ВД_Экономика и право

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Экономика и право»
Направление: «Учение с увлечением»
9 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Байда Тамара Степановна,
учитель обществознания

2023г.

1.Планируемые результаты освоения курса «Экономика и право»
По итогам обучения в 9 классе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
•
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
•
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
•
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных
культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения курса выпускниками основной школы
проявляются в:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
•
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
•
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
—
использование элементов причинно-следственного анализа;
—
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
—
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
—
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
—
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
—
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
—
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
—
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержа-

ния программы «Экономика и право» являются в сфере:
познавательной
•
относительно целостное представление об обществе и о человеке, сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
•
умения находить нужную социальную информацию в педагогически
отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
трудовой
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
•
понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
эстетической
•
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
•
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
•
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений (Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений.
Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.
Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная
гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.
Тема 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право
пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические
лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения.
Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного
владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.
Тема 3. СДЕЛКИ, ДОГОВОРЫ
Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды
сделок (односторонние, двусторонние, многосторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами.
Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные, реальные и консенсуальные, одностороннеобязывающие и взаимные). Особые виды договоров (публичный, предварительный, присоединения, в пользу третьего лица).
Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы
обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия,
залог, поручительство, задаток).
Тема 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия
наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й очереди. Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.

Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого
помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах.
Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья.
Страхование. Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие. Страховщик, страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды страхования (имущественное, личное). Формы страхования (добровольное, обязательное).
Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов, покупка
и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки.
Права акционеров. Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная бумага. Обыкновенные и привилегированные акции.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей).
Тема 5. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Налоги. Понятие бюджета. Понятие налога. Налоговая система. Налоговое право. Налоги прямые и косвенные. Налоговые органы.
Права и обязанности налогоплательщиков. Понятие налогоплательщиков. Права налогоплательщиков. Обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Ответственность
за налоговые правонарушения.
Тема 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и обязанности работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон, по инициативе одной из сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной трудового договора).
Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИКА И ПРАВО»
(34 Ч)
№ п/п Тема

Характеристика основных
видов деятельности ученика
Тема 1. Общая характеристика гражданских правоотношений (7 ч)
1-2
Какие правоотношения называются гражданскими
Характеризовать особенности
гражданских правовых отношений.
Называть виды и приводить
примеры гражданских договоров.
Раскрывать особенности
гражданской дееспособности

3-4
5-6

Субъекты гражданского права
Осуществление и зашита гражданских прав

несовершеннолетних.
Находить и извлекать информацию о правах потребителя,
предусмотренных
законодательством РФ.
Раскрывать на примерах меры
защиты прав потребителей. Характеризовать способы защиты гражданских прав

Работа с документами. Практикум

7
Тема 2. Право собственности (4 ч)
8
Что такое собственность
9
Кто может быть собственником
10
Защита права собственности

Описывать и иллюстрировать
примерами решения основных
вопросов участниками экономики. Объяснять двойной
смысл понятия «собственность». Называть основные
формы собственности.
Раскрывать
«право

смысл

понятия

собственности».

11

Практическое занятие. Работа с документами.

Работа с документами. Практикум.

Тема 3. Сделки, договоры (6 ч)
12
Что такое сделка
13-14 Виды гражданско-правовых договоров
15-16 Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору

17

Практическое занятие. Работа с документами.

Тема 4. Отдельные виды гражданских правоотношений (8 ч)
18
Наследование
19
Жилищные правоотношения
20
Страхование
21
Отношения с банками
22
Права акционеров
23-24 Права потребителей

25

Практическое занятие. Работа с документами.

Называть виды и приводить
примеры гражданских договоров. Находить и извлекать информацию о правах сторон договора, предусмотренных законодательством РФ.
Раскрывать на примерах ответственность за неисполнение обязательств по договору. Характеризовать способы защиты
гражданских прав
Работа с документами. Практикум.
Характеризовать и конкретизировать примерами основные
финансовые услуги банка.
Объяснять экономический
смысл потребительского кредитования. Различать виды и потребительскую полезность платёжных карт.
Описывать роль дистанционных
форм банковского обслуживания. Раскрывать социальную
значимость страхования. Приводить примеры видов страхования.
Определять целесообразность
страхования различных рисков.
Выражать собственное отношение к правилам финансовой
безопасности. Определять сферу общественных отношений,
регулируемых административным правом. Характеризовать
субъектов
административных
правоотношений.
Указывать
основные признаки административного правонарушения.
Характеризовать значение административных наказаний
Работа с документами. Практикум

Тема 5. Налоговые правоотношения (4 ч)
26-27

Налоги

Различать прямые и косвенные

28

Права и обязанности налогоплательщиков

29

Практическое занятие. Работа с документами.

налоги. Объяснять формирование государственного бюджета
и его роль в социальной сфере
жизни.
Работа с документами. Практикум.

Тема 6. Правовое регулирование трудовых отношений (5 ч)
30-31 Трудовой договор (контракт)
Называть основные юридиче32-33 Права несовершеннолетних по трудовому законода- скиегарантии права на свободтельству
ный труд.
Характеризовать особенности
трудовых
правоотношений
несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Объяснять роль трудового договорав отношениях между работниками и работодателями.
34
Практическое занятие. Работа с документами.
Работа с документами. Практикум.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».