Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «7» июня 2022 г. №63 Образовательная программа дополнительного образования детей Физкультурно-спортивная направленность «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» 7 – 14 лет Составитель: Кузьминых Р.Н. педагог дополнительного образования с. Покровское 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа «Шахматы - школе» является компилятивной, составлена на основе следующей нормативно-правовой базы: 1. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). В курсе «Шахматы – школе» прямой целью является непосредственно развитие образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не соперническая форма проведения уроков, а задачная, насыщенная большим количеством специально разработанных дидактических заданий. В этом случае ученик ученику не соперник, а помощник, что необычайно актуально в наши дни. Программа разработана для обучающихся 1-8 класса (7-14 лет). Занятия проходят один раз в неделю. Общее количество учебных часов – 34. Срок освоения- 1 год. В курсе «Шахматы – школе» шахматы понимаются как инструмент обучения и речь идет не об обучении всех детей класса игре в шахматы из начального положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития мышления. Однако, в этой программе плюсом преподносятся углублённые знания шахматной игры, её стратегии и тактики для детей, имеющих склонность и природную одарённость к игре в шахматы. Программы курса «Шахматы – школе» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с учетом современных концепций и стратегий развития отечественного образования. Программы отражают изменения парадигмы современного образования. В результате: 1. Целью обучения становится формирование умения учиться; 2. При организации учебного процесса происходит сближение конструктивистского и деятельностного подходов; 3. Активность учащихся становится ключом к достижению целей обучения – знание выстраивается самими учащимися в процессе познавательной деятельности; 4. Процесс учения рассматривается как целостный акт сотворчества педагога и учащихся; 5. Большое значение придается созданию условий для достижения успешности всех учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности учащихся, а не только самых лучших, при этом основной успешности учащихся становится их овладение универсальными учебными действиями; 6. Происходит переориентация на методы обучения, которые гарантируют становление самостоятельной и творческой личности учащихся; 7. Не упускаются из виду проблемы здоровье сбережения; 8. Самое серьезное внимание уделяется обучению, в фокусе которого находится решение задач; 9. Значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на развитие внутреннего плана действий учащихся – их фундаментальной способности действовать «в уме». В нашем случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, а процесс обучения основам шахмат выступает как средство для достижения цели. Этот подход можно назвать «партнерским подходом», так как учащиеся вместе с педагогом являются единой командой, «содержащимися» с нестандартными занимательными задачами различной сложности. Этот путь и реализован в курсе «Шахматы – школе». Согласно распространенному мнению, шахматы представляют собой некий симбиоз, триединство науки, искусства и спорта. В курсе «Шахматы – школе» шахматы являются исключительно сплавом науки и искусства. При этом речь идет не об игре в шахматы как таковой, где интеллектуальный потенциал детей наращивается стихийно, а о применении в учебном процессе специально разработанной здоровье сберегающей системы дидактических шахматных заданий и игр, предназначенных для системного развития наглядно-образного и логического мышления детей. Средством для этого является использование шахматного материала. Фоном, на котором протекает это развитие, является процесс обучения детей шахматным основам. При таком подходе шахматы являются школьной дисциплиной, представляющей собой четко структурированную здоровье сберегающую систему спиралеобразно усложняющихся занимательных развивающихся заданий и дидактических игр, ориентированных на зону ближайшего развития детей. В основе курса «Шахматы – школе», как и в основе ФГОС НОО, лежит системно-деятельностный подход. При изучении шахматного курса акцент сделан на специально организованную деятельность на уроках, использование приема обыгрывание учебных заданий, создания игровых ситуаций. Процесс обучения шахматным азам в курсе «Шахматы-школе» выстроен так, что он оптимально тренирует произвольность внимания и мышления с опорой на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести за собой. Ученикам постоянно приходится самостоятельно, с интересом добывать знания, учится запоминать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, ориентироваться на плоскости, выполнять анализ и синтез, преодолевать эгоцентризм и в необходимых случаях синкретизм. Все это мотивирует и развивает все категории учащихся, помогая не отстать в психическом развитии детям, живущим в сельских регионах; открывает дорогу к творчеству детям-инвалидам, школьникам с различными функциональными отклонениями, учащимся некоммуникативного типа. Курс максимально прост и доступен как преподаванию учителям начальных классов, так и усвоению младшими школьниками. Большую роль при изучении шахматного курса играет специально организованная задачно-игровая деятельность на уроках. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала. Предлагается также перечень презентаций, видеоматериалов, список методической литературы. Используемая в курсе «Шахматы – школе» система дидактических заданий и игр опирается на следующие дидактические принципы: Принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России – всенародная игра, имеющая уникальные традиции. Принцип положительного эмоционального фона обучения – занимательным характером заданий и отсутствием проигравших. Принцип наглядности – использованием досок, фигур, иллюстрированных учебных материалов. Принцип доступности – тем, что для каждой возрастной группы детей подбираются задания соответствующей сложности. Принцип природосообразности – тем, что шахматы соответствуют ведущей деятельности детей младшего возраста. Принцип «от простого к сложному» – плавным усложнением заданий для каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход. Принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что обучение ведется по спирали: после овладения возможностями первой фигуры на заданиях пятого уровня знакомство с новой фигурой начинается с заданий первого уровня. Предложенная система подобна постепенно расширяющейся трехмерной спирали-воронке. Это связано с тем, что, освоив задания с ладьей, а затем со второй по сложности фигурой – слоном, ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась бороться ладьей против слона и слоном против ладьи. После изучения возможностей третьей фигуры (ферзя) возникает еще большая вариативность в выборе взаимодействующих друг с другом фигур и так далее по мере расширения спирали. Принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения многократно происходит возвращение к уже пройденному материалу на новом витке спирали и функции уже изученных фигур изучаются в новых ситуациях. Подавляющее большинство заданий разработано с соблюдением принципа единственности решения. Прямая и косвенная задачи, которые решает курс «Шахматы – школе». Практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса оказалось возможным решить и главную задачу – обеспечить поэтапное развитие у учащихся способности действовать « в уме» (значимую для системы образования) – и две косвенные: привить детям интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы) и создать у ребенка добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в клубах, секциях и детско-юношеских спортивных школах (значимую для системы спорта). Содержание учебного предмета Программа «Шахматы, третий-четвертый годы» Программа «Шахматы, третий - четвертый годы» входит в состав учебнометодического комплекта третьего – четвертого года обучения «Шахматы, третийчетвертый годы». Кроме нее в указанный комплект входят: 1. учебник для учащихся «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры» в двух частях; 2. пособие для учителя «Шахматы, третий-четвертый годы, или Учусь и учу»; 3. рабочая тетрадь «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь» (в двух частях); 4. тетрадь для проверочных работ «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ»; 5. задачник «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Третий-четвертый годы обучения». На основе ранее приобретенных знаний и умений учащиеся углубляют представления о всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отобран не только доступный, но и максимально ориентированный на зону ближайшего развития учащихся материал. Данный учебный курс включает в себя четыре большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля», «Основы эндшпиля» и «Тактика и стратегия шахматной игры». 6. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. «Детский» мат и защита от него. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания: «Мат в один ход», «Поставь мат в один ход не рокировавшемуся королю», «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в один ход. «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (как правило, в данном разделе, в отличие от второго года обучения, таких ходов несколько). «Выведи фигуру». Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в два хода. «Выигрыш материала», Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?» Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра. «Можно ли сделать рокировку?» Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. «В какую сторону можно рокировать?» В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. «Чем бить черную фигуру?» Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. 7. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Комбинации на мат в три хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания: «Выигрыш материала». Надо провести типичный тактический прием либо комбинацию и остаться с лишним материалом. «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. «Сделай ничью». Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей. 8. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Постановка мата двумя слонами (простые случаи). Постановка мата слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания: «Мат в два хода». Белые начинают и дают черным мат в два хода. «Мат в три хода». Белые начинают и дают черным мат в три хода. «Выигрыш фигуры», Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру. «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. «Проведи пешку в ферзи». Тут требуется провести пешку в ферзи. «Выигрыш или ничья?» Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. «Куда отступить королем?» Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. «Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей. 4. Тактика и стратегия шахматной игры. Оценка позиции и построение плана игры в шахматной партии; основные элементы, используемые для оценки позиции. - Открытые и полуоткрытые линии, опорные пункты. - Использование позиционных характеристик в шахматной партии. Тематика курса Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 Название темы занятий Основы дебюта Основы миттельшпиля Основы эндшпиля Тактика и стратегия шахматной игры Повторение программного материала Всего Количество часов Всего Теория Практика 10 8 2 8 6 2 8 6 2 4 2 2 4 2 2 34 24 10 Календарно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Название темы занятий Основы дебюта: трехходовые партии Основы дебюта: детский мат Основы дебюта: защита от детского мата Основы дебюта: мат в дебюте Основы дебюта: мат в один ход Основы дебюта: безопасность короля Основы дебюта: рокировка Основы дебюта: связка Основы дебюта: успешное развязывание Основы дебюта: королевский гамбит Основы миттельшпиля: выигрыш фигуры Основы миттельшпиля: двойной удар Основы миттельшпиля: двойной шах Основы миттельшпиля: комбинация Основы миттельшпиля: матовая комбинация Основы миттельшпиля: мат в три хода Основы миттельшпиля: вечный шах Основы миттельшпиля: «бессмертная партия» Основы эндшпиля: король и ферзь против короля Основы эндшпиля: король и пешка против короля Основы эндшпиля: проведи пешку в ферзи Основы эндшпиля: мат двумя слонами Основы эндшпиля: мат слоном и конем Основы эндшпиля: удивительные положения Основы эндшпиля: король против слона и пешки Основы эндшпиля: король против коня и пешки Тактика и стратегия: Оценка позиции и построение плана игры Тактика и стратегия: Открытые и полуоткрытые линии Срок -план. Срок-факт. 29 30 31 32 33 34 Тактика и стратегия: Опорные пункты Тактика и стратегия: Использование позиционных характеристик Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Шахматы – школе» В учебно- методический комплект третьего-четвертого года обучения «Шахматы – школе, третий-четвертый годы» входят следующие составляющие: 9. Программа «Шахматы, третий- четвертый годы». Учебник для учащихся «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры», первая часть. Учебник для учащихся «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры», вторая часть. Пособие для учителя «Шахматы, третий-четвертый годы, или Учусь и учу». Рабочая тетрадь «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь», первая часть. Рабочая тетрадь «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь», вторая часть. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, третий-четвертый годы, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ». Задачник «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Третий-четвертый годы обучения». К учебно-методическим комплектам разработаны электронные учебные пособия. Для проведения занятий также требуется: 10. компьютер; мультимедиапроектор; акустические колонки; демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами; шахматная доска с шахматными фигурами; магниты разного цвета; изготовленные из плотной бумаги, картона, ватмана или другого материала шаблоны белых и черных полей, горизонталей, вертикалей, разной длины диагоналей и центра; Шахматные игрушки и игры, которые можно изготовить своими руками. Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Планируемые результаты изучения предмета К концу третьего учебного года дети должны знать: • термины: развитие фигуры (в дебюте), темп, гамбит, сдвоенная пешка; • принципы игры в дебюте; • основные тактические приемы: шах, открытый шах, двойной шах, связка, двойной удар, открытое нападение, ограничение подвижности. К концу третьего учебного года дети должны уметь: 1. ставить детский мат и находить защиту от детского мата; 2. ставить (объявлять) шах, открытый шах, двойной шах; 3. осуществлять нападение, открытое нападение, связку, двойной удар, размен, контрнападение, ограничение подвижности; 4. находить защитительные ходы в простейших ситуациях; 5. выбирать безопасные поля для короля; 6. грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; 7. находить несложные тактические удары; 8. решать несложные задачи, связанные с выигрышем фигуры; 9. решать несложные задачи, связанные с защитой короля; 10. решать не очень сложные задачи, связанные с постановкой мата в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; 11. проводить несложные комбинации; 12. решать не очень сложные задачи, не передвигая шахматные фигуры по шахматной доске; 13. смотреть на шахматные позиции глазами противника – находить за противника единственный или лучший ход в ответ на свой лучший ход. К концу четвертого учебного года дети должны знать: • термины: оппозиция, ключевые поля. К концу четвертого учебного года дети должны уметь: • решать средней сложности задачи, связанные с выигрышем фигуры; • решать средней сложности задачи, связанные с защитой короля; • решать средней сложности задачи, связанные с постановкой мата в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; • решать средней сложности задачи, не передвигая шахматные фигуры по шахматной доске; • проводить не очень сложные комбинации на мат в три хода; • смотреть на шахматные позиции глазами противника - учитывать его лучшие ответы на свои ходы; • точно разыгрывать несложные шахматные окончания. Список литературы 1. Сухин И. Г. Шахматы – школе: Рабочие программы 1 – 4 годы обучения; учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 144 с. 2. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Ч. 1. - Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с. 3. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Ч. 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с. 4. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 224 с. 5. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Ч. 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 6. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Ч. 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. 7. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ. 4 изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 32 с. 8. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».