ДООП_Шахматы-школе 3-4 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СОШ № 4
Протокол №13 от 01.06.2023 г

Утверждаю: ______________
Директор
МБОУ СОШ № 4
О.В. Ситник
Приказ № 51 от 07.06.2023г.

Образовательная программа
дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности
«ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»
Адресована детям: 11 – 14 лет
Срок обучения: 2 года

Составитель:
Кузьминых Р.Н.
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория

с. Покровское
2023 г.

2

Содержание
1 Комплекс основных характеристик ................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.2 Цель и задачи образовательной программы………………………….....4
1.3 Содержание образовательной программы ................................................. 6
1.4 Планируемые результаты ........................................................................... 10
2 Организационно-педагогические условия....................................................... 13
2.1 Календарно-тематический план ................................................................. 13
2.2 Условия реализации программы................................................................ 15
2.3 Формы аттестации/контроля……………………………………………..15
3 Список литературы ............................................................................................ 16

2

3

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность: Рабочая программа «Шахматы – школе» является
компилятивной составлена на основе ФГОС второго поколения.
Адресат: программа разработана для обучающихся 5-8 классов (11-14
лет).
Отличительные особенности, новизна: Данная программа разработана
в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области
образования, защиты прав ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В курсе «Шахматы – школе» прямой целью является непосредственно
развитие образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не
соперническая форма проведения уроков, а задачная, насыщенная большим
количеством специально разработанных дидактических заданий, игр. В этом
случае ученик ученику не соперник, а помощник, что необычайно актуально
в наши дни.
Режим занятий: занятия проходят один раз в неделю.
Продолжительность академического часа – 40 минут.
Объем: 68 часов.
Срок освоения: 2 года.
Особенности организации: традиционная модель реализации
программы представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года. А также используется дистанционные
технологии, при которых организуется дистанционное обучение. В
дистанционном формате могут реализовываться турниры, олимпиады.
3

4

Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны,
овладение ими происходит на всем маршруте освоения программы. С этой
целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и
практические занятия; исследовательские работы; сеансы одновременной
игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с
гандикапом; игры различного типа на шахматную тематику; доклады по
истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является
создание условий для осознанного личностного роста обучающегося.
В курсе «Шахматы – школе» шахматы понимаются как инструмент
обучения и речь идет не об обучении всех детей класса игре в шахматы из
начального положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития
мышления. В этом случае процесс обучения является фоном, на котором
развивается мышление. Разумеется, в курсе «Шахматы – школе» кроме
решения занимательных задач широко представлена и игра. Но не как игра из
начального положения с 32 фигурами, а как совокупность инновационных
дидактических игр с ограниченным количеством фигур, что доступно 100%
детей.
Перечень форм обучения: групповая.
Перечень видов занятий: практическая игра, дидактическая игра,
дидактическое задание, игровое упражнение, инсценировка, турнир,
соревнование, показательное выступление.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие,
турнир.
1.2 Цель и задачи образовательной программы
1)
Целью обучения становится формирование умения учиться;
2)
При организации учебного процесса происходит сближение
конструктивистского и деятельностного подходов;
3)
Активность учащихся становится ключом к достижению целей
обучения – знание выстраивается самими учащимися в процессе
познавательной деятельности;
4)
Процесс учения рассматривается как целостный акт сотворчества
педагога и учащихся;
5)
Большое значение придается созданию условий для достижения
успешности всех учащихся, а не только самых лучших, при этом основной
успешности учащихся, а не только самых лучших, при этом основной
успешности учащихся становится их овладение универсальными учебными
действиями;
6)
Происходит переориентация на методы обучения, которые
гарантируют становление самостоятельной и творческой личности учащихся;
7)
Не упускаются из виду проблемы здоровье сбережения;
8)
Самое серьезное внимание уделяется обучение, в фокусе которого
находится решение задач;
4

5

9)
Значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на
развитие внутреннего плана действий учащихся – их фундаментальной
способности действовать «в уме».
Задачи программы:
образовательные:
- содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у
школьников логическое и образное мышление, память, внимание,
усидчивость;
- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам
долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами
шахматной тактики и техникой расчета вариантов в практической игре;
- включить обучающихся в систематическое участие в шахматных
соревнованиях и турнирах;
- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом,
формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством
преодолевать неудачи и трудности;
- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению
корпоративной шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.
Развивающие:

развить творческую активность через индивидуальное раскрытие
способностей каждого ребенка;

развить эстетическое восприятие, художественный вкус,
творческое воображение;

систематическое и целенаправленное развитие зрительного
восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

развитие коммуникативной культуры детей.
Используемая в курсе «Шахматы – школе» система дидактических
заданий и игр опирается на следующие дидактические принципы:
-принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России
– всенародная игра, имеющая уникальные традиции.
-принцип
положительного
эмоционального
фона
обучения
–
занимательным характером заданий и отсутствием проигравших.
-принцип наглядности – использованием досок, фигур, иллюстрированных
учебных материалов.
-принцип доступности – тем, что для каждой возрастной группы детей
подбираются задания соответствующей сложности.
-принцип природосообразности – тем, что шахматы соответствуют ведущей
деятельности детей младшего возраста.
-принцип «от простого к сложному» – плавным усложнением заданий для
каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход.
-принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что
обучение ведется по спирали: после овладения возможностями первой
5

6

фигуры на заданиях пятого уровня знакомство с новой фигурой начинается с
заданий первого уровня.
Предложенная система подобна постепенно расширяющейся
трехмерной спирали-воронке. Это связано с тем, что, освоив задания с
ладьей, а затем со второй по сложности фигурой – слоном, ребенок
отрабатывает те же пять уровней, учась бороться ладьей против слона и
слоном против ладьи. После изучения возможностей третьей фигуры (ферзя)
возникает еще большая вариативность в выборе взаимодействующих друг с
другом фигур и так далее по мере расширения спирали.
Принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения
многократно происходит возвращение к уже пройденному материалу на
новом витке спирали и функции уже изученных фигур изучаются в новых
ситуациях. Подавляющее большинство заданий разработано с соблюдением
принципа единственности решения. Прямая и косвенная задачи, которые
решает курс «Шахматы – школе».
Воспитательные:

воспитание эстетического вкуса, исполнительской дисциплины;

духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание
средствами традиционной, народной и мировой культуры;

формирование художественных предпочтений, этических,
эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

формирование
нравственных
качеств,
гуманистической
личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни.
1.3 Содержание образовательной программы
Учебно-тематический план
Количество
часов
№
Название темы занятий
п/п
Всего
Теория

Форма
аттестации

программного 2

1

Практи
ка
1
беседа

1

1

0

2.

Повторение
материала
Основы дебюта

3.

Основы миттельшпиля

2

1

1

4.

Основы эндшпиля

19

10

9

5.

Повторение
материала
Всего

1

2

34

34

1.

программного 3
68

практическа
я
работа,
турнир, тест
практическа
я
работа,
турнир, тест
практическа
я
работа,
турнир, тест
турнир

6

7

Программа «Шахматы, третий-четвёртый год обучения»
Программа «Шахматы, третий-четвёртый год обучения» входит в
состав учебно-методического комплекта второго года обучения «Шахматы,
второй год». Кроме нее в указанный комплект входят:
1.
учебник для учащихся «Шахматы, третий-четвертый годы, или
Тайны королевской игры» в двух частях;
2.
пособие для учителя «Шахматы, третий-четвертый годы, или
Учусь и учу»;
3.
рабочая тетрадь «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны
королевской игры: Рабочая тетрадь» (в двух частях);
4.
тетрадь для проверочных работ «Шахматы, третий-четвертый
годы, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ»;
5.
задачник «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Третийчетвертый годы обучения».
На основе ранее приобретенных знаний и умений учащиеся углубляют
представления о всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего
обилия шахматного материала отобран не только доступный, но и
максимально ориентированный на зону ближайшего развития учащихся
материал.
Учебный курс третьего-четвертого года обучения включает в себя три
большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля» и «Основы
эндшпиля»
Тематика курса обучения.
1.Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. «Детский» мат и
защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в
дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание
«пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное
пешечное расположение. Связка в дебюте.
Коротко о дебютах.
Дидактические задания:
•
«Мат в один ход», «Поставь мат в один ход не рокировавшемуся
королю», «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и объявляют
противнику мат в один ход.
•
«Поймай ладью», «Поймай ферзя». Здесь надо найти ход, после
которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или
проигрывается за более слабую фигуру.
•
«Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в
один ход (как правило, в данном разделе, в отличие от второго года
обучения, таких ходов несколько).
•
«Выведи фигуру». Здесь определяется, какую фигуру на какое поле
лучше развить.
•
«Поставить мат в один ход «повторюшке»». Требуется объявить мат
противнику, который слепо копирует ваши ходы.
7

8

•
«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают
черным мат в два хода.
•
«Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда»». Надо провести маневр,
позволяющий получить материальное преимущество.
•
«Можно ли побить пешку?» Требуется определить, не приведет ли
выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
•
«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
•
«Можно ли сделать рокировку?» Тут надо определить, не нарушат ли
белые правила игры, если рокируют.
•
«В какую сторону можно рокировать?» В этом задании определяется
сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
•
«Чем бить черную фигуру?» Здесь надо выполнить взятие,
позволяющее избежать сдвоения пешек.
•
«Сдвой противнику пешки». Тут требуется так побить неприятельскую
фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
2.Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как
играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной
шах. Комбинации на мат в три хода и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства,
уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др.
Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания:
•
«Выигрыш материала». Надо провести типичный тактический
прием либо комбинацию и остаться с лишним материалом.
•
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и
объявить красивый мат в три хода.
•
«Сделай ничью». Нужно пожертвовать материал и добиться
ничьей.
3.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона,
коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении
неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении
неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи).
Постановка мата двумя слонами (простые случаи). Постановка мата слоном и
конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при
помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой,
четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные
ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля,
конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в
эндшпиле.
Дидактические задания:
•
«Мат в два хода». Белые начинают и дают черным мат в два хода.
8

9

•
«Мат в три хода». Белые начинают и дают черным мат в три хода.
•
«Выигрыш фигуры», Белые проводят тактический удар и
выигрывают фигуру.
•
«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
•
«Проведи пешку в ферзи». Тут требуется провести пешку в
ферзи.
•
«Выигрыш или ничья?» Здесь нужно определить, выиграно ли
данное положение.
•
«Куда отступить королем?» Надо выяснить, на какое поле
следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
•
«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.
В основе курса «Шахматы – школе», как и в основе ФГОС НОО, лежит
системно-деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент
сделан на специально организованную деятельность на уроках,
использование приема обыгрывание учебных заданий, создания игровых
ситуаций. Процесс обучения шахматным азам в курсе «Шахматы-школе»
выстроен так, что он оптимально тренирует произвольность внимания и
мышления с опорой на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно
идти на один шаг впереди развития, вести за собой. Ученикам постоянно
приходится самостоятельно, с интересом добывать знания, учится
запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения,
ориентироваться на плоскости, выполнять анализ и синтез,
преодолевать эгоцентризм и в необходимых случаях синкретизм. Все это
мотивирует и развивает все категории учащихся, помогая не отстать в
психическом развитии детям, живущим в сельских регионах; открывает
дорогу к творчеству детям-инвалидам, школьникам с различными
функциональными отклонениями, учащимся некоммуникативного типа. Курс
максимально прост и доступен как преподаванию учителям начальных
классов, так и усвоению младшими школьниками.
Большую роль при изучении шахматного курса играет специально
организованная задачно-игровая деятельность на уроках. В программе
приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий,
дается вариант примерного распределения программного материала,
приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических
игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими
руками. Предлагается также перечень презентаций, видеоматериалов, список
методической литературы.
Прямая и косвенная задачи, которые решает курс «Шахматы –
школе»: практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса
оказалось возможным решить и главную задачу – обеспечить поэтапное
развитие у учащихся способности действовать «в уме» (значимую для
системы образования) – и две косвенные: привить детям интерес к шахматам
(значимую для досуговой сферы) и создать у ребенка добротную элементную
базу, основу дальнейшего совершенствования у тех детей, которые решат
9

10

продолжить обучение в клубах, секциях и детско-юношеских спортивных
школах (значимую для системы спорта).
1.4. Планируемые результаты изучения предмета
Метапредметные:
регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
 работать по предложенному учителем плану;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей группы;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая
позиция, сила шахматных фигур;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других.
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
 выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король;
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
10

11

- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать
защиту своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Личностные:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития
ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности,
толерантности, самостоятельности.
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры,
достижение которых определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по
трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то
есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в
такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретенных социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в
опыте самостоятельного общественного действия приобретается то
мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
11

12

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при
выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность,
заинтересованность
школьников
обеспечивают
положительные
результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
К концу третьего учебного года дети должны знать:
•
термины: развитие фигуры (в дебюте), темп, гамбит, сдвоенная
пешка;
•
принципы игры в дебюте;
•
основные тактические приемы: шах, открытый шах, двойной шах,
связка, двойной удар, открытое нападение, ограничение подвижности.
К концу третьего учебного года дети должны уметь:
1.
ставить детский мат и находить защиту от детского мата;
2.
ставить (объявлять) шах, открытый шах, двойной шах;
3.
осуществлять нападение, открытое нападение, связку, двойной удар,
размен, контрнападение, ограничение подвижности;
4.
находить защитительные ходы в простейших ситуациях;
5.
выбирать безопасные поля для короля;
6.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
7.
находить несложные тактические удары;
8.
решать несложные задачи, связанные с выигрышем фигуры;
9.
решать несложные задачи, связанные с защитой короля;
10. решать не очень сложные задачи, связанные с постановкой мата в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
11. проводить несложные комбинации;
12. решать не очень сложные задачи, не передвигая шахматные фигуры по
шахматной доске;
13. смотреть на шахматные позиции глазами противника – находить за
противника единственный или лучший ход в ответ на свой лучший ход.
К концу четвертого учебного года дети должны знать:
•
термины: оппозиция, ключевые поля.
К концу четвертого учебного года дети должны уметь:
•
решать средней сложности задачи, связанные с выигрышем фигуры;
•
решать средней сложности задачи, связанные с защитой короля;
•
решать средней сложности задачи, связанные с постановкой мата в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
•
решать средней сложности задачи, не передвигая шахматные фигуры
по шахматной доске;
•
проводить не очень сложные комбинации на мат в три хода;
12

13

•
смотреть на шахматные позиции глазами противника - учитывать его
лучшие ответы на свои ходы;
•
точно разыгрывать несложные шахматные окончания.
2 Организационно-педагогические условия
2.1. Календарно-тематический план
Календарно-тематический план
№
Название темы занятий
п/п
1 Повторение программного материала: шахмат.
доска
2 Повторение программного материала: пешки и
фигуры
3 Повторение программного материала: нотация
4 Повторение программного материала: мат королю
5 Основы дебюта: трехходовые партии
6 Основы дебюта: мат в один ход
7 Основы дебюта: поймай ладью
8 Основы дебюта: поймай ферзя
9 Основы дебюта: детский мат
10 Основы дебюта: защита от детского мата
11 Основы дебюта: мат в дебюте
12 Основы дебюта: мат в один ход
13 Основы дебюта: повторюшка-хрюшка
14 Основы дебюта: ферзя я люблю
15 Основы дебюта: время и пространство
16 Основы дебюта: выведи фигуру
17 Основы дебюта: пешкоедство
18 Основы дебюта: беззащитная пешка
19 Основы дебюта: борьба за центр
20 Основы дебюта: захват центра
21 Основы дебюта: безопасность короля
22 Основы дебюта: рокировка
23 Основы дебюта: пешечное расположение
24 Основы дебюта: сдвоенные пешки
25 Основы дебюта: связка
26 Основы дебюта: успешное развязывание
27 Основы дебюта: королевский гамбит
28 Основы дебюта: закрытые дебюты
29 Основы миттельшпиля: тактические приемы

Срок
план.

Срок
факт.

13

14

30
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Основы миттельшпиля: связка
Основы миттельшпиля: выигрыш фигуры
Основы миттельшпиля: двойной удар
Основы миттельшпиля: открытое нападение
Основы миттельшпиля: открытый шах
Основы миттельшпиля: двойной шах
Основы миттельшпиля: комбинация
Основы миттельшпиля: матовая комбинация
Основы миттельшпиля: мат в три хода
Основы миттельшпиля: мат в три хода
Основы миттельшпиля: освобождение
пространства
Основы миттельшпиля: уничтожение защиты
Основы миттельшпиля: тема рентгена
Основы миттельшпиля: тема перекрытия
Основы миттельшпиля: игра на пат
Основы миттельшпиля: вечный шах
Основы миттельшпиля: «бессмертная партия»
Основы эндшпиля: «вечнозеленая партия»
Основы эндшпиля: слово Х.Р.Капабланке
Основы эндшпиля: король и ферзь против короля
Основы эндшпиля: кор. и ферзь против короля и
коня
Основы эндшпиля: король с ферзем против коня
Основы эндшпиля: мат двумя слонами
Основы эндшпиля: мат слоном и конем
Основы эндшпиля: король и пешка против короля
Основы эндшпиля: белых выручает пат
Основы эндшпиля: проведи пешку в ферзи
Основы эндшпиля: сделай ничью
Основы эндшпиля: ключевые поля
Основы эндшпиля: оппозиция
Основы эндшпиля: добейся ничьей
Основы эндшпиля: король помогает пешке
Основы эндшпиля: занимательные задания
Основы эндшпиля: король против короля и 2
коней
Основы эндшпиля: король против слона и пешки
Основы эндшпиля: король против коня и пешки
Основы эндшпиля: удивительные положения
Повторение программного материала: дебюты
Повторение программного материала:
миттельшпиль
Повторение программного материала: эндшпиль
14

15

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в МБОУ СОШ №4.
Для организации занятий по шахматам необходимо следующее
оборудование:
- шахматные доски с шахматными фигурами;
- шахматные столы;
- демонстрационная шахматная доска (настенная);
- проектор или интерактивная панель.
- шахматные часы
-Рабочая тетрадь «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны
королевской игры: Рабочая тетрадь», первая часть
-Рабочая тетрадь «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны
королевской игры: Рабочая тетрадь», вторая часть.
Кадровое обеспечение:
Кузьминых Роман Николаевич, 1973 г.р.,
окончил Режевской
сельскохозяйственный техникум в 1992 году. Специальность – техникстроитель. С 04.08.2021 по 16.09.2021 прошел профессиональную
переподготовку в АНО ДПО «Северно-Западная академия дополнительного
профессионального образования и профессионального обучения» по
программе «Преподавание курса «Шахматы» в общем и дополнительном
образовании» . Стаж педагогической деятельности 3 года. В МБОУ СОШ №
4 работает с 07.09. 2021 года.
2.3 Формы аттестации/контроля
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в
форме наблюдения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практическая работа;
- турнир.

15

16

3. Список литературы
1. Сухин И. Г. Шахматы – школе: Рабочие программы 1 – 4 годы
обучения; учебное пособие для общеобразовательных организаций. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 144 с.
2. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Ч. 1.
- Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с.
3. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Ч. 2.
– Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с.
4. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2016. – 224 с.
5. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры:
Рабочая тетрадь: Ч. 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
6. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры:
Рабочая тетрадь: Ч. 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
7. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры:
Тетрадь для проверочных работ. 4 изд. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2016. – 32 с.
8. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».