Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «7» июня 2022 г. № 63
Рабочая программа
внеурочной деятельности по математике
«Математический практикум»
Для обучающихся 5 класса
Направление: «Учение с увлечением!»
Составитель:
Елагина Наталья Николаевна,
учитель математики
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математический
практикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы – создание условий для позитивного общения обучающихся, для проявления
инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.
Основные задачи организации внеурочной деятельности:
o выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся по
математике;
o создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
o развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
o создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и
навыков;
o развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся.
Программа составлена на основе программа курса "Учусь учиться". Л. Петерсон: Математика.
5-6 классы.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Курс направлен на формирование личностных результатов:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и
чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Математический практикум»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Пятиклассник научится:
самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение
выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
в исполнение как в конце действия
пятиклассник получит возможность:
определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
-
Коммуникативные УУД:
Пятиклассник научится:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как
в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Пятиклассник получит возможность:
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
Пятиклассник научится:
выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы,
учебные задачи или проблемные ситуации)
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового
характера;
синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов;
использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии ,
постановки аналитических вопросов для решения задач.
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации
владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в
соответствии с целью чтения;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
условий;
анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить доказательные рассуждения;
проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов.
Пятиклассник получит возможность:
комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не
предполагающих стандартное применение одного из них;
исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание
необходимости их проверки на практике;
использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов
для доказательства выдвигаемых предложений; описание результатов этих работ;
самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские
и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Математический язык (7ч)
Запись, чтение и составление выражений
Значение выражений
Перевод условия на математический язык
Работа с математическими моделями
Метод проб и ошибок
Метод перебора
Метод весов
2. Делимость натуральных чисел (13ч)
Делители и кратные
Простые и составные числа
Делимость произведения
Делимость суммы и разности
Признаки делимости на 10, на 2, на 5
Признаки делимости на 3 и 9
Разложение чисел на простые множители
Наибольший общий делитель
Наименьшее общее кратное
Степень числа
Дополнительные свойства умножения и деления
Равносильность предложений
Определение
3. Дроби (10ч)
Натуральные числа и дроби
Основное свойство дроби
Сравнение дробей
Сложение и вычитание дробей
Сложение и вычитание смешанных чисел
Умножение дробей. Умножение смешанных чисел
Деление дробей
Примеры вычислений с дробями
Задачи на дроби
Задачи на совместную работу
4. Десятичные дроби (4ч)
Новая запись числа. Десятичные и обыкновенные дроби
Сравнение дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Деление десятичных дробей.
Формы организации учебных занятий:
дискуссии, круглые столы, групповые консультации
Основные виды учебной деятельности:
1. Вычисления
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Работа с научно-популярной литературой.
4. Анализ формул.
5. Решение задач.
6. Составление и анализ таблиц, схем.
7.Выполнение работ практикума.
Календарно-тематическое планирование
Курс рассчитан на 1 час в неделю/34 часов в год
№ занятия
Темы занятий
Кол-во
часов
1. Математический язык (7 часов)
1
Запись, чтение и составление выражений
1
2
Значение выражений
1
3
Перевод условия на математический язык
1
4
Работа с математическими моделями
1
5
Метод проб и ошибок
1
6
Метод перебора. Метод весов
1
7
Тематический тест
1
2. Делимость натуральных чисел (13 часов)
8
Делители и кратные
1
9
Простые и составные числа
1
10
Делимость произведения
1
11
Делимость суммы и разности
1
12
Признаки делимости на 10, на 2, на 5
1
13
Признаки делимости на 3 и 9
1
14
Разложение чисел на простые множители
1
15
Наибольший общий делитель
1
16
Наименьшее общее кратное
1
17
Степень числа
1
18
Дополнительные свойства умножения и деления
1
19
Равносильность предложений .Определение
1
20
Тематический тест
1
3. Дроби (10 часов)
21
Натуральные числа и дроби
1
22
Основное свойство дроби. Сравнение дробей
1
23
Сложение и вычитание дробей
1
24
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
25
Умножение дробей. Умножение смешанных чисел
1
26
Деление дробей
1
27
Примеры вычислений с дробями
1
28
Задачи на дроби
1
Дата
проведения
29
30
Задачи на совместную работу
Тематический тест.
1
1
4.Десятичные дроби ( 4 часов)
1
32
Новая запись числа. Десятичные и обыкновенные
дроби
Сравнение дробей.
33
Сложение и вычитание десятичных дробей
1
34
Умножение и деление десятичных дробей
1
31
Итого
1
34ч