РП_Шахматы_1 год обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «7» июня 2022 г. № 63

Образовательная программа
дополнительного образования детей
Физкультурно-спортивная направленность
«ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»
Первый год обучения
7 – 8 лет

Составитель:
Кузьминых Р.Н.
педагог дополнительного образования

с. Покровское
2022 г.

Пояснительная записка
1. Рабочая программа «Шахматы – школе» является компилятивной, составлена
на основе следующей нормативно-правовой базы: ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в РФ»; Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Направленность - физкультурно-спортивная.
В курсе «Шахматы – школе» прямой целью является непосредственно
развитие образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не
соперническая форма проведения уроков, а задачная, насыщенная большим
количеством специально разработанных дидактических заданий, игр. В этом случае
ученик ученику не соперник, а помощник, что необычайно актуально в наши дни.
Программа разработана для обучающихся 1-2 класса (7-8 лет). Занятия проходят
один раз в неделю. Общее количество учебных часов – 68. Срок освоения- 2 года.
В курсе «Шахматы – школе» шахматы понимаются как инструмент обучения
и речь идет не об обучении всех детей класса игре в шахматы из начального
положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития мышления. В этом
случае процесс обучения является фоном, на котором развивается мышление.
Разумеется, в курсе «Шахматы – школе» кроме решения занимательных задач
широко представлена и игра. Но не как игра из начального положения с 32
фигурами, а как совокупность инновационных дидактических игр с ограниченным
количеством фигур, что доступно 100% детей.
Программы курса «Шахматы – школе» разработаны на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС

НОО)

отечественного

с

учетом

образования.

современных
Программы

концепций
отражают

и

стратегий

изменения

развития
парадигмы

современного образования. В результате:
1) Целью обучения становится формирование умения учиться;
2) При

организации

учебного

процесса

происходит

сближение

конструктивистского и деятельностного подходов;
3) Активность учащихся становится ключом к достижению целей обучения –

знание выстраивается самими учащимися в процессе познавательной
деятельности;
4) Процесс учения рассматривается как целостный акт сотворчества педагога и
учащихся;
5) Большое значение придается созданию условий для достижения успешности
всех учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности
учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности
учащихся становится их овладение универсальными учебными действиями;
6) Происходит переориентация на методы обучения, которые гарантируют
становление самостоятельной и творческой личности учащихся;
7) Не упускаются из виду проблемы здоровье сбережения;
8) Самое серьезное внимание уделяется обучение, в фокусе которого находится
решение задач;
9) Значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на развитие
внутреннего плана действий учащихся – их фундаментальной способности
действовать «в уме».
В основе курса «Шахматы – школе», как и в основе ФГОС НОО, лежит
системно-деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент сделан
на специально организованную деятельность на уроках, использование приема
обыгрывание учебных заданий, создания игровых ситуаций. Процесс обучения
шахматным азам в курсе «Шахматы-школе» выстроен так, что он оптимально
тренирует

произвольность

внимания

и мышления с опорой на постулат

Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития,
вести за собой. Ученикам постоянно приходится самостоятельно, с интересом
добывать знания, учится запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать
умозаключения, ориентироваться на плоскости, выполнять анализ и синтез,
преодолевать эгоцентризм и в необходимых случаях синкретизм. Все это
мотивирует и развивает все категории учащихся, помогая не отстать в психическом
развитии детям, живущим в сельских регионах; открывает дорогу к творчеству
детям-инвалидам, школьникам с различными функциональными отклонениями,
учащимся некоммуникативного типа. Курс максимально прост и доступен как

преподаванию

учителям

начальных

классов,

так

и

усвоению

младшими

школьниками.
Большую

роль

при

изучении

шахматного

курса

играет специально

организованная задачно-игровая деятельность на уроках. В программе приводится
примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант
примерного

распределения

программного

материала,

приводится

перечень

шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно
использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также
перечень презентаций, видеоматериалов, список методической литературы.
Используемая в курсе «Шахматы – школе» система дидактических заданий и
игр

опирается

на

следующие

дидактические

принципы.

Принцип

культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России – всенародная
игра, имеющая уникальные традиции. Принцип положительного эмоционального
фона обучения – занимательным характером заданий и отсутствием проигравших.
Принцип наглядности – использованием досок, фигур, иллюстрированных учебных
материалов. Принцип доступности – тем, что для каждой возрастной группы детей
подбираются задания соответствующей сложности. Принцип природосообразности
– тем, что шахматы соответствуют ведущей деятельности детей младшего возраста.
Принцип «от простого к сложному» - плавным усложнением заданий для каждой
фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход. Принцип систематичности
и последовательности обеспечивается тем, что обучение ведется по спирали: после
овладения возможностями первой фигуры на заданиях пятого уровня знакомство с
новой фигурой начинается с заданий первого уровня. Предложенная система
подобна постепенно расширяющейся трехмерной спирали-воронке. Это связано с
тем, что, освоив задания с ладьей, а затем со второй по сложности фигурой – слоном,
ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась бороться ладьей против слона и
слоном против ладьи. После изучения возможностей третьей фигуры (ферзя)
возникает еще большая вариативность в выборе взаимодействующих друг с другом
фигур и так далее по мере расширения спирали. Принцип прочности гарантируется
тем, что в процессе обучения многократно происходит возвращение к уже
пройденному материалу на новом витке спирали и функции уже изученных фигур,

изучаются в новых ситуациях. Подавляющее большинство заданий разработано с
соблюдением принципа единственности решения.
Прямая и косвенная задачи, которые решает курс «Шахматы – школе».
Практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса оказалось
возможным решить и главную задачу – обеспечить поэтапное развитие у учащихся
способности действовать «в уме» (значимую для системы образования) – и две
косвенные: привить детям интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы) и
создать

у

ребенка

добротную

элементную

базу,

основу

дальнейшего

совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в клубах,
секциях и детско-юношеских спортивных школах (значимую для системы спорта).
Содержание учебного предмета.
Программа «Шахматы, первый год» входит в состав учебно-методического
комплекта первого года обучения «Шахматы, первый год». Кроме нее в указанный
комплект входят:
 учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны» в двух частях;
 пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»;
 рабочая тетрадь «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь» (в двух частях);
 тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там клетки
черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ»;
 задачник «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения».
Учебный курс первого года обучения включает в себя шесть тем. На каждом
из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной
проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном
изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В
программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами
оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к
примеру, сильнее слона или коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа первого года обучения разработана для применения в первых

классах. Но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых и
иных классах, а также для организации шахматных занятий в старших и
подготовительных группах детских садов. Это обеспечивается применением на
занятиях доступных зданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К
примеру, при изучении игровых возможностей ферзя или коня шестилетним детям
предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом
последовательность изложения материала остается прежней.
Тематика курса первого года обучения.
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания:
 «Горизонталь».

Двое

играющих

по

очереди

заполняют

одну из

горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и
т.п.);
 «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски;
 «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски;
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания:
 «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана;
 «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура;
 «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети
по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая
выбирается заранее, вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет»;
 «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана;

 «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой);
 «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и отставляют её в сторону. Задача: поставить все
фигуры по высоте;
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит
свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания:
 «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры
и постепенно расставляют начальную позицию;
 «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении;
 «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятия фигур (основная тема учебного курса первого года обучения).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания:
 «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и
др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего
фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника;
 «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,

расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными);
 «Лабиринт».

Белая

фигура

должна

достичь

определенной

клетки

шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их;
 «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур;
 «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур;
 «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски;
 «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся
под ударом фигуры противника;
 «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя;
 «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем;
 «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры;
 «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру;
 «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем;
 «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур;
 «Ограничение

подвижности».

Это

разновидность

«игры

на

уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие
на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т.п., где
присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в
доступном для детей 67 лет виде те или иные ситуации, которыми сталкиваются
шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются
занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и
логического мышления.
5. Цель шахматной игры. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и её правила.
Дидактические игры и задания:
 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить, стоит ли король под шахом или нет;
 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю;
 «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю;
 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха;
 «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить, дан ли мат черному королю;
 «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах;
 «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления
о том, как начинать партию.
Дидактические игры и задания:
 «Два хода». Для того, чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами.

Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название темы занятий
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения
Повторение программного материала
Всего

Количество
часов
Всего Теория Практика
3
2
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
16
8
8
7
3
4
3
1
2
3
1
2
34
16
18

Календарно-тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Название темы занятий
Шахматная доска
Шахматная доска
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальное положение
Ладья
Ладья
Слон
Слон
Слон против ладьи
Ферзь
Ферзь
Ферзь против ладьи и слона
Конь
Конь
Конь против ферзя, ладьи и слона
Пешка
Пешка
Пешка против ферзя, ладьи, коня и слона
Король
Король против других фигур
Шах
Шах
Мат
Мат
Мат
Ничья, пат
Рокировка
Шахматная партия
Шахматная партия
Шахматная партия
Повторение программного материала
Повторение программного материала
Повторение программного материала

Срок
план.

Срок
факт.

Планируемые результаты изучения предмета
К концу первого года дети должны знать:
 термины, относящиеся к шахматной доске: поле, белое поле, черное поле,
«битое» поле, горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль (вертикальная
линия), диагональ, белая диагональ, черная диагональ, большая диагональ,
большая белая диагональ, большая черная диагональ, центр, диаграмма;
 термины, относящиеся к игрокам-шахматистам и результату шахматной
партии: противники (соперники, партнеры); выигрыш (победа); проигрыш
(поражение), ничья;
 термины, относящиеся к шахматным фигурам: ладья, слон, белопольный
слон, чернопольный слон, разноцветные слоны, одноцветные слоны, ферзь,
конь, пешка, коневая пешка, слоновая пешка, королевская пешка, король,
начальное положение (начальная позиция), шахматная партия, белые,
черные, ход, невозможный ход, взятие, взятие на проходе, нападение, под
боем (под ударом), легкая фигура, тяжелая фигура, качество, двойной удар,
рокировка, короткая рокировка, длинная рокировка, шах, открытый шах,
двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат;
 правила хода и взятия каждой фигуры, способы защиты от шаха, цель
шахматной партии, правила поведения за шахматной доской.
К концу первого года дети должны уметь:
 различать горизонтали, вертикали, диагонали;
 верно располагать шахматную доску между противниками;
 правильно расставлять начальное положение (начальную позицию);
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения шахматных правил;
 производить взятие;
 рокировать;
 объявлять шах;
 находить защиту от шаха;
 ставить мат;

 отличать пат от мата;
 решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
В учебно- методический комплект первого года обучения «Шахматы – школе,
первый год» входят следующие составляющие:
1. Программа «Шахматы, первый год».
2. Учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны», первая часть.
3. Учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны», вторая часть.
К учебно-методическим комплектам разработаны электронные учебные
пособия.
Для проведения занятий также требуется:
1. компьютер;
2. мультимедиапроектор;
3. акустические колонки;
4. демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами;
5. шахматная доска с шахматными фигурами;
6. магниты разного цвета;
7. изготовленные из плотной бумаги, картона, ватмана или другого материала
шаблоны белых и черных полей, горизонталей, вертикалей, разной длины
диагоналей и центра;
8. шахматные игрушки и игры, которые можно изготовить своими руками;
9. шахматная

матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные

картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками
шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать
горизонталь, вертикаль, диагональ);
10. набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей,
а также фигур, расположенных на белых и черных полях.

Список литературы
1.

Сухин И. Г. Шахматы – школе: Рабочие программы 1 – 4 годы
обучения; учебное пособие для общеобразовательных организаций. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 144 с.

2.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год
обучения. В 2 ч. Ч. 1. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение,
2018. – 80 с.

3.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны, Учебник для начальной школы, первый год
обучения. В 2 ч. Ч. 2. 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение,
2018. – 80 с.

4.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2018. – 120 с.

5.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Ч. 1. - 7 изд. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2018. – 32 с.

6.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Ч. 2. – 7 изд. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2018. – 32 с.

7.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. 5 изд. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.

8.

ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».