Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «7» июня 2022 г. № 63 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОР» Направленность программы – художественная, Возраст детей – 7-14 лет Срок реализации программы – 3 года Составитель программы: Малых Кристина Сергеевна, педагог дополнительного образования высшая категория Артемовский 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В наше время остро стоит проблема развития духовной культуры общества, мировых и национальных традиций, общечеловеческой памяти. Культура народа и человечества открывает уровень духовности личности. Музыка – одно из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования её развития. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыкально-хоровое образование наиболее доступное для всех обучающихся, так как влияет на развитие познавательной активности, способствует воспитанию нравственности, национального самосознания, делает богаче духовный мир, влияет на психику, оказывает влияние на здоровье человека. Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Оно развивает художественный вкус детей, расширяет их общий эстетический кругозор, способствует повышению культурного уровня обучающихся. Уроки хорового пения являются средством приобретения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания. Они направлены на развитие индивидуальных способностей учащихся. Программа «Хоровое пение» рассчитана на возраст обучающихся 7 - 14 лет. Срок реализации программы составляет 3 года. Форма проведения учебных аудиторных занятий в музыкально-хоровых классах музыкального отделения школы строится по принципу групповых занятий, а также объединенных, коллективных (коллективное музицирование - сводный хор): учащиеся 1-2;3-4 классов составляют группу младшего хора, учащиеся 5 классов группу среднего хора, учащиеся 6-8 классов – группу старшего хора. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка. Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность учащимся с самыми различными музыкальными данными приобщиться к музыкальной культуре и овладеть различными вокальнохоровыми навыками. Занятия по предмету «Хоровое пение» в школе проводятся в объеме, определенном действующим учебным планом: «хоровое пение» - 3 часа (по 45 минут) в неделю. На уроках хорового пения учащиеся приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, творчества. Цель учебной программы «Хоровое пение» - формирование и развитие у детей вокальных навыков, развитие интеллектуального и творческого потенциала, эмоциональной и нравственной сферы, расширение кругозора, воспитание общей культуры личности в процессе общения с высокохудожественными образцами русской и зарубежной классики, современной популярной детской музыки, и в конечном итоге, формирование гармонично развитой личности ребёнка, создания благоприятных условий для получения дополнительного образования художественной направленности, успешной адаптации в обществе и способствует решению следующих задач: обучающие: приобретение знаний о певческом голосообразовании; формирование и совершенствование вокально-технических, художественных, певческих навыков; формирование представления учащихся о стилях, средствах музыкальной выразительности, построении драматургии песни; развивающие: развитие исполнительских навыков; развитие музыкально - эстетического вкуса; формирование и развитие творческих способностей учащихся; выявление одарённых (талантливых) и мотивированных детей, содействие их дальнейшему совершенствованию; воспитательные: формирование новых социальных ценностей, связей, жизненных ориентиров; создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся; создание условий, способствующих расширению спектра видов деятельности для удовлетворения потребностей и интересов детей; формирование у ребёнка социальной компетентности, готовности к общественной деятельности; Принципы деятельности при реализации программы: соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся; комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика; единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка; художественная ценность исполняемых произведений; создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла; доступность используемого музыкального материала: а) по содержанию, б) по голосовым возможностям, в) по техническим навыкам; разнообразие: а) по стилю, б) по содержанию, в) темпу, нюансировке, г) по сложности. При разработке данной программы мы опирались на такие технологии как: личностно-ориентированное обучение, технология творческого саморазвития, игровые технологии (в младших классах), технология сотрудничества, технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, социализации личности. Данные технологии дают возможность программе «Хоровое пение» быть адаптированной к разнообразию интересов и запросов детей и родителей (законных представителей), быть открытой и гибкой для коррекции на всех этапах ее реализации Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); - наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия); - прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов. - применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Данные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее продуктивными для реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровое пение» Для реализации программы должны быть созданы следующие материальнотехнические условия, которые включают в себя: - учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием и звукотехническим оборудованием - учебная аудитория должна иметь звукоизоляцию. Планируемые результаты освоения программы: Предметные результаты: - развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; - представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; - использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности; - готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; - участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др. Метапредметные результаты: - наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Личностные результаты: - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач. - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историкокультурным традициям других народов. Требования к уровню подготовки обучающихся. Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровое пение», являются следующие знания, умения, навыки: • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству; • знание начальных основ хорового искусства, художественноисполнительских возможностей хорового коллектива; • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; • навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; • наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива; • знание устройства и принципов работы голосового аппарата; • обладание диапазоном в рамках принятой классификации; • владение всеми видами вокально-хорового дыхания; • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях; • слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения; • знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений; Основные показатели эффективности реализации данной программы: • высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству; • профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования; • творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно массовых мероприятиях. Формы и методы контроля, система оценок. В программе обучения используются два основных метода контроля успеваемости - формирующий и констатирующий. Формы формирующего контроля: - оценка за работу в классе; Формы констатирующего контроля: - контрольная проверка знаний хоровых партий; - контрольное исполнение в конце каждой четверти; - оценка выступлений на публичных концертах. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. Критерии констатирующего контроля ЗУН. Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») Критерии оценивания выступления регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на регулярное посещение хора, отсутствие всех хоровых коллектива пропусков безконцертах уважительных причин, активная 3 («удовлетворительно») работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная участие в нерегулярное неточность), посещение хора, пропуски концертах хора без уважительных причин, пассивная работа в 2 («неудовлетворительно») классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном концертезанятий хора в случае пропускиотчетном хоровых без пересдачи партий; уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям. Основные принципы подбора репертуара: 1. Художественная ценность произведения. 2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей. 3. Решение учебных задач. 4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров). 5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно эмоционального смысла. 6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам. 7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности. В программу включены: произведения русских композиторов, русские народные песни, песни других народов, образцы музыки русской православной церкви как части отечественной православной культуры. Культурологический подход в трактовке духовной музыки позволяет соединить в сознании обучающихся различные пласты русской музыки: фольклор, церковная музыка, произведения отечественных композиторов. Широко представлены в репертуаре данной программы произведения зарубежных классиков, а также современная музыка. В течение учебного года необходимо планировать ряд творческих показов и выступлений (открытые уроки, репетиции для родителей и педагогов, концерты, участие в конкурсах и фестивалях разного уровня проведения). Работа с родителями. Основные направления взаимодействия с родителями: 1. Изучение запросов и потребностей родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития детей, содержания работы и формы организации). 2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Формы работы: 1. Общение, дискуссии. 2.Совместная деятельность родителей и детей. 3. Проведение совместного досуга. 4. Педагогическая пропаганда. 5. Пропаганда здорового образа жизни. 6. Содействие в участии обучающихся в конкурсных мероприятиях. Данная образовательная программа реализуется в тесном контакте с родителями обучающихся, на основе созданной в учреждении системы воспитания, в т.ч. благодаря совместному участию всех участников образовательного процесса в общешкольных традиционных мероприятиях и внешкольных мероприятиях. Содержание общеразвивающей программы Содержание программы базируется на изучении основ хорового пения. На протяжении всех лет обучения формируются и развиваются важнейшие вокальнохоровые навыки обучающихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.), постепенно усложняются задачи, расширяется диапазон певческих возможностей детей. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей. Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре. Заложенный в самой её природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете всё новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни. Могут быть использованы также такие приёмы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие. Исполнительские приёмы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов». Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, нравственного воспитания. Поэтому в примерных репертуарных списках данной программы сочетаются песни русских и зарубежных композиторов, русские народные песни и песни других народов, произведения отечественных, современных авторов и произведения зарубежных, современных композиторов. В работе необходимо учитывать условия нормального развития детского голоса, поэтому все правила гигиены должны тщательно выполняться. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения. От того, как будет развиваться голос школьника, зависит качество взрослого голоса. Учитель должен разъяснять опасность перенапряжения голоса, правила и средства его охраны, научить их анализировать свои внутренние ощущения, выявлять причины хорошего или плохого звучания. При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах. В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций. К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д. У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, тр и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно однодвухголосные произведения. У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания. 11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. 13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д. В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским. Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача-фониатора. При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео- и аудиозаписях с последующим коллективным разбором. Нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь, исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер-классах. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН № Тема Количество часов 1 Певческая установка, дыхание 9 2 Артикуляция, дикция 10 3 Звукообразование, звуковедение 9 4 Диапазон голоса 4 5 Хоровой строй. Ансамблевое звучание. 14 6 Освоение многоголосия 8 7 Разучивание произведений 28 8 Работа над партиями 8 9 Пение многоголосия 4 10 11 Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса 4 4 102 1-2 классы. Вокально - хоровые навыки: Умение соблюдать певческую установку стоя и сидя. Понимать дирижерские жесты: начало и окончание пения, громко и тихо. Активный вдох, мягкая атака. Правильное формирован6ие гласных, Четкое формирование согласных. Основные свойства детского голоса: звонкость, полетность, ровность к тембру. Диапазон: до1 –до2, опевание этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания. Пение без сопровождения и с ним, умение слушать и контролировать себя при пении, слушать группу и весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности. Соответственно возрасту – анализ и характеристика исполняемого произведения. Примерный репертуарный список: 1. Учебно - тренировочный материал: - игры - разминки; - игры - распевки; - напевки на нескольких звуках. 2. Народная песня: - «Ходила младешенька» - русская народная песня; - «Ай на горе» обр. Римского-Корсакова; - «Сел комарик на дубочек» обр. С. Полонского. 3. Классика: - «За рекою старый дом» И.С. Бах; - «Осень» Ц. Кюи. 4.Современная музыка: - «Пришла зима» М. Парцхаладзе; - «Старая кукла» Л. Марченко; - «Мой парус» Е. Сокольская; - «Собака» Л. Вихарева; - «Ручей» М. Парцхаладзе; - «Гном» Г. Струве; - «Пополам» В. Шаинский; - «Бегемот» Л. Марченко. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1. Уметь петь вместе, используя цепное дыхание. 2. Уметь петь в ансамбле (вместе, чётко, чисто интонируя). 3. Уметь исполнять свою партию в каноне. 4. Знать стили хоровых произведений. 5. Знать все музыкальные произведения, выученные за год. 3-4 классы. Вокально-хоровые навыки: Соблюдение певческой установки, сохранение основных свойств детского голоса: звонкость, полетность, сохранение индивидуального тембра. Правильное звукообразование: формирование гласных, четкое и быстрое произношение согласных. Диапазон: ре1-до1-ре2. Формирование смешанного звукообразования. Пение без сопровождения, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, динамике, выдерживание постоянного темпа, ускорение и замедление вместе со всем хором. Пение простейших попевок по нотам. Понимание элементарных требований педагога. Примерный репертуарный список: 1. Учебно-тренировочный материал: - звуковедения; - формирование гласных звуков; - каноны. 2. 3. 4. - Народная музыка: «Со вьюном я хожу» б. н. п. «Вей, ветерок» л. н. п. «В сыром бору тропина» р. н. п. «Я на камушке сижу» обр. Римского-Корсакова; «Жаворонок» фр. н. п. Классика русская и зарубежная «Окликание дождя» А. Лядов; «Мишка» В. Калинников; «Киска» В. Калинников. Современная музыка «Клоун», «Яга и Бармалей» Л. Вихарева; «Добрый родничок» М. Парцхаладзе; «Лети скорее, поезд» Назаров; «Восемь поросят» Ю. Чичков; «Перемена» Н. Песков; «Колыбельная маме» Л. Марченко; «Летающий слон» П. Самойлов; «Стаккато» Я. Дубравин; «Пополам» В. Шаинский. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1. Уметь слышать свой голос в хоровом звучании и анализировать пение. 2. Умение грамотно петь текст, следить за цепным дыханием. 3. Уметь исполнять свою партию в каноне и двухголосии. 4. Знать элементы музыкальной грамоты. 5. Знать все музыкальные произведения, выученные за год. 5 класс. Вокально-хоровые навыки: Непринужденное естественное льющееся пение, гибкое владение голосом. Умение петь в ансамбле, держать строй. Ровность по тембру при переходе в головной резонатор. Активный вдох, спокойный выдох, цепное дыхание, мягкая атака. Правильное Формирование гласных, четкое и быстрое произношение согласных. Умение петь простейшие 2х голосные упражнения. Уметь выдержать свою партию, чистая интонация. Осмысленная трактовка произведений. Диапазон: до1-ре2 Примерный репертуарный список: 1. Учебно-тренировочный материал: - 2х голосные простейшие упражнения; 2. Народная музыка: - «Ты, соловушка, умолкни» р. н. п. - «Как пойду я» р. н. п. - «Утро» фр. н. п. 3. Классика русская и зарубежная: - «Расскажи, мотылек» А. Аренский; - «Жаворонок» М.Ю. Глинка; - «Травка зеленеет» П.И.Чайковский; - «Аве Мария» Бах – Гуно. 4. Современная музыка: - «Сказочник» Л. Вихарева; - «Птица-музыка» Е. Ботяров; - «Восемнадцать рыбаков» М. Старокадомский; - «Где музыка берет начало» Е. Крылатов; - «Колыбельная маме» Л. Марченко; - «Летающий слон» П. Самойлов; - «Последний звонок» Е. Сокольская; - «Ты откуда, музыка?» Я. Дубравин. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1. Иметь навык правильной певческой постановки. 2. Уметь петь вместе, ориентируясь на дирижёрский жест. 3. Знать элементы музыкальной грамоты. 4. Уметь исполнять свою партию в двухголосном произведении. 5. Знать все музыкальные произведения, изученные за год обучения. 6-8 классы. Вокально-хоровые навыки: Певческая установка становиться навыком. Дальнейшее углубление приобретенных ранее вокальных умений. Динамика: p, mp, f, mf <> Штрихи: legato, non, legato, staccato Вокал: мягкая атака – основной способ голосообразования, сохранение индивидуальности тембра. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, пение на «цепном дыхании». Умение брать быстрый вдох в подвижных темпах. Диапазон: сим (до1) – ре2 Пение 2х голосных произведений. Понимание дирижёрского жеста. Примерный репертуарный список: 1. Учебно-тренировочный материал: - 2х голосные простейшие упражнения; 2. Народная музыка: - «Ты, соловушка, умолкни» р. н. п. - «Как пойду я» р. н. п. - «Скворцы прилетели» обр. В. Калистратова; - «Колыбельная» обр. А. Лядова; - «Утро» фр. н. п. 3. Классика русская и зарубежная: - «Расскажи, мотылек» А. Аренский; - «Жаворонок» М.Ю. Глинка; - «Весна» П.И. Чайковский; - «Травка зеленеет» П.И.Чайковский; - «Закат солнца» В. Моцарт; - «Колыбельная сольвейг» Э. Григ. 4. Современная музыка: - «Сказочник» Л. Вихарева; - «Птица-музыка» Е. Ботяров; - «Колыбельная» Т. Хренников; - «Незабудка» В. Шебалин; - «Восемнадцать рыбаков» М. Старокадомский; - «Вернись, лесной олень» Е. Крылатов; - «Где музыка берет начало» Е. Крылатов; - «Волшебная страна» А. Варламов; - «Праздник детства» А. Варламов; - «Летающий слон» П. Самойлов; - «Ты откуда, музыка?» Я. Дубравин. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1. Иметь навык правильной певческой постановки. 2. Уметь петь с мягкой атакой, на цепном дыхании. 3. Уметь петь по нотам простейшие музыкальные произведения. 4. Владеть навыками пения без сопровождения. 5. Уметь исполнять свою партию в двухголосном произведении. 6. Знать все музыкальные произведения, изученные за год обучения. Список литературы: Для учителя: 1. «Хоры русских композиторов». Москва, 1958. 2. Сборник хоровых произведений. Просвещение, 1964. 3. «Дружба». Песни и хоры. Сов. композитор, 1976. 4. Глиэр.Р. Хоры. Музыка, 1983. 5. Репертуар школьных хоров. В 33, Сов. композитор, 1973. 6. Хрестоматия р.н.п. Вып. 2. Москва, 1962. 7. «Вместе весело шагать». Хоры. Сов. композитор, 1981. 8. Веселые уроки «Радионяни». Вып. 1. Москва, 1987. 9. «Ты откуда музыка?» Песни для детей. Л. Дубравин. 10. Л. Марченко Детские песни. Вып. 1,2. Феникс, 1999. 11. «Пойте малыши!» Песни для детей. Москва, 1979. 12. Школа хорового пения. Вып. 1. Москва, 1966. 13. Л. Лядова. «Почемучка». Москва, 2000. 14. Б.Асафьев. О хоровом искусстве. Л., 1980. 15. В.Попов, Л.Тихеева. Школа хорового пения. Вып. 1. М., 1986. 16. В.Соколов, В.Попов. Школа хорового пения. Вып. 2. М., 1987. 17. Г. Струве. Хоровое сольфеджио. Москва, 1990. Для учащихся и их родителей: 1. 1.Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 2. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958. 3. 3.Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968. 4. 4.Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964 5. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967. 6. 6.Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 7. 7.Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 8. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов», 2010 9. Далецкий О. Н. «О пении»,2010 10. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»,2013 11. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», 2013 12. Усова И.М. «Старшая группа детского хора», 2000 13. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011 14. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» 2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК) 3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 7. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» 9. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 10. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем» 11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f45b76-f453-552f31d9b164 12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/