Подписано цифровой Директор подписью: Директор МБОУ СОШ № 4 МБОУ СОШ № 4 Ситник Ситник Ольга Ольга Владимировна. Дата: 2022.08.24 Владимировна. 12:52:53 +05'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4" Согласовано Утверждено Педагогический совет МБОУ СОШ № 4 Протокол № 15 от 30.05.2022 приказом директора МБОУ СОШ №4 от 24.08.2022 № 94 ПОЛОЖЕНИЕ о профориентационной работе в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Покровское 2022 г. 1. Общее положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.1991 г., с изм. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). – (Гл. 2); Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.42 п.2; Распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 года № 366-р (ред. от 23 ноября 2017 года) «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий» Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 года № 51) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» 1.2. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. 1.3. Объектом профориентационной деятельности является процесс социально- профессионального самоопределения обучающихся. 1.4. Основные понятия: Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. Профориентация (в широком смысле слова) – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая обоснованный выбор профессии. Профориентация (в узком смысле слова) – целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Профессиональная ориентация в школе – это система учебновоспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Таблица 1 Сравнительная характеристика профессиональной ориентации и профессионального самоопределения Профессиональная ориентация Цели профориентационной работы: • поиск оптимального варианта профессионального выбора на основе модели «могу-хочу-надо» • содействие достижению баланса между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями общества, требованиями рынка труда; • прогнозирование профессиональной успешности человека в какой-либо трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение Цели – воспитание детей: • способных к самообразованию и саморазвитию, • нравственных, • самостоятельно мыслящих, • обладающих реалистичным уровнем притязаний, • настроенных на самореализацию в полезных видах деятельности Особенности: • Подросток – объект • Подросток – субъект профориентационной работы профессионального самоопределения • 9-11 класс • 1-11 класс • Количественные показатели • Качественные показатели • Главный вопрос – «кем быть?» • Главные вопросы – «каким быть?», • Типологический подход, «зачем быть?» технократический подход • Аксиологический подход, феноменологический подход Методы: • Навязанный выбор (вместо • Активизирующие методы, подростка), • методы диагностики, основанные на • рекомендательная стратегия, аксиологическом и феноменологическом • методы диагностики, основанные на подходах (развивающая диагностика), типологическом подходе (констатирующая • активизация внутренних мотивов диагностика), профессиональной деятельности • активизация внешних мотивов профессиональной деятельности 1.5. В школе профориентационная работа проводится заместителями директора по УВР и ПР, классными руководителями, школьным педагогомпсихологом, социальным педагогом, заведующей библиотекой, медицинскими работниками, учителями-предметниками. 1.6. Основные цели профориентационной работы в школе: активизация процесса профессионального самоопределения обучающ ихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, побуждение потребности в самосовершенствовании. 1.7. Основные задачи профориентационной работы в школе: - обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и образовательной деятельности в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; - организовать системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу; - формировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого обучающегося, с учетом потребности региона в кадрах; - привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества; - организовать профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формировать у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; - организовать дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; - обеспечить органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования; - использовать возможности психологической службы школы для организации и проведения профориентационной работы. 1.8. Основные методы профессиональной ориентации: - информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации); - различные педагогические методы. 2. Направления профориентационной работы 2.1. Основными направлениями профориентационной работы в школе являются: - Профессиональная информация. - Профессиональное воспитание. - Профессиональная консультация. 2.2. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. 2.3. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. 2.4. Профессиональное консультирование - изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. 3. Принципы профориентационной работы в школе 3.1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 3.2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в. зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3.3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями). 3.4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 3.5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах). 4. Реализация профориентационной работы в школе 4.1. Профориентационная работа реализуется через образовательную деятельность, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися, взаимодействие с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций) и включает в себя следующую структуру деятельности педагогического коллектива: 4.2. Координаторы деятельности – заместители директора школы по УВР и ПР, в функции которых входит организация профориентационной работы в школе: - поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся; - планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой школы; - анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы образовательной деятельности, направленной на самоопределение обучающихся); - проведение совещаний, заседаний педагогических советов с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; - организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; - контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, в области самоопределения обучающихся; - контроль деятельности классных руководителей, учителей-предметников, по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся; - контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки обучающихся; 4.3. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения обучающихся конкретного класса. В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников: - организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; - ведет психолого-педагогическое наблюдение склонностей, обучающихся: данные наблюдения, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); - помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственное портфолио; - организует посещение обучающимися Дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях; - организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия; - оказывает помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) по проблеме самоопределения; - организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами ВУЗов и обучающихся средних профессиональных учебных заведений; - проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 4.4. Учителя - предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях: - показывают обучающимся роль труда в жизни человека; - привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел; - организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения и предприятия; - вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской); - знакомят обучающихся с миром профессий; - способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; - проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся. 5. Организация профориентационной работы в школе 5.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с утвержденным директором школы планом. 5.2. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5.2.1. 1– 4 классы: Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности. 5.2.2. 5–8 классы: развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа «Я»; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 5.2.3. 9-10 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и предпрофильных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения. 5.2.4. Формы профориентационной работы должны быть определены в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (табл.2). Таблица 2 Эффективные формы профориентационного информирования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся Этап Возрастные особенности 1-4 классы Повышенная (пропедевтический чувствительность к этап) внешним воздействиям. Ведущая деятельность – учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит нагляднодейственный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Формы профориентационной работы 1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. 2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. 3. Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок костюмированные карнавалы профессий сочинения на тему «Пусть меня научат» игра «Чей это инструмент?» трудовые поручения какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов кто работает в нашей школе?(экскурсия) как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома экскурсия в школьные мастерские беседа: мое любимое занятие в свободное время 5-7 классы Формируется чувство (ориентировочный взрослости. этап) Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН 8-9 классы Период развития (поисковопрофессионального зондирующий этап) самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка 10-11 классы Период уточнения (становление социальнопрофессионального профессионального статуса. самосознания) Наиболее остро встают вопросы об определении собственной дальнейшей образовательной траектории вне школы, выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка, 1. Встречи с интересными людьми (профессионалами) 2. Экскурсии 3. Ролевые игры 4. Конкурсы 5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа Темы классных часов 1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии) 2. Всякий труд надо уважать элективные курсы, уроки технологии, работа школьного психолога информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства знакомство с правилами выбора профессии формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией -самообразование, -проф. пробы, -дискуссии, -круглые столы, -посещение ВУЗов и предприятий, -экскурсии понимание собственных потребностей, возможностей и стремлений, умение соотнести «Хочу-МогуНадо». 5.2.5.Критерии и показатели профессионального самоопределения Исходя из цели профессионального самоопределения – постепенно сформировать у обучающихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), большинство исследователей отмечают следующие критерии: Когнитивный 1. Значение своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. 3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимость профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 4. Знание предметной стороны профессиональной деятельности, общих и специальных профессионально важных качеств. Мотивационно-ценностный 1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка профессионально важных качеств. Деятельностно-практический 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию профессионально важных качеств. 5.2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Своевременность профессионального самоопределения профессионального выбора можно оценить с помощью Анкеты профессионального самоопределения и блока психодиагностических методик. Методики должны быть подобраны с учетом принципа «дублирования» или «перекрытия» тестов, когда результаты работы по одной методике и подтверждаются результатами другой методики. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Моя будущая профессия 2. Какое образование считаете необходимым и достаточным для этой профессии: 1) обучение на рабочем месте 2) краткосрочные курсы 3) среднее профессиональное образование (колледж, лицей) 4) высшее профессиональное образование (институт, университет) 5) обучение не требуется 3. Что вы знаете о своей будущей профессии? 1) предмет, содержание, условия труда 2) профессионально важные качества 3) где можно получить эту профессию 4) спрос на профессию на рынке труда 5) медицинские противопоказания 4. Выберите самые привлекательные для вас объекты труда: 1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники) 2. Информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования) 3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты) 4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины) 5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.) 6. Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.) 7. Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.) 8. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.) 5. Выберите самые привлекательные для вас цели труда: 1. Управление (руководство чьей-то деятельностью) 2. Обслуживание (оказание различных услуг) 3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности) 4. Производство и добыча (изготовление продукции и получение сырья) 5. Конструирование (проектирование деталей и объектов) 6. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) 7. Защита (охрана от болезней и враждебных действий) 8. Контроль и оценка (проверка и наблюдение) 6. Выберите самые привлекательные для вас средства труда 1. Ручные 2. Автоматические 3. Компьютерные 4. Мышление 5. Интуиция 6. Голос, мимика, жесты 7. Физические возможности организма (сила, выносливость, координация). 8. Органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). 7. Выберите самые привлекательные для вас условия труда 1. Обычное помещение (кабинет, класс, аудитория) 2. Помещение с большим числом людей (залы, спортивные сооружения, музеи, вокзалы и т.д.) 3. Разъезды и командировки 4. Открытый воздух 5. Экстремальные условия (в воздухе, под землей, под водой) 6. Работа на дому 7. Специально оборудованное помещение 8. Вахтовый метод или сезонная работа ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ Мои профессиональные интересы (Г.В. Резапкина) – Электронный ресурс / Режим доступа http://metodkabi.net.ru/index.php?id=int_5#ur Опросник профессиональных склонностей (Г.В. Резапкина) – Электронный ресурс Режим доступа http://metodkabi.net.ru/index.php?id=int_6#ur Методика «Определение профессионального типа личности» (модификация методики Холланда) – Электронный ресурс / Режим доступа http://metodkabi.net.ru/index.php?id=int_7#ur Методика «Профиль» (Г.В. Резапкина) – Электронный ресурс / Режим доступа http://metodkabi.net.ru/index.php?id=int_8#ur ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Каталог интернет-ресурсов о профориентации Атлас новых профессий (переход по ссылке: https://new.atlas100.ru/ ) Адрес веб-сайта Описание Сайт центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспрессwww.proforientator.ru профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов. На сайте представлено более 600 описаний, наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам. Кроме www.ucheba.ru/prof того, Учеба.ру – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах Москвы и России. Образование за рубежом, рейтинги учебных заведений и предложения от репетиторов. www.edu.ru «Российское образование». Сайт содержит ссылки на федеральные образовательные порталы, информацию о государственных образовательных стандартах, новости образовательных сайтов и сведения об основных мероприятиях в области образования. www.college.ru «Открытый колледж. Мир знаний». Образовательный портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В проект также входят сайты: www.mathematics.ru, www.physics.ru, www.chemistry.ru, www.biolog y.ru, www.geography.ru, www.english.ru. На данном сайте школьники могут самостоятельно изучать основные предметы школьной программы, решать задачи, общаться виртуально с преподавателями и проходить тесты по школьным предметам. Раздел профориентации на портале Работа России. На сайте можно ознакомиться с описанием работы: должностные функции и обязанности, требуемые навыки и качества, условия труда и возможные https://trudvsem.ru/pr противопоказания. Эта информация поможет определить, подходит ли oforientation профессия вам. Посмотреть небольшие видеоролики, чтобы визуализировать рабочие процессы и узнать всю специфику выбранных профессии. Пройти тест по профориентации и получить рекомендации по выбору профессии https://moeobrazovani Моё образование - портал для абитуриентов, на котором собраны самые e.ru разные материалы — подборки вузов, колледжей, статьи о выборе специальности, рейтинги профессий и учебных заведений. В разделе «Тесты» можно найти перечень профориентационных тестов на любой вкус — помимо стандартного теста на определение профессии. https://proektoria.onli Проектория- интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и ne/forum работы над проектными задачами. https://засобой.рф/ Zасобой-всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися. Время выбирать профессию-профориентационный сайт ФИРО. Для тех, кто хочет правильно выбрать профессию, и для взрослых – родителей, http://proftime.edu.ru педагогов, психологов, работодателей. Рекомендации для самодиагностики подростков и родителей. Материалы для подготовки к профориентационным мероприятиям. Всероссийский профориентационный проект «Билет в будущее», который https://bvbinfo.ru/fitti создан для ранней профессиональной ориентации учеников 6–11 классов ng и входит в федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».