ДООП Школа будущего первоклассника

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ СОШ № 4
Протокол №13 от 01.06.2023 г

Утверждаю: ______________
Директор
МБОУ СОШ № 4
О.В. Ситник
Приказ № 51 от 07.06.2023г.

Рабочая программа
дополнительного образования детей
социально-гуманитарной направленности
«Школа будущего первоклассника»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 6-7 лет

Составитель:
Векшина Наталья Валерьевна
учитель начальных классов

С Покровское
2023

1.Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы: В настоящее время школа решает сложную
задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное
развитие

ребенка

(готовность

и

способность

к

саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им
универсальных

учебных

действий

(регулятивных,

познавательных,

коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и
политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов
требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса,
осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост
количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень
часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа
развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и
заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок
должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и
сверстниками,

к

изменению

социальной

ситуации

развития,

своего

социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению
их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие
трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют
недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и
привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать
условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником:
2

посидел за партой, пообщался с учителем, привык к новым требования.
Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников
в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность
провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к
систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня
готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для
получения начального образования, делает доступным качественное обучение
на первой ступени.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями
нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав
ребенка:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3

Отличительная особенность - подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает
освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с
взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует
не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на
зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от
непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой
смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит
переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к
любой системе школьного образования.
Адресат:
Программа разработана для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Режим занятий: Программа предлагает систему адаптационных занятий и
состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические
ступеньки», «Зеленая тропинка», «Чудеса творчества». Адаптационные
занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную
структуру: 2 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2530 минут с 5-10 минутным перерывом.
Объем: 34 часа
Срок освоения: 1 год
Особенности

организации

образовательного

процесса:

игра;

продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование.
Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и
сопоставление;

выделение

общего

классификации; установление аналогии.
Форма обучения
1. групповая;
2. подгрупповая;
3. фронтальная.
4. индивидуальная
4

и

различного;

осуществление

Виды занятий- тренинги, творческие задания, игры и др.
Форма занятий:
1. Игры на развитие воображения, фантазии и памяти
2. Развивающие упражнения
3. Самостоятельные творческие задания
Итоги занятий: расширение кругозора, умение работать в коллективе,
в парах, в группах, развитие творческих способностей.
1.2

Цели и задачи

Цель программы – всестороннее развитие ребенка, что позволит
обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у
будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих
способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к
школе.
Задачи программы:
Обучающие:
- обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к
обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся,
мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование
элементарных

количественных

представлений,

структурирование

представлений об окружающем мире;
Развивающие:
-

развитие

координации

поведения, формирование

движений,

умения

работать

произвольной
в

регуляции

группе;

- развитие инициативности и самостоятельности как важных условий
последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.
Воспитательные:
- Создание условий для развития личности ребенка и адаптации его в
коллективе.
- Воспитать самостоятельность и активность
5

1.3 Тематическое планирование
Название курсов

Количество часов

От слова к букве
Математические ступеньки
Зелёная тропинка
Чудеса творчества
ИТОГО

17
17
17
17
68

1.4. Учебно-тематический план курса «От слова к букве»
№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Раздел, тема

Колво
часов
Представление о слове. Слово и предмет. Звук – буква-слог1
слово.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. (Введение терминов)
1
Вводное занятие. Чему мы хотим научиться? «Осенние
странички». Гласные звуки [о], [а], [у],[ы], [э]. Буквы О, о, А,
а, У, у, ы, Э, э.
Звук [ы], [и]. Буква ы. И, и. Предложение. Схема предложения.
Слова-названия предметов. Ударение. Схема слова.
«Осенние странички». Буквы, обозначающие два звука. Звуки
[й’а], [й’у]. Буквы Я, я, Ю, ю.
Звуки [й’э], [й’о]. Буквы Е,е, Ё, ё.
«Зимние странички». Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Буквы Л, л, М, м, Н, н, Р, р. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие
согласные звуки.
Звуки [в], [в’], [ф], [ф’]. Буквы В, в, Ф, ф. Звонкие и глухие
согласные звуки.
«Зимние странички».Звуки [з], [з’]. [с], [с’]. Буквы З, з. С, с.
Звуки [ш]. [ж]. Буквы Ш, ш. Ж, ж. Шипящие согласные звуки.
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
«Зимние странички». Звуки [д], [д’], [т], [т’] Буквы Д, д. Т, т.
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
«Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Звуки [ц].
Буквы Ц, ц.
Глухие и звонкие, мягкие согласные звуки [щ’].[ч’], [й’].
Буквы Щ, щ,Ч, ч, Й, й.
Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.
Путешествие в страну букв и звуков (итоговое занятие).
ИТОГО
6

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

Дата

«Математические ступеньки»
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

Раздел, тема

Колво
часов
Экскурсия
на
тему:
«Математика
вокруг
нас».
1
Пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу,
на, над, под, в и другие. Свойства предметов: размер
(большой, маленький), цвет. Закономерность. Число 1. Цифра
1.
Обозначение отношений больше, меньше, столько же. Счёт
1
предметов. Линии Горизонтальные и вертикальные.
Число 2. Цифра 2. Пара.
Свойства предметов: длина (длинный, короткий, длиннее,
1
короче). Обозначение отношений больше, меньше, столько
же. Счёт предметов. Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.
Свойства предметов: форма. Фигуры: прямоугольник,
1
квадрат. Закономерность Пространственные отношения
(направление движения): налево, направо, прямо. Число 4.
Цифра 4 Состав числа 4.
Свойства предметов: высота (высокий, низкий, выше, ниже).
1
Представление о точке. Закономерность. Число 5. Цифра 5.
Состав числа 5. Математический рассказ.
Свойства предметов: форма. Фигуры: треугольник, круг.
1
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.
Свойства предметов: масса (лёгкий, тяжёлый, легче,
1
тяжелее). Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.
Закономерность.
Сравнение предметов по разным свойствам (ширина:
1
широкий, узкий, шире, уже). Число 8. Цифра 8. Состав числа
8. Счёт предметов.
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной
1
основе. Равенство (=).Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.
Равенства. Счёт предметов.
Число 0. Цифра 0. Представление о луче.
1
Представление о действии сложения на наглядном
1
материале. Сложение (+).
Представление о действии вычитания на наглядном
1
материале. Вычитание (–). Математический рассказ.
Закономерность.
Соотношение: число – цифра. Обратный и прямой счёт.
1
Число 10. Понятие десяток. Состав числа 10.
Равенство.
Закономерность.
Значение
выражений.
1
Уменьшение на 1, увеличение на 1.
Сравнение чисел.
1
Ориентировка во времени: сутки, неделя,
месяц, год.
1
7

Дата

17.

Закрепление пройденного. Графический диктант.
ИТОГО

1
17

«Зеленая тропинка»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема урока

Кол- Дата
во
часов
Расскажи о себе. Моя семья.
1
Мой дом. Мебель.
1
Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.
2
Живая и неживая природа осенью.
2
Живая и неживая природа зимой.
2
Живая и неживая природа весной.
2
Живая и неживая природа летом
2
Дикие и домашние животные.
1
Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга?
1
Части суток. Режим дня. Школьное время. Школьные
1
принадлежности.
Удивительное в природе
2
ИТОГО
17
«Чудеса творчества»

№п
/п

Темы занятий

Колич
ество
часов

1.

Лепка овощей, фруктов круглой и овальной формы

1

2.

Лепка животных: зайца, лисы

1

3.

Сюжетно - тематическая аппликация (колобок).

1

4

Объемная аппликация (цветочек).

1

5.

Нарезная мозаика: «Весёлый зайка». Русские народные
сказки о животных

1

6.

Аппликация из геометрических фигур: «слоненок»,
«собачка», «кораблик». Игры

1

7.

Аппликация из геометрических фигур: «слоненок»,
«собачка», «кораблик»,

1

8.

Переплетение полосок, закладки.

1

9.

Работа с шаблонами и трафаретами. Секрет матрешки.

1

8

10.- Конструирование узоров и орнаментов. Звуки музыки
11

2

12

Конструирование узоров и орнаментов. Звуки музыки.

1

1314

Складывание из бумаги (лягушка)

2

15

Акварельные краски. Смешивание.

1

16

Гуашь. Хохломские узоры. Песни о России.

1

17

Волшебные мелки. Природа родного края.

1

Итого

17

Содержание программы
«От слова к букве»
Рабочая программа для дошкольников разработана на основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской
программы

Н.А.Федосовой

«Речевое

развитие.

От

слова

к

букве»,

утверждённой в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствует требованиям Федерального компонента государственного
стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено
изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей
к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной
речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого
создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание

курса

позволяет

направлениям:
9

организовать

работу

по

трём

-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей
к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание
Развитие

и

совершенствование

устной

речи.

Расширять

и

активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и
одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности,
поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительноласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова,
стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в
литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении,
сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и
выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной
речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание
роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту,
картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной
монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное —
развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять
10

запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в
речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно
употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное
понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные
признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма,
цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми
обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать
диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе
иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей
внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок,
стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с
опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из
собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир
(цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по
плану,

предложенному

воспитателем,

или

по

аналогии.

Развивать

эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы,
задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по
картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего
изображению

и

следующего

за

ним.

Развивать

интерес

детей

к

самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов,
сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать
интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать
формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого
поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое
внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются
элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые
11

разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного
языка.
Звукопроизношение:

речевая

гимнастика

(упражнения

для

дыхания,

упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского
алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по
произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению,

орфоэпическим

нормам

литературного

языка.

Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический
слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять
правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на
слух. Укреплять и

развивать артикуляцию:

обучать детей

чёткому

произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию

интонационных

средств.

Знакомить

с

правильным

произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные
и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных
букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале,
в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
«Математические ступеньки»
Рабочая программа для дошкольников разработана на основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской
программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствует требованиям Федерального компонента государственного
стандарта начального образования, 12поэтому в программу не внесено

изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными целями обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
на основе овладения несложными математическими методами познания
окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и
объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
—

развитие

умений

аргументированно

обосновывать

и

отстаивать

высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Рабочая программа "Математические ступеньки" направлена на развитие
умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые
свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность,
уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
13

В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего

развития

ребенка,

включающего

в

себя

его

сенсорное

и

интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического
осуществляется

развития
через

познавательных

развитие

у

детей

способностей,

познавательных

которая
процессов:

восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены
три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число,
основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы
геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических
фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая,
построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления у детей.
В

курсе

«Математические

ступеньки»

реализуется

основная

методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более
активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности
ребенка,

насыщенной

специальным

подбором

математическим
и

содержанием,

структурированием

заданий,

направляется
формой

их

представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
14

различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический
метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический
материал,

проводя

эксперимент,

наблюдения,

выполняя

действия

с

предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.
п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с

преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,
пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют
личностный, социальный и государственный заказ системе образования,
выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной
программы, и отражают следующие целевые установки системы начального
общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование

психологических

условий

развития

общения,

сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учётом позиций всех участников;
развитие

ценностно-смысловой

сферы

личности

на

основе

общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения,
коллектива и общества и стремления следовать им;
15

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств
(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство
с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
–

развитие

широких

познавательных

интересов,

инициативы

и

любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие

самостоятельности,

инициативы

и

ответственности

личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности
к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
–

формирование

умения

противостоять

действиям

и

влияниям,

представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества,
в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к
информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов
обучения

и

воспитания,

познавательного

и

личностного

развития

обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых
способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных
задач и возможность саморазвития обучающихся.
Содержание программы.
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх
16

и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 10.
Счёт предметов. Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же).
Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до
10.
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта
количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и
вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа:
1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические

задания

на

развитие

внимания,

воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»;
деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей;
зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и
геометрического материала; выделение существенных признаков объекта;
проведение простейших логических рассуждений.
Программа

«Зеленая

тропинка»

нацелена

на

развитие

детей,

формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному
окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт
систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном
возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и
первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным
естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно
как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное
определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на
занятиях.

Содержание

программы

строится

как

синтез

различных

составляющих естественно-научного и экологического знания с включением
17

доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии,
экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина
мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего
учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению
положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной,
игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием,
вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется
формированию таких важных умений, как умение выделять свойства
предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные
признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким
образом,

осуществляется

познавательной

накопление

деятельности,

фактических

необходимое

для

знаний

успешного

и

опыта

освоения

программы начальной школы
Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных
предпосылок

учебной

деятельности,

познавательных

процессов

и

интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательноисследовательская

деятельность.

Основное

внимание

уделяется

формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении
работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей
детей, логическим действиям.
Содержание.
Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.
Главные символы (гимн, флаг, герб). Государственная символика
российского государства, их историческом происхождении.
Живая и неживая природа осенью.
Изменения, которые происходят осенью в живой и неживой природе,
приметы осени. Как разные животные осенью готовятся к наступлению зимы.
Живая и неживая природа зимой.
Явления природы, которые характерны для зимы. Что происходит с
18

живой и неживой природой с наступлением зимы.
Живая и неживая природа весной.
Характерные признаки весны в живой и неживой природе. Изменения в
жизни растений и животных весной.
Звёзды, Солнце и Луна. Откуда взялась радуга?
Наблюдение звёздного неба, выделение отдельных созвездий. Солнце и
его роль для жизни на земле. Наблюдение Луны на небе. Моделирование
расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Радугаукрашение мира.
Удивительное в природе.
Наблюдение объектов и явлений на экскурсии, прогулке. Ознакомление
с живой и неживой природой. Игровые, познавательные и творческие задания,
подвижные игры.
Программа «Чудеса творчества» составлена на основе программы:
«Волшебная красота окружающего мира» Авторы: Т. Я. Шпикалова, Т. С.
Комарова, Л. В. Орлова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина и рассматривается как
часть программы «Подготовка к школе» и призвано решать главную общую
цель — развитие личности ребенка 6 лет. При разработке содержания, задач,
форм и методов в данном разделе программы учитывается близость детского
мировосприятия

к

мировосприятию

в

народном

творчестве.

по

самоактуализации детской души в процессе погружения в мир культуры и
искусства своего народа, по становлению личности ребенка на основе
национальной культуры, на традициях духовного формирования личности.
Для реализации ведущей цели программного содержания раздела «Искусство
и культура» необходимо опираться на следующие исходные положения: —
нравственная основа народной культуры и искусства; — детскость в народном
искусстве (то его свойство, которое придает ему неповторимую окраску
непосредственности и жизнерадостности, огромное душевное богатство,
душевную щедрость); — общность художественно-образного содержания всех
областей

народного

искусства

музыкально-хореографических,

как

совокупности

игровых,
19

устных,

драматических,

песенных,

прикладных,

изобразительных

форм

народного

творчества;

—

гуманитарная

ориентированность при ознакомлении с явлениями культуры, искусства.
Программное содержание курса отражено в следующих видах художественнотворческой деятельности детей 5—6 лет: — «Мы танцуем, поем, играем и
слушаем музыку своего народа»; — «Мы рисуем и лепим, создаем
художественные вещи, как народные мастера родной земли»; — «В мире
родной природы»; — «Детские праздники и народный календарь»; — «В мире
народной сказки. Театрализованные действа».
1.4 Планируемые результаты
«От слова к букве»
— правильно произносить все звуки;
— проводить классификацию звуков по их произношению;
— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— уметь ориентироваться на странице тетради.
«Математические ступеньки»
-знать

различие

между цифрой

и

однозначным числом;

названия

однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где
предметов

больше

(меньше),

определять

число

предметов

заданной

совокупности и устно обозначать результат числом;
-

знать

название

основных

геометрических

фигур

(треугольник,

прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей
действительности;
-

проводить

простейшие

логические

рассуждения

и

простейшие

мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и
различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам,
выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения
заданий.
20

«Зеленая тропинка»
- владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых
познавательных задач;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально
опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила
безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире
природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному
окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
«Чудеса творчества»
Научатся и получат возможность научиться
Эмоционально откликаться на явления окружающей жизни, видеть
красоту людей, их поступков. Творчески включаться в наблюдение примет
времен года. Проявлять интерес к творческим успехам товарищей.
Научатся различать и определять:
1. названия главных цветов;
2. элементарные правила смешения цветов;
3. значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами;
4. вертикальное, горизонтальное, диагональное направление.
Научатся:
1. Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;
2. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в
нужных направлениях;
3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное
положение, основной цвет предмета;
4. Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать,
ровно закрывать нужную поверхность;
5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм
растительного мира;
21

6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления,
действия;
7. Пользоваться простейшими приемами лепки;
8. Делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
2.Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график МБОУ СОШ № 4
на 2023-2024 учебный год
№ Основные характеристики
образовательного процесса
1 Количество учебных недель 34 недели
3 Количество часов в неделю
2
4 Количество часов
34 часа
5 Недель в 2 полугодии
17
6 Начало занятий
09.01.2024 г.
7 Каникулы
выход на занятия – 09.01.2023 г.;
весенние -20.03.2024 г. – 26.03.2024 г. (7 дней);
выход на занятия –27.03.2024 г.
летние – 01.06.2024 г. – 31.08.2024г.;

8
9

Выходные дни
Окончание учебного года

Суббота-воскресенье
31.05.2024 г.

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для обучающихся:
1. тетрадь в косую линейку-1, тетрадь в клетку-1;
2. ручка синяя-2, простой карандаш-1;
3. альбом для рисования -12 л.-1;
4. карандаши цветные-1 п.;
5. линейка деревянная -1;
6. цветная бумага-1 п., цветной картон -1 п.;
7. ножницы -1;
8. клеящий карандаш -1;
9. пластилин;

22

Для педагога:
- Компьютер, мультимедийный проектор
- Школьная и магнитная доски
- Иллюстрированный материал
- Раздаточный материал комплект тетрадей на печатной основе, в
соответствии с программой курса;
- Сюжетные герои
- Набор разрезных картинок
- Пособия для различных дидактических игр
- Счетные палочки
- Геометрические фигуры
Оборудование: ноутбук, проектор
Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог
первой категории Векшина Наталья Валерьевна.
Основные обязанности педагога:
- комплектует состав обучающихся и принимает меры по его сохранению
в течение срока обучения;
-

осуществляет

реализацию

дополнительной

образовательной

программы;
- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;
- обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;
- составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение;
ведет установленную документацию и отчетность;
- выявляет творческие способности обучающихся, способствует их
развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей;
- поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае,
23

принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
- проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных
занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
Методические материалы:
-учебно-методическая литература;
-инструкции по технике безопасности;
-видеоматериалы и презентации по художественно направлению
деятельности обучающихся;
-перечень
проводимые

массовых

по

мероприятий

направлению

(конкурсы,

детского

выставки

объединения

и

т.п.)

различными

учреждениями и организациями (муниципальными, региональными и т.д.).
Формы аттестации:
Основными

формами

проведения

аттестации

обучающихся

являются итоговые работы по курсам обучения.
В течении учебного года осуществляется несколько видов контроля:
-начальный контроль- в начале учебного года с целью определения
уровня умственных и творческих способностей.
-текущий контроль — в течении обучения, направлен на определение
степени усвоения обучающимися теоретического материала и практических
навыков, выявление заинтересованности и усердия в обучении посредством
педагогического наблюдения, самостоятельной работы обучающимся, бесед;
- итоговая аттестация, проводиться по окончании курса обучения
участие обучающегося.

24

3.Список литературы
1.

Федеральный

дошкольного

государственный

образования.

образовательный

Утвержден

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№1155.

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования. Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №
373.
3.

Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дедюшкина И.А. и др.

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М.
Просвещение, 2012.
4.

Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Развивающее

пособие для старших дошкольников. - М. «Баласс», 2012.
5.

Минкина Е.В., Семятина Е.А. Подготовительные занятия к школе:

рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. Волгоград, Учитель, 2011.
6.

М.В. Бойкин. Программа по подготовке к школе. Перспекива. М.:

Просвещение, 2021.
7.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
9.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

18.07.2022

№

государственный

569

«О

внесении

образовательный

изменений
стандарт

в

федеральный

начального

общего

образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
10.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
25

18.07.2022

№

568

государственный

«О

внесении

образовательный

изменений
стандарт

в

федеральный

основного

общего

образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
11.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

12.08.2022

№

732

государственный

«О

внесении

образовательный

изменений
стандарт

в

федеральный

среднего

общего

образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован
12.09.2022 № 70034.)
12.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О

направлении методических рекомендаций по проведению цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
13.

Примерная

рабочая

общеобразовательных
федерального

программа

организаций,

учебно-методического

по

одобренная
объединения

образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)

26

воспитанию

для

решением
по

общему

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».