ДООП_Школа танца Каприз

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СОШ № 4
Протокол №13 от 01.06.2023 г

Утверждаю: ______________
Директор
МБОУ СОШ № 4
О.В. Ситник
Приказ № 51 от 07.06.2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школа танца «Каприз»

Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Грецкая Валерия Викторовна, педагог
дополнительного образования

с. Покровское
2023 г
1

Пояснительная записка
В духовной культуре человечества хореографическое искусство
занимает своё особое место. Являясь одним из самых древних видов
искусства, появившись с рождением человека, танец всегда неразрывно связан
с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий
тому назад, встречаются изображения танцующих людей. Танец возник тогда,
когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и
музыке. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних
греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество – изменялось и танцевальное искусство. XX век принес
с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое
отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивым
зрелищным

представлением.

Танец

раскрывает

духовно-нравственный

потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира
природы и гармонично взаимодействовать с ним. Танец пронизывает самые
разнообразные

области

культуры

и

искусства.

Танец

–

искусство

многогранное, объединяющее действие с музыкой, художественными
образами и произведениями литературы.
Хореография – искусство синтетическое, в нём музыка живёт в
движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся
слышимыми.
В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени
сидя за партой, компьютером или просто у телевизора, занятия хореографией
становятся наиболее актуальными. Во-первых, танец – это движение, которое
развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует правильную
фигуру. Во-вторых – искусство, развивающее художественное воображение,
ассоциативную память, творческие способности. Таким образом, хореография
является

дополнительным

резервом

двигательной

активности

детей,

источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки
умственного и психического напряжения, и, следовательно, одним из условий
2

успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая
самые

широчайшие

возможности

для

развития

обучающегося:

от

изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами
профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает
скрытыми резервами для развития и воспитания детей. И высочайшей
выразительности хореография достигает при музыкальном оформлении.
Музыка – это опора танца. Движения и музыка, одновременно влияя на
ребенка, формирует его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность
и артистичность, воздействует на его двигательный аппарат, развивает
слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным
манерам. Обучающиеся познают многообразие танца: классического,
народного, бального, современного.
Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение
добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того,
она

развивает

ассоциативное

Систематическая
пространственной
воспринимать

работа

мышление,
над

ориентацией

окружающую

побуждает

к

музыкальностью,

помогает

детям

действительность,

творчеству.

координацией,

понять

себя,

свободно

и

лучше
активно

использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в
повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в
воспитании

творческой,

всесторонне

развитой

личности.

Занятия

хореографией приобщают обучающегося к миру прекрасного, воспитывают
художественный

вкус.

Хореографические

занятия

обучающихся физически, укрепляют их здоровье.
правильному

развитию

костно-мышечного

совершенствуют
Они способствуют

аппарата,

избавлению

от

физических недостатков (максимально исправляют нарушения осанки, стоп).
Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус.
В танце находит выражение жизнерадостность и активность, развивается
3

творческая фантазия и творческие способности: обучающиеся учатся сами
создавать пластические образы.
В дополнительной общеразвивающей программе «Школа танца
«Каприз» (далее – Программа) заложен большой воспитательный потенциал.
Программа способствует развитию разносторонней личности ребенка,
воспитанию силы воли и характера, приобщению к искусству, созданию
творческой атмосферы в коллективе. Хореографический коллектив в
определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению
возникающих проблем у обучающихся: снимает отрицательные факторы
(закомплексованность в движении, в походке); воспитывает ответственность
-

необходимую черту в характере человека, так как безответственное

отношение одних порой раздражает и расслабляет других; убирает тенденцию
«исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь
коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства,
«звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей.
Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным
средством их воспитания, так как:
 организуют и воспитывают детей, расширяют их художественноэстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости;
 занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело;
 занятия хореографией приучают детей четко распределять свое
свободное время, помогают более организованно продумывать свои
планы;
 они помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают
свою судьбу с профессиональным искусством;
 определяют педагогические и организаторские способности детей.
Занятия

хореографией

воспитывают

и

развивают

не

только

художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку
привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами
4

жизни. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства
характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в
быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и
определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так

необходимое в жизни, двигает обучающихся вперед. Нельзя подвести рядом
стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости
другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в
хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом
классе переноситсяи на внешний вид детей в жизни, в том числе в школе. Во
время обучения дети знакомятся с лучшими образцами российского и
мирового искусства. Дети имеют возможность творческого самовыражения,
осознают свою значимость в коллективе.
Цель программы – развить художественно-эстетические способности
посредством обучения танцевальному виду искусства.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
Личностные:
 освоить обучающимися норм и правил поведения;
• воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Метапредметные:
• развить музыкальные качества (музыкальный слух, чувство ритма);
• развить психические процессы (внимание, мышление, память).
Предметные:
• сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв

его

многообразие и красоту;
• дать знания, умения и сформировать навыки в области хореографии;
• укрепить костно-мышечный аппарат обучающихся;
• совершенствовать технические данные исполнения, развивать силу,
выносливость, координацию движений.
Программа

«Школа

танца

«Каприз»

имеет

художественную
5

направленность, является компилятивной, разработанной на основе авторской
программы Опришко М.В. «Талант – восьмое

чудо

света», типовой

программы по хореографии Дементьевой Т.В. «Ритмопластика ихореография
для детей», а также методической разработке «Использование современных
педагогических технологий в работе с хореографическим коллективом»
МБОУ ДОД «Центр детского творчества №4 (г. Красноярск).
Программа является долгосрочной, срок реализации программы 3 года,
102 часа в год по 3 часа в неделю. В рамках реализации программы
планируется набор обучающихся в возрасте 7-10 лет (ученики начальной
школы) в количестве 3-х групп и обучающихся в возрасте 11-16 лет (ученики
средней и старшей школы) в количестве 3-х групп.
В объединение принимаются обучающиеся по желанию. Конкурсного
отбора нет. Возможен прием в течение учебного года. Зачисление на
обучение производится на основании личного заявления родителя/законного
представителя с предоставлением справки об отсутствии противопоказаний.
Занятия проводятся как в группах, так и в подгруппах, а также
индивидуально.

Так

же

возможна

дистанционная

форма

работы

с

обучающимися по данной программе. Дистанционная форма предполагает
размещение различных заданий в электронном виде на страничке в группе
социальной сети «В контакте», а также обработку полученных результатов
(ответов на опросы, выполнение заданий по средствам записи видео,
составление проектных карт и т.п.)
Специфика программы заключается в том, что обучение хореографии
на

подготовительном

этапе

начинается

с

постепенного

усложнения

содержания, значительно превышающего базовую программу. Дети в
процессе обучения знакомятся с тремя танцевальными направлениями:
классическим, народным (стилизованным) и современным танцем. В
программу включены блоки с использованием комплексов упражнений и
творческих заданий по корригирующей и художественной гимнастике,
логоритмические упражнения, танцевальные этюды, а также музыкально6

ритмические игры и упражнения по хореографии.
Программа разработана с учётом принципов: систематичности,
психологической

комфортности,

учёта

возрастных

особенностей,

деятельностного подхода к развитию обучающегося и ориентирована на
развитие личности обучающегося.
В программу включена как теоретическая, так и практическая часть
вопросов, с преобладание практической части. Помимо занятий в классе
обучающиеся могут посещать театры, просматривая спектакли (в том числе и
онлайн или в записи), конкурсы и фестивали с выступлением других
коллективов.
Так как танец – это форма общения, а любое общение предполагает свод
правил, регламентирующих нормы поведения, в танцевальном искусстве
существует так называемая танцевальная этика. Все учащиеся танцевального
коллектива без исключения проходят краткий курс танцевальной этики (в
форме бесед и творческих заданий).
Формы и методы воспитательной работы различные и зависят от
характера и направленности творческой деятельности коллектива.
Постановочной работе предшествует рассказ детям об истории, на
основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах
и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это готовится для детей на
доступном для них языке, с показом красочных иллюстраций, преподносится
материал эмоционально, выразительно. Просмотр специальных фильмов,
прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога.
Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично
направляет детей в русло правильных рассуждений. Воспитывают и традиции,
которых в коллективе достаточно много: это и посвящение в танцоры, и
переход из младшей группы в старшую, совместные праздники и поездки на
различные мероприятия, итоговые отчетные концерты в конце учебного года
и т.д.
Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в
7

процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях
пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить
личное общественному. Сознательная дисциплина — это дисциплина
внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина
создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся
собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче
выполняют поставленные задачи.
Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с
интересными

людьми (хореографами, артистами и т.д.), к чтению

современной литературы, посещению музеев, просмотр соответствующих
фильмов и видеороликов и т.д. Полезен совместный просмотр и совместное
обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и
любительских коллективов. Проведение анализа концертных выступлений
самого коллектива.
Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен
опытом между коллективами и творческая помощь друг другу. Проведение
вечеров отдыха с участием обучающихся и родителей (День Матери, Новый
год, 23 февраля, 8 марта и т.д.).
Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость в
репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как
обучающиеся знают, что никто из них не останется в стороне.
На

занятиях

хореографией

используются

следующие

методы

обучения:
•

репродуктивный (педагог сам объясняет материал);

•

объяснительно-иллюстрированный;

•

эвристический (педагог + творческий поиск детей);

•

обучение с помощью видеоматериала;

•

метод контроля (внутриклубные мероприятия, участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня).
8

Выступления перед зрителями являются одним из главных методов.
Переживание успеха приносит моральное удовлетворение, создаются условия
для

реализации

творческого

потенциала,

воспитываются

чувство

ответственности, дружбы, товарищества.
Занятия являются разнообразными по содержанию (ритмические
упражнения,

задания

на

ориентировку,

координацию,

танцевально-

музыкальные игры, упражнения тренировочного характера, разучивание и
повторение

танцевальных

движений,

связок,

танцевальных

номеров,

импровизация, упражнения по актерскому мастерству) и по методам работы.
Весь процесс обучения строиться на сознательном усвоении навыков и
приобретении положительных эмоций. Это побуждает интерес к занятиям.
Занятия идут в хорошем темпе. Музыкально-ритмическая деятельность
включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество и
является составной частью урока.
Все

эти

задачи

воспитания

неотделимы

от

возрастных

и

индивидуальных особенностей детей.
Возрастными

особенностями

принято

называть

анатомо-

физиологическими и психологическими особенностями характера того или
иного возрастного периода.
В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальноустойчивые

свойства

личности,

характера,

интересов,

умственной

деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.
Для успешной работы в коллективе физическая нагрузка распределяется
согласно возрастным особенностям. А при формировании репертуара и
составлении

плана

воспитательной

работы

с

обязательным

учетом

психологических особенностей каждого возрастного периода.
7-10 лет - в этом возрасте происходят качественные и структурные
изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в
протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют
9

доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим
требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов,
даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения).
Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение
запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть
ограниченно и постепенно увеличиваться. Костно-мышечный аппарат детей
этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество
хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц
идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности
исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного
материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого
возраста

надо

уделять

внимание

формированию

осанки,

умению

ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В
этом возрасте преобладает наглядно- образное мышление, господствует
чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно
чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.
11-16 лет - в этот период происходят быстрые количественные
изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет
(5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит
перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях
координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной
и сердечно-сосудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом,
что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и
головокружению. Повышается возбудимость нервной системы под влиянием
усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте
нередко

появляется

раздражительность,

обидчивость,

вспыльчивость,

резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что
побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в
самоутверждении, стремлении к самостоятельности, это исходит из желания
быть и считаться взрослым. Эмоциональное состояние характеризуется силой
10

чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет
ершистым, непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем
безмолвная покорность, безволие. Эмоциональные переживания носят
устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость.
Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но
затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно
скрывается. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций,
осуществляются более объемные постановочные работы.
Обучающиеся одной возрастной категории в рамках группы делятся на
подгруппы исходя из диагностики творческих и технических способностей
ребенка. Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью
индивидуальной карты диагностики развития творческой индивидуальности
в процессе хореографической деятельности (Приложение 1), индивидуальной
карты технических способностей (Приложение 2, 3), а также с помощью
таблицы эффективности усвоения знаний и навыков по программе
(Приложение 4). Учёт проводится в конце первого учебного полугодия и в
конце учебного года.
Программа предусматривает проведение проверки знаний и умений с
помощью зачетов, которые проводятся в форме открытых занятий (2 раза в
год: в декабре и мае месяце). Итоговый анализ проводится в конце года в виде
отчетного концерта. А также проверка знаний проводится посредством
выступления на конкурсах и фестивалях различного уровня (Приложение 4),
при подготовке крупной формы хореографического произведения или же
большой общей программы.
Все достижения участников творческого коллектива отражены в
портфолио.

В

портфолио

вкладываются

грамоты,

дипломы,

карты

диагностики, анкеты.

11

Прогнозируемые результаты
освоения программы
Личностные:
- развитие
художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) исполнения танцевальных композиций;
позитивная

-

самооценка

своих

танцевальных

и

творческих

способностей, разкомлпексованность в действиях;
- развитие у обучающихся такие качества, как внимательность,
трудолюбие, дисциплинированность, ответственность;
У обучающихся формируются умения:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в
жизни;
- решать творческие задачи, проявлять творческую инициативу в
различных

сферах

художественно-творческой

деятельности,

в

художественно-эстетической жизни студии.
Метапредметные:
- умение выбрать способы деятельности, применяемые при решении
проблем в реальных жизненных ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей
между произведениями разных видов искусства;
-

работа

с

разными

источниками

информации,

стремление

к

самостоятельному общению и художественному самообразованию;
- умение сотрудничать с другими обучающимися при решении
различных творческих задач.
У учащихся формируются умения:
-

наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и

оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами
12

искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в
танце и других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметные:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям
своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности,
понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства,
умения и навыки в различных видах познавательно-творческой деятельности.
У учащихся формируются умения:
- понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические,
эпические, драматические образы в танце; определять по характерным
признакам хореографических композиций направление и стиль танца;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о
знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-

понимать

специфику

хореографического

языка,

получать

представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в
публичных выступлениях.

13

Учебный план
первого года обучения
№

Название темы

Общее
кол-во

п\п

В том числе:

Форма аттестации/

Теория

Практика

контроля

1

1

-

Тест

1

1

-

Тест
Педагогическое
наблюдение
Анкета, участие в
тематических
мероприятиях
сдача нормативов

часов
1

Введение. Правила техники
безопасности,
санитарии и гигиены.

2

Танцевальная азбука
Танцевальная этика

3

Профилактика

2

2

-

4

Гражданская позиция

2

2

-

5

Партерная гимнастика

16* **

1

15

6

Классический танец (основа
экзерсис)

10*

2

8

7

Эстрадный танец

30* **

3

27

10

-

10

72

12

60

Культурно-массовая
деятельность
ИТОГО:
8

Задания в рабочей
тетради, тесты, филворд,
викторина
Задания в рабочей
тетради, викторины,
опросы.
Фестивали, конкурсы,
открытые уроки,
отчетные мероприятия
Участие в мероприятиях

* - работа в группах и подгруппах
** - индивидуальная работа

14

Содержание программы
первого года обучения
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены –
1 час.
Теория – 1 час.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности, санитарии и
гигиены. Правила поведения на занятии.
Тема 2. Танцевальная азбука – 1 час.
Теория – 1 час.
Знакомство детей с искусством танца: Что такое танец? Для чего надо
заниматься хореографией? Танцевальные направления. Реквизит для танца,
работа с ним. Танцевальная этика.
Тема 3. Профилактика – 2 часа.
Теория – 2 часа.
Первичная

профилактика зависимого поведения. Техническая

профилактика профессиональных травм.
Тема 4. Гражданская позиция – 2 часа.
Теория – 2 часа.
Тематические беседы, направленные на воспитание гражданской позиции:
«Я – гражданин своей страны», «История родного края», «Моя семья – мое
богатство».
Тема 5. Партерная гимнастика – 16 часов.
Теория – 1 час.
Значение партерного станка в танце. Основные термины.
Практика – 15 часов.
Разогревающие упражнения для рук и ног, упражнения для укрепления и
расслабления мышц. Растяжка (стрейчинг). Движения рук, хлопки. Шаги и
прыжки. Повороты. Движения по кругу, по диагонали. Комплекс упражнений
15

и творческих заданий по корригирующие и художественные гимнастики.
Работа с предметами.
Тема 6. Классический танец – 10 часов.
Теория – 2 часа.
Понятия, термины, значение.
Практика – 8 часов.
Исходные позиции рук, ног. Позы. Основной экзерсис. Комбинации.
Тема 7. Эстрадный танец – 30 часов.
Теория – 3 часа.
Что такое эстрадный танец? Прослушивание и разбор музыки. Основная
терминология.
Практика – 27 часов.
Изучение и отработка танцевальных движений. Положение рук, головы и
корпуса в танце. Постановка танца.
Тема 8. Культурно-массовая деятельность – 10 часов.
Практика – 10 часов.
Участие в мероприятиях. Посещение мероприятий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
первого года обучения
К концу первого года занятий обучающиеся должны
Знать:
-необходимость занятия танцами;
-исходные позиции рук, ног;
-позиции рук в парах;
-движения рук, шаги;
-логоритмические упражнения;
-упражнения партерной гимнастики.
Уметь:
16

-делать различные виды шагов, прыжки, хлопки;
-делать самостоятельно партерный станок;
-делать построения;
-делать основные элементы гимнастики;
-«играть лицом» (эмоциональная подготовка).
Владеть:
-умениями и навыками работы с реквизитом.
Применять:
-полученные знания для исполнения танцевальных этюдов.

17

Учебный план
второго года обучения
№

Название темы

Общее
кол-во

п\п

В том числе:

Форма аттестации/

Теория

Практика

контроля

1

1

-

Тест

1

1

-

16* **

1

15

Педагогическое
наблюдение
сдача нормативов

30*

3

27

14* **

2

12

10

-

10

72

12

60

часов
1

Введение. Правила техники
безопасности,
санитарии и гигиены.

2

Профилактика

3

Партерная гимнастика

4

Народный стилизованный
танец
Эстрадный танец

5

Культурно-массовая
деятельность
ИТОГО:
6

Задания в рабочей
тетради, викторины,
опросы.
Фестивали, конкурсы,
открытые уроки,
отчетные мероприятия
Участие в мероприятиях

* - работа в группах и подгруппах
** - индивидуальная работа

18

Содержание программы
второго года обучения
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены –
1 час.
Теория – 1 час.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности, санитарии и
гигиены.
Тема 2. Профилактика – 1 час.
Теория – 1 час.
Первичная

профилактика зависимого поведения. Техническая

профилактика профессиональных травм.
Тема 3. Партерная гимнастика – 16 часов.
Теория – 1 час.
Значение партерного станка в танце. Основные термины.
Практика – 15 часов.
Разогревающие упражнения для рук и ног, упражнения для укрепления и
расслабления мышц. Растяжка (стрейчинг). Движения рук, хлопки. Шаги и
прыжки. Повороты. Движения по кругу, по диагонали. Комплекс упражнений
и творческих заданий по корригирующие и художественные гимнастики.
Работа с предметами.
Тема 4. Народный стилизованный танец – 30 часов.
Теория – 3 часа.
Что такое стилизованный народный танец?

История возникновения.

Прослушивание и разбор музыки. Основная терминология.
Практика – 27 часов.
Изучение и отработка танцевальных движений. Постановка танца.
Тема 5. Эстрадный танец – 14 часов.
Теория – 2 часа.
19

Прослушивание и разбор музыки. Разработка костюма.
Практика – 12 часов.
Изучение и отработка танцевальных движений. Постановка танца.
Тема 9. Культурно-массовая деятельность – 10 часов.
Практика – 10 часов.
Участие в мероприятиях. Посещение мероприятий.

Требования к уровню подготовки обучающихся
второго года обучения
К концу второго года занятий обучающиеся должны
Знать:
Уметь:
-делать различные комбинации из шагов, прыжков, поворотов по диагонали и по
кругу;
-делать самостоятельно партерный станок и экзерсис;
-делать построения и перестроения;
-«играть лицом» (эмоциональная подготовка) и импровизировать на заданную
хореографом тему.
Владеть:
-умениями и навыками работы с реквизитом
- навыками исполнения ансамблевого и сольного исполнения танцевальных
номеров
Применять:
-полученные знания для исполнения танцевальных этюдов, поставленных
хореографом.

20

Учебный план
третьего года обучения
№

Название темы

Общее
кол-во

п\п

В том числе:

Форма аттестации/

Теория

Практика

контроля

1

1

-

Тест

1

1

-

16* **

1

15

Педагогическое
наблюдение
сдача нормативов

часов
1

Введение. Правила техники
безопасности,
санитарии и гигиены.

2

Профилактика

3

Партерная гимнастика

4

Современный танец

44*

4

40

Культурно-массовая
деятельность
ИТОГО:

10

-

10

72

7

65

6

Задания в рабочей
тетради, викторины,
опросы.
Фестивали, конкурсы,
открытые уроки,
отчетные мероприятия
Участие в мероприятиях

* - работа в группах и подгруппах
** - индивидуальная работа

21

Содержание программы
третьего года обучения
Тема 1. Введение. Правила ТБ, санитарии и гигиены – 1 час.
Теория – 1 час.
Знакомство с планами на учебный год. Расписание занятий. Организационные
вопросы. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены.
Тема 2. Профилактика – 1 час.
Теория – 1 час.
Первичная

профилактика зависимого поведения. Техническая

профилактика профессиональных травм.
Тема 3. Партерная гимнастика – 16 часов.
Теория – 1 час.
Значение партерного станка в танце. Основные термины.
Практика – 15 часов.
Разогревающие упражнения для рук и ног, упражнения для укрепления и
расслабления мышц. Растяжка (стрейчинг). Движения рук, хлопки. Шаги и
прыжки. Повороты. Движения по кругу, по диагонали. Комплекс упражнений
и творческих заданий по корригирующие и художественные гимнастики.
Работа с предметами.
Тема 4. Современный танец – 44 часа.
Теория – 4 часа.
Что такое современный
направления)?

танец (модерн и

уличные танцевальные

История возникновения. Направления. Прослушивание и

разбор музыки. Основная терминология.
Практика – 40 часов.
Изучение и отработка танцевальных движений. Постановка танцев.
Тема 5. Культурно-массовая деятельность – 10 часов.
Практика – 10 часов.
Участие в мероприятиях. Посещение мероприятий.
22

Требования к уровню подготовки обучающихся
третьего года обучения
К концу второго года занятий обучающиеся должны
Знать:
- принципы взаимодействия музыкальных и хореографических средств
выразительности
Уметь:
-делать различные комбинации из шагов, прыжков, поворотов по диагонали и по
кругу;
-делать самостоятельно партерный станок и экзерсис;
-делать построения и перестроения;
- импровизировать на заданную хореографом тему
- самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ
Владеть:
-умениями и навыками работы с реквизитом
- навыками исполнения ансамблевого и сольного исполнения танцевальных
номеров
Применять:
-полученные знания для исполнения танцевальных этюдов,
поставленныххореографом.

23

Методическое обеспечение и условия реализации программы
Подобно многим другим профессиям, танцевальное искусство имеет
свою униформу. Юные танцовщики делают свои первые шаги и учатся
овладевать движениями, должны носить удобную одежду: футболка (майка,
топ) и трико/легинсы/треки/шорты. Обувь: чешки, балетные тапочки,
джазовые туфли или «дансеры» (танцевальные кроссовки) выбираются в
зависимости от танцевального направления. Прическа: мальчики должны
носить короткие прически, девочки должны выбирать аккуратные прически
из длинных волос, сколотых сзади, преимущественно в пучок. Длинные челки
следует закалывать назад. Во время занятий не следует носить никаких
украшений (разрешается нательный крестик и маленькие серьги): они
отвлекают педагога и детей, а иногда могут представлять опасность для всех
занимающихся. Ребенок-танцор всегда должен выглядеть ухоженным. Это
одна из форм самодисциплины.
Структура танцевального занятия состоит из трех частей:
I часть включает в себя задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
(разогрев) разных групп мышц (подготовка к основной работе). По
длительности – 1/4 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью. По
длительности – 1/4 общего времени занятия.
III часть

включает

разучивание

новых

движений,

отработку

выученного материала, музыкальные игры и/или танцевальные этюды,
творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и
восстановление дыхания. По длительности – 2/4 общего времени занятия.
Для занятий используются схемы и таблицы, демонстрационные
материалы.
В хореографическом зале созданы материально-технические условия
для занятий:
 Покрытие пола – линолеум
24

 Зеркала настенные
 Хореографические станки
 Фитнес-коврики, боди-бары, кубики для йоги
 Музыкальный центр/колонка

25

Список литературы
Нормативные акты
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №

1.

273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят
Гос.Думой 21 дек.2012г.) – Российская газета, 31 декабря 2012.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об

2.

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Методические рекомендации по проектированию дополнительных

3.

общеразвивающих программ, разработанные Министерством образования и
науки Российской Федерации, информационное письмо от 18.11.2015 № 093242
4.

Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от

26.06.2019

«Об

утверждении

методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области».
5.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию

и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.14 № 41.
6.

«Концепция

развития

дополнительного

образования

детей»

(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р).
7.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых». Трудовая функция 3.1.5 «Разработка программнометодического

обеспечения

реализации

дополнительной

общеобразовательной программы (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 №
298н, зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016);
Книги
1.

Балет.

Уроки:

Иллюстрированное

руководство по
26

официальнойбалетной программе
С.Ю.Бардиной. –

М.:

пер.с

/

англ.

ООО

«Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004г. – 144 стр.,ил.
2.

Барышникова Т.

Азбука хореографии. – М: Внимание: дети. 2010г. -

122 стр., ил.
3.

Бриске И.Э. Ритмика и танец. – Челябинск: Живое слово. 2005г. -275

стр.
4.

Джим Холл. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/пер.с

англ. Т.В.Сидориной. – М.: АСТ:Астрель, 2009г. – 409 стр.
5.

Ерохина О.В. Школа танцев для детей\Серия «Мир вашего ребенка», -

Ростов н\Д: Феникс. 2003. -224стр., ил.
6.

Задорожная

А.А. Танцы в детском саду, Москва: «Издательство

ПРИОР». 2005. - 254стр., ил.
7.

Казаков

В.Г.,

Кондратьева

Л.Л.

Психология:

Учебник

для

пед.техникумов, - Москва: Высш.шк. 2008. - 383стр.
8.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-7

лет. – М.: Творческий Центр «СФЕРА». 2005. – 218 стр.
9.

Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7

лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА». 2007. – 121 стр.
10. Костровицкая

В., Писарев А. Школа классического танца. –М:

Издательство «Искусство». 2012. – 273стр., ил.
11. Михайлова

М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для

красивого движения. Ярославль. 2004. – 241 стр.
12. Новиковская О.А. Логоритмика. Практическое пособие для педагогов и
родителей. М: Изд-во Корона Принт, 2005. – 252 стр., ил.
13. Сборник «Хоровод друзей», танцы народов мира, - Минск: Новое
издание. 2005. – 336с., ил.
14. Яковлева

Ю.В. Азбука балета – Москва: Новое литературное

обозрение. 2006. – 196с., ил.
15. Яковлева Ю.В. Балет. Шаг за шагом – Москва: Новое литературное
27

обозрение. 2006. – 298с., ил.
8.

Устав МБУ ДО «Детско-юношеский центр» № 53/46/38 от 24.12.2015г.
Электронные ресурсы

1. Авторская программа обучения детей искусству хореографии «Талант
– восьмое чудо света» Опришко М.В. (электронный ресурс)// - Режим доступа//
Официальный сайт Фестиваля педагогических идей
«Открытый урок».
2. Методическая разработка «Использование педагогических технологий в
работе с хореографическим коллективом» (МБОУ ДОД «Центр детского
творчества №4, г.Красноярск) (электронный ресурс)// - Режим доступа//
официальный сайт МБОУ ДОД «Центр детского творчества
№4, г.Красноярска.
3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения

(электронный

ресурс)//

Режим

доступа//www.

HOTEL.DANCE.NSK.ru
4. Никитин А.В. Основы танца модерн (электронный ресурс)// Режимдоступа
http://www/U1.ru
5. Онлайн-уроки, семинары, мастер-классы (электронный ресурс)// Режим
доступа www.horeograf.com
6. Танцевальные этюды из музыкальной ритмики (электронный ресурс)// режим доступа//http://www. HOTEL.DANCE.NSK.ru
Литература для обучающихся
1. Балет, танец, хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и
понятий.- Москва: Планета музыки. 2017г. – 1200с., ил.
2. Наталья
Александрова. Танцы.
Мини-энциклопедия для
детей.Рассказы о танцах разных народов и времен.- Санкт-Петербург. 2017г.–
148с., ил.

3.

Балет.

Детская энциклопедия.

История,

музыка

и волшебство

классического танца. – Москва. 2016г. – 72с., ил.
4.

П.Киселева. Что такое балет? Почемучкины книжки. – Москва. – 79с.,

ил.
28

Сведения о разработчике
Грецкая Валерия Викторовна
Квалификационная категория - высшая.
Образование: высшее, Уральский Институт Экономики Управления и
Права, юриспруденция, 2006 год.
Профессиональная

переподготовка: НОЧУ

ДПО

"Институт

опережающего образования" по программе "Педагогика и методика
дополнительного образования детей и взрослых", 608 часов, 2019г.
Повышение квалификации:
- АНО ДПО "Гуманитарная Академия", 2020 год, "Дистанционные технологии
в образовании" (36 часов).
- НОЧУ ДПО "Институт опережающего образования", 2019 год, "Организация
и содержание деятельности дополнительного образования для детей с ОВЗ" (36
часов)
- ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования", 2019 год, "Инклюзивное
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью в организациях дополнительного образования детей" (32 часа)
- ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования", 2019 год, "Учебнометодический комплекс в дополнительном образовании: назначение и
технология разработки" (16 часов)
- ООО "Высшая школа делового администрирования", 2018 год, "Оказание
первой помощи" (16 часов).
Стаж работы – 20 лет.
Контактный телефон - 89222088586
Электронный адрес – greciavv@yandex.ru
Страничка на сайте социальной сети работников образования
(ссылка)– http://nsportal.ru/gretskaya-valeriya-viktorovna
Страничка в социальной сети «В Контакте» Творческого объединения:
https://vk.com/dancingschoolcaprice

29

Приложение 1
Индивидуальная карта диагностики развития творческой
индивидуальности в процессе хореографической деятельности
Критерий 1. Творческая самостоятельность
Показатель
1.Проявление

Уровень

самостоятельности

1-средний
2-высокий

деятельности.

решение

Итог.контр.

в 0-низкий

отношении к процессу и результату

2.Проявление

Вход.контр.

самостоятельности
поставленной

и

педагогом

0-низкий
1-средний
2-высокий

задачи.
3.Творческая

инициатива,

0- низкий
1- средний

формирование и воплощение замысла.

2-высокий
4.Оригинальность

замысла

и

его

воплощение.

0-низкий
1-средний
2-высокий

Всего по критерию:
Критерий

2.

Активность

проявления

индивидуальности

ребенка

в

накоплении опыта и отражение его в хореографической деятельности.
Показатель
1.Проявление

эмоций

Уровень
в

процессе

восприятия.

Вход.контр.

Итог.контр.

0-низкий
1-средний
2-высокий

2.Отражение

эмоционально-

ценностных отношений и образа «Я»в

1-средний
2-высокий

этюдах.
3.Проявление

0-низкий

нацеленности

на 0- низкий
1- средний

30

осмысление

изменяющегося

2-высокий

воздействия объективной реальностив
процессе создания этюда.
4.Волевая активность в достижении

0-низкий

результата деятельности.

1-средний
2-высокий

5.Отражение уровня ЗУН в этюдах.

0- низкий
1- средний

2-высокий
Всего по критерию:
Критерий 3. Своеобразие эстетического восприятия деятельности иискусства.
Показатель
1.Своеобразие
произведений

Уровень
восприятия

искусства,

эстетически

интерес

выразительным

объектам

Вход.контр.

Итог.контр.

0-низкий
к 1-средний
2-высокий

действительности,

вычленение их с помощью
эстетических категорий.
2.Ценностное

отношение

продуктам

к 0-низкий

творчества

деятельности сверстников.
3.Проявление

эмпатии,

1-средний
2-высокий

чувства

0-низкий

сопереживания и сопричастности к

1-средний

другим людям.

2-высокий

4.Понимание

действительности

позиции «хорошо-плохо», «добро-зло».

с 0-низкий
1-средний
2-высокий

Всего по критерию:
Уровень развития индивидуальности по 3 критериям:

31

Приложение 2
Индивидуальная карта диагностики технических способностей
ФИ обучающегося
№ п/п

Название элемента

1

«Складочка»

2

«Лягушка»

3

«Корзиночка»

4

«Скорпиончик»

5

«Березка»

6

Шпагат (правый)

7

Шпагат (левый)

8

Шпагат (поперечный)

9

«Солнышко»

10

Поворот на 1800 на двух ногах

11

Поворот на 3600 на двух ногах

12

Комплекс прыжков по кругу:

Вход.контр.

Итог.контр.

 Голоп
 С захлестом пятки
 Подскоки

Вход.контр.

Итог.контр.

Дата диагностики

32

Приложение 3
Индивидуальная карта диагностики технических способностей
ФИ обучающегося
№ п/п

Название элемента

1

Колесо

2

Гранд Батман

3

Батман Тендю (4 стороны)

4

«Карандаш»

5

«Корзиночка»

6

Шпагат (правый)

7

Шпагат (левый)

8

Шпагат (поперечный)

9

«Солнышко»

10

Шэне по диагонали

11

Поворот на 3600 на двух ногах

12

Поворот на 3600 на одной ноге

13

Комплекс прыжков по кругу:

Вход.контр.

Итог.контр.

 Джаз-прыжок
 «Флажок»
 Револьтат
14

Переворот из положения сидя через
голову

15

Переворот из положения стоя через
стойку на руках

Вход.контр.

Итог.контр.

Дата диагностики

33

Приложение 4
Участие в мероприятиях различной направленности

ФИ

Дата и название мероприятия
(с указанием уровня)

обучающегося

Общее
кол-во

Сводная таблица участия в мероприятиях

Уровень

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

мероприятия

мероприятий

участников

Дипломантов

Лауреатов

районный
городской
областной
всероссийский
международный

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».