РП_Музыка 5-8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
музыка
основное общее образование
5-8 класс

2022

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .........................................................................................................................3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ..........................................................7
Модуль № 1 «Музыка моего края» ......................................................................................................7
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» ..............................................................9
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»..........................................................................12
Модуль № 5 «Русская классическая музыка» ..................................................................................17
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» ...............................................21
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» .............................................................................25
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» .........................................................28
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .............................................................................33
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ..............................................................................................................34
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................................................................36
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...............................................................................................................39
Модуль № 1 «Музыка моего края»: .......................................................................................................40
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: .................................................................40
Модуль № 3 «Музыка народов мира»: ..................................................................................................40
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: ..............................................................................41
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: ......................................................................................41
Модуль № 6 «Образы русской и европейскойдуховной музыки»: .....................................................41
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанрыи направления»: .............................................41
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: ..............................................................41
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»: ..................................................................................42
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...........................................................................................42

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, с учётом:

распределённых по модулям проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования
по предмету «Музыка»;

программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка
—
универсальный
антропологический
феномен,
неизменно
присутствующий во всех культурах и
цивилизациях на протяжении всей
истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она
способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли,
яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны,
высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической
вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с
самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка
в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение
представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие
века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание
в свете целей и задач укрепления национальной
идентичности.
Родные
интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода,
сохраняющего в свёрнутом виде всю
систему
мировоззрения
предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие
комплекса психических качеств личности является способность музыки
развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных
связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в
предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической
помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету
«Музыка». Она позволит учителю:
1)
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию
личностных,
метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования;
2)
определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с
ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г.
№ 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой
основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
программой
воспитания
(одобрена
решением
Федерального
учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020
г. №2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя
рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного
времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные
основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов,
идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира
через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный
анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса,
самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
авто- коммуникации;
3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе
являются:
1.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
Осознание
социальной
функции
музыки.
Стремление
понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её
воздействия на человека.
3.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития
культурного многообразия.
4.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств
музыкального
искусства.
Освоение ключевых
элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5.
Развитие
общих
и
специальных
музыкальных
способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в
связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности
на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
2.

музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения
содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими
преемственность
с
образовательной программой начального образования и непрерывность изучения
предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса
школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и
европейской ду ховной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные
жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную
область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в
основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Предлагаемые варианты тематического
планирования
могут служить
примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету.
Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно
разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том
числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности,
эстетического компонента
Программы
воспитания образовательного
учреждения. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности
занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее
1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по
34 часа в год).
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная
организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в
том числе с организациями системы дополнительного образования детей,
учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры,
музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах,
в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами

образовательной
программы,
как
«Изобразительное
искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный
язык» и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических
блоков,
рассчитанных на 3—6 часов учебного времени. Для удобства вариативного
распределения в рамках календарно- тематического планирования они имеют
буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает
перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества
учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные
тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в
начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно
расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных
мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над
исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов,
отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной
деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением
плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС
ООО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не
исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
Модуль № 1 «Музыка моего края»
№
блока,
колво
часов
А)
3—4
учеб
ных
часа

Тема

Фолькл
ор —
народн
ое
творчес
тво

Содержание

Традици
онная
музыка
—
отражен
ие жизни
народа.
Жанры
детского
и
игровог
о
фолькло
ра
(игры,

Виды деятельности обучающихся

Знакомство со звучанием
фольклорных образцов в аудио- и
видеозаписи. Определение на слух:
— принадлежности к народной или
композиторской музыке;
— исполнительского состава
(вокального, инструментального,
смешанного);
— жанра, основного настроения,
характера музыки. Разучивание и
исполнение народных песен, танцев,
инструментальных наигрышей,
фольклорных игр

Б)
3—4
учеб
ных
часа

Кален
дарны
й
фольклор

В)
3—4
учебн
ых
часа

Семей
ный
фольк
лор

Г)
3—4
учебн
ых
часа

Наш
край
сегодн
я

пляски,
хоровод
ы и др.)
Календар
ные
обряды,
традицио
нные для
данной
местност
и
(осенние,
зимние,
весенние
—
на выбор
учителя)
Фолькло
рные
жан ры,
связанн
ые с
жизнью
человек
а:
свадебн
ый
обряд,
рекрутс
кие
песни,
плачи
причита
ния
Совреме
нная
музыкал
ьная
культура
родного
края.
Гимн
республи
ки,
города
(при
нали
чии).
Земляки
—
компози
торы,

Знакомство с символикой календарных
обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных
традициях.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев.
На выбор или факультативно
Реконструкция фольклорного обряда
или
его
фрагмента.
Участие
в
народном гулянии, празднике на
улицах своего города, посёлка

Знакомство с фольклорными жанрами
семейного цикла. Изучение
особенностей их исполнения и
звучания. Определение на слух
жанровой принадлежности, анализ
символики традиционных образов.
Разучивание и исполнение отдельных
песен, фрагментов обрядов (по выбору
учителя).
На выбор или факультативно
Реконструкция фольклорного обряда
или его фрагмента. Исследовательские
проекты по теме «Жанры семейного
фольклора»

Разучивание и исполнение гимна
республики, города; песен местных
композиторов.
Знакомство с творческой биографией,
деятельностью местных мастеров
культуры и искусства.
На выбор или факультативно
Посещение местных музыкальных
театров, музеев, концертов; написание
отзыва с анализом спектакля,
концерта, экскурсии.
Исследовательские проекты,
посвящённые деятелям музыкальной
культуры своей малой родины
(композиторам, исполнителям,
творческим коллективам).
Творческие проекты (сочинение песен,
создание аранжировок народных

исполни
тели,
деятели
культур
ы. Театр,
филармо
ния,
консерва
тория

мелодий; съёмка, монтаж и
озвучивание любительского фильма и
т. д.), направленные на сохранение и
продолжение музыкальных традиций
своего края

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
№
блока,
колво
часов
А)
3—4
учеб
ных
часа

Б)
3—4
учеб
ных
часа

Тема

Содержание

Россия
— наш
общий
дом

Богатство
и
разнообраз
ие
фольклорн
ых
традиций
народов
нашей
страны.
Музыка
наших
соседей,
музыка
других
регионов
Общее
и
особенн
ое в
фолькл
оре
народов
России:
лирика,
эпос,
танец

Фольк
лорны
е
жанры

Виды деятельности обучающихся

Знакомство со звучанием
фольклорных образцов близких и
далёких регионов в аудио- и
видеозаписи.
Определение на слух:
— принадлежности к народной или
композиторской музыке;
— исполнительского состава
(вокального, инструментального,
смешанного);
— жанра, характера музыки.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр разных
народов России
Знакомство со звучанием фольклора
разных регионов России в аудио- и
видеозаписи. Аутентичная манера
исполнения. Выявление характерных
интонаций и ритмов в звучании
традиционной музыки разных народов.
Выявление общего и особенного при
сравнении танцевальных, лирических и
эпических
песенных
образцов
фольклора разных народов России.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев, эпических сказаний.
Двигательная, ритмическая,
интонационная импровизация в
характере изученных народных
танцев и песен.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты,

В)
3—4
учеб
ных
часа

Г)
3—4
учеб
ных
часа

Фолькл
ор в
творче
стве
профес
сионал
ьных
композ
иторов

На
рубеж
ах
культу
р

Народны
е истоки
компози
торского
творчест
ва: обра
ботки
фолькло
ра,
цитаты;
картины
родной
природы
и
отражен
ие
типичны
х
образов,
характер
ов,
важных
историче
ских
событий.
Внутренн
ее родство
композито
рского и
народного
творчеств
а на
интонацио
нном
уровне
Взаимное
влияние
фольклорн
ых
традиций
друг на
друга.
Этнографи
ческие
экспедици
и и
фестивали.

посвящённые музыке разных народов
России. Музыкальный фестиваль
«Народы России»
Сравнение аутентичного звучания
фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке.
Разучивание, исполнение народной
песни в композитор ской обработке.
Знакомство с 2—3 фрагментами
крупных сочинений (опера, симфония,
концерт, квартет, вариации и т. п.), в
которых использованы подлинные
народные мелодии. Наблюдение за
принципами композиторской
обработки, развития фольклорного
тематического материала.

На выбор или факультативно
Исследовательские, творческие
проекты, раскрывающие тему
отражения фольклора в творчестве
профессиональных композиторов (на
примере выбранной региональной
традиции).
Посещение концерта, спектакля
(просмотр фильма, телепередачи),
посвящённого данной теме.
Обсуждение в классе и/или письменная
рецензия по результатам просмотра
Знакомство с примерами смешения
культурных традиций в пограничных
территориях. Выявление причинноследственных связей такого смешения.
Изучение творчества и вклада в
развитие культуры современных
этноисполнителей, исследователей
традиционного фольклора.
На выбор или факультативно
Участие в этнографической экспедиции,
посещение/ участие в фестивале
традиционной культуры

Совреме
нная
жизнь
фолькло
ра
Модуль № 3 «Музыка народов мира»
А)
Музык
Археоло
Экскурсия в музей (реальный или
3—4
а
гические
виртуальный)
с
экспозицией
учеб
древне
находки,
музыкальных артефактов древности,
ных
йший
легенды
последующий пересказ полученной
часа
язык
и
информации.
челове
сказания
Импровизация в духе древнего
чества
о музыке
обряда (вызывание дождя,
древних.
поклонение тотемному животному и
Древняя
т. п.).
Греция —
Озвучивание, театрализация
колыбель
легенды/мифа о музыке.
европейск
На выбор или факультативно
ой
Квесты, викторины, интеллектуальные
культуры
игры. Исследовательские проекты в
(театр,
рамках тематики «Мифы Древней
хор,
Греции в музыкальном искусстве
оркестр,
XVII—XX веков»
лады,
учение о
гармонии
и др.)
Б)
Музыка Интонации
Выявление характерных интонаций и
3—4
льный
и ритмы,
ритмов в звучании традиционной
учеб
фолькло формы и
музыки народов Европы.
ных
р наро жанры
Выявление общего и особенного при
часа
дов
европейско
сравнении
изучаемых
образцов
Европы го
европейского фольклора и фольклора
фольклора
народов России.
Отражение
Разучивание и исполнение народных
европейско
песен, танцев. Двигательная,
го
ритмическая, интонационная
фольклора
импровизация по мотивам изученных
в
традиций народов Европы (в том
творчестве
числе в форме рондо)
профессион
альных
композитор
ов
В)
Музы Африканск
Выявление характерных интонаций и
3—4
кальн ая музыка
ритмов в звучании традиционной
учеб
ый
— стихия
музыки народов Африки и Азии.
ных
фольк ритма.
Выявление общего и особенного при
часа
лор
Интонаци
сравнении изучаемых образцов
народ
онноазиатского фольклора и фольклора
ов
ладовая
народов России.
Азии
основа
Разучивание и исполнение

и
Афри
ки

Г)
3—4
учебны
х

Народн
ая
музык
а
Амери
канско
го
контин
ен та

музыки
стран
Азии,
уникальн
ые
традиции,
музыкаль
ные
инструмен
ты.
Представ
ления о
роли
музыки в
жизни
людей
Стили и
жанры
американск
ой му зыки
(кантри,
блюз,
спиричуэ
лс, самба,
боссанов
а и др.).
Смешени
е
интонац
ий и
ритмов
различно
го
происхо
ждения

народных песен, танцев.
Коллективные ритмические
импровизации на шумовых и
ударных инструментах.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты по теме
«Музыка стран Азии и Африки»

Выявление характерных интонаций и
ритмов в звучании американского,
латино-американского
фольклора,
прослеживание
их
национальных
истоков.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев. Индивидуальные и
коллективные ритмические и
мелодические импровизации в стиле
(жанре) изучаемой традиции

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
№
блока,
Тема
Содержание Виды деятельности обучающихся
колво
часов
А)
Нацио
Национа
Знакомство с образцами музыки
2—3
нальн
льный
разных
жанров,
типичных
для
учеб
ые
музыкал
рассматриваемых
национальных
ных
истоки
ьный
стилей,
творчества
изучаемых
часа
класси
стиль на
композиторов.
ческой
примере
Определение на слух характерных
музык
творчест
интонаций, ритмов, элементов
и
ва
музыкального языка, умение напеть
Ф.
наиболее яркие интонации,

Шопена,
Э. Грига и
др.
Значение
и роль
композито
ра —
основопол
ожника
националь
ной
классическ
ой
музыки.
Характерн
ые
жанры,
образы,
элементы
музыкальн
ого языка

прохлопать ритмические примеры из
числа изучаемых классических
произведений.
Разучивание, исполнение не менее
одного вокального
произведения, сочинённого
композитором-классиком
(из числа изучаемых в данном разделе).
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий
и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты о
творчестве европейских
композиторов-классиков,
представителей национальных школ.
Просмотр художественных и
документальных фильмов
о творчестве выдающих европейских
композиторов
с последующим обсуждением в классе.
Посещение концерта классической
музыки, балета,
драматического спектакля

Б)
2—3
учебны
х
часа

Муз
ыкан
т
и
публ
ика

Кумиры
публики
(на
примере
творчества
В. А.
Моцарта,
Н.
Паганини,
Ф. Листа
и др.).
Виртуозн
ость.
Талант,
труд,
миссия
композито
ра,
исполните
ля. При

Знакомство с образцами виртуозной
музыки. Размышление над фактами
биографий великих музыкантов —
как любимцев публики, так и
непóнятых современниками.
Определение на слух мелодий,
интонаций, ритмов,
элементов музыкального языка
изучаемых классических произведений,
умение напеть их наиболее яркие
ритмо-интонации.
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий
и авторов изученных произведений.

знание
публики.
Культура
слушател
я.
Традиции
слушания
музыки в
прошлые
века и
сегодня

Знание и соблюдение общепринятых
норм слушания музыки, правил
поведения в концертном зале, театре
оперы и балета.
На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой
(география путешествий, гастролей),
лентой времени (имена, факты,
явления, музыкальные произведения).
Посещение концерта классической
музыки с последующим обсуждением в
классе.
Создание тематической подборки
музыкальных произведений для
домашнего прослушивания

В)
4—6
учебн
ых
часов

Муз
ыка
зерк
ало
эпох
и

Г)
4—6
учеб
ных
часо
в

Музык
альны
й образ

Искусство
как
отражение
, с одной
стороны
— образа
жизни, с
другой —
главных
ценностей
, идеалов
конкретно
й эпохи.
Стили
барокко и
классициз
м (круг
основных
образов,
характерн
ых
интонаци
й,
жанров).
Полифонич
еский и
гомофонно
гармоничес
кий склад
на примере
творчества
И. С. Баха
и Л. ван
Бетховена
Героически
е образы в
музыке.
Лирически
й герой
музыкальн
ого
произведен
ия.
Судьба
человека
— судьба
человечест
ва (на
примере
творчества
Л. ван

Знакомство с образцами
полифонической и гомофонногармонической музыки.
Разучивание, исполнение не менее
одного вокального произведения,
сочинённого композитором-классиком
(из числа изучаемых в данном
разделе).
Исполнение вокальных,
ритмических, речевых канонов.
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Составление сравнительной таблицы
стилей барокко и классицизм (на
примере музыкального искусства,
либо музыки и живописи, музыки и
архитектуры).
Просмотр художественных фильмов и
телепередач, посвящённых стилям
барокко и классицизм, творческому
пути изучаемых композиторов

Знакомство с произведениями
композиторов — венских классиков,
композиторов-романтиков, сравнение
образов их произведений.
Сопереживание музыкальному образу,
идентификация с лирическим героем
произведения.
Узнавание на слух мелодий,
интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка изучаемых
классических произведений, умение
напеть их наиболее яркие темы,
ритмоинтонации.
Разучивание, исполнение не менее
одного
вокального
произведения,
сочинённого
композиторомклассиком,
художественная

Бетховена,
Ф.
Шуберта и
др.). Сти ли
классициз
ми
романтизм
(круг
основных
образов,
характерн
ых
интонаций,
жанров)
Д)
3—4
учеб
ных
часа

Муз
ыка
льн
ая
дра
мат
ург
ия

Развитие
музыкал
ьных
образов.
Музыкал
ьная
тема.
Принци
пы
музыкал
ьного
развития
: повтор,
контраст
,
разработ
ка.
Музыкал
ьная
форма —
строение
музыкал
ьного
произвед
ения

Е)
4—6
учеб

Музык
альны
й

Стиль
как
единство

интерпретация
его
музыкального
образа.
Музыкальная викторина на знание
музыки,
названий
и
авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Сочинение музыки, импровизация;
литературное, художественное
творчество, созвучное кругу образов
изучаемого композитора. Составление
сравнительной та блицы стилей
классицизм и романтизм (только на
примере музыки, либо в музыке и
живописи, в музыке и литературе и
т. д.)
Наблюдение за развитием
музыкальных тем, образов,
восприятие логики музыкального
развития. Умение слышать,
запоминать основные изменения,
последовательность настроений,
чувств, характеров в развёртывании
музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем,
их вариантов, видоизменённых в
процессе развития.
Составление наглядной (буквенной,
цифровой) схемы строения
музыкального произведения.
Разучивание, исполнение не менее
одного вокального произведения,
сочинённого композитором-классиком,
художественная интерпретация
музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Посещение концерта классической
музыки, в программе которого
присутствуют крупные симфонические
произведения.
Создание сюжета любительского
фильма (в том числе в жанре теневого
театра, мультфильма и др.),
основанного на развитии образов,
музыкальной драматургии одного из
произведений композиторовклассиков
Обобщение и систематизация знаний
о
различных
проявлениях
музыкального
стиля
(стиль

МУЗЫКА. 5—8 классы

ных
часо
в

стиль

23

эстетиче
ских
идеалов,
круга
образов,
драмату
ргически
х
приёмов,
музыкал
ьного
языка.
(На
примере
творчест
ва В. А.
Моцарта,
К.
Дебюсси
, А.
Шёнберг
а и др.)

композитора, национальный стиль,
стиль эпохи и т. д.).
Исполнение
2—3
вокальных
произведений — образцов
барокко, классицизма, романтизма,
импрессионизма (подлинных или
стилизованных).
Определение на слух в звучании
незнакомого произведения:
— принадлежности к одному из
изученных стилей;
— исполнительского состава
(количество и состав исполнителей,
музыкальных инструментов);
— жанра, круга образов;
— способа музыкального изложения и
развития в простых и сложных
музыкальных формах (гомофония,
полифония, повтор, контраст,
соотношение разделов и частей в
произведении и др.).
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты,
посвящённые эстетике и особенностям
музыкального искусства различных
стилей XX века

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
№
блока,
колво
часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)
3—4
учебны
х
часа

Б)
4—6
учеб
ных
часо
в

Образ
ы
родно
й
земли

Вокальная
музыка на
стихи
русских
поэтов,
программн
ые инстру
ментальн
ые
произведе
ния,
посвящён
ные
картинам
русской
природы,
народного
быта,
сказкам,
легендам
(на
примере
творчества
М. И.
Глинки,
С. В.
Рахманин
ова, В. А.
Гаврилина
и др.)

Золото
й век
русско
й
кульур
ы

Светская
музыка
российског
о
дворянства
XIX ве ка:
музыкальн
ые салоны,
домашнее
музициров
ание, балы,
театры.
Увлечение
западным
искусством
,
появление

Повторение, обобщение опыта
слушания, проживания,
анализа музыки русских композиторов,
полученного
в начальных классах. Выявление
мелодичности, широты дыхания,
интонационной близости русскому
фольклору.
Разучивание, исполнение не менее
одного вокального
произведения, сочинённого русским
композитором классиком.
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий
и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Рисование по мотивам прослушанных
музыкальных
произведений.
Посещение концерта классической
музыки, в программу которого входят
произведения русских композиторов

Знакомство с шедеврами русской
музыки XIX века, анализ
художественного содержания,
выразительных средств.
Разучивание, исполнение не менее
одного вокального произведения
лирического характера, сочинённого
русским композитором-классиком.
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Просмотр художественных фильмов,
телепередач, посвящённых русской
культуре XIX века.
Создание
любительского
фильма,
радиопередачи,
театрализованной

В)
4—6
учеб
ных
часо
в

Истори
я
страны
и
народа
в
музыке
русски
х
композ
иторов

своих
гениев.
Синтез
западноевропейско
й культуры
и русских
интонаций,
настроений
, образов
(на
примере
творчества
М. И.
Глинки,
П.
И.
Чайковс
кого, Н.
А.
Римског
оКорсако
ва
и др.)
Образы
народных
героев,
тема
служения
Отечеству
в крупных
театральн
ых и
симфонич
еских
произведе
ниях
русских
композито
ров (на
примере
сочинений
композито
ров —
членов
«Могучей
кучки»,
С. С.
Прокофьев
а,
Г. В.
Свиридова

музыкально-литературной
композиции на основе музыки и
литературы XIX века.
Реконструкция
костюмированного
бала, музыкального салона

Знакомство с шедеврами русской
музыки XIX—XX веков, анализ
художественного содержания и
способов выражения патриотической
идеи, гражданского пафоса.
Разучивание, исполнение не менее
одного вокального произведения
патриотического содержания,
сочинённого русским композиторомклассиком.
Исполнение Гимна Российской
Федерации. Музыкальная викторина
на знание музыки, названий и
авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Просмотр художественных фильмов,
телепередач, посвящённых творчеству
композиторов — членов кружка
«Могучая кучка».
Просмотр видеозаписи оперы одного
из
русских
композиторов
(или
посещение
театра)
или
фильма,
основанного
на
музыкальных
сочинениях русских композиторов

и др.)
Г)
3—4
учеб
ных
часа

Русски
й балет

Мировая
слава
русского
балета.
Творчество
композитор
ов
(П. И.
Чайковски
й, С. С.
Прокофье
в,
И. Ф.
Стравинск
ий, Р. К.
Щедрин),
балетмейс
теров,
артистов
балета.
Дягилевск
ие сезоны

Знакомство с шедеврами русской
балетной музыки. Поиск информации о
постановках балетных спектаклей,
гастролях российских балетных трупп
за рубежом.
Посещение балетного спектакля
(просмотр в видеозаписи).
Характеристика отдельных
музыкальных номеров и спектакля в
целом.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты,
посвящённые истории создания
знаменитых балетов, творческой
биографии бале рин, танцовщиков,
балетмейстеров.
Съёмки любительского фильма (в
технике теневого, кукольного театра,
мультипликации и т. п.) на музыку
какого-либо балета (фрагменты)

Д)
3—4
учеб
ных
часа

Русска
я
исполн
ительс
кая
школа

Творчество
выдающих
ся
отечествен
ных
исполнител
ей (С.
Рихтер, Л.
Ко- ган, М.
Ростропови
ч, Е.
Мравински
й и др.).
Консервато
рии в
Москве и
СанктПетербурге
, родном
городе.
Конкурс
имени П.
И.
Чайковског
о

Слушание одних и тех же
произведений в исполнении разных
музыкантов, оценка особенностей
интерпретации. Создание домашней
фоно- и видеотеки из понравившихся
произведений.
Дискуссия на тему «Исполнитель —
соавтор композито ра».
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты,
посвящённые биографиям известных
отечественных исполнителей
классической музыки

Е)
3—4
учеб
ных
часа

Русска
я
музыка
—
взгляд
в
будущ
ее

Идея
светомузы
ки.
Мистерии
А. Н.
Скрябин
а.
Терменв
окс,
синтезат
ор Е.
Мурзина
,
электрон
ная
музыка
(на при
мере
творчества
А. Г.
Шнитке,
Э. Н.
Артемьева
и
др.)

Знакомство с музыкой отечественных
композиторов XX века, эстетическими
и технологическими идеями по
расширению возможностей и средств
музыкального искусства.
Слушание
образцов
электронной
музыки.
Дискуссия
о
значении
технических
средств
в
создании
современной музыки.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты,
посвящённые развитию
музыкальной электроники в России.
Импровизация, сочинение музыки с
помощью цифровых устройств,
программных продуктов и электронных гаджетов

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»
№
блока,
колво
часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)
3—4
учебны
х
часа

Храмо
вый
синте
з
искус
ств

Музыка
православного
и като
лического
богослуже
ния
(колокола,
пение a
capella /
пение в
сопровожд
ении
органа).
Основные
жанры,
традиции.
Образы
Христа,
Богородиц
ы,
Рождества
,
Воскресения

Повторение, обобщение и
систематизация знаний о
христианской культуре
западноевропейской традиции
и русского православия, полученных
на уроках музыки и ОРКСЭ в
начальной школе. Осознание единства
музыки со словом, живописью,
скульптурой, архитектурой как
сочетания разных проявлений единого
мировоззрения, основной идеи
христианства.
Определение сходства и различия
элементов разных
видов искусства (музыки, живописи,
архитектуры),
относящихся:
— к русской православной традиции;
— западноевропейской христианской
традиции;
— другим конфессиям (по выбору
учителя).
Исполнение вокальных произведений,
связанных с религиозной традицией,
перекликающихся с ней по тематике.
На выбор или факультативно
Посещение концерта духовной музыки

Б)
4—6
учебны
х
часов

Разви
тие
церко
вной
музы
ки

Европейск
ая музыка
религиозн
ой
традиции
(григориа
нский
хорал,
изобретен
ие нотной
записи
Гвидо
д’Ареццо,
протестан
тский
хорал).
Русская
музыка
религиозн
ой
традиции
(знаменны
й распев,
крюковая
запись,
партесное
пение).
Полифони
яв
западной
и русской
духовной
музыке.
Жанры:
кантата,
духовный
концерт,
реквием

Знакомство с историей возникновения
нотной записи.
Сравнение нотаций религиозной
музыки разных традиций
(григорианский хорал, знаменный
распев, современные ноты).
Знакомство с образцами (фрагментами)
средневековых
церковных распевов (одноголосие).
Слушание духовной музыки.
Определение на слух:
— состава исполнителей;
— типа фактуры (хоральный склад,
полифония);
— принадлежности к русской или
западноевропейской
религиозной традиции.

На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой,
лентой времени с указанием
географических и исторических
особенностей распространения
различных явлений, стилей, жанров,
связанных с развитием религиозной
музыки. Исследовательские и
творческие проекты, посвящённые
отдельным произведениям духовной
музыки

В)
3—4
учеб
ных
часа

Музы
кальн
ые
жанр
ы
богос
луже
ния

Г)
3—4
учеб
ных
часа

Религи
озные
темы и
образы
в
соврем
енной
музык
е

Эстетическ
ое
содержани
еи
жизненное
предназнач
ение
духовной
музыки.
Многочаст
ные
произведен
ия на
каноническ
ие тексты:
католическ
ая месса,
православн
ая
литургия,
всенощное
бдение
Сохран
ение
традиц
ий
духовн
ой
музыки
сегодня
.
Переос
мыслен
ие

Знакомство с одним (более полно) или
несколькими (фрагментарно)
произведениями мировой музыкальной
классики, написанными в соответствии с
религиозным каноном.
Вокализация музыкальных тем
изучаемых духовных произведений.
Определение на слух изученных
произведений и их авторов. Иметь
представление об особенностях их
по- строения и образов.
Устный или письменный рассказ о
духовной музыке с использованием
терминологии, примерами из
соответствующей традиции,
формулировкой собственного отношения
к данной музыке, рассуждениями,
аргументацией своей позиции

Сопоставление тенденций сохранения
и переосмысления религиозной
традиции в культуре XX—XXI веков.

религиозн
ой темы в
творчеств
е
композито
ров XX—
XXI
веков.
Религиозн
ая
тематика в
контексте
попкульту
ры

Исполнение музыки духовного
содержания, сочинённой
современными композиторами.
На выбор или факультативно
Исследовательские и творческие
проекты по теме
«Музыка и религия в
наше время». Посещение
концерта духовной
музыки

Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
№
блока,
колво
часов
А)
3—4
учебны
х
часа

Тема

Каме
рная
музы
ка

Содержание

Жанры
камерной
вокальной
музыки
(песня,
романс,
вокализ и

Виды деятельности обучающихся

Слушание музыкальных произведений
изучаемых жанров, (зарубежных и
русских композиторов); анализ
выразительных средств,
характеристика музыкального образа.

др.).
Инструме
нтальная
миниатюр
а (вальс,
ноктюрн,
прелюдия,
каприс и
др.).
Одночастн
ая,
двухчастн
ая,
трёхчастна
я
репризная
форма.
Куплетная
форма

Определение на слух музыкальной
формы и составление её буквенной
наглядной схемы.
Разучивание и исполнение
произведений вокальных
и инструментальных жанров.
На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких
фрагментов с соблюдением основных
признаков жанра (вокализ —
пение без слов, вальс — трёхдольный
метр и т. п.).
Индивидуальная или коллективная
импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа
камерной миниатюры через устный или
письменный текст, рисунок,
пластический этюд

Б)
4—6
учебны
х
часаов

Цикл
ическ
ие
форм
ы и
жанр
ы

Сюита,
цикл
миниатюр
(вокальны
х,
инструмен
тальных).
Принцип
контраста.
Прелюдия
и фуга.
Соната,
концерт:
трёхчастна
я форма,
контраст
основных
тем,
разработо
чный
принцип
развития

Знакомство с циклом миниатюр.
Определение принципа, основного
художественного замысла цикла.
Разучивание и исполнение небольшого
вокального цикла.
Знакомство со строением сонатной
формы. Определение на слух основных
партийтем в одной из классических
сонат.
На выбор или факультативно
Посещение концерта (в том числе
виртуального).
Предварительное изучение информации
о произведениях концерта (сколько в
них частей, как они называются, когда
могут звучать аплодисменты).
Последующее составление рецензии на
концерт

В)
4—6

Сим
фон

Одночас
тные

Знакомство с образцами симфонической
музыки: программной увертюры,

учеб
ных
часо
в

иеск
ая
муз
ыка

симфони
ческие
жанры
(увертюр
а,
картина).
Симфон
ия

классической 4-частной симфонии.
Освоение основных тем (пропевание,
графическая фиксация, пластическое
интонирование), наблюдение за
процессом развёртывания музыкального
повествования. Образно-тематический
конспект.
Исполнение (вокализация,
пластическое интонирование,
графическое моделирование,
инструментальное музицирование)
фрагментов симфонической музыки.
Слушание целиком не менее одного
симфонического произведения.
На выбор или факультативно
Посещение концерта (в том числе
виртуального) симфонической музыки.
Предварительное изучение информации
о произведениях концерта (сколько в
них частей, как они называются, когда
могут звучать аплодисменты).
Последующее составление рецензии на
концерт

Г)
4—6
учеб
ных
часо
в

Театра
льные
жанры

Опера,
балет.
Либретто.
Строение
музыкальн
ого
спектакля:
увертюра,
действия,
антракты,
финал.

Знакомство с отдельными номерами
из известных опер, балетов.
Разучивание и исполнение небольшого
хорового фрагмента из оперы.
Слушание данного хора в аудио- или
видеозаписи. Сравнение собственного и
профессионального исполнений.

Массовые
сцены.
Сольные
номера
главных
героев.
Номерная
структура
и
сквозное
развитие
сюжета.
Лейтмоти
вы.
Роль
оркестра в
музыкаль
ном
спектакле

Различение, определение на слух:
— тембров голосов оперных певцов;
— оркестровых групп, тембров
инструментов;
— типа номера (соло, дуэт, хор и т.
д.).
Музыкальная викторина на материале
изученных
фрагментов музыкальных спектаклей.
На выбор или факультативно
Посещение театра оперы и балета (в
том числе виртуального).
Предварительное изучение информации
о музыкальном спектакле (сюжет,
главные герои и исполнители,
наиболее яркие музыкальные номера).
Последующее составление рецензии на
спектакль

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
№
блока,
колво
часов
А)
3—4
учеб
ных
часа

Тема

Музык
а
и
литера
тура

Содержание

Единство
слова и
музыки в
вокальны
х жанрах
(песня,
романс,
кантата,
ноктюрн,
баркарола
, былина
и др.).
Интонаци
и
рассказа,
повествов
ания в

Виды деятельности обучающихся

Знакомство с образцами вокальной и
инструментальной музыки.
Импровизация, сочинение мелодий на
основе стихотворных строк, сравнение
своих вариантов с мелодиями,
сочинёнными композиторами (метод
«Сочинение сочинённого»).
Сочинение рассказа, стихотворения под
впечатлением
от
восприятия
инструментального
музыкального
произведения.

инструме
нтальной
музыке
(поэма,
баллада и
др.).
Программ
ная
музыка
Б)
3—4
учеб
ных
часа

Муз
ыка
и
жив
опи
сь

Выразител
ьные
средства
музыкальн
ого и
изобрази
тельного
искусства.
Аналогии:
ритм,
композици
я, линия
—
мелодия,
пятно —
созвучие,
колорит —
тембр,
светлотнос
ть —
динамика
и т. д.
Программ
ная музы
ка.
Импресси
онизм (на
примере
творчеств
а
французс
ких
клавесини
стов,
К.
Дебюсси,

Рисование образов программной
музыки. Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и авторов
изученных произведений

Знакомство с музыкальными
произведениями программной музыки.
Выявление интонаций изобразительного
характера.
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
Разучивание, исполнение песни с
элементами
изобразительности.
Сочинение к ней ритмического и
шумового аккомпанемента с целью
усиления изобразительного эффекта.
На выбор или факультативно
Рисование под впечатлением от
восприятия
музыки
программноизобразительного характера.
Сочинение музыки, импровизация,
озвучивание картин художников

А. К.
Лядова и
др.)
В)
3—4
учеб
ных
часа

Муз
ыка
и
теат
р

Музыка к
драматичес
кому
спектаклю
(на
примере
творчества
Э. Грига,
Л. ван
Бетховена,
А. Г.
Шнитке, Д.
Д.
Шостакови
ча и др.).
Единств
о
музыки,
драмату
ргии,
сцениче
ской
живопис
и,
хореогра
фии

Знакомство с образцами музыки,
созданной отечественными и
зарубежными композиторами для
драматического театра.
Разучивание, исполнение песни из
театральной поста новки. Просмотр
видеозаписи спектакля, в котором
звучит данная песня.
Музыкальная викторина на
материале изученных фрагментов
музыкальных спектаклей.
На выбор или факультативно
Постановка музыкального спектакля.
Посещение театра с последующим
обсуждением (устно или письменно)
роли музыки в данном спектакле.
Исследовательские проекты о музыке,
созданной отечественными
композиторами для театра

Г)
3—4
учеб
ных
часа

Музык
а кино
и
телеви
дения

Музыка
в немом
и
звуковом
кино.
Внутрика
дровая и
закадрова
я музыка.
Жанры
фильмаоперы,
фильмабалета,
фильмамю-

Знакомство с образцами киномузыки
отечественных и зарубежных
композиторов.
Просмотр фильмов с целью анализа
выразительного эффекта, создаваемого
музыкой.
Разучивание, исполнение песни из
фильма.
На выбор или факультативно
Создание любительского музыкального
фильма. Переозвучка фрагмента
мультфильма.
Просмотр фильма-оперы или фильмабалета. Аналитическое эссе с ответом
на вопрос «В чём отличие видеозаписи
музыкального спектакля от фильма-

зикла,
музыкаль
но го
мультфил
ьма (на
примере
произведе
ний Р.
Роджерса,
Ф. Лоу,
Г.
Гладкова,
А.
Шнитке)

оперы (фильма-балета)?»

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
№
блока,
колво
часов
А)
3—4
учеб
ных
часа

Тема

Джаз

Содержание

Джаз —
основа
популяр
ной
музыки
XX века.
Особенн
ости
джазовог
о языка и
стиля
(свинг,
синкопы,
ударные
и
духовые
инструме
нты,
вопросоответная
структур
а

Виды деятельности обучающихся

Знакомство с различными джазовыми
музыкальными композициями и
направлениями (регтайм, биг-бэнд,
блюз).
Определение на слух:
— принадлежности к джазовой или
классической музыке;
— исполнительского состава (манера
пения, состав инструментов).
Разучивание, исполнение одной из
«вечнозелёных»
джазовых
тем.
Элементы ритмической и вокальной
импровизации на её основе.
На выбор или факультативно
Сочинение блюза.
Посещение концерта джазовой музыки

мотивов,
гармони
ческая
сетка,
импрови
зация)
Б)
3—4
учеб
ных
часа

В)
3—4
учеб
ных
часа

Мюзи
кл

Молод
ёжная
музыка
льная
культу
ра

Особенност
и жанра.
Классика
жанра —
мюзиклы
середины
XX века (на
примере
творчества
Ф. Лоу,
Р.
Роджерса,
Э.
Л.
Уэббера и
др.).

Знакомство с музыкальными
произведениями, сочинёнными
зарубежными и отечественными
композиторами в жанре мюзикла,
сравнение с другими театральными
жанрами (опера, балет,
драматический спектакль).
Анализ рекламных объявлений о
премьерах мюзиклов в современных
СМИ.
Просмотр видеозаписи одного из
мюзиклов, написание собственного
рекламного
текста
для
данной
постановки.

Современн
ые
постановк
и в жанре
мюзикла
на
российско
й сцене

Разучивание и исполнение отдельных
номеров из мюзиклов.

Направле
ния и
стили
молодёжн
ой
музыкаль
ной
культуры
XX—
XXI веков
(рок-нролл, рок,
панк, рэп,
хип-хоп
и др.).

Знакомство с музыкальными
произведениями, став шими
«классикой жанра» молодёжной
культуры (группы «Битлз», «ПинкФлойд», Элвис Пресли, Виктор Цой,
Билли Айлиш и др.).
Разучивание и исполнение песни,
относящейся к од ному из
молодёжных музыкальных течений.
Дискуссия на тему «Современная
музыка».
На выбор или факультативно
Презентация альбома своей любимой
группы

Социаль
ный и
коммерч
е ский
контекст
массово
й
музыкал
ьной
культур
ы
Г)
3—4
учеб
ных
часа

Музык
а
цифров
ого
мира

Музыка
повсюду
(радио,
телевиден
ие,
Интернет,
наушники
). Музыка
на любой
вкус
(безгранич
ный
выбор,
персональ
ные
плейлисты
).
Музыкаль
ное
творчеств
ов
условиях
цифровой
среды

Поиск
информации
о
способах
сохранения
и
передачи
музыки
прежде и сейчас.
Просмотр
музыкального
клипа
популярного исполнителя. Анализ его
художественного
образа,
стиля,
выразительных средств.
Разучивание и исполнение
популярной современной песни.
На выбор или факультативно
Проведение социального опроса о
роли и месте музыки в жизни
современного человека.
Создание собственного музыкального
клипа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое
единство трёх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской
Федерации
и
других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру; интерес
к
изучению истории отечественной
музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа- лизации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание
комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях
мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в
них;
активное
участие
в
музыкально-культурной
жизни
семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны,
в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни
праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных
и
духовных
ценностей
этического
и
религиозного
контекста,
социальноисторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности, при
подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям,
самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности
музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
3.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение
музыкальным языком, навыками познания
музыки
как
искусства
интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской
деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой,
исторической,
публицистической
информации
о
различных явлениях музыкального искусства, использование доступного
объёма специальной терминологии.
6. Физического
воспитания, формирования культуры здоровья
и
эмоционального благополучия:
5.

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности
и
гигиены,
в
том
числе
в
процессе
музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для
выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека.
1. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
2. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая
семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так
и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов
искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание
чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи,
предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и
направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный
опыт,
опыт
и
навыки
управления
своими
психоэмоциональными ресурса- ми в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета
«Музыка»:
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных
явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения
отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального
языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки
друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа
конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведённого слухового наблюдения-исследования.
1.

Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным
состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в
том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению
художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между
собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы,

инструменты

и

запросы при поиске и

отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с
учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального
мышления.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания,
понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального
произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение
к
исполняемому
произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении;
2.

эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в
ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с

музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать
ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на
другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и
индивидуальной
музыкальной
деятельности,
выбирать
наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:
ставить перед собой
среднесрочные
и
долгосрочные
цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач
частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые
варианты
решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.

Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту;
использовать музыку для
улучшения
самочувствия,
сознательного
управления
своим
психоэмоциональным
состоянием, в том
числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации),
концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения
своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других
как
в
повседневной
жизни,
так
и
в
ситуациях
музыкальноопосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять
открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством
во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный
контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,

могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных
мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего
народа, узнают
на слух родные интонации среди других, стремятся
участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают
ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям
музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность
умений.
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик
Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на
выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов
к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и
деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры
страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной
культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным
традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов
к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать
музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения; исполнять (в том числе
фрагментарно,
отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 6 «Образы русской и европейскойдуховной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения рус ской и
европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанрыи направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими
видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на
основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение,
рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин,
кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из
разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения.
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их
разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для
данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и годам
обучения в двух вариантах. Тематическое наполнение модулей также допускает
перекомпоновку, исключение отдельных блоков, изменение по количеству
учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом
возможностей
региона,
образовательной
организации,
возможностей
дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и
музыкального развития обучающихся.
Распределение тематических модулей по учебным четвертям
1-я четверть (8
часов)

2-я четверть (7
часов)

3-я
четверть
(10 часов)

4-я четверть
часов)

5 класс
Музыка
моего края
(А, Б)

Русская
классическая
музыка (А,
Д)
6 класс

Европейская
классическая
музыка (А,
Б)

Связь музыки
с другими
видами
искусства (А,
Б)

(9

Народное
музыкальное
творчество России (А, Б или
А,
В или Б, В)

Русская
классическая
музыка (Б,
В)

Европейская
классическая
музыка (В,
Г)

Жанры
музыкального
искусства (А,
Б)

7 класс
Музыка
народов
мира
(А, Б)

Истоки и образы
русской
и европейской
духовной
музыки (А, Б
или А,
В или Б, В)

Европейская
классическая
музыка
(Д)

Жанры
музыкального
искусства
(В)

Связь
музыки с
другими
видами
искусства
(В, Г)

8 класс
Музык
а
моего
края
(В, Г)

Жанры
музыкальног
о
искусства (Г)

Русская
классическа
я музыка (Г)

Европейска
я
классическа
я музыка
(Е)

Русская
классиче
ская
музыка
(Е)

Современна
я музыка:
основные
жанры и
направлени
я (А, Б)

При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны
быть
учтены
возможности
использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции
цифровых
образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и
воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».