Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «7 июня 2023» г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Решение математических задач» Направление: «Учение с увлечением» 9 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Субботина Ирина Борисовна, учитель математики 2023 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение матемтических задач» направление «Учение с увлечением». Общий объем составляет 34 занятия в год. Цель: - провести коррекцию знаний учащихся за курс основной школы, выявить и устранить пробелы в знаниях; - научить использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; - начать подготовку учащихся к ОГЭ за курс основной школы. Содержание занятий определено видами и типами заданий вариантов ОГЭ предыдущих лет и демоверсиями для проведения экзамена в 2023-2024 учебном году. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты определяются спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ в текущем году: -уметь выполнять вычисления и преобразования; -уметь выполнять преобразования алгебраических выражений; - уметь решать уравнения, неравенства и их системы; - уметь строить и читать графики функций; - уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами; - проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения; -решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов; - пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы зависимостей между величинами; -описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей; - описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин; - анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках; - решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата теории вероятностей и статистики. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные учебные действия. Личностные результаты: способность к эмоциональному восприятию рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; математических объектов, 2 умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. Метапредметные результаты: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. Предметные владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов; знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным; изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; выполнять вычисления с реальными данными; 3 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Для проведения занятий и индивидуальной подготовки учащихся дома, подобраны задания из «открытого банка заданий ОГЭ», которые размещены на сайтах «ФИПИ», «Alekxlarin.net», « Решу ОГЭ» и другие. В ходе курса обучающиеся проработают следующие темы: Правила проведения итоговой аттестации за курс основной школы, содержание экзаменационной работы, примерные варианты экзаменационных работ, требования к оценке знаний учащихся. Печатные и электронные пособия по подготовке к ИА, интернет –ресурсы. Арифметические действия с различными видами действительных чисел, законы арифметических действий, порядок выполнения арифметических действий, переход от одной формы записи чисел к другой Изображение чисел на координатной прямой, сравнение действительных чисел, свойства числовых неравенств, числовые промежутки Арифметический квадратный корень из числа и его свойства, преобразование иррациональных выражении. Степени, свойства степеней. Линейные и квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним. Графики линейной, квадратичной, иррациональной функций, обратной пропорциональности. Определение координат точки, изображенной на графике, свойств функции по графику (монотонность, наибольшее и наименьшее значения, сдвиг графика вдоль осей координат), сравнение графической и аналитической моделей функций. Рациональные выражения, целые выражения, преобразование и нахождение значений алгебраических выражений Решение линейных, квадратных неравенств, переход от аналитической модели решения неравенств и их систем к графическим, к числовым промежуткам. Нахождение градусной меры углов различного вида многоугольников. Нахождение длин сторон периметра и других различных элементов многоугольников. Касательная, хорда, секущая, радиус. Вписанная и описанная окружности и их свойства Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, трапеция, параллелограмм и их площади Нахождение различных элементов фигур, изображенных на квадратной решетке Вычисление величин по графику и диаграмме, определение величин по графику и диаграмме, анализ табличных данных Пропорции, проценты, соотношения, задачи на движение, покупку товара, работу. 4 Вычисление длин и площадей, нахождение высоты предмета, определение расстояний между предметами, теорема Пифагора, подобие треугольников. Статистика, теоремы о вероятности событий, классическая вероятность ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4. № п\п Тема занятия Кол-во часов Дополнительный материал 1. Задания открытого банка заданий ОГЭ, ФИПИ. 1. Вводное занятие 1 2. Числовые выражения 2 3. Числовые неравенства. Координатная прямая 1 2. Тренировочные варианты прошлых лет 4. Числа, вычисления и алгебраические выражения 1 5. Уравнения. 3 6. Чтение графиков функций 2 3. ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. И.В.Ященко. Издательство «Экзамен» 7. Алгебраические выражения 1 8. Неравенства и их системы 2 9. Треугольники, четырехугольники, многоугольники 3 10. Окружность, круг и их элементы 3 11. Площади фигур 2 12. Фигуры на квадратной решетке 1 13. Анализ диаграмм, таблиц, графиков 2 14. Простейшие текстовые задачи 2 15. Практические задачи по геометрии 2 16. Статистика, вероятности 1 17. Решение тренировочных вариантов ОГЭ 4 5