ВД_Решение математических задач

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «7 июня 2023» г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Решение математических задач»
Направление: «Учение с увлечением»
9 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Субботина Ирина Борисовна,
учитель математики

2023

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение
матемтических задач» направление «Учение с увлечением».
Общий объем составляет 34 занятия в год.
Цель:
- провести коррекцию знаний учащихся за курс основной школы, выявить и устранить
пробелы в знаниях;
- научить использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
- начать подготовку учащихся к ОГЭ за курс основной школы.
Содержание занятий определено видами и типами заданий вариантов ОГЭ
предыдущих лет и демоверсиями для проведения экзамена в 2023-2024 учебном году.

2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты определяются спецификацией контрольных измерительных
материалов для проведения ОГЭ в текущем году:
-уметь выполнять вычисления и преобразования;
-уметь выполнять преобразования алгебраических выражений;
- уметь решать уравнения, неравенства и их системы;
- уметь строить и читать графики функций;
- уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую
правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения;
-решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с
отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой
и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с
учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади,
объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять
практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы зависимостей между
величинами;
-описывать с помощью функций различные реальные зависимости между
величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей;
- описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели
с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи,
связанные с нахождением геометрических величин;
- анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на
диаграммах, графиках;
- решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов;
сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного
события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием
аппарата теории вероятностей и статистики.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
личностные, метапредметные и предметные учебные действия.
Личностные результаты:
 способность к эмоциональному восприятию
рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

математических

объектов,

2

 умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием
изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.
Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные результаты:
 умение планировать свою деятельность при решении учебных математических
задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
 умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на
поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
 умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные
определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения;
иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью
контрпримеров неверные утверждения;
 умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять
несложные алгоритмы вычислений и построений;
 применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
 умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
 владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
 владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и
десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
 умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные
стратегии и способы рассуждения;
 приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления
площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
 знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и
изображать равные и симметричные фигуры;
 умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с
процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
 использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений,
уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять
элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
 выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
 умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных
вариантов.
 вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении
практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
 геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении
практических задач.
 анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем,
рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный
ответ;
 извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
 извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным
данным;
 изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на
клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту
квартиры, комнаты, участка земли и др.;
 выполнять вычисления с реальными данными;
3

3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Для проведения занятий и индивидуальной подготовки учащихся дома, подобраны
задания из «открытого банка заданий ОГЭ», которые размещены на сайтах «ФИПИ»,
«Alekxlarin.net», « Решу ОГЭ» и другие.
В ходе курса обучающиеся проработают следующие темы:
 Правила проведения итоговой аттестации за курс основной школы, содержание
экзаменационной работы, примерные варианты экзаменационных работ,
требования к оценке знаний учащихся. Печатные и электронные пособия по
подготовке к ИА, интернет –ресурсы.


Арифметические действия с различными видами действительных чисел, законы
арифметических действий, порядок выполнения арифметических действий,
переход от одной формы записи чисел к другой



Изображение чисел на координатной прямой, сравнение действительных чисел,
свойства числовых неравенств, числовые промежутки



Арифметический квадратный корень из числа и его свойства, преобразование
иррациональных выражении. Степени, свойства степеней.



Линейные и квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним.



Графики линейной, квадратичной, иррациональной функций, обратной
пропорциональности. Определение координат точки, изображенной на графике,
свойств функции по графику (монотонность, наибольшее и наименьшее значения,
сдвиг графика вдоль осей координат), сравнение графической и аналитической
моделей функций.



Рациональные выражения, целые выражения, преобразование и нахождение
значений алгебраических выражений



Решение линейных, квадратных неравенств, переход от аналитической модели
решения неравенств и их систем к графическим, к числовым промежуткам.



Нахождение градусной меры углов различного вида многоугольников.



Нахождение длин сторон периметра и других различных элементов
многоугольников.



Касательная, хорда, секущая, радиус. Вписанная и описанная окружности и их
свойства



Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный
треугольник, трапеция, параллелограмм и их площади



Нахождение различных элементов фигур, изображенных на квадратной решетке



Вычисление величин по графику и диаграмме, определение величин по графику и
диаграмме, анализ табличных данных



Пропорции, проценты, соотношения, задачи на движение, покупку товара, работу.

4



Вычисление длин и площадей, нахождение высоты предмета, определение
расстояний между предметами, теорема Пифагора, подобие треугольников.



Статистика, теоремы о вероятности событий, классическая вероятность

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.
№ п\п

Тема занятия

Кол-во
часов

Дополнительный
материал
1.
Задания
открытого банка
заданий ОГЭ, ФИПИ.

1.

Вводное занятие

1

2.

Числовые выражения

2

3.

Числовые неравенства. Координатная
прямая

1

2.
Тренировочные
варианты прошлых лет

4.

Числа, вычисления и алгебраические
выражения

1

5.

Уравнения.

3

6.

Чтение графиков функций

2

3. ОГЭ: 3000 задач с
ответами по математике.
Все задания части 1.
И.В.Ященко.
Издательство «Экзамен»

7.

Алгебраические выражения

1

8.

Неравенства и их системы

2

9.

Треугольники, четырехугольники,
многоугольники

3

10.

Окружность, круг и их элементы

3

11.

Площади фигур

2

12.

Фигуры на квадратной решетке

1

13.

Анализ диаграмм, таблиц, графиков

2

14.

Простейшие текстовые задачи

2

15.

Практические задачи по геометрии

2

16.

Статистика, вероятности

1

17.

Решение тренировочных вариантов ОГЭ

4

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».