятельно соблен делать ия для выводы, изгото перераб вления атывать подарк информа ак цию, Новом преобра у году зовыват ь её; Планиро Инстру вать менты, свою матери работу алы и по приспо изучени соблен ю ия для незнако изгото мого вления материа подарк ла а к 23 феврал яи8 марта элементами беседы. Практическая работа. Выполнение заданий, наблюдения Сформи Форму Взаимоко Сопоста Инстру рованы лирова нтроль и влять и менты, познават ть и взаимопо отбират матери ельные удержи мощь по ь алы и мотивы вать ходу информа приспо и учебну выполнен цию, соблен интерес ю ия получен ия для ы; задачу задания; ную из изгото Сформи Оформлят различн вления рованно ь свои ых подарк сть мысли в источни ак9 социаль устной и ков мая ных письменн (словари Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Выполнение заданий, наблюдения Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Выполнение заданий, наблюдения 31-34 Тема 5. Изготовление подарка выпускникам 4 мотивов (чувство долга, ответств енность) ; Стремле ние к самоизм енению – приобре тению новых знаний и умений; Мотиви рован на высокий результа т учебных достиже ний ой речи с учётом своих учебных и жизненны х ситуаций , Инстру энцикло менты, педии, матери справоч алы и ники, приспо интерне соблен т); ия для Самосто изгото ятельно вления делать подарк выводы, а перераб выпуск атывать никам информа цию, преобра зовыват ь её; Планиро вать свою работу по изучени ю незнако мого материа ла Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Выполнение заданий, наблюдения