Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 4 Протокол №13 от 01.06.2023 г Утверждаю: ______________ Директор МБОУ СОШ № 4 О.В. Ситник Приказ № 51 от 07.06.2023г. Образовательная программа дополнительного образования детей Физкультурно-спортивной направленности «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» Возраст обучающихся: 9 – 10 лет Срок обучения: 1 год Составитель: Кузьминых Р.Н. педагог дополнительного образования первая квалификационная категория с. Покровское 2023 г. 2 Содержание 1 Комплекс основных характеристик ................................................................... 3 1.1 Пояснительная записка ................................................................................. 3 1.2 Цель и задачи образовательной программы………………………….....5 1.3 Содержание образовательной программы ................................................. 6 1.4 Планируемые результаты ........................................................................... 10 2 Организационно-педагогические условия....................................................... 12 2.1 Календарно-тематический план ................................................................. 12 2.2 Условия реализации программы................................................................ 13 2.3 Формы аттестации/контроля……………………………………………..14 3 Список литературы ............................................................................................ 15 2 3 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: физкультурно-спортивная. Актуальность: Рабочая программа «Шахматы – школе» является компилятивной составлена на основе ФГОС второго поколения. Адресат: программа разработана для обучающихся 3-4 класса (9-10 лет). Отличительные особенности, новизна: Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В курсе «Шахматы – школе» прямой целью является непосредственно развитие образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не соперническая форма проведения уроков, а задачная, насыщенная большим количеством специально разработанных дидактических заданий, игр. В этом случае ученик ученику не соперник, а помощник, что необычайно актуально в наши дни. Режим занятий: занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность академического часа – 40 минут. Объем: 34 часа. Срок освоения: 1 год. Особенности организации: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. А также используется дистанционные технологии, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате могут реализовываться турниры, олимпиады. Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны, 3 4 овладение ими происходит на всем маршруте освоения программы. С этой целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и практические занятия; исследовательские работы; сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с гандикапом; игры различного типа на шахматную тематику; доклады по истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является создание условий для осознанного личностного роста обучающегося. В курсе «Шахматы – школе» шахматы понимаются как инструмент обучения и речь идет не об обучении всех детей класса игре в шахматы из начального положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития мышления. В этом случае процесс обучения является фоном, на котором развивается мышление. Разумеется, в курсе «Шахматы – школе» кроме решения занимательных задач широко представлена и игра. Но не как игра из начального положения с 32 фигурами, а как совокупность инновационных дидактических игр с ограниченным количеством фигур, что доступно 100% детей. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: практическая игра, дидактическая игра, дидактическое задание, игровое упражнение, инсценировка, турнир, соревнование, показательное выступление. Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие. 1.2 Цель и задачи образовательной программы 1) Целью обучения становится формирование умения учиться; 2) При организации учебного процесса происходит сближение конструктивистского и деятельностного подходов; 3) Активность учащихся становится ключом к достижению целей обучения – знание выстраивается самими учащимися в процессе познавательной деятельности; 4) Процесс учения рассматривается как целостный акт сотворчества педагога и учащихся; 5) Большое значение придается созданию условий для достижения успешности всех учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности учащихся становится их овладение универсальными учебными действиями; 6) Происходит переориентация на методы обучения, которые гарантируют становление самостоятельной и творческой личности учащихся; 7) Не упускаются из виду проблемы здоровье сбережения; 8) Самое серьезное внимание уделяется обучение, в фокусе которого находится решение задач; 9) Значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на развитие внутреннего плана действий учащихся – их фундаментальной 4 5 способности действовать «в уме». Задачи программы: образовательные: - содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; - обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии; - способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчета вариантов в практической игре; - включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах; - привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности; - развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры; - формировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка; развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей; развитие коммуникативной культуры детей. Используемая в курсе «Шахматы – школе» система дидактических заданий и игр опирается на следующие дидактические принципы: -принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России – всенародная игра, имеющая уникальные традиции. -принцип положительного эмоционального фона обучения – занимательным характером заданий и отсутствием проигравших. -принцип наглядности – использованием досок, фигур, иллюстрированных учебных материалов. -принцип доступности – тем, что для каждой возрастной группы детей подбираются задания соответствующей сложности. -принцип природосообразности – тем, что шахматы соответствуют ведущей деятельности детей младшего возраста. -принцип «от простого к сложному» – плавным усложнением заданий для каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход. -принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что обучение ведется по спирали: после овладения возможностями первой фигуры на заданиях пятого уровня знакомство с новой фигурой начинается с заданий первого уровня. 5 6 Предложенная система подобна постепенно расширяющейся трехмерной спирали-воронке. Это связано с тем, что, освоив задания с ладьей, а затем со второй по сложности фигурой – слоном, ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась бороться ладьей против слона и слоном против ладьи. После изучения возможностей третьей фигуры (ферзя) возникает еще большая вариативность в выборе взаимодействующих друг с другом фигур и так далее по мере расширения спирали. Принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения многократно происходит возвращение к уже пройденному материалу на новом витке спирали и функции уже изученных фигур изучаются в новых ситуациях. Подавляющее большинство заданий разработано с соблюдением принципа единственности решения. Прямая и косвенная задачи, которые решает курс «Шахматы – школе». Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, исполнительской дисциплины; духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной, народной и мировой культуры; формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни. 1.3 Содержание образовательной программы Учебно-тематический план № Название темы занятий п/п Количество часов Всего Теория Форма аттестации 1 2. Повторение программного 2 материала Краткая история шахмат 1 Практик а 1 беседа 1 0 беседа 3. Шахматная нотация 2 1 1 4. Ценность шахматных фигур 4 2 2 тестировани е; практическа я работа; тестировани е; беседа; 5. Постановка мата одинокому 4 королю Достижение мата без жертвы 3 материала Шахматная комбинация 15 2 2 1 2 8 7 1. 6. 7. практическая работа практическая работа практическая работа, 6 7 8. Повторение материала Всего программного 3 34 1 2 17 17 турнир турнир Программа «Шахматы, второй год» Программа «Шахматы, второй год» входит в состав учебнометодического комплекта второго года обучения «Шахматы, второй год». Кроме нее в указанный комплект входят: 1. учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или играем и выигрываем» в двух частях; 2. пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу»; 3. рабочая тетрадь «Шахматы, второй год, или играем и выигрываем: Рабочая тетрадь» (в двух частях); 4. тетрадь для проверочных работ «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ»; 5. задачник «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения». Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс второго года обучения включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Постановка мата одинокому королю», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация». Программа второго года обучения разработана для применения в вторых классах. Но она может быть использована на начальном этапе обучения в третьих и иных классах, а также для организации шахматных занятий в старших и подготовительных группах детских садов. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ферзя или коня шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. Тематика курса обучения. 1.Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. шахматной доски. 2.Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания: • «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать её (например: «Вертикаль “е”»). Так школьники называют 7 8 все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слюны? Ферзевые ладьи?» и т.п. • «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»). • «Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ» е1 –а5). • цвет. «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его • «Кто быстрее». К доске вызывает два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. • «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся. 3.Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания: • «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?» • «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. • «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. • «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 4.Постановка мата одинокому королю. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания: • «Шах или мат». Шах или мат черному королю? • «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. • «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. • «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. • «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. • «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5.Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания: 8 9 • «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. • «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. 6.Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, комбинации на пат). Дидактические игры и задания: • «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. • «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. • «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. В основе курса «Шахматы – школе», как и в основе ФГОС НОО, лежит системно-деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент сделан на специально организованную деятельность на уроках, использование приема обыгрывание учебных заданий, создания игровых ситуаций. Процесс обучения шахматным азам в курсе «Шахматы-школе» выстроен так, что он оптимально тренирует произвольность внимания и мышления с опорой на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести за собой. Ученикам постоянно приходится самостоятельно, с интересом добывать знания, учится запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, ориентироваться на плоскости, выполнять анализ и синтез, преодолевать эгоцентризм и в необходимых случаях синкретизм. Все это мотивирует и развивает все категории учащихся, помогая не отстать в психическом развитии детям, живущим в сельских регионах; открывает дорогу к творчеству детям-инвалидам, школьникам с различными функциональными отклонениями, учащимся некоммуникативного типа. Курс максимально прост и доступен как преподаванию учителям начальных классов, так и усвоению младшими школьниками. Большую роль при изучении шахматного курса играет специально организованная задачно-игровая деятельность на уроках. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень презентаций, видеоматериалов, список методической литературы. Прямая и косвенная задачи, которые решает курс «Шахматы – 9 10 школе»: практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса оказалось возможным решить и главную задачу – обеспечить поэтапное развитие у учащихся способности действовать «в уме» (значимую для системы образования) – и две косвенные: привить детям интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы) и создать у ребенка добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в клубах, секциях и детско-юношеских спортивных школах (значимую для системы спорта). 1.4. Планируемые результаты изучения предмета Метапредметные: регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур; преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: - знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; 10 11 - знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - знать правила хода и взятия каждой фигурой; - различать диагональ, вертикаль, горизонталь; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - уметь проводить элементарные комбинации; - уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; - уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; - определять последовательность событий; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Личностные: Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) 11 12 социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно. К концу второго года дети должны знать: • термины: шахматная нотация, линейный мат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, связка, цугцванг, жертва материала (фигуры); • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; • основные способы защиты шахматных фигур. К концу второго года дети должны уметь: • записывать отдельные шахматные ходы и шахматную партию с помощью шахматной нотации; • решать простейшие задачи, связанные с выигрышем фигуры; • решать простейшие задачи, связанные с защитой фигуры; • решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата одинокому королю двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; • решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; • проводить элементарные комбинации на мат в два хода; • решать простейшие задачи, не передвигая шахматные фигуры на шахматной доске; • смотреть на элементарные шахматные позиции глазами противника. 2 Организационно-педагогические условия 2.1. Календарно-тематический план № Название темы занятий п/п 1 Повторение программного материала Срок план. Срокфакт. 12 13 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Повторение программного материала Краткая история шахмат Шахматная нотация Шахматная нотация Ценность шахматных фигур Ценность шахматных фигур Ценность шахматных фигур Ценность шахматных фигур Постановка мата одинокому королю Постановка мата одинокому королю Постановка мата одинокому королю Постановка мата одинокому королю Достижение мата без жертвы материала Достижение мата без жертвы материала Достижение мата без жертвы материала Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Шахматная комбинация Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в МБОУ СОШ №4. Для организации занятий по шахматам необходимо следующее оборудование: - шахматные доски с шахматными фигурами; - шахматные столы; 13 14 - демонстрационная шахматная доска (настенная); - проектор или интерактивная панель. - шахматные часы Кадровое обеспечение: Кузьминых Роман Николаевич, 1973 г.р., окончил Режевской сельскохозяйственный техникум в 1992 году. Специальность – техникстроитель. С 04.08.2021 по 16.09.2021 прошел профессиональную переподготовку в АНО ДПО «Северно-Западная академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения» по программе «Преподавание курса «Шахматы» в общем и дополнительном образовании» . Стаж педагогической деятельности 3 года. В МБОУ СОШ № 4 работает с 07.09. 2021 года. 2.3 Формы аттестации/контроля Текущий: - оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. Итоговый контроль в формах: - тестирование; - практическая работа; - турнир. 14 15 3. Список литературы 1. Сухин И. Г. Шахматы – школе: Рабочие программы 1 – 4 годы обучения; учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 144 с. 2. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2 ч. Ч. 1. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 84 с. 3. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем ивыигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2 ч. Ч. 2. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 80 с. 4. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 104 с. 5. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Ч. 1. – 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 6. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Ч. 2. – 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 7. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем ивыигрываем: Тетрадь для проверочных работ. 5 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 8. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». 15