Аннотация к программе дополнительного образования детей «Шахматы-школе» В курсе «Шахматы – школе» шахматы понимаются как инструмент обучения и речь идет не об обучении всех детей класса игре в шахматы из начального положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития мышления. В этом случае процесс обучения является фоном, на котором развивается мышление. Разумеется, в курсе «Шахматы – школе» кроме решения занимательных задач широко представлена и игра. Но не как игра из начального положения с 32 фигурами, а как совокупность инновационных дидактических игр с ограниченным количеством фигур, что доступно 100% детей. Программы курса «Шахматы – школе» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с учетом современных концепций и стратегий развития отечественного образования. Программы отражают изменения парадигмы современного образования. В основе курса «Шахматы – школе», как и в основе ФГОС НОО, лежит системно-деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент сделан на специально организованную деятельность на уроках, использование приема обыгрывание учебных заданий, создания игровых ситуаций. Процесс обучения шахматным азам в курсе «Шахматы-школе» выстроен так, что он оптимально тренирует произвольность внимания и мышления с опорой на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести за собой. Ученикам постоянно приходится самостоятельно, с интересом добывать знания, учится запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, ориентироваться на плоскости, выполнять анализ и синтез, преодолевать эгоцентризм и в необходимых случаях синкретизм. Все это мотивирует и развивает все категории учащихся, помогая не отстать в психическом развитии детям, живущим в сельских регионах; открывает дорогу к творчеству детям-инвалидам, школьникам с различными функциональными отклонениями, учащимся некоммуникативного типа. Курс максимально прост и доступен как преподаванию учителям начальных классов, так и усвоению младшими школьниками. Большую роль при изучении шахматного курса играет специально организованная задачно-игровая деятельность на уроках. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень презентаций, видеоматериалов, список методической литературы. Возраст обучающихся: обучающиеся 6-15 лет Сроки реализации программы: 3 года 1 год обучения - 34 часа 2 год обучения – 34 часа 3 год обучения – 68 часов Наполняемость групп: 15 человек. Список литературы 1. Сухин И. Г. Шахматы – школе: Рабочие программы 1 – 4 годы обучения; учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 144 с. 2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2 ч. Ч. 1. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с. 3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны, Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2 ч. Ч. 2. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с. 4. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 120 с. 5. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Ч. 1. - 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 6. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Ч. 2. – 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 7. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. 5 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 8. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».