Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 4 Протокол №13 от 01.06.2023 г Утверждаю: ______________ Директор МБОУ СОШ № 4 О.В. Ситник Приказ № 51 от 07.06.2023г. Образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» Возраст обучающихся: 7 – 8 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Кузьминых Р.Н. педагог дополнительного образования первая квалификационная категория с. Покровское 2023 г. 2 Содержание 1 Комплекс основных характеристик ................................................................... 3 1.1 Пояснительная записка ................................................................................. 3 1.2 Цель и задачи образовательной программы………………………….....4 1.3 Содержание образовательной программы ................................................. 6 1.4 Планируемые результаты ........................................................................... 11 2 Организационно-педагогические условия....................................................... 14 2.1 Календарно-тематический план ................................................................. 14 2.2 Условия реализации программы................................................................ 14 2.3 Формы аттестации/контроля……………………………………………..15 3 Список литературы ............................................................................................ 16 2 3 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Направленность: физкультурно-спортивная. Актуальность: Рабочая программа «Шахматы – школе» является компилятивной составлена на основе ФГОС второго поколения. Адресат: программа разработана для обучающихся 1-2 класса (7-8 лет). Отличительные особенности, новизна: Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В курсе «Шахматы – школе» прямой целью является непосредственно развитие образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не соперническая форма проведения уроков, а задачная, насыщенная большим количеством специально разработанных дидактических заданий, игр. В этом случае ученик ученику не соперник, а помощник, что необычайно актуально в наши дни. Режим занятий: занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность академического часа – 40 минут. Объем: 34 часа. Срок освоения: 1 год. Особенности организации: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. А также используется дистанционные технологии, при которых организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате могут реализовываться турниры, олимпиады. Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны, 3 4 овладение ими происходит на всем маршруте освоения программы. С этой целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и практические занятия; исследовательские работы; сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с гандикапом; игры различного типа на шахматную тематику; доклады по истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является создание условий для осознанного личностного роста обучающегося. В курсе «Шахматы – школе» шахматы понимаются как инструмент обучения и речь идет не об обучении всех детей класса игре в шахматы из начального положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития мышления. В этом случае процесс обучения является фоном, на котором развивается мышление. Разумеется, в курсе «Шахматы – школе» кроме решения занимательных задач широко представлена и игра. Но не как игра из начального положения с 32 фигурами, а как совокупность инновационных дидактических игр с ограниченным количеством фигур, что доступно 100% детей. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: практическая игра, дидактическая игра, дидактическое задание, игровое упражнение, инсценировка, турнир, соревнование, показательное выступление. Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие. 1.2 Цель и задачи образовательной программы 1) Целью обучения становится формирование умения учиться; 2) При организации учебного процесса происходит сближение конструктивистского и деятельностного подходов; 3) Активность учащихся становится ключом к достижению целей обучения – знание выстраивается самими учащимися в процессе познавательной деятельности; 4) Процесс учения рассматривается как целостный акт сотворчества педагога и учащихся; 5) Большое значение придается созданию условий для достижения успешности всех учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности учащихся становится их овладение универсальными учебными действиями; 6) Происходит переориентация на методы обучения, которые гарантируют становление самостоятельной и творческой личности учащихся; 7) Не упускаются из виду проблемы здоровье сбережения; 8) Самое серьезное внимание уделяется обучение, в фокусе которого находится решение задач; 9) Значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на развитие внутреннего плана действий учащихся – их фундаментальной 4 5 способности действовать «в уме». Задачи программы: образовательные: - содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость; - обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии; - способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчета вариантов в практической игре; - включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах; - привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности; - развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры; - формировать познавательную мотивацию в процессе обучения. Развивающие: развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка; развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей; развитие коммуникативной культуры детей. Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, исполнительской дисциплины; духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной, народной и мировой культуры; формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни. 5 6 1.3 Содержание образовательной программы Учебно-тематический план № Название темы занятий п/п Количество часов Всего Теория Форма аттестации 1. 2. Шахматная доска Шахматные фигуры 3 1 2 0,5 Практик а 1 беседа 0,5 беседа 3. Начальная расстановка фигур 1 0,5 0,5 4. Ходы и взятие фигур 16 8 8 5. 6. Цель шахматной партии Игра всеми фигурами из начального положения Повторение программного материала Всего 7 3 3 1 4 2 турнир турнир 3 1 2 Беседа, турнир 34 16 18 7. тестировани е; практическа я работа; тестировани е; практическа я работа; Программа «Шахматы, первый год» входит в состав учебнометодического комплекта первого года обучения «Шахматы, первый год». Кроме нее в указанный комплект входят: учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» в двух частях; пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»; рабочая тетрадь «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь» (в двух частях); тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ»; задачник «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения». Учебный курс первого года обучения включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее слона или коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа первого года обучения разработана для применения в первых классах. Но она может быть использована на начальном этапе обучения во 6 7 вторых и иных классах, а также для организации шахматных занятий в старших и подготовительных группах детских садов. Это обеспечивается применением на занятиях доступных зданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ферзя или коня шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. Тематика курса обучения. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.); «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски; «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски; Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана; «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура; «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее, вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет»; «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана; «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой); «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и отставляют её в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте; Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания: «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию; 7 8 «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении; «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. Ходы и взятия фигур (основная тема учебного курса первого года обучения). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника; «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными); «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их; «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур; «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур; «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски; «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника; «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя; «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем; «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры; «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру; «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем; «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур; 8 9 «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 7 лет в виде тех или иных ситуаций, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. Цель шахматной игры. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Дидактические игры и задания: «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, стоит ли король под шахом или нет; «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю; «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю; «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха; «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, дан ли мат черному королю; «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах; «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать партию. Дидактические игры и задания: «Два хода». Для того, чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. В основе курса «Шахматы – школе», как и в основе ФГОС НОО, лежит системно-деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент сделан на специально организованную деятельность на уроках, использование приема обыгрывание учебных заданий, создания игровых ситуаций. Процесс обучения шахматным азам в курсе «Шахматы-школе» выстроен так, что он оптимально тренирует произвольность внимания и мышления с опорой на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести за собой. Ученикам постоянно приходится самостоятельно, с интересом добывать знания, учится запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, ориентироваться на плоскости, выполнять анализ и синтез, преодолевать эгоцентризм и в необходимых случаях синкретизм. Все это мотивирует и развивает все категории учащихся, помогая не отстать в 9 10 психическом развитии детям, живущим в сельских регионах; открывает дорогу к творчеству детям-инвалидам, школьникам с различными функциональными отклонениями, учащимся некоммуникативного типа. Курс максимально прост и доступен как преподаванию учителям начальных классов, так и усвоению младшими школьниками. Большую роль при изучении шахматного курса играет специально организованная задачно-игровая деятельность на уроках. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень презентаций, видеоматериалов, список методической литературы. Используемая в курсе «Шахматы – школе» система дидактических заданий и игр опирается на следующие дидактические принципы. Принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России – всенародная игра, имеющая уникальные традиции. Принцип положительного эмоционального фона обучения – занимательным характером заданий и отсутствием проигравших. Принцип наглядности – использованием досок, фигур, иллюстрированных учебных материалов. Принцип доступности – тем, что для каждой возрастной группы детей подбираются задания соответствующей сложности. Принцип природосообразности – тем, что шахматы соответствуют ведущей деятельности детей младшего возраста. Принцип «от простого к сложному» - плавным усложнением заданий для каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход. Принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что обучение ведется по спирали: после овладения возможностями первой фигуры на заданиях пятого уровня знакомство с новой фигурой начинается с заданий первого уровня. Предложенная система подобна постепенно расширяющейся трехмерной спирали-воронке. Это связано с тем, что, освоив задания с ладьей, а затем со второй по сложности фигурой – слоном, ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась бороться ладьей против слона и слоном против ладьи. После изучения возможностей третьей фигуры (ферзя) возникает еще большая вариативность в выборе взаимодействующих друг с другом фигур и так далее по мере расширения спирали. Принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения многократно происходит возвращение к уже пройденному материалу на новом витке спирали и функции уже изученных фигур, изучаются в новых ситуациях. Подавляющее большинство заданий разработано с соблюдением принципа единственности решения. Прямая и косвенная задачи, которые решает курс «Шахматы – школе». Практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса оказалось возможным решить и главную задачу – обеспечить поэтапное развитие у учащихся способности действовать «в уме» (значимую для системы образования) – и две косвенные: привить детям интерес к шахматам 10 11 (значимую для досуговой сферы) и создать у ребенка добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в клубах, секциях и детско-юношеских спортивных школах (значимую для системы спорта). 1.4. Планируемые результаты изучения предмета Метапредметные: регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур; преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: - знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; - знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - знать правила хода и взятия каждой фигурой; - различать диагональ, вертикаль, горизонталь; 11 12 - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - уметь проводить элементарные комбинации; - уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; - уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; - определять последовательность событий; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Личностные: Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. 12 13 Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно. К концу первого года дети должны знать: термины, относящиеся к шахматной доске: поле, белое поле, черное поле, «битое» поле, горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль (вертикальная линия), диагональ, белая диагональ, черная диагональ, большая диагональ, большая белая диагональ, большая черная диагональ, центр, диаграмма; термины, относящиеся к игрокам-шахматистам и результату шахматной партии: противники (соперники, партнеры); выигрыш (победа); проигрыш (поражение), ничья; термины, относящиеся к шахматным фигурам: ладья, слон, белопольный слон, чернопольный слон, разноцветные слоны, одноцветные слоны, ферзь, конь, пешка, коневая пешка, слоновая пешка, королевская пешка, король, начальное положение (начальная позиция), шахматная партия, белые, черные, ход, невозможный ход, взятие, взятие на проходе, нападение, под боем (под ударом), легкая фигура, тяжелая фигура, качество, двойной удар, рокировка, короткая рокировка, длинная рокировка, шах, открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат; правила хода и взятия каждой фигуры, способы защиты от шаха, цель шахматной партии, правила поведения за шахматной доской. К концу года дети должны уметь: -различать горизонтали, вертикали, диагонали; -верно располагать шахматную доску между противниками; -правильно расставлять начальное положение (начальную позицию); -играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил; -производить взятие; -рокировать; - шах; -находить защиту от шаха; -ставить мат; -отличать пат от мата; -решать элементарные задачи на мат в один ход. 13 14 2 Организационно-педагогические условия 2.1. Календарно-тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Название темы занятий Срок план. Срок факт. Шахматная доска Шахматная доска Шахматная доска Шахматные фигуры Начальное положение Ладья Ладья Слон Слон Слон против ладьи Ферзь Ферзь Ферзь против ладьи и слона Конь Конь Конь против ферзя, ладьи и слона Пешка Пешка Пешка против ферзя, ладьи, коня и слона Король Король против других фигур Шах Шах Мат Мат Мат Ничья, пат Рокировка Шахматная партия Шахматная партия Шахматная партия Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в МБОУ СОШ №4. 14 15 Для организации занятий по шахматам необходимо следующее оборудование: - шахматные доски с шахматными фигурами; - шахматные столы; - демонстрационная шахматная доска (настенная); - проектор или интерактивная панель. - шахматные часы Кадровое обеспечение: Кузьминых Роман Николаевич, 1973 г.р., окончил Режевской сельскохозяйственный техникум в 1992 году. Специальность – техникстроитель. С 04.08.2021 по 16.09.2021 прошел профессиональную переподготовку в АНО ДПО «Северно-Западная академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения» по программе «Преподавание курса «Шахматы» в общем и дополнительном образовании» . Стаж педагогической деятельности 3 года. В МБОУ СОШ № 4 работает с 07.09. 2021 года. 2.3 Формы аттестации/контроля Текущий: - оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. Итоговый контроль в формах: - тестирование; - практическая работа; - турнир. 15 16 3. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Сухин И. Г. Шахматы – школе: Рабочие программы 1 – 4 годы обучения; учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 144 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2 ч. Ч. 1. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны, Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2 ч. Ч. 2. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 120 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Ч. 1. - 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Ч. 2. – 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. 5 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». 16