Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 4 Протокол №13 от 01.06.2023 г Утверждаю: ______________ Директор МБОУ СОШ № 4 О.В. Ситник Приказ № 51 от 07.06.2023г. Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» Срок реализации: 3 года Возраст обучающихся: 8-15лет Составитель: Сосновских Светлана Николаевна педагог дополнительного образован С. Покровское 2023 1.Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Актуальность программы: художественно воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьников и является его приоритетным направлением. Данная программа помогает детям обнаружить в себе таланты, а таком виде творческой деятельности как театр актерское мастерство, способствуя самоутверждению личности ребёнка, развитию его коммуникативных способностей и овладению навыками профессиональной деятельности. Каждый ребенок имеет свои особенности и формы самоутверждения, но общим является стремление к познанию, к положительной оценке окружающих. Проведение и активное участие в различных мероприятиях направлено на укрепление мировоззренческих позиций студийцев, развитие самостоятельности и повышение культурного уровня. Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; - приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения деятельность, организациями, электронного обучения, 2 осуществляющими образовательную дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Отличительная особенность Объединение двух видов творчества – игрового и театрального, позволит более широко и полно раскрыть творческие задатки и возможности детей. Такой подход педагога к занятиям театральное творчество не только будет активизировать интерес к искусству театра и к разным видам искусства, а также разовьёт фантазию, память, внимание и другие качества, но и улучшит психологическую атмосферу коллектива. Участие в школьном театре позволит обучающимся овладеть навыками организации игровой и театральной деятельности. Общаясь вколлективе, дети «отдыхают» от «сидячих» дисциплин, а значит, физически и психически разряжаются. Адресат: Программа разработана для детей школьного возраста 8-15 лет, в том числе для детей с проблемами в социальной адаптации. Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1часу, общей продолжительностью 3 часа (время одного занятия включает 30 мин. учебного времени и обязательный 10 минутный перерыв) 1год – 102 часа 2год – 102 часа 3год – 102 часа Объем: 306 часов Срок освоения: 3 года Особенности организации образовательного процесса: Программа «Школьный театр» является разноуровневой, модульной. 1. Уровень обучения (начальный): осваиваются азы (так называемая "школа") театрального творчества. Вижу, слышу, понимаю. Формирование творческой среды в коллективе. Основной упор делается на раскрепощение. 3 2. Уровень обучения (базовый): осваиваются основы работы над ролью, пьесой. Учебные задания является основой этапа, но проявляется концертная деятельность и постановочная. 3. Уровень обучения (продвинутый): предполагает большую рольпостановочной и концертной деятельности Учебные задания остаются, но они уженосят более самостоятельный характер, требующий проявления творческой воли. Программа содержит модули: «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Постановка», чередуются в процессе обучения театральному искусству. Данное построение занятий способствует эффективности обучения, так как снабжает обучающихся необходимым опытом и техническими навыками длядальнейшего самосовершенствования. Форма обучения 1.групповая; 2.подгрупповая; 3.фронтальная. Виды занятий- тренинги, репетиции, творческие задания, игры и др. Форма занятий: 1.Игры на развитие воображения, фантазии и памяти 2.Развивающие упражнения 3.Самостоятельные творческие задания Итоги занятий: сценические выступления, творческие показы, концерты, фестивали, конкурсы. 4 1.2 Цели и задачи Цель программы - развитие духовно-нравственной культуры личности ребёнка,художественно-эстетического вкуса средствами театрального искусства и театральной педагогики. Задачи программы: Обучающие: Обучить детей элементам актерского мастерства. обучить ребят различным специальным упражнениям для раскрепощения психофизического аппарата ребенка; научить ребенка словесным и бессловесным элементам действия; освоить разные виды театрального искусства; обучить детей методике работы с драматургическим материалом; Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Развивающие: развить творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности. развить актерские навыки у детей; развить самостоятельность и творческую активность. Воспитательные: Создание условий для развития личности ребенка и адаптации его в коллективе. Воспитать самостоятельность и активность 1.3 Тематическое планирование Модуль Введение Актёрское мастерство Уровень обучения 1год 2год часов в часов в год год 1 0 25 25 5 3год часов в год 0 25 Сценическая речь Сценическое движение Постановка Всего 25 25 26 102 6 25 25 27 102 25 25 27 102 Учебный (тематический) план 1 уровень обучения (начальный) Название тем, разделов Количество часов всего 1 1 1.Введение 2.Актёрское 2.1Актёр - главное мастерство действующее лицо в театре 2.2.Актёр и1 современность 2.3Непроизвольное внимание 2.4 Сценическая вера 6 2.5 Сценическая 6 фантазия Форма аттестации/ контроля теория практика Опрос, беседа 1 0 1 0 Беседа 1 0 беседа 1 2 1 1 5 5 1 7 Контрольное упражнение Игра Показ самостоятельн ых работ Показ самостоятельн ых работ Всего за год: 25 5 3.Сценичес 3.1. Орфоэпия кая речь 3.2. Составляющие 10 сценической техники речи: дыхание, дикция, голос 3.3. Индивидуальные 10 занятия по реч и 6 1 19 4 1 9 1 9 Всего за год: 3 22 Устранение 10 4.Сценичес 4.1. мышечных зажимов кое движение 4.2. Развитие 15 координации движений Всего за год: 25 1 9 1 14 2 23 5.Постанов 5.1Показ спектакля ка Всего за год: Всего за год: 26 0 26 26 0 12 26 90 2.6 свобода 3 Сценическая 8 25 102 7 Диагностическ ая игра Контрольные упражнения Анализ продуктов деятельности Контрольные упражнения Контрольные упражнения Открытое занятие 2 уровень обучения (базовый) Дисциплина Название разделов 1.Актёрское мастерство тем,Количество часов всего 1.1. Непроизвольное 3 внимание 1.2. Сценическая вера 4 1.3. Сценическая 4 фантазия 1.4. Сценическая 4 свобода 1.5. Работа над ролью 10 теория практика 1 2 Контрольные упражнения 1 3 Игра 1 3 Показ самостоятельн ых работ 1 3 Игра 1 9 Всего за год: 25 3 2.Сценическа 2.1. Орфоэпия я речь 2.2.Составляющие 12 сценической речи: дыхание, голос, дикция 2.3. Логическая 10 выразительность речи Всего за год: 25 10,5 3.Сценическо 3.1.Устранение мышечных зажимов е движение 5 0,5 0,5 20 2,5 11,5 0.5 9,5 1,5 0,5 23,5 10 3.2Развитие 14,5 координации движений ловкости, гибкости, реакции. Всего за год: 25 0,5 14 1 24 27 0 27 27 102 0 9 27 4. Постановка Спектакль Всего за год: Всего за год: 8 Форма аттестации/ко нтроля Показ самостоятельн ых работ Самоанализ Контрольные упражнения Самостоятельн ая работа Диагностическ ая игра Контрольные упражнения Открытое занятие 3 уровень обучения (продвинутый) Дисциплина Название тем, Разделов Количество часов Форма аттестации/ контроля всего теория практи ка 1.1Актёр и предлагаемые 7 1 6 Показ 1.Актёрское обстоятельства самостоятел мастерство ьных работ 1.2.Сценическая 8 1 7 Показ самостоятельность актёра самостоятел ьных работ 1.3. Анализ 10 2 8 Самостоятел драматургического ьная произведения как основа работа режиссуры Всего за год: 25 4 21 0,5 7,5 Контрольны 2.Сценическая 2.1. Работа над речевым8 аппаратом е речь упражнения 2.2 Логическая7 1 6 Самостоятел выразительность речи ьная работа 2.3. Актёрское чтение 10 0,5 9,5 Показ самостоятел ьных работ Всего за год: 25 2 23 0,5 3,5 Контрольны 3.Сценическое 3.1.Устранение мышечных 4 зажимов е движение упражнения 3.2. Развитие физических 10 0,5 9,5 Самостоятел способностей ьная работа 3.3 Основы 11 1 10 Показ хореографической лексики и самостоятел пластической композиции ьных работ Всего за год: 25 2 23 4. Постановка 4.1Спектакль 27 9 0 27 Открытое занятие Всего за год: 27 0 27 Всего за год: 102 8 94 Содержание программы 1 уровень обучения (начальный) 1.Введение. Театр - древнейшее искусство творческого самовыражения. Теория: Виды и жанры театрального искусства: драма, комедия, музыкальныйтеатр, театр кукол, театр эстрады и т.д. Театральные профессии: режиссёр, актёры, сценаристы, балетмейстеры, композиторы, хореографы, художник по костюмам, художник по гриму, художникдекоратор, художник по свету, звукорежиссёр, бутофоры. Основной язык театрального искусства: действие, диалог, игра. Эмоциональный образ спектакля: сценография, свет, музыка, костюм. Практика: Занятие – игра «Мой театр» Форма контроля: Опрос, беседа 2.Актёрское мастерство. 2.1Актёр - главное действующее лицо в театре. Теория: Профессия актёра. Отличительные личностные качества актёра. Кто может стать актёром. Русская театральная школа, театр им. А.П. Чехова. Основные отличия российской театральной актёрской школы от западной и восточной. Замечательные и уникальные российские актёры. Практика: Просмотр видео по изучаемой теме. Форма контроля: Беседа 2.2Актёр и современность. Теория: Современный мир синтетического театрального искусства. Многоликий образ современного актёра. Актуальные направления развития театрального искусства начала XXI века. Практика: Просмотр видео по изучаемой теме. Форма контроля: Беседа 10 2.3Непроизвольное внимание. Теория: Определение непроизвольное; внимания. природное и Виды внимания: произвольное и социально-обусловленное внимание; непосредственное и опосредованное внимание; чувственное и интеллектуальное внимание. Практика: игры и тренинги: «Мир предметов», «Опиши обстановку», «Опиши внешность», «Зеркало», «Муха», «Пойми меня», «Цепочка слов», «Пишущая машинка», Земля-воздух-вода», «Мигалки», «Юлий Цезарь», «Телепаты» и др. (развитие внимания и наблюдательности) Форма контроля: Контрольное упражнение. 2.4Сценическая вера и правда. Теория: Театральная школа К.С. Станиславского: чувство правды и веры, предлагаемые обстоятельства, «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Сочинение этюдов. Практика: игры, на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и времени: «Жребий», «Аквариум», «На выбывание», «Сад цветов», «Ключи», «Зоопарк» упражнения, способствующие развитию воображения, фантазии и внимания, развитие чувства ритма, интонации: «Живые картинки», «Озвучка», «Превращение предмета», «Слушать звуки», «Перестройка», «Хлопки по кругу», «Пишем букву», «Лабиринт» и др. этюды: «Мы идем в гости», «Генеральная уборка», «Моё утро», «В мире профессий» и др. (отработка правдивости и точности простейших физических действий). Форма контроля: Игра на основе пройденного материала. 2.5Сценическая фантазия. Теория: Сценическое воспитание 11 актёра. Фантазия и актерское воображение. Роль фантазии в создании образа, спектакля. Практика: игры - ассоциации (воспитание сценической фантазии, развитие образного мышления). этюды на свободную тему: этюды – оправдания, этюды куклами,придумывание персонажей и сочинение историй. Упражнения, способствующие развитию чувства ритма, фантазии и уменияраспределяться в пространстве: «Дирижирование чувствами», «Круг», «Путь к цели», «Шарики», «Ледяные фигуры» и др. фантазирование на заданную тему: «Воображаемые прогулки», «Рассказ покартинке», (развитие творческого воображения и фантазии) Форма контроля: Показ самостоятельных работ 2.6Сценическая свобода Теория: Пространство. Ориентация в пространстве, умение свободно двигаться, распределение себя в пространстве, ощущение партнёра, действие по ситуации. Практика: подвижные игры с элементами драматизации, способствующие развитию творческих способностей, воображения и умения распределяться в пространстве. групповые упражнения и игры для формирования партнерских отношений: «Поводырь», «Сделать круг», «Цифры из стульев». этюды на публичное одиночество (формирование умения сосредоточиться): «Уборка», «Грусть», «Подготовка к празднику», «В лесу» и др. «Импровизация», «Стеклянная стена», «Движение и музыка», «Салат», «Лифт», «Сетка» и др. Форма контроля: показ самостоятельных работ. 3.Сценическая речь. 12 3.1Орфоэпия. Теория: Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические правила. Речь устная и письменная. Буква и звук. Значение единого литературного языка для общения членов общества. Различные диалекты русского языка, особенности, говоры. Особенности Уральского говора. Отличие устной и письменной речи при написании и произношении. Особенности произношения в русском языке: подвижность ударения в слове, понятие «много ударность». Редуцирование гласных в зависимости от их места к ударному слову. Орфоэпия и стихотворная речь. Культураустной речи, как залог успешности личности. Практика: упражнения на исправление недостатков; прочтение с редуцированием по правилам орфоэпии. Форма контроля: диагностическая игра 3.2Составляющие сценической техники речи: дыхание, дикция, голос. Значение правильно поставленного и хорошо тренированного дыхания для речи. Типы дыхания. Неправильное дыхание, его причины. Отличие дикции от орфоэпии. Важность правильно поставленного, хорошо тренированного дыхания для речи. Работа над голосом. Необходимость охраны голосового аппарата. Устройство речевого аппарата: язык, гортань, зубы, губы, резонаторы. Функции каждой части речевого аппарата. Воспитание подвижности частей речевого аппарата. Недостатки произношения: акцент, вялость речи, проглатывание окончаний и некоторых слов Резонаторы и регистры. Значение самостоятельной домашней тренировки при занятиях голосом. Мышечная свобода речевого аппарата - необходимое условие в работе над голосом. Неразрывная связь голоса и дыхания. Освобождение мышц голосового и речевого аппарата. Нахождение диапазона голоса. Повышение и понижение в речевой интонации. Практика: для дыхания: 13 природного упражнения на беззвучном и звучащем выдохе; упражнения на «добор дыхания». Добор воздуха в длинной фразе в местах, гдеэто позволяет делать логика текста. для дикции: рассказы из чистоговорок; пословицы и поговорки; скороговорки; для голоса: упражнения на умелое использование своих резонаторов (направление воздушного потока при звукообразовании «в маску») - необходимое условие тембрового обогащения голоса; упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного текста по тонам в распевной интонации; упражнения на плавный переход из грудного регистра в средний (смешанный),и обратно. Форма контроля: контрольные упражнения. 4.Сценическое движение. 4.1Устранение мышечных зажимов Теория: Мышечный зажим. Мышечный блок. Расслабление мышечных зажимов. Мышечные зажимы и личностно-эмоциональное состояние. Снятие зажимов. Выражение освобождаемых эмоций. Практика: 1.игры, способствующие развитию образной и двигательной памяти, формирование навыка импровизации; 2.упражнения для закрепления навыков и привычки физического тела к естественному, свободному, раскрепощенному состоянию в зависимости от предлагаемых обстоятельств: «Море волнуется», «Полет шмеля», «Нарисуй фигуру». Форма контроля: Контрольные упражнения 4.2Развитие координации движений 14 Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция. Основы пластики. Развитие и формирование психофизического аппарата для пластической выразительности. Внутреннее движение. Постановка корпуса. Практика: комплекс упражнений ОФП. упражнения для освоения пространства вокруг себя, способность отключитьсяот внешнего воздействия, сосредоточиться: «Я - Мир», «Оживание». Форма контроля: Контрольные упражнения 5.Постановка. Практика: Индивидуальные занятия. Распределение ролей. Организация репетиций. Работа над спектаклями. Работа над ролью. Всесторонняя эффективность словесного действия (слово на сцене). Развитие характера героя. Поиски выразительности в спектакле. Мизансцена – одно из основных средств выразительности в спектакле. Атмосфера спектакля. Отработка полученных навыков. Грим персонажа – от замыслак воплощению. Форма контроля: Открытое занятие. Содержание уровня обучения (базового) 1.Актёрское мастерство. 1.1Непроизвольное внимание. Теория: Отличительные особенности внимания и их характеристика. Восприятие и наблюдательность в деятельности актёра. Внимание, память, мышление, как основа личности актёра. Практика: упражнения, тренинги, игры, способствующие развитию различных видов внимания. Форма контроля: Контрольные упражнения. 1.2Сценическая вера. Теория: Событие, как основа действия. Соотношения действующих лиц. Взаимоотношения. Действие с воображаемыми предметами. Развитие воображения 15 ичувства веры в предлагаемые обстоятельства. Практика: 1.упражнения на развитие эмоциональной сферы, фантазии и воображения; 2.этюды для простейших и точности физическихдействий; для 3.игры отработки правдивости проработки простейших физических действий в заданныхобстоятельствах места и времени. Форма контроля: Показательная игра. Сценическая фантазия. Теория: Развитие фантазии и воображения, как средство выражения богатогоэмоционального спектра и развитие художественно-эстетического вкуса. Практика: игры-ассоциации, способствующие развитию сценической фантазии, образногомышления; этюды на свободную тему; этюды-оправдания; сочинение коротких рассказов. фантазирование на заданную тему. Фантазирование с пластикой тела. Поискнаиболее яркого выражения замысла, звуков, музыки, настроения. Форма контроля: показ самостоятельных работ. Сценическая свобода. Теория: Сценическая свобода и свобода творческого самовыражения,жизненная успешность. Практика: игры на формирование партнерских отношений; игры на формирование навыка эффективного взаимодействия партнером,построение композиции и выработку чувства стиля; этюды на формирование умения чувствовать партнера. Форма контроля: Игра. Работа над ролью. 16 с Теория: Зерно роли. Внешняя характерность. Речевая характеристика. Костюм. Грим. Пластическое зерно роли. Замысел спектакля. Сверхзадача. Сквозное действие. Воплощение образа и характерность. Актёрский дневник. Практика: упражнения; этюды на тему картины, поговорки; самостоятельные работы «Оживление картин», «Оживление статуи», отрывки измировой драматургии. Форма контроля: Показ самостоятельных работ. Сценическая речь. Орфоэпия Теория: Орфоэпия на театральной сцене. Орфоэпия в повседневной речи. Разговорная фонетика в языковом пространстве устной публичной коммуникации. Различные диалекты русского языка, особенности, говоры. Особенности Уральского говора. Особенности произношения в русском языке: подвижность ударения в слове,понятие «многоударность». Практика: упражнения на исправление недостатков; редуцирование гласных в зависимости от их места к ударному слову; разбор текста и его прочтение с редуцированием и по правилам орфоэпии. Форма контроля: Самоанализ. Составляющие сценической техники речи: дыхание, дикция, голос. Теория: Значение правильно поставленного и хорошо тренированного дыхания для речи. Смешанно-диафрагмический тип дыхания, как наиболее целесообразный и практически полезный. Дыхание и звук. Значение самостоятельной домашней тренировки при занятиях дыханием. Анатомия, физиология и гигиена дыхательного и голосового аппаратов. Правильно поставленный голос (тембр) - важнейшее качество устной речи, как инструмент речевой коммуникации. 17 Практика: для дыхания: практическое освоение смешанно - диафрагмического (фонационного типа дыхания); укрепление, путем тренировки мышц дыхания, диафрагмы и межреберныхмышц; упражнения на беззвучном и звучащем выдохе; упражнения на «добор дыхания». Добор воздуха в длинной фразе в местах, гдеэто позволяет делать логика текста. для дикции: произношение различных согласных в различных сочетаниях, словах и текстах; произношение согласных в сочетании с гласными в упражнениях словах, вофразах, специально подобранных для этой цели; освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок и предложениями с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Тексты берутся из литературно-художественных произведений. При работе над дикцией необходимо постоянно имеющими заботиться о естественности индивидуальные дикционные артикуляции. недостатки, С обучающимися, могут проводиться индивидуальныезанятия по дикции по особому плану. Для голоса (работа над голосом начинается после получения первых результатов упражнений по дикции и дыханию): 1.усвоение основного положения речевого аппарата при правильном речении; 2.освобождение мышц голосового и речевого аппарата; 3.повышение и понижение в речевой интонации; 4.упражнения на плавный переход из грудного регистра в средний (смешанный),и обратно. Форма контроля: Контрольные упражнения. Логическая выразительность речи. 18 Теория: Логический разбор - первый этап в работе над присвоением текста автора, основа осмысленности речи. Правила логического разбора текста. Основы средств логической выразительности. Темпо-ритм речи. Речевые такты. Логические и грамматические паузы. Знаки препинания, их воплощение в произношении. Случаи несовпадения пауз со знаками препинания. Практическое освоение средствами логической выразительности, текстов для овладения общей культурой речи. Определение логических ударений по смысловому и грамматическому признакам. Способы выделения наиболее значимого по смыслу слова. Правила расстановки логических ударений: недопустимость логических ударений на местоимениях и прилагательных; правило нового понятия; правило противопоставления; правило сравнения; правило перечисления. Соотношение главного и второстепенного - средство точного донесения мысли. Практика: − чтение смысловых отрывков. Темпо-ритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного. Форма контроля: Самостоятельная работа. Сценическое движение. 3.1. Устранение мышечных зажимов. Теория: Чувство ритма. Необходимость формирования навыка раскрепощенияи снятия физических и психических зажимов. Практика игры и упражнения: «Близкие знакомые», «Мяч», «Делай как я», «Золотые зубыдракона», «Работа с предметом», «Тише едешь, дальше будешь», «День-ночь» и др. Форма контроля: Диагностическая игра. 3.2. Развитие координации движений ловкости, гибкости, реакции. Теория: Абсолютная мышечная свобода. Практика: сценическая хореография. 19 Физическая индивидуальность. отработка техники элементов сценического боя. упражнения: «Всадники» «Динамический (формирование разогрев навыка тела», «Слоновий самостоятельно футбол», трансформировать предложенное движение всоответствии со своей физической индивидуальностью, преодоления нерешительности и страха при выполнении новых движений). игры-танцы (формирование осанки, красоты и точности выполняемых движений). Форма контроля: Контрольные упражнения. 4.Постановка. Индивидуальные занятия. Распределение ролей. Организация репетиций. Работа над спектаклями. Работа над ролью. Всесторонняя эффективность словесного действия (слово на сцене). Развитие характера героя. Поиски выразительности в спектакле. Мизансцена – одно из основных средств выразительности в спектакле. Атмосфера спектакля. Отработка полученных навыков. Грим персонажа – от замыслак воплощению. Форма контроля: Спектакль. Содержание 3 уровня обучения (продвинутого) Актёрское мастерство. Актёр и предлагаемые обстоятельства. Теория: Выявление и анализ предлагаемых обстоятельств пьесы. Отбор простейших физических действий. Выявление конфликта. Общение. Чувство партнера. Чувство ансамбля. Оценка факта и сценическое действие. Практика: этюды на формирование чувства партнерства и навыка сотрудничества на сцене; этюды на литературную основу. Форма контроля: Показ самостоятельных работ. Сценическая самостоятельность актёра. Теория: Выявление актёрской задачи, поиск цепочки физическихдействий. Импровизация. 20 простейших Практика: этюды на развитие сценической непосредственности, актёрской смелости, наблюдательности, веры. этюды на импровизацию. Форма контроля: Показ самостоятельных работ. Анализ драматургического произведения, как основы режиссуры. Теория: Использование компонентов театрального искусства в раскрытии идейно-художественного замысла спектакля. Световая партитура. Драматургия, как основа театрального искусства. Организация сценического пространства. Событийный ряд. Тема. Идея. Сверхзадача. Конфликт. Сквознаязадача. Практика: режиссерские упражнения «Событийный ряд», «Главное событие» и др.; самостоятельный анализ драматургических произведений; самостоятельная постановка определенной части драматургического произведения. Форма контроля: Самостоятельная работа. Сценическая речь. Работа над речевым аппаратом. Теория: Типы дыхания. «Добор дыхания». Естественная артикуляция. Регистры. Резонаторы. Понятие «Голосовой диапазон». Практика: Практические занятия для дыхания: 1.практическое освоение смешанно - диафрагмического (фонационного типа дыхания); 2.укрепление, путем тренировки мышц дыхания, диафрагмы и межреберных мышц; 3.упражнения на беззвучном и звучащем выдохе; 4.упражнения на «добор дыхания». Добор воздуха в длинной фразе в местах, гдеэто позволяет делать логика текста. Практические занятия для дикции: 21 1.укрепление мышц абажура рта и языка (подготовка к работе над согласными звуками речи); 2.освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок и предложениями с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Тексты берутся из литературно-художественных произведений. При работе над дикцией необходимо постоянно заботиться о естественности артикуляции. Практические занятия для голоса (работа над голосом начинается после получения первых результатов упражнений по дикции и дыханию): 1 . освобождение мышц голосового и речевого аппарата; 2.нахождение природного диапазона голоса (первоначальные голосовые упражнения производятся на наиболее удобной для данного индивидуума высоте, т. е. на середине его диапазона); 3.упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного текста по тонам в распевной интонации; 4.повышение и понижение в речевой интонации; Форма контроля: Контрольные упражнения Логическая выразительность речи. Теория: Логика и смысл текста. Значение паузы. Знаки препинания, их воплощение в произношении. Случаи несовпадения пауз со знаками препинания. Логическое ударение. Импровизация и логика речи в речевой коммуникации. Практика: чтение смысловых отрывков; речевые такты; логические и грамматические паузы; определение логических ударений по смысловому и грамматическомупризнакам. способы выделения наиболее значимого по смыслу слова. темпо-ритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного. Выстраивание фразы, умение импровизировать в речевой коммуникации. 22 Форма контроля: Контрольные упражнения Актёрское чтение. Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая манера драматурга. Практика: работа над текстом - законченный рассказ, басня и другие виды произведений. Анализ и разбор выбранного материала по основам курса «Сценическая речь». Развить творческую индивидуальность, предлагая работать над произведениями разных жанров; стремиться к созданию в чтении законченного художественного образа. работа над чтением текстов «с листа». В свободном чтении заданных текстов обучающиеся должны показать свободное владение произносительными нормами русского языка, умение свободно пользоваться приобретенными техническими навыками по дикции, дыханию и голосу; Форма контроля: Показ самостоятельных работ Сценическое движение. Устранение мышечных зажимов Теория: и Необходимость формирования навыка раскрепощения снятияфизических и психических зажимов. Практика: упражнения, развивающие ловкость, гибкость, реакцию, резкость,пластичность, координацию. комплекс упражнений ОФП на развитие пластичности, выносливости,гибкости, реакции, растяжки, резкости. Форма контроля: Контрольные упражнения Развитие физических способностейТеория: Эмоция и движение. Практика: Тренировки с конкретным направлением и распределением нагрузок на части тела, и эмоциональные затраты. Практика: Самостоятельная работа 3.3Основы хореографической лексики и пластической композиции. 23 Теория: Понятия «хореографический язык», «танцевальный язык», «хореографическая лексика». Место хореографического языка в композиции танца. Танцевальный язык — выразительное средство театрального искусства. Музыка и хореографический текст. Танцевальная лексика и рисунок танца. Хореографический текст и законы драматургического развития действия. Многообразие жанров хореографического искусства и танцевального языка. Практика: пластические этюды; этюды; тренинги; На индивидуальных занятиях под руководством преподавателя ведется работа по подбору музыкального материала для постановки. Проводится анализ музыкального материала, выбранного для постановки, определяется характер. Разрабатывается композиционный план будущих этюдов. Форма контроля: Показ самостоятельных работ 4.Постановка. Индивидуальные занятия. Распределение ролей. Организация репетиций. Работа над спектаклями. Работа над ролью. Всесторонняя эффективность словесного действия (слово на сцене). Развитие характера героя. Поиски выразительности в спектакле. Мизансцена – одно из основных средств выразительности в спектакле. Атмосфера спектакля. Отработка полученных навыков. Грим персонажа – от замыслак воплощению. Форма контроля: открытое занятие 24 1.4 Планируемые результаты I - год обучения. Обучающиеся должны иметь представление о том, что такое: Система К.С. Станиславского. Действие. Импровизация. Партнер. По правде. Предлагаемые обстоятельства (история, предыстория). Этюд. Бессловесные элементы действия. Вес легкий, тяжелый. Демобилизация, мобилизация. Оценка (факта). Пристройка сверху (снизу). Событие. Цель, задача действия. Обучающиеся должны уметь: использовать приобретение первоначальных умений в выполнении определенных заданных действий; видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявление определенной индивидуальности человека; владеть первоначальное умением превращать свое поведение в поведение другого человека; применять навык коллективного творчества при осуществлении задуманного события в специальном задании; владеть культурой восприятия замечаний и советов, как педагога, так и товарищей; владеть культурой суждений о работе других; определять замысел, сценическую задачу этюда только по реально совершенным действиям исполнителя (или исполнителей); выявлять и определять критерии логичности и целесообразности поведения в этюде; ориентироваться на поиск экстремальных условий как средства достижения выразительного поведения на сцене. II год обучения. Обучающиеся должны иметь представление о том, что такое: 25 Замысел. Мизансцена. Подтекст. Простые словесные действия: звать; приказывать – просить; объяснять – отделываться; упрекать – ободрять; предупреждать – удивлять; узнавать – утверждать. Динамичность. Задача персонажа. Замысел отрывка, роли. Конфликт. Образ как логика действий. Статичность. Сюжет отрывка. Фабула отрывка. Обучающиеся должны уметь: пользоваться словесными воздействиями; быть внимательным к размещению тела в сценическом пространстве; ориентироваться на выразительность своего поведения; владеть навыком продолжительного поведения в заданном образе (характере, особенности) действия; развивать и закреплять умения в сфере технологии действий; владеть навыком сочинения, подготовки, выполнения этюдов; анализировать работу, свою и товарищей; ответственность исполнителя перед партнерами и зрителями; использовать и совершенствовать приобретенные технические умения при решении сценических задач; владеть навыком импровизационного оправдания установленных мизансцен; исполнять роли в отрывке от начала до конца (умение не выбиваться); точно соблюдать текст; в случае надобности помочь партнеру, удерживая при этом свою задачу; владеть культурой восприятия реакции зрителей-учащихся группы; осуществлять домашнюю работу над ролью; анализировать работу свою и партнеров в отрывке с точки зрения реализации замысла; вносить коррективы в свое исполнение отрывка; III год обучения. Знания, умения и навыки обнаруживаются, прежде всего, в целостных творческих работах. Кроме умений, которыми ребёнок овладевает на первой 26 ступени обучения, старшие дети должны знать о том, что такое: Борьба (в межличностном общении). Параметры общения: дружественность – враждебность, инициативность (наступательность) – оборонительность, претенциозность (позиционность) – деловитость, сила – слабость. Рычаги настойчивости (инициативности). Амплуа. Образ спектакля. Сверхзадача роли. Характер. Характерность. Эпизод. Эпизодическая роль. Обучающиеся должны уметь: удерживать настойчивость в этюде; определять в любом сложном общении основные параметры и особенность их реализации; определять параметры общения в окружающей среде и произведениях искусства; применять первоначальный опыт перевоплощения через изменение логики взаимодействия с партнером; применять полученные знания в создании характера сценического образа; использовать характерность; нести ответственность в исполнении своей роли на протяжении всего спектакля; активно участвовать в репетиционной работе: поиске средств реализации заданного характера, поиске психофизического оправдания, поиске средств органичности и выразительности; -вносить корректировки в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю; проявлять творческую требовательность к себе; владеть навыком творческого театрального коллективизма; владеть навыком ответственности перед зрителем и искусством; -стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора. Итог реализации дополнительной образовательной программы - сформированная способность детей к сценическому выступлению на творческих 27 показах, концертах, фестивалях, конкурсах и степень участия каждого обучающегося. 2.Организационно-педагогические условия Календарный учебный график МБОУ СОШ № 4 на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 34 недели 3 Количество часов в неделю 3 4 Количество часов 102 часа 5 Недель в 1 полугодии 14 6 Недель в 2 полугодии 19 7 Начало занятий 01.09.2023 г. 8 Каникулы осенние – 24.10. 2023 г. – 03.11. 2023 г. (11 дней); выход на занятия – 07.11.2022 г.; зимние – 26.12.2023г. – 08.01.2024 г. (14 дней); выход на занятия – 09.01.2023 г.; весенние -20.03.2024 г. – 26.03.2024 г. (7 дней); выход на занятия –27.03.2024 г. летние – 01.06.2024 г. – 31.08.2024г.; 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года Суббота-воскресенье 31.05.2024 г. 2.2 Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: Для реализации программы необходимо просторное помещение для репетиций и показов, проведения игр и тренингов, реквизита, костюмов для постановки спектаклей и миниатюр. Оборудование: Детские костюмы для спектаклей, взрослые костюмы для спектаклей, элементы костюмов для детей и взрослых, атрибуты для занятий и для спектаклей, ширма, ноутбук, проектор, декорации к спектаклям, методическая литература. Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог 28 дополнительного образования первой категории Сосновских Светлана Николаевна. Основные обязанности педагога дополнительного образования: комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает меры по его сохранению в течение срока обучения; осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы; обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности; обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся; составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет установленную документацию и отчетность; выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи; проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа. Методические материалы: -учебно-методическая литература; -инструкции по технике безопасности; -видеоматериалы и презентации по художественно направлению деятельности обучающихся; -перечень массовых мероприятий (конкурсы, выставки и т.п.) проводимые по направлению детского объединения различными учреждениями и организациями (муниципальными, региональными и т.д.). Формы аттестации: Основными формами проведения аттестации обучающихся являются 29 выступления на конкурсах и различных мероприятиях. В мероприятиях объединение не только принимает участие в роли творческого коллектива со своей программой, но и задействуются в их организации, подготовке и проведении. Это такие ежегодные мероприятия как: Открытый школьный фестиваль детского творчества Зимний и весенний отчетные творческие показы и др. Также используются такие формы проведения аттестации обучающихся как открытое итоговое занятие, конкурс, фестивали, театральные показы. В течении учебного года осуществляется несколько видов контроля: -начальный контроль- в начале учебного года с целью определения уровня творческих способностей в форме беседы, практического задания по направлению; -текущий контроль — в течении всего года, направлен на определение степени усвоения обучающимися теоретического материала и практических навыков, выявление заинтересованности и усердия в обучении посредством педагогического наблюдения, самостоятельной работы обучающимся, бесед; -промежуточный контроль- в конце полугодия и года с целью определения изменения уровня развития детей и их творческих способностей, определение результатов обучения, анализ сведений для совершенствования обучения, проводиться в форме творческих заданий, конкурсных мероприятий, выступлений перед аудиторией за первое полугодие и в конце учебного года; - итоговая аттестация, проводиться по окончании курса обучения участие обучающегося. При аттестации по программе учитывается участие обучающихся в конкурсах различного уровня (муниципального, районного, областного и всероссийского) и результативность. Ведение мониторинга развития качеств личности обучающихся (заполнение сентябрь, январь, май) ПРИЛОЖЕНИЕ 1, диагностическая карта мониторинга развития качеств личности обучающихся ПРИЛОЖЕНИЕ 2 30 3.Список литературы Психофизический тренинг Для педагога. 1.«Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б. Никитиной. М.: Владос, 2001. К.С. 2.Станиславский 1: Собр. соч. в т. 8 - М., 1954-1956. Т. Моя жизнь в искусстве. - М., 1954; т. 2-3: Работа актера над собой. - М., 1945- 1955; т. 4: Период воплощения. Оправдание текста.-М., 1957-С. 180-185,272-288. 3.Клубков СВ. Школа Театра. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. 1,2, 3 кассеты. Методическая брошюра. Для обучающихся. 1.Станиславский К.С. собр. Соч. в 8 т. – М., 1954-1956. Т. 1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954; т. 2- 3: Работа актера над собой. – М., 1945-1955; т. 4: Период воплощения. Оправдание текста. – М., 1957 – С. 180-185,272-288. Актерское мастерство Для педагога. 1.«Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редак цией А.Б. Никитиной. М.: Владос, 2001. 2.Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1972. 3.Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание. - М., 1992. 4.Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. - М., 1978. 5.Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. - М., 1954-1956. Т. 1: Моя жизнь в искусстве. - М., 1954; т. 2-3: Работа актера над собой. - М., 19451955; т. 4: Период воплощения. Оправдание текста. - М., 1957. - С. 180- 185,272-288. 6.Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. - М., 1959. 31 7.Топорков В.О. Станиславский на репетиции. - М., 1949. Для обучающихся. 1.Кадрон К. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. - М., 1998. 2.Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага, 1988. История про театр Для педагога. 1.Асеев Б.Н. Русский драматический театр ХУП-ХУШ веков. -М.: Искусство, 1958. - 413 с. 2.Анисимов А.В. Театры Москвы: время и архитектура. - М.: Московский рабочий, 1984. 3.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., Художественная литература, 1990. 4.Генералова И.А. Театр. Авангард - М., 1997. - 159 с. 5.Евгений Вахтангов. Сб. под ред. Л.Д. Вендровской, Г.П. Капте-ревой. -М.:ВТО 1984. Для обучающихся. 1.Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. - М.: Молодая гвардия, 1991.-221 с. 2.Иллюстрированная история мирового театра /Под ред. Джона Рассела Брауна. Перевод с английского. - М.: БММ АО, 1999. - 582 с. 3.Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. - М.: Полит, лит-ра, 1986. 4.Чернова А Все краски мира кроме желтой. - М.: Искусство, 1987.-220 с. 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Мониторинг эффективности ведения дополнительного образования. Программа дополнительного образования: Цель мониторинга: оценка качества осуществления образовательного процесса педагога дополнительного образования и результативности деятельности учащихся. 1.Количество обучающихся: Количество 2020-2021 2021-2022 2022обучающихся учебный год учебный год 2023учебный год 25 24 24 24 1 КЛАСС 2.Вовлеченность детей с ограниченными возможностями здоровья: Количество 2020-2021 2021-2022 2022-2023 обучающихся с ОВЗ учебный год учебный год учебный год 1 КЛАСС 3.Сравнительный анализ достижений обучающихся по программе дополнительного образования: Уровень 2020-2021 учебный год участи призер победите е ы ли 2021-2022учебный год участие призеры победители КЛАСС Муниципальный этап Региональный этап Всероссийский этап Перечень конкурсов, в которых участвовали обучающиеся. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА мониторинга развития качеств личности обучающихся Направление дополнительного образование Год обучения Преподаватель____ Уч. год___2020--2021___________ Качества Фами № лия, имя К л. Активность , организато рские способност и личности Коммуникат ивные навыки, коллективиз м 33 и признаки Ответственност ь, самостоятельно сть, дисциплиниров анность проявления Креативност ь, склонность к Нравственн исследовате ость, льскогуманность проектирово чной деятельност и дата заполнения я се м н нт ай в дата заполнения дата заполнения сен ян т в сен т ма й 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 34 янв май дата заполнения я се м н нт ай в дата заполнения сен ян т в ма й