Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» Направление: «Информационная культура» 7 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Скрыпникова Татьяна Евгеньевна, учитель физики 2023 1. Пояснительная записка Режим работы по реализации программы 1 час в неделю; 35 часов в год для ребят средней возрастной группы, у которых наиболее ярко выражены желание и способности к экскурсионной деятельности. Реализация программы предусматривает следующий режим занятий: 1 часа в неделю, но по мере необходимости может корректироваться. Количество занимающихся в группе- 6-8 человек. 2. Содержание курса Раздел I. Подготовка школьного экскурсовода 1. Введение. Профессия – экскурсовод. Требования к экскурсоводу (знание материала, культура речи, владение методикой) 1.2 Основные принципы подготовки и проведения экскурсий Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность. 1.3 Тема и цель экскурсии Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Практическое занятие: Распределение тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий. Составление примерного плана каждой экскурсии, определение её цели. 1.4 Изучение темы экскурсии Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов (объектов). Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания. Практическое занятие: Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам; составление летописи основных событий и картотеки экспонатов (объектов) по каждой теме; запись полученных сведений на карточки экспонатов (объектов) и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об отдельных событиях и экспонатах (объектах). 1.5 Отбор экспонатов (объектов) и составление плана экскурсии Выявление подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов (объектов). Критерии отбора. Создание и оформление экскурсии. Практическое занятие: Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии, отбор экспонатов по подтемам экскурсии; расстановка карточек экспонатов (объектов) в соответствии с отбором экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения 1.6 Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста) Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии.. Определение содержания подтем применительно к отобранным экспонатам (объектам). Соразмерность отдельных частей содержания. Учёт времени. Логические переходы, их варианты. Выводы и обобщения в экскурсии. Заключение, её содержание. Практическое занятие: Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий. 1.7 Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приёмы сравнения и мыслительной реконструкции. Метод рассказа и его основные приёмы. Требования к языку экскурсовода. Приём цитирования. Метод беседы, его варианты и условия использования. Использование «портфеля» экскурсовода. Элементы ритуала на экскурсии. Контакт экскурсовода с группой. Практическое занятие: Отработка методики показа и анализа группы экспонатов (объектов), использование приёмов демонстрации, сравнение экспонатов, цитирование; составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. 1.8 Отработка и сдача экскурсии Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии. Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной экскурсии. Запись экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст экскурсии. Раздел II. Поисково –исследовательская работа 2.1 Выбор объекта экскурсии из фондов школьного музея История, культура, искусство, население и экономика села как объекты краеведческой деятельности. 2.2 Изучение истории экскурсионного экспоната: исторические, архитектурные, промышленные, научные, культурные, природные. Практическое занятие: Работа с документальными источниками и литературой. Подготовка текста экскурсии. 2.3Составление карточки экскурсионного объекта. Правила составления карточек экскурсионных объектов. Особенности описания природных экскурсионных объектов. Практическое занятие: Работа над составлением карточек экскурсионных объектов. Практическое занятие: Встреча с долгожителями села. 3. Планируемые результаты Личностные результаты формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Познавательные: понимание роли личности в истории России; изучение истории Свердловской области, родного села, района, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры; изучение жизнедеятельности знаменитых людей села Покровское; владение информацией о героическом прошлом села; освоение основ экскурсионной грамотности; использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса; овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; овладение элементарными правилами нравственного поведения , норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; 4. Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем I 1 2 3 Подготовка школьного экскурсовода Основные принципы подготовки и проведения экскурсий Тема и цель экскурсии Отбор экспонатов (экскурсионных объектов) и составление маршрута. Работа над содержанием экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы (методика проведения экскурсии) Отработка и сдача экскурсии Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода Поисково-исследовательская работа Выбор экспоната музея, сбор информации о нем Встреча с долгожителями села Подготовка к проведению экскурсии Проведение экскурсии. Анализ. Итоговое занятие резерв и т о г о: 4 5 6 II 1 2 3 4 III общее кол-во уч. часов 6 1 1 1 1 1 1 27 7 6 6 8 1 1 35