Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «7» июня 2022 г. № 63 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения», Составитель: Березина К.В. учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 4, 1 кв. категория. 2022 г 1. Пояснительная записка Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожнотранспортного травматизма. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах. Проводятся конкурсы знатоков правил дорожного движения, игры, викторины состязание юных велосипедистов «Безопасное колесо» и др. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Цель программы «Юные инспектора движения» - вовлечь учащихся 11-12 лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Задачи: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях; развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей. Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности: Создание уголка безопасности дорожного движения; Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах; Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике; Проведение практических занятий по вождению велосипеда; Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности; Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе. Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоупрограммы. Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: Самостоятельности в принятии правильного решения; Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Учащиеся должны: знать: правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД; серии дорожных знаков и их представителей; способы оказания первой медицинской помощи; техническое устройство велосипеда. уметь: работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; управлять велосипедом. иметь навыки: дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста; взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; участия в конкурсах, соревнованиях. активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценивать по двум уровням. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской помощи, о правилах дорожного движения. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД. Личностные результаты У учеников будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Обучающиеся научаться: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательная УУД: Обучающиеся научатся: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научаться: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения. овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. 3. Содержание учебного предмета Основы безопасности личности Безопасность на дорогах и на транспорте Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности на дороге. Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила безопасного поведения пассажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового автомобиля, мотоцикла. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности видов городского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуаций на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и трамвае (при нахождении под током). Зоны опасности в метрополитене, их характеристика. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на пути и т. п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при неизбежном столкновении. Железнодорожный транспорт. Характеристика железнодорожного транспорта. Опасные зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте (во время ожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде. Из истории транспортных аварий. Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах. Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге. Составляющие правильного и безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта; Оказание первой помощи Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Виды ранений, их причины и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран. Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное). Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа. 4. Тематическое планирование Блок Тема Введение в Основы образовательную безопасности программу личности кружка. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Безопасное поведение на улицах и дорогах. ПДД. Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по Кол- Характеристика ЭОРы во основных видов часов деятельности обучающихся. 2 Слушание http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c1dfc236объяснений 74ae-42f6-35c7учителя. Слушание 819017c2d158/119243/?ysclid=l4f4regq3d850693189 и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научнопопулярной литературой. 10 Отбор и сравнение материала по нескольким 10 источникам. Просмотр учебных фильмов. Анализ Оказание первой помощи дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Движение 4 пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Когда ты 3 становишься водителем. графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Проведение исследовательского эксперимента. Основы 6 медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах. 34