Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «7» июня 2022 г. № 63 Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математический практикум» Для обучающихся 5 класса Направление: «Учение с увлечением!» Составитель: Елагина Наталья Николаевна, учитель математики 2022 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математический практикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Цель программы – создание условий для позитивного общения обучающихся, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности. Основные задачи организации внеурочной деятельности: o выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся по математике; o создание условий для индивидуального развития каждого ребенка; o развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; o создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков; o развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся. Программа составлена на основе программа курса "Учусь учиться". Л. Петерсон: Математика. 5-6 классы. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Курс направлен на формирование личностных результатов: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметными результатами изучения курса «Математический практикум» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Пятиклассник научится: самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия пятиклассник получит возможность: определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; предполагать развитие будущих событий и развития процесса. - Коммуникативные УУД: Пятиклассник научится: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Пятиклассник получит возможность: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные УУД: Пятиклассник научится: выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации) проводить доказательные рассуждения; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера; синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии , постановки аналитических вопросов для решения задач. умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий; анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов; осуществлять подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; проводить доказательные рассуждения; проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов. Пятиклассник получит возможность: комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них; исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений; описание результатов этих работ; самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности 1. Математический язык (7ч) Запись, чтение и составление выражений Значение выражений Перевод условия на математический язык Работа с математическими моделями Метод проб и ошибок Метод перебора Метод весов 2. Делимость натуральных чисел (13ч) Делители и кратные Простые и составные числа Делимость произведения Делимость суммы и разности Признаки делимости на 10, на 2, на 5 Признаки делимости на 3 и 9 Разложение чисел на простые множители Наибольший общий делитель Наименьшее общее кратное Степень числа Дополнительные свойства умножения и деления Равносильность предложений Определение 3. Дроби (10ч) Натуральные числа и дроби Основное свойство дроби Сравнение дробей Сложение и вычитание дробей Сложение и вычитание смешанных чисел Умножение дробей. Умножение смешанных чисел Деление дробей Примеры вычислений с дробями Задачи на дроби Задачи на совместную работу 4. Десятичные дроби (4ч) Новая запись числа. Десятичные и обыкновенные дроби Сравнение дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Умножение десятичных дробей Деление десятичных дробей. Формы организации учебных занятий: дискуссии, круглые столы, групповые консультации Основные виды учебной деятельности: 1. Вычисления 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Работа с научно-популярной литературой. 4. Анализ формул. 5. Решение задач. 6. Составление и анализ таблиц, схем. 7.Выполнение работ практикума. Календарно-тематическое планирование Курс рассчитан на 1 час в неделю/34 часов в год № занятия Темы занятий Кол-во часов 1. Математический язык (7 часов) 1 Запись, чтение и составление выражений 1 2 Значение выражений 1 3 Перевод условия на математический язык 1 4 Работа с математическими моделями 1 5 Метод проб и ошибок 1 6 Метод перебора. Метод весов 1 7 Тематический тест 1 2. Делимость натуральных чисел (13 часов) 8 Делители и кратные 1 9 Простые и составные числа 1 10 Делимость произведения 1 11 Делимость суммы и разности 1 12 Признаки делимости на 10, на 2, на 5 1 13 Признаки делимости на 3 и 9 1 14 Разложение чисел на простые множители 1 15 Наибольший общий делитель 1 16 Наименьшее общее кратное 1 17 Степень числа 1 18 Дополнительные свойства умножения и деления 1 19 Равносильность предложений .Определение 1 20 Тематический тест 1 3. Дроби (10 часов) 21 Натуральные числа и дроби 1 22 Основное свойство дроби. Сравнение дробей 1 23 Сложение и вычитание дробей 1 24 Сложение и вычитание смешанных чисел 1 25 Умножение дробей. Умножение смешанных чисел 1 26 Деление дробей 1 27 Примеры вычислений с дробями 1 28 Задачи на дроби 1 Дата проведения 29 30 Задачи на совместную работу Тематический тест. 1 1 4.Десятичные дроби ( 4 часов) 1 32 Новая запись числа. Десятичные и обыкновенные дроби Сравнение дробей. 33 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 34 Умножение и деление десятичных дробей 1 31 Итого 1 34ч