ВД_Юный экскурсовод

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Юный экскурсовод»
Направление: «Информационная культура»
7 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Скрыпникова Татьяна Евгеньевна,
учитель физики

2023

1. Пояснительная записка
Режим работы по реализации программы 1 час в неделю; 35 часов в год
для ребят средней возрастной группы, у которых наиболее ярко выражены
желание и способности к экскурсионной деятельности.
Реализация программы предусматривает следующий режим занятий:
1 часа в неделю, но по мере необходимости может корректироваться.
Количество занимающихся в группе- 6-8 человек.
2. Содержание курса
Раздел I. Подготовка школьного экскурсовода
1. Введение. Профессия – экскурсовод. Требования к экскурсоводу (знание
материала, культура речи, владение методикой)
1.2 Основные принципы подготовки и проведения экскурсий
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной
работы.
Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики:
целенаправленность,
научность,
логическая
и
хронологическая
последовательность, доступность, наглядность и конкретность.
1.3 Тема и цель экскурсии
Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели.
Практическое занятие:
Распределение тем между кружковцами и прослушивание тем этих
экскурсий. Составление примерного плана каждой экскурсии, определение её
цели.
1.4 Изучение темы экскурсии
Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения
литературы, источников и экспонатов (объектов).
Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов.
Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практическое занятие:
Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным
темам; составление летописи основных событий и картотеки экспонатов
(объектов)
по каждой теме; запись полученных сведений на карточки экспонатов
(объектов) и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об
отдельных событиях и экспонатах (объектах).
1.5 Отбор экспонатов (объектов) и составление плана экскурсии
Выявление подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и
хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих
экспонатов (объектов). Критерии отбора. Создание и оформление экскурсии.

Практическое занятие:
Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой
подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии,
отбор экспонатов по подтемам экскурсии; расстановка карточек экспонатов
(объектов) в соответствии с отбором экспонатов; запись маршрута экскурсии,
вычерчивание графика движения
1.6 Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста)
Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план и порядок
проведения. Основная часть экскурсии.. Определение содержания подтем
применительно к отобранным экспонатам (объектам). Соразмерность
отдельных частей содержания. Учёт времени. Логические переходы, их
варианты. Выводы и обобщения в экскурсии. Заключение, её содержание.
Практическое занятие:
Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и
обсуждение отдельных частей экскурсий.
1.7 Экскурсионные методы и приёмы.
Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное
сочетание показа с рассказом. Приёмы сравнения и мыслительной
реконструкции. Метод рассказа и его основные приёмы.
Требования к языку экскурсовода. Приём цитирования. Метод беседы,
его варианты и условия использования. Использование «портфеля»
экскурсовода. Элементы ритуала на экскурсии. Контакт экскурсовода с
группой.
Практическое занятие:
Отработка методики показа и анализа группы экспонатов (объектов),
использование приёмов демонстрации, сравнение экспонатов, цитирование;
составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии.
1.8 Отработка и сдача экскурсии
Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии.
Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной
экскурсии. Запись экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст
экскурсии.
Раздел II. Поисково –исследовательская работа
2.1 Выбор объекта экскурсии из фондов школьного музея
История, культура, искусство, население и экономика села как объекты
краеведческой деятельности.
2.2 Изучение истории экскурсионного экспоната: исторические,
архитектурные, промышленные, научные, культурные, природные.
Практическое занятие:

Работа с документальными источниками и литературой. Подготовка
текста экскурсии.
2.3Составление карточки экскурсионного объекта.
Правила составления карточек экскурсионных объектов. Особенности
описания природных экскурсионных объектов.
Практическое занятие:
Работа над составлением карточек экскурсионных объектов.
Практическое занятие:
Встреча с долгожителями села.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за
национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;

 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
 понимание роли личности в истории России;
 изучение истории Свердловской области, родного села, района,
культурных центров, исторических памятников, памятников
культуры;
 изучение жизнедеятельности знаменитых людей села Покровское;
 владение информацией о героическом прошлом села;
 освоение основ экскурсионной грамотности;
 использование знаково-символических средств, представление
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ);
 использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием курса;
 овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;

 овладение элементарными правилами нравственного поведения ,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать
выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

I
1
2
3

Подготовка школьного экскурсовода
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий
Тема и цель экскурсии
Отбор экспонатов (экскурсионных объектов) и составление
маршрута.
Работа над содержанием экскурсии. Экскурсионные методы и
приёмы (методика проведения экскурсии)
Отработка и сдача экскурсии
Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства
экскурсовода
Поисково-исследовательская работа
Выбор экспоната музея, сбор информации о нем
Встреча с долгожителями села
Подготовка к проведению экскурсии
Проведение экскурсии. Анализ.
Итоговое занятие
резерв
и т о г о:

4
5
6
II
1
2
3
4
III

общее
кол-во
уч.
часов
6
1
1
1
1
1
1
27
7
6
6
8
1
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».