РП Окружающий мир 1-4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной
образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
окружающий мир
начальное общее образование
1-4 класс

2022

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................. 5
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»7
1 класс ................................................................... 7
2 класс ................................................................... 9
3 класс ................................................................. 12
4 класс ................................................................. 16
Планируемые результаты освоения программы учебного
предмета «Окружающий мир»
на уровне начального общего образования ............. 20
Личностные результаты ....................................... 20
Метапредметные результаты .............................. 21
Предметные результаты ...................................... 24
1 класс ................................................................... 24
2 класс ................................................................... 25
3 класс ................................................................... 26
4 класс ................................................................... 28
Тематическое планирование .................................. 30
1 класс (66 часов) ...................................................... 30
2 класс (68 часов) ...................................................... 34
3 класс (68 часов) ...................................................... 38
класс (68 часов)

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного
предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками;
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым
результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе
завершатся перечнем универсальных учебных действий — познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного
предмета «Окружающий мир» с учётом
возрастных
особенностей
младших
школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе
обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной
деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия,
саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при
налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами
устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в
специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год
обучения в начальной школе.
В Тематическом планировании описывается программное со- держание по всем
разделам содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы
организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно
использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного
стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
 в развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной
и
жизненной
практике,
связанной
как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим





использованием приобретённых знаний в речевой, изобразитель- ной,
художественной деятельности;
в духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому
этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение
младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков
повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами
поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек
и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание,
усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты
сво- их поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий
мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 ч (два
часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс —
68 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1
КЛАСС (66 ч)
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и
отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота
рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи
между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы)
в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
 сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений
в живой природе от состояния неживой природы;
 приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые,
рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в
пределах изученного);
 приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать
различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
 соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять
ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
 воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
 соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью
народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
 описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
 сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового
образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание,
безопасность использования бытовых электроприборов);



оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими
детьми, выполнять самооценку;
 анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
 соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться,
справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений,
при участии учителя устранять возникающие конфликты.
2 КЛАСС (68 ч)
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы —
святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия —
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории
родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни
человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия,
наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия
жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по
местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью
компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие
животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на
занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на

прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете
(коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
 ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение,
измерение);
 на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое,
газообразное);
 различать символы РФ;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
 группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в
пределах изученного);
 различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
 различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
 читать информацию, представленную в схеме, таблице;
 используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
 соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
—понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека,
органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура
поведения; Родина, столица, родной край, регион);
—понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление,
вещество; заповедник);
—понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья
(режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
 описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет
Солнечной системы;
 создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья»,
«Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное
сообщество» и др.);
 создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения
как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой
природы);
 приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на
примере своей местности);
 описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной
задачи;
 контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по
решению учебной задачи;







оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии
с правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры
общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных
веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы,
оценивать свой вклад в общее дело;
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы
их разрешения.
3 КЛАСС (68 ч)
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина
— Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города
Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного
края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в
которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество.
Разнообразие веществ в окружающем мире Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды.
Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой
природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных
грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость
жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и
развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста










растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы,
звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные
родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в при- родном
сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные —
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье
и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила
перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, без- опасные
зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов
инженерной инфраструктуры жи- лого дома, предупреждающие знаки
безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в
аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать
выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе на- шей планеты; находить на глобусе материки






















и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу,
свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах,
таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
—понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
—понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
—понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные,
индивидуальные признаки;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников,
положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие
конфликты с учётом этики общения.
4 КЛАСС (68 ч)
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава
государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика
родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год,

День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда,
День Победы, День России, День народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и
яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох
как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка
Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников
истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения,
опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к
нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика
планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на
Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг
Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море,
озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов
человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного
поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в
городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города;
правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях
культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных
знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в
Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.





























Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного
использования электронных ресурсов школы;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на
предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации,
таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись,
объект
Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных
систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в
рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть
трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы;
планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей —
руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
















ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни
других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные
новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап
их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями
ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он
живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы учебного
предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений
по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты
начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных
и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности,
которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений,
которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;



использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
 Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе ин- формационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
 Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих
знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения
во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес
к экспериментам, проводимым под руководством учителя;



определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая
и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента
времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
3) Самооценка:
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.









ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и
на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя),
группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные
явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы












животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные
признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе
своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру
воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.

2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его
главный город;
 узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа
и других народов, государственным символам России; соблюдать правила
нравственного поведения в социуме и на природе;
 распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
 приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного
края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности
и профессий жителей родного края;
 проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
 приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
 ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
 создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
 использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;







соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы,
проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого
доступа в Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных
сообществах с помощью учителя в случае необходимости.

3 класс
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа
и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
 различать расходы и доходы семейного бюджета;
 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
 проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
 сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска
и извлечения информации, ответов на вопросы;
 использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
 фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
 соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
 соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
 соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;



безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа
в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении
в мессенджерах.

4 класс
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа
и других народов, государственным символам России; соблюдать правила
нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных
периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы
с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов, следуя правилам безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений
и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
 называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и
за рубежом (в пределах изученного);
 называть экологические проблемы и определять пути их решения;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
 использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
 осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
 соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,




торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде;
осуществлять безопасный
поиск образовательных ресурсов и достоверной
информации в Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (66 ч)

Тема, раздел
курса
Человек
и общество.
16 ч

Человек
и природа.
37 ч

Программное содержание
Школьные традиции и
праздники.
Классный,
школьный
коллектив,
совместная деятельность.
Одноклассники,
взаимоотношения
между
ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.
Рабочее место школьника.
Правила безопасной работы
на учебном месте, режим
труда и отдыха
Россия. Москва — столица
России. Народы России.
Первоначальные сведения о
родном крае. Название
своего населённого пункта
(города, села), региона.
Культурные
объекты
родного края. Труд людей.
Ценность
и
красота
рукотворного
мира.
Правила
поведения
в
социуме
Моя семья в прошлом и
настоящем.
Имена
и
фамилии членов семьи, их
профессии.
Взаимоотношения
и
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
Природа
и
предметы,
созданные
человеком.
Природные
материалы.
Бережное отношение к
предметам, вещам, уход за
ними.
Неживая и живая природа.
Погода
и
термометр.

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Экскурсия
по
школе,
знакомство
с
помещениями. Обсуждение ситуаций по теме,
например, «Правила поведения в классе и в
школе». Беседа по теме, например, «Как
содержать рабочее место в порядке»

Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на темы «Москва — столица России»,
«Экскурсия по Москве». Экскурсии, целевые
прогулки,
просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Москва — столица России», о
родном крае, труде людей. Рассматривание и
описание изделий народных промыслов родного
края и народов России. Беседа по теме,
например, «Правила поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее, библиотеке»
Работа
с
иллюстративным
материалом:
рассматривание фото, репродукций на тему
«Семья». Учебный диалог по теме, например,
«Что такое семья». Рассказы детей по теме,
например, «Как наша семья проводит свободное
время»
Учебный диалог по теме, например, «Почему
люди должны оберегать и охранять природу».
Обсуждение ситуаций по теме, например,
«Правила поведения в природе». Экскурсии по
теме, например,
«Сезонные изменения в природе, наблюдение
за погодой». Практическая работа по теме,
например, «Измеряем температуру».

Наблюдение за погодой
своего края.
Сезонные изменения в
природе.
Взаимосвязи
между
человеком и
природой.
Правила
нравственного
и
безопасного поведения
в природе
Растения
ближайшего
окружения
(узнавание,
называние,
краткое
описание). Лиственные и
хвойные
растения.
Дикорастущие и культур-

Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и
дикие животные (различия в
условиях жизни). Забота о
домашних питомцах

Правила
безопасной
жизни.
7ч

Необходимость соблюдения
режима
дня,
правил
здорового питания и личной
гигиены.
Правила безопасности в
быту:
пользование
бытовыми
электроприборами,
газовыми плитами. Дорога
от дома до школы.
Правила
безопасного
поведения
пешехода
(дорожные знаки, дорожная
разметка,
дорожные
сигналы)
Безопасность
в
сети
Интернет
(электронный
дневник и электронные

Работа с иллюстративным материалом: «Живая и
неживая природа»

Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев,
кустарников, трав. Определение названия по
внешнему
виду
дерева.
Работа
с
иллюстративным материалом: деление растений
на две группы — дикорастущие и культурные.
Учебный диалог по теме, например, «Чем
различаются дикорастущие и культурные
растения?». Практическая работа по теме,
например, «Найдите у растений их части».
Рассматривание и зарисовка разнообразия частей
растения: разные листья, разные цветки и плоды,
разные корни (по выбору). Практическая работа
по теме, например, «Учимся ухаживать
за растениями уголка природы»
Игра-соревнование по теме, например, «Кто
больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)».
Наблюдения за поведением животных в
естественных условиях: повадки птиц, движения
зверей, условия обитаний насекомых (во время
экскурсий, целевых прогулок, просмотра
видеоматериалов).
Логическая
задача:
найди
ошибку
в
иллюстрациях — какое животное попало в эту
группу неправильно. Рассказы детей по теме,
например, «Мой домашний питомец»
Беседа по теме, например, «Что такое режим
дня»: обсуждение режима дня первоклассника.
Рассказ учителя: «Что такое правильное
питание». Практическое занятие (при наличии
условий) в кабинете технологии: «Правила
пользования
газовой
и
электроплитой».
Составление памятки по теме, например,
«Телефоны экстренных служб». Дидактическая
игра по теме, например, «Правила поведения на
улицах и дорогах, дорожные знаки»

ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа
в Интернет.
Резерв: 6 ч
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их
изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорретированы с учётом
резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания
с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
2 КЛАСС (68 ч)
Тема,
раздел курса
Человек
и общество.
16 ч

Программное
содержание
Наша Родина — Россия,
Российская
Федерация.
Россия и её столица на
карте.
Государственные
символы России, символика
своего региона. Москва —
столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы истории
Москвы. Города России.
Свой регион и его столица
на карте
РФ.
Россия
—
многонациональное
государство.
Народы
России,
их
традиции,
обычаи, праздники. Родной
край, его природные и
культурные
достопримечательности.
Значимые события истории
родного края. Свой регион и
его главный город на карте.
Хозяйственные
занятия,
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества
Семья
—
коллектив.
Семейное древо. Семейные
ценности
и
традиции.
Совместный труд и отдых.
Участие детей в делах семьи

Методы и формы организации
обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве
России, о многонациональном составе населения
страны. Игра-путешествие по теме, например,
«Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии
по Москве, Санкт-Петербургу». Рассказ учителя
по теме, например, «История возникновения
Москвы».
Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ.
Чтение текстов учебника о народах России, об их
традициях, обычаях, праздниках.
Составление сообщения об истории родного края
(при помощи взрослых, с использованием
дополнительных источников информации).
Учебный диалог по теме, например, «Зачем
человек трудится?».
Дидактическая игра по теме, например,
«Профессии города и села». Логическая задача по
теме, например, «Разделим картинки на три
группы: профессии, которые есть только в
городе; профессии села; профессии, которые есть
и в селе, и в городе»

Учебный диалог по теме, например, «Послушаем
друг друга, расскажем о своей семье».
Обсуждение обязанностей в семье, семейных
традиций, совместный труд и отдых.
Практическая работа по теме, например,
«Составление схемы родословного древа семьи»
Правила
культурного Учебный диалог по теме, например, «Оцени себя
поведения в общественных — умеешь ли ты сдерживать эмоции?». Анализ
местах.
Доброта, ситуаций, раскрывающих примеры гуманного

Человек
и природа. 34 ч

справедливость, честность,
уважение к чужому мнению
и особенностям других
людей — главные правила
взаимоотношений членов
общества
Наблюдения,
опыты,
измерения.
Звёзды
и
созвездия,
наблюдения
звёздного неба. Планеты.
Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни
на
Земле.
Изображения
Земли:
глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны.
Определение
сторон
горизонта при помощи
компаса.
Компас,
его
устройство,
ориентирование
на
местности
Многообразие
растений.
Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие
и
культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход
изменений
в
жизни
растения
Мир животных (фауна).
Насекомые, рыбы, птицы,
звери,
земноводные,
пресмыкающиеся:
общая
характеристика
(особенности
внешнего
вида, движений, питания,
размножения).
Сезонная жизнь животных
Красная книга России, её
значение,
отдельные
представители растений и
животных Красной книги.
Заповедники,
природные
парки. Охрана природы.
Правила
нравственного
поведения на природе

отношения к людям. Работа в группе: работа с
пословицами, сравнение и группировка слов по
противоположному значению (добрый —
жадный, смелый — трусливый, правдивый —
лживый и др.)
Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля
отличается от других планет» Просмотр и
обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему
«Звёздное небо. Созвездия».
Практическая работа с глобусом. Рассказ
учителя, работа с текстом учебника: описание и
особенности океанов и материков на Земле.
Практическая работа с картой: «Как показывать
объекты на настенной карте»

Экскурсия в парк: сравнение деревьев,
кустарников, трав. Игра-соревнование по теме,
например, «Кто больше вспомнит названий
деревьев». Коммуникативная деятельность:
описание растений по Экскурсия в парк:
сравнение деревьев, кустарников, трав. Играсоревнование по теме, например, «Кто больше
вспомнит названий деревьев». Коммуникативная
деятельность: описание растений по
Дидактическая игра по теме, например, «Угадай
животное по описанию». Логическая задача по
теме, например, «Найди ошибку — какое
животное попало в эту группу случайно».
Учебный
диалог
с
использованием
иллюстративного материала по теме, например,
«Как живут животные в разные времена года».
Ролевая игра по теме, например, «Собрание в
лесу — кто как готовится к зиме». Работа в
группах: подготовьте вопросы о жизни животных
для других групп
Учебный диалог по теме, например, «Что такое
Красная книга?». Просмотр и обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов (по выбору) на тему: «Растения и
животные Красной книги». Рассказ учителя:
«Растения и животные нашего края, занесённые в
Красную книгу». Коллективное составление
памятки по теме, например,
«Правила поведения в заповедных местах».
Работа в группе: чтение текстов учебника и

Правила
безопасной
жизни.
12 ч

Здоровый образ жизни:
режим дня (чередование
сна,
учебных
занятий,
двигательной активности) и
рациональное
питание
(количество приёмов пищи
и
рацион
питания).
Физическая
культура,
закаливание,
игры
на
воздухе
как
условие
сохранения и укрепления
здоровья.
Правила
безопасности
в
школе
(маршрут
до
школы,
правила
поведения
на
занятиях, переменах, при
приёмах пищи, а также
на
пришкольной
территории).
Правила
безопасного
поведения
пассажира
наземного
транспорта и метро. Номера
телефонов
экстренной
помощи.
Правила
поведения при пользовании
компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация
в
мессенджерах и социальных
группах)
в
условиях
контролируемого доступа
в Интернет.

использование полученной информации для
подготовки собственного рассказа о Красной
книге. Коллективное
составление
плана
рассказа о редком растении и животном
Учебный диалог по теме, например, «Зачем
нужен режим дня? Почему нужно правильно
питаться?». Беседа по теме, например, «Что
может
случиться на прогулке, на игровой
площадке, дома и в школе, если не соблюдать
правила безопасности». Ролевая игра по теме,
например, «Мы — пешеходы».
Анализ дорожных ситуаций. Работа в паре:
соотнесение изображений и названий дорожных
знаков. Практическая работа по теме, например,
«Учимся
соблюдать
изученные
правила
безопасности под руководством инструктора
ГИБДД или учителя».
Обсуждение с опорой на иллюстрации
потенциальных опасностей бытовых предметов
и ситуаций. Беседа по теме, например, «Правила
поведения в общественном транспорте».
Практическая работа (при наличии условий) по
теме,
например,
«Правила
пользования
компьютером»

Резерв: 6 ч
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их
изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорретированы с учётом
резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания
с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
3 КЛАСС (68 ч)
Тема,
раздел курса

Методы и формы организации
обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Общество — совокупность Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций
Человек
которые на тему: «Что такое общество». Просмотр и
и общество. 20 ч людей,
объединены
общей обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
Программное
содержание

культурой и связаны друг с
другом
совместной
деятельностью
во
имя
общей цели. Наша Родина
— Российская Федерация —
многонациональная страна.
Особенности жизни, быта,
культуры народов
РФ.
Уникальные
памятники
культуры (социальные и
природные
объекты)
России,
родного
края.
Города Золотого кольца
России.
Государственная
символика
Российской
Федерации (гимн, герб,
флаг) и своего региона.
Уважение
к
культуре,
истории, традициям своего
народа и других народов
Семья
—
коллектив
близких, родных людей.
Поколения
в
семье.
Взаимоотношения в семье:
любовь, доброта, внимание,
поддержка.
Семейный
бюджет, доходы и расходы
семьи
Страны и народы мира на
карте. Памятники природы
и культуры — символы
стран, в которых они
находятся

Человек
и природа. 35 ч

Вещество.
Разнообразие
веществ в окружающем
мире.
Твёрдые
тела,
жидкости,
газы,
их
свойства.
Воздух — смесь газов.
Свойства воздуха. Значение
для жизни. Вода. Свойства
воды. Состояния воды, её
распространение в природе,
значение для жизни.
Круговорот воды в природе.
Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы.

других материалов (по выбору) на тему:
«Жизнь народов нашей страны».
Ролевая игра по теме, например, «Встречаем
гостей из разных республик РФ»: рассказы
гостей об их крае и народах, рассказы для
гостей о родном крае. Просмотр и обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и других
материалов (по выбору) по теме, напри- мер,
«Уникальные памятники культуры России».
Работа в группе: чтение текстов учебника и
использование полученной информации для
подготовки
собственного
рассказа
о
памятниках культуры России.
Моделирование маршрута по Золотому кольцу
с
использованием
фотографий
достопримечательностей, сувениров и т. д.
Составление сообщения о городах Золотого
кольца
России
с
использованием
дополнительных источников информации
(дифференцированное задание)
Учебный диалог по теме, например, «Для чего
создаётся семья», «Почему семью называют
коллективом». Работа в группах: коллективный
ответ на вопрос «Какие бывают семьи?».
Рассказ учителя: «Что такое семейный
бюджет». Беседа по теме, например, «Доходы и
расходы семьи». Практическая работа по теме,
например,
«Моделирование семейного
бюджета» (дифференцированное задание)
Практическая работа с картой: страны мира.
Работа в группах: самостоятельное составление
описания любой страны или народа мира (с
использованием дополнительной литературы и
Интерне- та). «Путешествие по странам мира»
(достопримечательности отдельных стран
мира, по
выбору детей): рассматривание
видеоматериалов,
слайдов,
иллюстраций.
Символы стран, с которыми знакомятся дети
Практические работы (наблюдение и опыты)
с веществами: текучесть, растворимость,
окрашиваемость и др.
Упражнения: классификация тел и веществ,
сравнение естественных и искусственных тел;
классификация
твёрдых,
жидких
и
газообразных веществ. Демонстрация учебных
экспериментов: состояния воды, свойства
воздуха. Рассказ учителя, анализ схемы
круговорота воды в природе.
Практические работы: горные породы и
минералы — название, сравнение, описание.

Полезные ископаемые, их
значение
в
хозяйстве
человека.
Полезные
ископаемые родного края
(2—3 примера). Почва, её
состав, значение для живой
природы
и
хозяйственной
деятельности человека
Царства природы.
Бактерии,
общее
представление.
Грибы:
строение
шляпочного
гриба;
съедобные
и
несъедобные грибы.
Разнообразие
растений.
Зависимость
жизненного
цикла
организмов
от
условий
окружающей
среды.
Размножение
и
развитие
растений.
Особенности
питания и
дыхания растений.
Роль растений в природе и
жизни людей, бережное
отношение
человека
к
растениям.
Условия,
необходимые для жизни
растения
(свет,
тепло,
воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация
изменений.
Растения
родного края, названия и
краткая
характеристика.
Охрана растений
Разнообразие
животных.
Зависимость
жизненного
цикла
организмов
от
условий окружаю- щей
среды.
Размножение
и
развитие животных (рыбы,
птицы,
звери,
пресмыкающиеся, земноводные).
Особенности
питания животных. Цепи
питания.
Условия, необходимые для
жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и
жизни людей, бережное
отношение
человека
к

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для
жизни природы и хозяйственной деятельности
людей)

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о
бактериях. Рассматривание и описание
особенностей внешнего вида бактерий.
Работа с иллюстративным материалом по теме,
например, «Какие грибы мы не положим в
корзинку». Рисование схемы: «Шляпочный
гриб». Рассказ учителя: «Чем грибы
отличаются от растений».
Работа в группе: классификация растений из
списка, который предложили одноклассники.
Коллективное создание схемы по теме,
например,
«Условия
жизни
растений».
Рассказрассуждение о жизни растений.
Практическая работа в паре по теме, например,
«Размножения растений (побегом, листом,
семенами)». Охраняемые растения родного
края
(наблюдение,
рассматривание
иллюстраций)

Дидактическая игра по теме, например, «Каких
животных
мы
знаем».
Коллективное
составление схемы по теме, например,
«Разнообразие животных».
Упражнения:
опиши
животное,
узнай
животное, найди ошибку в классификации
животных.
Учебный диалог по теме, например, «Как
животные питаются». Составление и анализ
цепей питания.
Работа в парах: характеристика животных по
способу размножения (на основе справочной
литературы), подготовка презентации.
Моделирование
стадий
размножения
животных (на примере земноводных, рыб).
Рассказ учителя по теме, например, «Как

Правила
безопасной
жизни.
7ч

животным.
Охрана человек одомашнил животных». Рассказы
животных.
детей по теме, например,
Животные родного края, их «Мой домашний питомец». Просмотр и
названия.
обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему
«Охрана животных»
Природные
сообщества: Работа со словарём: определение значения
лес, луг, пруд. Взаимосвязи слова
в природном сообществе. «сообщество». Рассказ учителя по теме,
Создание
человеком например,
природных сообществ для «Что такое природное сообщество». Учебный
хозяйственной
диалог по теме, например, «Особенности леса
деятельности,
получения (луга, водоёма) как сообщества». Сравнение
продуктов питания (поле, понятий:
естественные
сообщества,
сад, огород).
искусственные сообщества. Беседа по теме,
Природные
сообщества например, «Для чего человек создает новые
родного края (примеры).
сообщества?».
Обсуждение
ситуаций,
Правила поведения в лесу, раскрывающих правила положительного и
на водоёме, на лугу
отрицательного отношения к природе
Человек — часть природы. Обсуждение текстов учебника, объяснения
Общее представление о учителя:
«Строение
тела
человека».
строении тела человека. Рассматривание схемы строения тела человека:
Системы органов (опорно- называние, описание функций разных систем
двигательная,
органов.
пищеварительная,
Практическая работа по теме, например,
дыхательная, кровеносная, «Измерение температуры тела и частоты
нервная, органы чувств), их пульса»
роль в жизнедеятельности
организма.
Гигиена
отдельных органов и систем
органов человека.
Измерение
температуры
тела человека, частоты
пульса
Здоровый образ жизни; Практическая работа по теме, например,
забота
о
здоровье
и «Рассматривание
знаков
(опасно,
безопасности окружающих пожароопасно, взрывоопасно; внимание —
людей. Безопасность
автопогрузчик;
электрический
ток;
во дворе жилого дома малозаметное препятствие; падение с высоты),
(внимание
к
зонам коллективное объяснение их значения». Анализ
электрических,
газовых, ситуаций по теме, например, «Что может
тепловых подстанций и произойти, если…», Ролевая игра по теме,
других опасных объектов; например, «Рас- скажи малышу, как нужно
предупреждающие
знаки вести себя на игровой
безопасности).
и спортивной площадке». Рассказ учителя по
Транспортная безопасность теме, например, «Правила поведения в
пассажира разных видов транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту
транспорта,
правила самолета,
судна».
Работа в группах:
поведения на вокзалах, в составление памятки по теме, например,
аэропортах,
«Правила поведения в аэропортах, на борту
на борту самолёта, судна. самолета, судна (по выбору группы)».
Безопасность в Интернете

(ориентировка в признаках
мошенничества в сети;
защита
персональной
информации)
в
условиях
контролируемого доступа в
Интернет

Учебный диалог по теме, например, «Как
обеспечить безопасность при работе в
Интернете».
Обсуждение
результатов
проектной
деятельности по теме, например, «Что такое
здоровый образ жизни и как его обеспечить»

Резерв: 6 ч
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов
на их изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорретированы с учётом
резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания
с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
4 КЛАСС (68 ч)
Тема,
раздел курса

Программное
содержание

Государственное
Человек
и общество. 33 ч устройство РФ (общее
представление).
Конституция — Основной
закон
Российской
Федерации.
Права
и
обязанности
гражданина
РФ. Президент РФ — глава
государства.
Политикоадминистративная
карта
России. Города России.
Общая
характеристика
родного края: природа,
главный город, важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.
Государственные
праздники
в
жизни
российского
общества:
Новый год, День защитника
Отечества, Международный
женский день, День весны и
труда, День Победы, День
России, День народного
единства,
День
Конституции. Праздники и
памятные
даты
своего
региона.
Характеристика
отдельных
исторических
событий, связанных с ним

Методы и формы организации
обучения.
Характеристика
деятельности обучающихся
Работа с политико-административной картой
РФ: определение местонахождения республик
РФ, краёв, крупнейших областей и городов
России.
Чтение статей Конституции РФ о правах
граждан РФ. Рассказ учителя по теме,
например,
«Забота о детстве — главная
особенность нашего государства».
Чтение и обсуждение текстов
учебника,
объяснения учителя. Игра-соревнование по
теме, напри- мер, «Знаем ли мы свой родной
край?». Рассказ учителя о важнейших
страницах истории родного края. Обсуждение
докладов
и
презентаций
учащихся
(дифференцированное задание) по теме, например, «Мой родной край».
Учебный диалог по теме, например,
«Государственные праздники России». Работа в
парах по теме, например, «Рассказ о любом
празднике РФ или своего региона»

История Отечества. «Лента
времени» и историческая
карта.
Наиболее важные
и
яркие
события
общественной и культурной
жизни страны
в разные исторические
периоды: государство Русь,
Московское
государство,
Российская империя, СССР,
Российская
Федерация.
Картины
быта,
труда;
духовно-нравственные
и
культурные
традиции
людей
в
разные
исторические времена.
Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее
значимые
объекты списка Всемирного
культурного наследия в
России и за рубежом (3—4
объекта).
Охрана
памятников
истории
и
культуры.
Посильное
участие
в
охране
памятников истории
и
культуры
своего
края.
Правила
нравственного
поведения,
культурные
традиции людей в разные
исторические времена

Человек
и природа. 24 ч

Солнце — ближайшая к нам
звезда, источник света и
тепла для всего живого на
Земле.
Характеристика
планет
Солнечной
системы.
Естественные
спутники
планет. Смена дня
и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены
дня и ночи.
Обращение Земли вокруг
Солнца и смена времён
года.

Практическая работа по теме, например,
«Определение по «ленте времени» времени
(века), в котором происходили исторические
события».
Работа в паре: анализ исторической карты,
нахождение мест важнейших исторических
событий
в жизни России. Обсуждение рассказов
учителя, текста учебника о быте, традициях,
культуре Древней Руси. Экскурсия в
художественный музей (при наличии условий),
просмотр видеофрагментов, иллюстраций и
других материалов на темы «Искусство
Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Руси до XIX века»,
«Московское государство», «Искусство ХIХ
века»,
«Искусство ХХ века» (по выбору).
Учебный диалог по теме, например, «Как
выполняли свой долг защиты Отечества в
разные исторические времена граждане России
(на примере Отечественной войны 1812 г.,
Великой Отечественной войны (1941—1945
гг.)».
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций,
чтение текстов учебников (по выбору) на тему
«Объекты Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом». Рассказ учителя о
памятниках Всемирного наследия (например, в
России — Московский Кремль, памятники
Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская
стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции).
Учебный диалог по теме, например, «Как
охраняются памятники истории
и культуры». Обсуждение докладов учащихся
о значимых объектах культурного наследия
России (дифференцированное задание)
Игра-соревнование по теме, например, «Клуб
астрономов»: зададим друг другу вопросы о
Солнечной системе. Обсуждение выступлений
учащихся (дифференцированное задание) о
планетах. Рассматривание и обсуждение схемы:
вращение Земли вокруг своей оси — причина
смены дня и ночи.
Работа с картой: равнины и горы на территории
РФ, крупнейшие реки и озёра; моря,
омывающие Россию.
Описание объектов родного края: название,
место расположения, общая характеристика.
Учебный диалог по теме, например, «Как люди
используют водоёмы и реки для хозяйственной
деятельности».

Формы
земной
поверхности:
равнины,
горы, холмы, овраги (общее
представление,
условное
обозначение равнин и гор
на карте). Равнины и горы
России.
Особенности
поверхности родного края
(краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие
(океан, море, озеро, пруд);
река как водный поток.
Крупнейшие реки и озёра
России, моря, омывающие
её
берега,
океаны.
Использование человеком
водоёмов и рек. Водоёмы и
реки
родного
края:
названия,
краткая
характеристика.
Наиболее
значимые
природные объекты списка
Всемирного наследия в
России и за рубежом.
Охрана
природных
богатств: воды, воздуха,
полезных
ископаемых,
растительного и животного
мира.
Международная
Красная
книга
(3—4
примера).
Правила
нравственного
поведения в природе
Природные зоны России:
общее представление об
основных природных зонах
России:
климат,
растительный и животный
мир, особенности труда
и быта людей, охрана
природы.
Связи
в
природной зоне

Рассказ учителя, работа с иллюстративным
матери- алом: природные объекты списка
Всемирного наследия в России и за рубежом
(например, в Рос- сии — озеро Байкал, остров
Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы;
в мире — остров Пасхи (Чили); дорога
гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг
(Вьетнам); национальный парк Тонгариро
(Новая Зеландия). Обсуждение результатов
проектной деятельности по теме, например,
«Объекты Всемирного наследия в России и в
мире».
Рассказ учителя о Международной Красной
книге. Работа в группах по теме, например,
«Составление памятки «Правила поведения в
природе»

Учебный диалог по теме, например, «Почему
меняются природные зоны?». Коллективное
формулирование вывода: причиной смены
природных зон является разная освещённость
Солнцем поверхности Земли. Работа с текстом
учебника: особенности разных природных зон.
Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по
теме, например, «Какие организмы обитают в
природных зонах», составление рассказарассуждения по теме, например, «Как
животные приспосабливаются к условиям
жизни». Учебный диалог по теме, например,
«Экологические связи в природной зоне».
Моделирование характерных цепей питания в
изучаемой природной зоне.
Рассказ учителя об освоении природных
богатств в природных зонах и возникших
вследствие этого экологических проблемах.

Правила
безопасной
жизни.
5ч

Здоровый образ жизни:
профилактика
вредных
привычек.
Безопасность в городе.
Планирование безопасных
маршрутов
с
учётом
транспортной
инфраструктуры
города;
правила
безопасного
поведения велосипедиста
(дорожные знаки, дорожная
разметка, сигналы
и
средства
защиты
велосипедиста).
Безопасность в Интернете
(поиск
достоверной
информации
опознание
государственных
образовательных ресурсов
и детских развлекательных
порталов)
в
условиях
контролируемого доступа в
Интернет

Работа в группах: создание описания одной из
при- родных зон по
самостоятельно
составленному плану (с использованием
дополнительной информации, в том числе из
Интернета)
Учебный диалог по теме, например,
«Послушаем друг друга: как я выполняю
правила безопасной жизни». Работа в группах:
составление текста по теме, например, «Какие
опасности можно встретить на улице, в зонах
отдыха, в общественных местах». Анализ
ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…». Обсуждение
результатов работы групп. Ролевая игра по
теме, например, «Знаем ли мы правила езды на
велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники
ГИБДД, маленькие дети). Рассказ учителя по
теме, например, «Чем может быть опасен
Интернет. Как правильно искать информацию в
Интернете»

Резерв: 6 ч

Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов
на их изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорретированы с учётом
резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания
с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть
учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».