РП_Шахматы_2 год обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «7» июня 2022 г. № 63

Образовательная программа
дополнительного образования детей
Физкультурно-спортивная направленность
«ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»
Второй год обучения
9 – 10 лет

Составитель:
Кузьминых Р.Н.
педагог дополнительного образования

с. Покровское
2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Шахматы - школе» является компилятивной, составлена
на основе следующей нормативно-правовой базы:
1. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
В курсе «Шахматы – школе» прямой целью является непосредственно
развитие образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не
соперническая форма проведения уроков, а задачная, насыщенная большим
количеством специально разработанных дидактических заданий, игр. В этом случае
ученик ученику не соперник, а помощник, что необычайно актуально в наши дни.
Программа разработана для обучающихся 3-4 класса (9-10 лет). Занятия проходят
один раз в неделю. Общее количество учебных часов – 68. Срок освоения- 2 года.
В курсе «Шахматы – школе» шахматы понимаются как инструмент обучения
и речь идет не об обучении всех детей класса игре в шахматы из начального
положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития мышления. В этом
случае процесс обучения является фоном, на котором развивается мышление.
Разумеется, в курсе «Шахматы – школе» кроме решения занимательных задач
широко представлена и игра. Но не как игра из начального положения с 32
фигурами, а как совокупность инновационных дидактических игр с ограниченным
количеством фигур, что доступно 100% детей.
Программы курса «Шахматы – школе» разработаны на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС

НОО)

отечественного

с

учетом

современных

образования.

концепций

Программы

отражают

и

стратегий

изменения

развития
парадигмы

современного образования. В результате:
1. Целью обучения становится формирование умения учиться;
2. При

организации

учебного

процесса

происходит

сближение

конструктивистского и деятельностного подходов;
3. Активность учащихся становится ключом к достижению целей обучения –
знание

выстраивается

самими

учащимися

в

процессе

познавательной

деятельности;
4. Процесс учения рассматривается как целостный акт сотворчества педагога и
учащихся;
5. Большое значение придается созданию условий для достижения успешности
всех учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности
учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности учащихся
становится их овладение универсальными учебными действиями;
6. Происходит переориентация на методы обучения, которые гарантируют
становление самостоятельной и творческой личности учащихся;
7. Не упускаются из виду проблемы здоровье сбережения;
8. Самое серьезное внимание уделяется обучение, в фокусе которого находится
решение задач;
9. Значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на развитие
внутреннего плана действий учащихся – их фундаментальной способности
действовать «в уме».
В нашем случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, а
процесс обучения основам шахмат выступает как средство для достижения цели.
Этот подход можно назвать «партнерским подходом», так как учащиеся вместе с
педагогом являются единой командой, «содержащимися» с нестандартными
занимательными задачами различной сложности. Этот путь и реализован в курсе
«Шахматы – школе».
Согласно распространенному мнению, шахматы представляют собой некий
симбиоз, триединство науки, искусства и спорта. В курсе «Шахматы – школе»
шахматы являются исключительно сплавом науки и искусства. При этом речь идет
не об игре в шахматы как таковой, где интеллектуальный потенциал детей
наращивается стихийно, а о применении в учебном процессе специально
разработанной здоровье сберегающей системы дидактических шахматных заданий и
игр, предназначенных для системного развития наглядно-образного и логического
мышления детей.
Средством для этого является использование шахматного материала. Фоном,
на котором протекает это развитие, является процесс обучения детей шахматным
основам. При таком подходе шахматы являются школьной дисциплиной,

представляющей собой четко структурированную здоровье сберегающую систему
спиралеобразно

усложняющихся

занимательных

развивающихся

заданий

и

дидактических игр, ориентированных на зону ближайшего развития детей.
В основе курса «Шахматы – школе», как и в основе ФГОС НОО, лежит
системно-деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент
сделан на специально организованную деятельность на уроках, использование
приема обыгрывание учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Процесс обучения шахматным азам в курсе «Шахматы-школе» выстроен так,
что он оптимально тренирует произвольность внимания и мышления с опорой на
постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди
развития, вести за собой. Ученикам постоянно приходится самостоятельно, с
интересом добывать знания, учится запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать,
делать умозаключения, ориентироваться на плоскости, выполнять анализ и синтез,
преодолевать эгоцентризм и в необходимых случаях синкретизм.
Все это мотивирует и развивает все категории учащихся, помогая не отстать в
психическом развитии детям, живущим в сельских регионах; открывает дорогу к
творчеству детям-инвалидам,

школьникам

с различными функциональными

отклонениями, учащимся некоммуникативного типа.
Курс максимально прост и доступен как преподаванию учителям начальных
классов, так и усвоению младшими школьниками. Большую роль при изучении
шахматного курса играет специально организованная задачно-игровая деятельность
на уроках. В программе приводится примерный перечень различных дидактических
игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала,
приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек,
которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.
Предлагается также перечень презентаций, видеоматериалов, список методической
литературы.
Используемая в курсе «Шахматы – школе» система дидактических заданий и
игр опирается на следующие дидактические принципы:
Принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России –
всенародная игра, имеющая уникальные традиции.
Принцип положительного эмоционального фона обучения – занимательным

характером заданий и отсутствием проигравших.
Принцип наглядности – использованием досок, фигур, иллюстрированных
учебных материалов.
Принцип доступности – тем, что для каждой возрастной группы детей
подбираются задания соответствующей сложности.
Принцип природосообразности – тем, что шахматы соответствуют ведущей
деятельности детей младшего возраста.
Принцип «от простого к сложному» – плавным усложнением заданий для
каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход.
Принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что
обучение ведется по спирали: после овладения возможностями первой фигуры на
заданиях пятого уровня знакомство с новой фигурой начинается с заданий первого
уровня.
Предложенная система подобна постепенно расширяющейся трехмерной
спирали-воронке. Это связано с тем, что, освоив задания с ладьей, а затем со второй
по сложности фигурой – слоном, ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась
бороться ладьей против слона и слоном против ладьи. После изучения
возможностей третьей фигуры (ферзя) возникает еще большая вариативность в
выборе взаимодействующих друг с другом фигур и так далее по мере расширения
спирали.
Принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения многократно
происходит возвращение к уже пройденному материалу на новом витке спирали и
функции уже изученных фигур изучаются в новых ситуациях. Подавляющее
большинство заданий разработано с соблюдением принципа единственности
решения. Прямая и косвенная задачи, которые решает курс «Шахматы – школе».
Практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса оказалось
возможным решить и главную задачу – обеспечить поэтапное развитие у учащихся
способности действовать « в уме» (значимую для системы образования) – и две
косвенные: привить детям интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы) и
создать

у

ребенка

добротную

элементную

базу,

основу

дальнейшего

совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в клубах,
секциях и детско-юношеских спортивных школах (значимую для системы спорта).

Содержание учебного предмета
Программа «Шахматы, второй год»
Программа «Шахматы, второй год» входит в состав учебно-методического
комплекта второго года обучения «Шахматы, второй год». Кроме нее в указанный
комплект входят:
1. учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или играем и выигрываем» в
двух частях;
2. пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу»;
3. рабочая тетрадь «Шахматы, второй год, или играем и выигрываем: Рабочая
тетрадь» (в двух частях);
4. тетрадь для проверочных работ «Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем: Тетрадь для проверочных работ»;
5. задачник «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения».
Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению
силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено
простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества.
Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей
ставить мат. Учебный курс второго года обучения включает в себя шесть тем:
«Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур»,
«Постановка мата одинокому королю», «Достижение мата без жертвы материала»,
«Шахматная комбинация». Программа второго года обучения разработана для
применения в вторых классах. Но она может быть использована на начальном этапе
обучения в третьих и иных классах, а также для организации шахматных занятий в
старших и подготовительных группах детских садов. Это

обеспечивается

применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой
возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ферзя
или коня шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем
детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается
прежней.

Тематика курса второго года обучения
1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. шахматной доски.
2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей,
шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания:
 «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики
должны назвать её (например: «Вертикаль “е”»). Так школьники называют
все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной
позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слюны? Ферзевые ладьи?» и т.п.
 «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети
выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).
 «Назови

диагональ».

А

здесь

определяется

диагональ

(например:

«Диагональ» е1 –а5).
 цвет. «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит
определить его
 «Кто быстрее». К доске вызывает два ученика, и педагог предлагает им
найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто
сделает это быстрее.
 «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам
угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания:
 «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая
фигура сильнее? На сколько очков?»
 «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и
просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур
так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
 «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске

учебные положения, в которых белые должны достичь материального
перевеса.
 «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство.
3. Постановка мата одинокому королю. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья
против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против
короля.
Дидактические игры и задания:
 «Шах или мат». Шах или мат черному королю?
 «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
 «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
 «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный
король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
 «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти
королем на угловое поле.
 «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного
короля останется наименьшее количество полей для отхода.
4. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два
хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры).
Защита от мата.
Дидактические игры и задания:
 «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают
мат в два хода.
 «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в
один ход.
5. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного
материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы
разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки,
освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные
комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации
для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, комбинации на пат).

Дидактические игры и задания:
 «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в
два хода.
 «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
 «Выигрыш

материала».

Надо

провести

простейшую

двухходовую

комбинацию и добиться материального перевеса.
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Название темы занятий
Повторение программного материала
Краткая история шахмат
Шахматная нотация
Ценность шахматных фигур
Постановка мата одинокому королю
Достижение мата без жертвы материала
Шахматная комбинация
Повторение программного материала
Всего

Количество часов
Всего Теория
Практика
2
1
1
1
1
0
2
1
1
4
2
2
4
2
2
3
1
2
15
8
7
3
1
2
34
17
17

Календарно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Название темы занятий
Повторение программного материала
Повторение программного материала
Краткая история шахмат
Шахматная нотация
Шахматная нотация
Ценность шахматных фигур
Ценность шахматных фигур
Ценность шахматных фигур
Ценность шахматных фигур
Постановка мата одинокому королю
Постановка мата одинокому королю
Постановка мата одинокому королю
Постановка мата одинокому королю
Достижение мата без жертвы материала
Достижение мата без жертвы материала
Достижение мата без жертвы материала
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация

Срок -план. Срок-факт.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Повторение программного материала
Повторение программного материала
Повторение программного материала

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета
«Шахматы – школе»
В учебно- методический комплект второго года обучения «Шахматы – школе,
второй год» входят следующие составляющие:
1. Программа «Шахматы, второй год».
2. Учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»,
первая часть.
3. Учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»,
вторая часть.
К учебно-методическим комплектам разработаны электронные учебные
пособия. Для проведения занятий также требуется:
1. Компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Акустические колонки.
4. Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами.
5. Шахматная доска с шахматными фигурами.
6. Магниты разного цвета.
7. Изготовленные из плотной бумаги, картона, ватмана или другого материала
шаблоны белых и черных полей, горизонталей, вертикалей, разной длины
диагоналей и центра.
Шахматные игрушки и игры, которые можно изготовить своими руками.
Шахматная

матрешка.

Шахматные

пирамидки.

Разрезные

шахматные

картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных
фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь,
вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и
черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.

Планируемые результаты изучения предмета
К концу второго года дети должны знать:
 термины: шахматная нотация, линейный мат, дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, связка, цугцванг, жертва материала (фигуры);
 обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
 ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
 сновные способы защиты шахматных фигур.
К концу второго года дети должны уметь:
 записывать отдельные шахматные ходы и шахматную партию с помощью
шахматной нотации;
 решать простейшие задачи, связанные с выигрышем фигуры;
 решать простейшие задачи, связанные с защитой фигуры;
 решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата одинокому
королю двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей;
 решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата в дебюте,
миттельшпиле и эндшпиле;
 проводить элементарные комбинации на мат в два хода;
 решать простейшие задачи, не передвигая шахматные фигуры на шахматной
доске;
 смотреть на элементарные шахматные позиции глазами противника.

Список литературы
1. Сухин И. Г. Шахматы – школе: Рабочие программы 1 – 4 годы обучения;
учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2018. – 144 с.
2. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для
начальной школы, второй год обучения. В 2 ч. Ч. 1. 6-е изд. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2017. – 84 с.
3. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем ивыигрываем: Учебник для
начальной школы, второй год обучения. В 2 ч. Ч. 2. 6-е изд. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2017. – 80 с.
4. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2017. – 104 с.
5. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая
тетрадь: Ч. 1. – 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
6. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая
тетрадь: Ч. 2. – 7 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
7. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем ивыигрываем: Тетрадь для
проверочных работ. 5 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
8. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».