Подписано цифровой подписью: Ситник Ольга Владимировна Директор МБОУ СОШ № 4 DN: cn=Ситник Ольга Владимировна Директор МБОУ СОШ № 4 Дата: 2021.06.07 18:27:50 +05'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Согласовано Протокол педагогического совета № 3 от 06.11.2020г. Утверждена приказом директора №229 от 29.12.2020 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2020/21 учебный год 2020 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МБОУ СОШ № 4- средняя общеобразовательная школа, численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 244 человека, численность педагогического коллектива – 23 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. МБОУ СОШ № 4 (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в городе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. Многие педагоги школы родились в нашем селе, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Кроме того, ежегодно увеличивается количество детей с особыми потребностями и, к сожалению, растет количество семей , находящихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываются особенности сельской школы. В процессе воспитания школа активно сотрудничает с Центром культуры с.Покровское, Центром профориентации п.Буланаш, общественными объединениями села и АГО, ЦСПиД,КДН и ЗП, ПДН ОВД Артемовского района. В школе выстроена модель реализации воспитательной работы через интеграцию внеурочной деятельности, дополнительного образования, общешкольных мероприятий, функционирование школьного музея, медиацентра, Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация совместных мероприятий для всех участников образовательного процесса как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в 2 совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 3 Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; 4 - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в Школе используются следующие формы работы На внешкольном уровне: 5 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой, спортивной направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: -патриотическая акция «Бессмертный полк»; -экологическая акция «Сбережем дерево» (в сборе макулатуры активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты); - Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН); проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих: - спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах; - досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек; -концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др. На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: -День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы); -Праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, День учителя, «Последний звонок» и др.; -Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов); -Читательские и научно-практические конференции; -Недели высоких технологий; торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: - «Посвящение в первоклассники»; - «Посвящение в пятиклассники»; - «Прием в РДШ»; 6 - «Последний звонок». церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: -еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей; -награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года . На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; 7 внутриклассные вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями. поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая 8 предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, «Основы духовнонравственной культуры и светской этики», «ДЮП», «ЮИД», «ОБЖ», «Финансовая грамотность», «Занимательный английский», «Медиацентр», «Мое портфолио» , направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Серебряные нотки», «Акварелька», «Волшебная кисточка», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Юные экскурсоводы», «Маяк», направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Город мастеров», направленный на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся 9 возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом На уровне школы: через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе Структура ученического самоуправления: Общее собрание обучающихся Совет обучающихся школы Председатель совета 10 Отдел спорта Отдел знаний Отдел культуры Отдел информации Отдел труда Лидер класса Совет класса сектор спорта сектор знаний сектор культуры сектор информации сектор труда Ученик 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное движение «РДШ» – Российское движение школьников— Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как государственно-общественная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через 4 направления: -Гражданская активность. Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология. -Личностное развитие Творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии -Военно-патриотическое направление. Юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юные друзья полиции, юные инспектора движения. -Информационно-медийное направление Большая детская редакция, создание школьных газет, радио и телевидение, работа с социальными сетями, подготовка информационного контента, дискуссионные площадки. Модуль 3.7. «Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные 11 возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, в начале учебного года; регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); экскурсии, проводимые «Юными экскурсоводами» по историческим местам села Покровское, в школьном музее; выездные экскурсии в музей, на предприятия Свердловской области. 3.8. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности в сотрудничестве с Артемовским центром занятости населения; экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет; освоение школьниками основ профессии в Центре образования и профессиональной ориентации п. Буланаш. 3.9. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей; ежемесячное освещение школьных дел через телевизионный ютуб-канал; участие школьников в конкурсах школьных медиа. 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства 12 вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.11. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости На индивидуальном уровне: обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 13 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности». Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; 14 - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Список используемой литературы 1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научнопрактической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765773. 2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научнопрактической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ) 3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018. 4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61. 5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду 6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК). 7. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД 1-4 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела «Юные знатоки безопасного поведения» Ориентировочное время проведения декабрь 15 Ответственные Преподаватель ОБЖ Центра «Точка роста» Соревновательный конкурс групп поддержки команд-участниц Школьных Олимпийских игр «Рукодельные чудеса» Выставка изделий ручной работы «Золотая скакалка» декабрь декабрь декабрь «Шахматный турнир без границ!» декабрь Турнир по шашкам в рамках «Президентских соревнований школьников» Неделя лыжного спорта январь Олимпийские игры (лыжные гонки) январь Турнир по шашкам в рамках «Президентских соревнований школьников» Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военно-патриотическая игра «Зарница», «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. Олимпийские игры (теоретический конкурс-История Олимпийского движения) Неделя высоких технологий. январь 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек Олимпийские игры (спортивные игры: пионербол, волейбол) Праздник «Играй и побеждай» Праздник песни, посвященной спорту Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра День космонавтики-квест -игра Экологическая акция «Бумажный бум» Итоговая выставка детского творчества январь Педагог-организатор, учитель физкультуры, классные руководители Педагоги дополнительного образования учитель физкультуры, классные руководители Педагог дополнительного образования Центра «Точка роста» учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители февраль Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, учитель ОБЖ, классные руководители, учитель физкультуры февраль Педагог-организатор, классные руководители, учитель физкультуры Руководитель Центра «Точка роста» Педагог-организатор, классные руководители март март март март март апрель апрель апрель май 16 Классные руководители, учитель физкультуры Классные руководители, учитель физкультуры Беспамятных Е.Б, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог- организатор, педагоги дополнительного образования. Итоговая конференция май Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, проект «Окна Победы» Закрытие Олимпийских игр май «Путешествие по учебнику «Литературное чтение» Торжественная линейка «Последний звонок» май май Классные руководители, учитель физкультуры Библиотекарь, классные руководители 2-3 классов Заместитель директора по ВР,педагог-организатор май Курсы внеурочной деятельности Название курса Количество часов в неделю 1 3 2 Классы "Мое портфолио" "Акварелька" 1 2-4 Финансовая грамотность 3-4 1-4 1-4 2-4 1 "Серебряные нотки" ОБЖ «Занимательный английский» «Волшебная кисточка» 4 3 2 1 Ответственные Галушина Н.В. Хмелева Е.В. Хмелева Е.В.,Беспамятных Е.Б.,Чуднова Е.А. Беспамятных Е.Б. Березина К.В. Захарова Д.С. Сосновских С.Н. Самоуправление Дела, события, мероприятия Работа в соответствии с обязанностями, выбором направлений Отчет перед классом о проведенной работе Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители май Классные руководители Ответственные Профориентация Дела, события, мероприятия Знакомство с профессиями родителей, Классные встречи, Экскурсии Интерактив «Все работы хороши, выбирай на вкус» Внеклассные мероприятия Ориентировочное время проведения В течении года, согласно Программы профориентационной работы МБОУ СОШ № 4 Школьные медиа 17 Ответственные Педагог-организатор, классные руководители Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Schoolinfo» Видео-, фотосъемка классных мероприятий. Ориентировочное время проведения В течение года Руководитель Медиацентра В течение года Руководитель Медиацентра Ответственные Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Трудовая акция «Школьный двор» Акция «Дарите книги с любовью» Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Родники», «Памяти павших», «Посади дерево», и др.) Участие в проектах и акциях РДШ Ориентировочное время проведения сентябрь, май февраль апрель В течение года Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Экскурсии, походы Дела, события, мероприятия Экскурсия в школьный музей «Моя школа» Экскурсия по историческим местам села Покровское Экскурсия в школьный музей «Предметы крестьянского быта.» Экскурсия в школьный музей «Великой Победе посвящается» Сезонные экскурсии в природу Ориентировочное время проведения сентябрь октябрь октябрь май по плану классных руководителей Ответственные Руководитель музея, классный руководитель 1 класса Руководитель музея, классные руководители Руководитель музея, классные руководители Руководитель музея, классные руководители Классные руководители Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков Ориентировочное время проведения в течение года Классные руководители в течение года Классные руководители 18 Ответственные Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по уборке памятника «Павшим в годы войны» Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Благоустройство пришкольной территории в течение года Классные руководители сентябрь, апрель Классные руководители в течение года Классные руководители сентябрь, май,июнь Классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей Ориентировочное время проведения 1 раз/четверть Классные руководители в течение года Зам.директора по ВР в течение года Классные руководители, психолог, социальный педагог Классные руководители по плану классных руководителей по плану Совета Ответственные Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД 5-9 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Турнир по шашкам в рамках «Президентских соревнований Ориентировочное время проведения январь 19 Ответственные учитель физкультуры, классные руководители школьников» Неделя лыжного спорта январь Олимпийские игры (лыжные гонки) январь Турнир по настольному теннису в рамках «Президентских соревнований школьников» Турнир по шашкам в рамках «Президентских соревнований школьников» Интеллектуальный ринг январь Бизнес-игра февраль Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военно-патриотическая игра «Зарница», «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. Олимпийские игры (теоретический конкурс-История Олимпийского движения) «Силачи-ловкачи» (перетягивание каната) февраль «Лыжня России» муниципальный этап Неделя высоких технологий. 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек Олимпийские игры (спортивные игры: пионербол, волейбол) Праздник песни, посвященной спорту Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра «Президентские состязания» муниципальный этап «Президентские спортивные игры» муниципальный этап Геокруиз День космонавтики-квест -игра учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители январь учитель физкультуры, классные руководители январь Руководитель Центра «Точка роста» ,классные руководители 8-9 классы Руководитель Центра «Точка роста», классные руководители 7 классов Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, Учитель ОБЖ, классные руководители, учитель физкультуры февраль февраль февраль март март март март апрель Педагог-организатор, классные руководители, учитель физкультуры учитель физкультуры, классные руководители 5-11 кл. Учитель физкультуры Руководитель Центра «Точка роста» Педагог-организатор, классные руководители Классные руководители, учитель физкультуры Беспамятных Е.Б, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители апрель Учитель физкультуры апрель Учитель физкультуры апрель Учитель географии, классные руководители 7 классов Педагог-организатор, апрель 20 Экологическая акция «Бумажный бум» Итоговая выставка детского творчества классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог- организатор, педагоги дополнительного образования. Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор апрель май Итоговая конференция. май День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, проект «Окна Победы» Закрытие Олимпийских игр май май Легкоатлетическая эстафета посвященная Дню Победы Торжественная линейка «Последний звонок» Классные руководители, учитель физкультуры Учитель физкультуры май май Заместитель директора по ВР,педагог-организатор Курсы внеурочной деятельности Название курса Маяк Медиацентр ЮИД ДЮП Город мастеров Юные экскурсоводы Занимательный английский Волшебная кисточка Финансовая грамотность Количество часов в неделю 1 4 Классы 5-9 5-11 5-8 5-8 5-9 5-9 1 1 4 2 4 5-9 5-9 5-9 3 4,5 Ответственные Векшина Н.В. Чуднова Е.А. Березина К.В. Березина К.В. Решетова Л.А. Скрыпникова Т.Е. Захарова Д.С., Толмачева Е.В. Сосновских С.Н. Ситник О.В. Самоуправление Дела, события, мероприятия Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Работа в соответствии с обязанностями, выбором направлений Отчет перед классом о проведенной работе Ориентировочное время проведения сентябрь Классные руководители в течение года Классные руководители май Профориентация Ориентировочное 21 Ответственные Классные руководители Дела, события, мероприятия Анкетирование учащихся о профессиональных предпочтениях Просмотр фильмов о представителях различных профессий Знакомство с Атласом будущих профессий. время проведения в течение года, согласно Программы профориентационной работы МБОУ СОШ № 4 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Классные часы, форсайт-игры, тестирование с приглашением представителей различных профессий и представителей Центра занятости г.Артемовского в рамках сетевого взаимодействия Получение начального профессионального образования в «Центре образования и профессиональной ориентации» п. Буланаш в рамках сетевого взаимодействия Школьные медиа Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Schoolinfo» Видео-, фотосъемка классных мероприятий. Подготовка видеорепортажей, ежемесячных школьных новостей. Ориентировочное время проведения в течение года Руководитель Медиацентра в течение года Руководитель Медиацентра в течение года Руководитель Медиацентра Ответственные Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Трудовая акция «Школьный двор» Акция «Дарите книги с любовью» Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Родники», «Памяти павших», «Посади дерево», и др.) Ориентировочное время проведения сентябрь, май февраль апрель 22 Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Участие в проектах и акциях РДШ В течение года Педагог-организатор, классные руководители Экскурсии, походы Дела, события, мероприятия Посещение выездных представлений театров в школе Экскурсия по историческим местам села Покровское Экскурсия в школьный музей «Предметы крестьянского быта.» Экскурсия в школьный музей «Великой Победе посвящается» Ориентировочное время проведения в течение года октябрь январь май Ответственные Классные руководители Руководитель музея, классные руководители Руководитель музея, классные руководители 5-6 классов Руководитель музея, классные руководители 5-9 классов Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по уборке памятника «Павшим в годы войны» Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Благоустройство пришкольной территории Ориентировочное время проведения в течение года Классные руководители в течение года Классные руководители в течение года Классные руководители сентябрь, апрель Классные руководители в течение года Классные руководители сентябрь, май, июнь Классные руководители Ответственные Работа с родителями Дела, события, мероприятия Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, Ориентировочное время проведения октябрь, апрель Директор школы 1 раз/четверть Классные руководители в течение года Зам.директора по ВР в течение года Классные руководители, психолог, социальный педагог Классные руководители по плану классных 23 Ответственные экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей руководителей по плану Совета Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД 11 КЛАСС Ключевые общешкольные дела Дела Турнир по шашкам в рамках «Президентских соревнований школьников» Неделя лыжного спорта Ориентировочное время проведения январь январь Олимпийские игры (лыжные гонки) январь Турнир по настольному теннису в рамках «Президентских соревнований школьников» Турнир по шашкам в рамках «Президентских соревнований школьников» Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военно-патриотическая игра «Зарница», «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. Олимпийские игры (теоретический конкурс-История январь Ответственные учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители учитель физкультуры, классные руководители январь учитель физкультуры, классные руководители февраль Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учитель физкультуры февраль Педагог-организатор, классные руководители, 24 Олимпийского движения) «Силачи-ловкачи» (перетягивание каната) «Лыжня России» муниципальный этап Неделя высоких технологий. 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек Олимпийские игры (спортивные игры: пионербол, волейбол) Праздник песни, посвященной спорту Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра День космонавтики-квест -игра Экологическая акция «Бумажный бум» Итоговая конференция. февраль февраль март март март март апрель апрель апрель май День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, проект «Окна Победы» Закрытие Олимпийских игр май Легкоатлетическая эстафета посвященная Дню Победы Торжественная линейка «Последний звонок» май май май учитель физкультуры учитель физкультуры, классные руководители 5-11 кл. Учитель физкультуры Руководитель Центра «Точка роста» Педагог-организатор, классные руководители Классные руководители, учитель физкультуры Беспамятных Е.Б, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор Классные руководители, учитель физкультуры Учитель физкультуры Заместитель директора по ВР,педагог-организатор Самоуправление Дела, события, мероприятия Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Работа в соответствии с обязанностями, выбором направлений Отчет перед классом о проведенной работе Ориентировочное время проведения сентябрь Классные руководители в течение года Классные руководители май Профориентация Ориентировочное 25 Ответственные Классные руководители Дела, события, мероприятия Классные часы, форсайт-игры, тестирование с приглашением представителей различных профессий и представителей Центра занятости г.Артемовского в рамках сетевого взаимодействия. Онлайн экскурсии на предприятия и учебные заведения Свердловской области. время проведения в течение года, согласно Программы профориентационной работы МБОУ СОШ № 4 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Трудовая акция «Школьный двор» Акция «Дарите книги с любовью» Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Родники», «Памяти павших», «Посади дерево», и др.) Участие в проектах и акциях РДШ Ориентировочное время проведения сентябрь, май февраль апрель в течение года Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Экскурсии, походы Дела, события, мероприятия Выездные экскурсии Ориентировочное время проведения В течение года Ответственные Классный руководители Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Оформление уголков классных Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по уборке памятника «Павшим в годы войны» Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Благоустройство пришкольной Ориентировочное время проведения в течение года Классные руководители в течение года Классные руководители сентябрь, апрель Классные руководители втечение года Классные руководители сентябрь, май, июнь Классные руководители 26 Ответственные территории Работа с родителями Дела, события, мероприятия Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей Ориентировочное время проведения октябрь, апрель Директор школы 1 раз/четверть Классные руководители в течение года Зам.директора по ВР в течение года Классные руководители, психолог, социальный педагог Классные руководители по плану классных руководителей по плану Совета Ответственные Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) 27