Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «7» июня 2022 г. № 63
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Юные инспекторы движения»,
Составитель: Березина К.В.
учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 4,
1 кв. категория.
2022 г
1. Пояснительная записка
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к
своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать
совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема
безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет
сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой
должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью
которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожнотранспортного травматизма. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению
безопасности движения на улицах и дорогах. Проводятся конкурсы знатоков правил дорожного
движения, игры, викторины состязание юных велосипедистов «Безопасное колесо» и др.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного
образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Работа
проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и
интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы «Юные инспектора движения» - вовлечь учащихся 11-12 лет в
деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с
содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных
службах ГИБДД;
дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях;
развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном
самоопределении детей.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
Создание уголка безопасности дорожного движения;
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний на практике;
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение
знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по
проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоупрограммы.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Самостоятельности в принятии правильного решения;
Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам;
оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка
Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценивать по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о
безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской помощи, о
правилах дорожного движения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками,
доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научаться:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
Обучающиеся научатся:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научаться:
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать свои затруднения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения.
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного
движения.
3. Содержание учебного предмета
Основы безопасности личности
Безопасность на дорогах и на транспорте
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных
происшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и
ее составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Средства
безопасности на дороге.
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения
пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила безопасного поведения
пассажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового
автомобиля, мотоцикла.
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности видов
городского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуаций
на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и трамвае
(при нахождении под током). Зоны опасности в метрополитене, их характеристика. Причины
опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения пассажиров
метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на пути и т. п.).
Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при неизбежном
столкновении.
Железнодорожный транспорт. Характеристика железнодорожного транспорта.
Опасные зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном
транспорте (во время ожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения
пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными
торможениями; при пожаре в поезде.
Из истории транспортных аварий.
Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их
основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на
дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила
движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения.
Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге. Составляющие
правильного и безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта;
Оказание первой помощи
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Виды ранений, их причины и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране. Общие
признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки
закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран.
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды
кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное,
капиллярное).
Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки
кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила
применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным
сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении
из носа.
4. Тематическое планирование
Блок
Тема
Введение
в
Основы
образовательную
безопасности
программу
личности
кружка.
Утверждение
программы.
Организационные
вопросы
(структура
отряда,
положение,
обязанности).
Безопасное
поведение
на
улицах и дорогах.
ПДД. Безопасное
поведение
на
дорогах.
Движение
пешеходов
по
Кол- Характеристика
ЭОРы
во
основных видов
часов деятельности
обучающихся.
2
Слушание
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c1dfc236объяснений
74ae-42f6-35c7учителя. Слушание 819017c2d158/119243/?ysclid=l4f4regq3d850693189
и
анализ
выступлений своих
товарищей.
Самостоятельная
работа
с
учебником. Работа
с
научнопопулярной
литературой.
10
Отбор и сравнение
материала
по
нескольким
10
источникам.
Просмотр учебных
фильмов. Анализ
Оказание
первой
помощи
дорогам.
Элементы дорог.
Правила перехода
дорог.
Движение
4
пешеходов
по
дорогам.
Элементы дорог.
Дорожная
разметка.
Перекрестки. Их
виды.
Переходим
дорогу,
перекресток.
Безопасность
пассажиров.
Обязанности
пассажиров.
Когда
ты 3
становишься
водителем.
графиков, таблиц,
схем. Объяснение
наблюдаемых
явлений.
Анализ
проблемных
ситуаций.
Работа
с
раздаточным
материалом.
Построение
гипотезы на основе
анализа
имеющихся
данных.
Проведение
исследовательского
эксперимента.
Основы
6
медицинских
знаний
и
оказание первой
медицинской
помощи
Написание
рефератов
и
докладов.
Систематизация
учебного
материала
Основные виды
травм у детей
младшего
школьного
возраста, первая
медицинская
помощь.
Оказание первой
медицинской
помощи
при
порезах, ожогах.
34