ВД_Профес.самоопределение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Профессиональное самоопределение»
Направление: «Коммуникативная деятельность»
7-9 класс (срок реализации 1 года)

Составитель
Пономарева Алена Владимировна,
педагог-психолог

с. Покровское
2023

1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» разработана
для обучающихся 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная
деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм
организации свободного времени обучающихся.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека.
Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и
профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев
повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений,
подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в
школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса
должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь
представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими
слова найти свое профессиональное призвание.
Рабочая программа «Профессиональное самоопределение» составлена на основе
программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия», программы профессионального
самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и
педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
Программа рассчитана на 34 академических часа, по 1 часу в неделю.
В программе 3 блока: введение в мир профессий, основы профессионального выбора,
планирование профессионального пути.
Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений,
диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно
половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков,
необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании
обучающихся.
Цель программы:
Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального
выбора с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий,
ознакомление с основными принципами выбора профессии;
2. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения
соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения
потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований,
внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных
профнамерений;
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и
самореализации;
2. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.
Организация занятий опирается на использование следующих важных принципов:
2

•
•
•
•
•

свободного выражения своего мнения;
взаимоуважения;
доверительности;
обратной связи;
беоценочности
Методы и средства организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности обучающихся:
1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).
2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные,
письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и
навыками. Контрольные письменные работы выполняются в форме тестирования.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании
мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями
и навыками.
Средства, с помощью которых осуществляется изучения курса психологии: тесты,
мультимедийные презентации, развивающие задания, обучающие фильмы.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
 сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 сформированность ответственного отношения к учению;
 готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 планировать пути достижения целей;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
 уметь определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;
 определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
 давать определение понятиям;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.
Коммуникативные УУД:
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве;
 задавать вопросы;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
 владеть устной и письменной речью;
 строить монологическое контекстное высказывание;
 работать в группе — устанавливать рабочие отношения
Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в
соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными
образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал сущность и
содержание следующих понятий:
 психологические особенности личности;
3















самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.

3. Содержание программы
Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Выбор профессии. Кратко о программе «Психология и
выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Формула самооценки. Успех.
Темперамент и профессия. Темперамент. Типы темперамента по Гиппократу. Определение
темперамента.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Чувства и эмоции.
Определение типа эмоций. Профессия и эмоции.
Стресс и тревожность. Стресс и тревожность. Определение уровня тревожности. Пессимист и
оптимист.
Определение типа мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность.
Мужество. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словеснологическое, наглядно-образное и креативное. Определение типа мышления.
Внимание и память. Внимание. Память. Функции памяти. Продуктивность памяти. Типы
памяти: слуховая, зрительная, эмоциональная и логическая. Как тренировать память.
Уровень внутренней свободы. Уровень внутренней свободы. Определение уровня внутренней
свободы.
Раздел 2. Что я знаю о мире профессий.
Классификация профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация
профессий по Е.А. Климову. 1 уровень – предмет труда (техника, человек, природа, знак,
художественный образ); 2 уровень – цель труда (гностические профессии, преобразующие
профессии, изыскательские); 3уровень – орудие труда или средства труда. Вещественные
орудия труда: ручные скальпель, кисть и т.д.), механические (швейная машина, автомобиль и
т.д.), автоматические (автоматические линии и т.д.). Функциональные орудия – глазомер
плотника, вдохновение музыканта и т.д. Условия труда: обычный, бытовой микроклимат
(лаборант, продавец и т.д); открытый воздух (агроном инспектор ГИБДД и т.д.); необычные
условия (шахтер, космонавт и т.д.); повышенная моральная ответственность (учитель, врач и
т.д).
Определение типа будущей профессии. Определение типа будущей профессии с помощью
методики Е.А. Климова.
Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определение профессии.
Получение формулы своей будущей профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии. Определение своих интересов с помощью
модификации методики «Карта интересов» А. Голомштака.
Определение профессионального типа личности. Шкала приспособленности различных
типов личности к шести профессиональным областям американского психолога Дж. Голланда.
Определение профессионального типа личности с помощью модификации методики Дж.
Голланда.
Профессионально важные качества. Профессионально важные качества конкретного типа
профессий.
4

Профессия и здоровье. Предъявляемые требования (условно разбитые на 4 группы) к здоровью
человека в зависимости от рода профессии. Оценка состояния своего здоровья. Девять шагов
уверенности в себе.
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Способности. Общие и специальные возможности. Способный человек. Способности к
практическим видам деятельности. Развитие способностей. Уровень развития технических
способностей.
Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к интеллектуальным
видам деятельности: учитель, врач, юрист, психолог и т.д. Подростковый возраст. Определение
уровня умственного развития.
Способности к профессиям социального типа. Конфликтология. Определение особенностей
своего поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста Томаса.
Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской
деятельности.
Артистические способности. Способности к изобразительному искусству. Одаренный
человек. Функциональная асимметрия.
Уровни профессиональной пригодности. Степени профессиональной пригодности:
профессиональная непригодность к конкретной профессии; профессиональная пригодность к
конкретной профессии или группе профессий (относительная, абсолютная профпригодность);
соответствие конкретной профессиональной деятельности; призвание - высший уровень
профессиональной пригодности. Классификация людей (отношение человека к труду)
немецкого психолога Э.Фромм:
Рецептивный.
Эксплуататорский.
Стяжательский.
Рыночный.
Творческий.
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Мотив. Мотив поведения. Мотивация. Определение мотивации с
помощью методики Е. Головахи. Потребности. Типы потребностей: физиологические,
потребность в защищенности, социальные, потребности в уважении и самоуважении,
потребность в самореализации.
Ошибки в выборе профессии. Ошибки: выбор из соображений «престижа», выбор профессии
«за компанию», отождествив интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей
профессией.
Современный рынок труда. Рынок труда (рынок рабочей силы). Трудовое соглашение
(контракт). Заработная плата. Современный рынок труда.
Пути получения профессии. Определение профессионального выбора с помощью Матрицы.
Государственный образовательный стандарт РФ (две системы высшего профессионального
образования). Дистанционная форма обучения и экстернат. Среднее специальное образование.
Высшее образование.
Навыки самопрезентации. Правило тридцати секунд. Важные моменты самопрезентации.
Безупречный внешний вид. Грамотная речь. Резюме.
Стратегия выбора профессии.
4. Тематическое планирование
Тема

№

Формы урока
Лекционно Практиче
ское
диагностич занятие
еское
(П)
Количест занятие
во часов
(Л)
5

1
2
3
4
5
6
7
8

Что я знаю о своих возможностях (9 часов)
Цели и задачи программы «Психология и выбор
профессии». Самооценка и уровень притязаний.
Темперамент и профессия. Определение темперамента
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных
эмоций.
Стресс и тревожность.
Определение типа мышления
Внимание и память
Уровень внутренней свободы
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих
возможностях»

2
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1
1
1
1
1

1

Что я знаю о профессиях (8 часов).
1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6

Классификация профессий. Признаки профессий.
Определение типа будущей профессии
Профессия, специальность, должность. Формула
профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии.

1
1

1
1
1

1
1

1
1

Определение профессионального типа личности.
1
Профессионально важные качества
1
Профессия и здоровье
1
1
Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях»
1
Способности и профессиональная пригодность. (8 часов)
Способности общие и специальные. Способности к
1
практическим видам деятельности.
1
Способности к интеллектуальным видам деятельности
1
1
1
Способности к профессиям социального типа
1
Способности к офисным видам деятельности
1
1
Способности к предпринимательской деятельности
1
1
Артистические способности
1

8

Уровни профессиональной пригодности
Обобщающий урок по теме «Способности
профессиональная пригодность»

1
2

Планирование профессиональной карьеры (9 часов).
Мотивы и потребности
1
1
Ошибки в выборе профессии
1

3

Современный рынок труда

1

4

Пути получения профессии

1

7

1
и

Навыки самопрезентации
Стратегия выбора профессии
Обобщающий урок по теме «Планирование
7 профессиональной карьеры»
8 Защита проекта «Моя будущая профессия»
Итого
5
6

1
1

1
1
1

1

1
1

1
1

1
1
1
1

1
2
34

19

2
15

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».