Аннотация_технология 5-9

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Технология» 5 -9 класс
Программа разработана на основании Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования").
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее
значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная
деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует
ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта
деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним
изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в
соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно
зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало
основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою
значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в
следующих аспектах:
- процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится
возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных
результатах;
- открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления
изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки
(начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
- были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие
алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
- исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные
возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации.
Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть
информационный фактор.
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ,
которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает
качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает
превращение
информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного
бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные,
аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей
революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной
революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс
технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области
«Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы» (далее - «Концепция преподавания предметной области
«Технология»).
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и
структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.

Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных
учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных
образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения
общеобразовательного курса технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и
подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля
осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля
построено по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их
оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать
технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими
методами создания значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического
подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные
составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в
информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных»
является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й
промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по
единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом
конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только
усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель
данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное
внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и
информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём
формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами),
которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
Инвариантные модули
Модуль «Производство и технология»
- характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
- выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
- характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
- уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой
технологии: этапами, операциями, действиями;
- научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и
практической деятельности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- соблюдать правила безопасности;
- использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная продукция);
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и производственных задач;
- получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных
сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
- классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
- оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
- характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
- соблюдать правила безопасности;

- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
- активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
- использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, технологического оборудования;
- получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении
предметов из различных материалов;
- характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных
материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
- правильно хранить пищевые продукты;
- осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их
пищевую ценность;
- выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
- осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
- проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
швейных изделий;
- строить чертежи простых швейных изделий;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
- выполнять художественное оформление швейных изделий;
- выделять свойства наноструктур;
- приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
- получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их
использованием для конструирования новых материалов.
Вариативный модуль
Модуль «Робототехника»
- соблюдать правила безопасности;
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
- классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
- знать и уметь применять основные законы робототехники;
- конструировать и программировать движущиеся модели;
- получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с
помощью робототехнического конструктора;
- владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического
конструктора;
- владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на
создание робототехнического продукта.
Для реализации рабочей программы учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа
в неделе, общий объем составляет 68 часов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Технология. 5 класс / Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие, ООО «ДРОФА»;
АО «Издательство Просвещение»;
2. Ноутбук, проектор, доска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».