Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» Направление: «Коммуникативная деятельность» 7-9 класс (срок реализации 1 года) Составитель Пономарева Алена Владимировна, педагог-психолог с. Покровское 2023 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» разработана для обучающихся 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание. Рабочая программа «Профессиональное самоопределение» составлена на основе программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия», программы профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с. Программа рассчитана на 34 академических часа, по 1 часу в неделю. В программе 3 блока: введение в мир профессий, основы профессионального выбора, планирование профессионального пути. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся. Цель программы: Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Задачи программы: Образовательные задачи: 1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии; 2. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании; Воспитательные задачи: 1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся; 2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений; Развивающие задачи: 1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; 2. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний. Организация занятий опирается на использование следующих важных принципов: 2 • • • • • свободного выражения своего мнения; взаимоуважения; доверительности; обратной связи; беоценочности Методы и средства организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся: 1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала). 2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Контрольные письменные работы выполняются в форме тестирования. 3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Средства, с помощью которых осуществляется изучения курса психологии: тесты, мультимедийные презентации, развивающие задания, обучающие фильмы. 2. Планируемые результаты Личностные результаты: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность ответственного отношения к учению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: планировать пути достижения целей; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; уметь определять понятия, создавать обобщения и делать выводы; определять степень успешности своей работы. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал сущность и содержание следующих понятий: психологические особенности личности; 3 самоопределение; профессиональные интересы и склонности, способности; классификация, типы и подтипы профессий; профессиограмма; профессиональная пригодность; проектирование профессионального жизненного пути; карьера, виды карьеры; личный профессиональный план; общение; самооценка; профпригодность; компенсация способностей; рынок труда. 3. Содержание программы Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях. Самооценка и уровень притязаний. Выбор профессии. Кратко о программе «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Формула самооценки. Успех. Темперамент и профессия. Темперамент. Типы темперамента по Гиппократу. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Чувства и эмоции. Определение типа эмоций. Профессия и эмоции. Стресс и тревожность. Стресс и тревожность. Определение уровня тревожности. Пессимист и оптимист. Определение типа мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность. Мужество. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словеснологическое, наглядно-образное и креативное. Определение типа мышления. Внимание и память. Внимание. Память. Функции памяти. Продуктивность памяти. Типы памяти: слуховая, зрительная, эмоциональная и логическая. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Уровень внутренней свободы. Определение уровня внутренней свободы. Раздел 2. Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация профессий по Е.А. Климову. 1 уровень – предмет труда (техника, человек, природа, знак, художественный образ); 2 уровень – цель труда (гностические профессии, преобразующие профессии, изыскательские); 3уровень – орудие труда или средства труда. Вещественные орудия труда: ручные скальпель, кисть и т.д.), механические (швейная машина, автомобиль и т.д.), автоматические (автоматические линии и т.д.). Функциональные орудия – глазомер плотника, вдохновение музыканта и т.д. Условия труда: обычный, бытовой микроклимат (лаборант, продавец и т.д); открытый воздух (агроном инспектор ГИБДД и т.д.); необычные условия (шахтер, космонавт и т.д.); повышенная моральная ответственность (учитель, врач и т.д). Определение типа будущей профессии. Определение типа будущей профессии с помощью методики Е.А. Климова. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определение профессии. Получение формулы своей будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение своих интересов с помощью модификации методики «Карта интересов» А. Голомштака. Определение профессионального типа личности. Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям американского психолога Дж. Голланда. Определение профессионального типа личности с помощью модификации методики Дж. Голланда. Профессионально важные качества. Профессионально важные качества конкретного типа профессий. 4 Профессия и здоровье. Предъявляемые требования (условно разбитые на 4 группы) к здоровью человека в зависимости от рода профессии. Оценка состояния своего здоровья. Девять шагов уверенности в себе. Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности. Общие и специальные возможности. Способный человек. Способности к практическим видам деятельности. Развитие способностей. Уровень развития технических способностей. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности: учитель, врач, юрист, психолог и т.д. Подростковый возраст. Определение уровня умственного развития. Способности к профессиям социального типа. Конфликтология. Определение особенностей своего поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста Томаса. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Способности к изобразительному искусству. Одаренный человек. Функциональная асимметрия. Уровни профессиональной пригодности. Степени профессиональной пригодности: профессиональная непригодность к конкретной профессии; профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий (относительная, абсолютная профпригодность); соответствие конкретной профессиональной деятельности; призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Классификация людей (отношение человека к труду) немецкого психолога Э.Фромм: Рецептивный. Эксплуататорский. Стяжательский. Рыночный. Творческий. Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры. Мотивы и потребности. Мотив. Мотив поведения. Мотивация. Определение мотивации с помощью методики Е. Головахи. Потребности. Типы потребностей: физиологические, потребность в защищенности, социальные, потребности в уважении и самоуважении, потребность в самореализации. Ошибки в выборе профессии. Ошибки: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествив интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Современный рынок труда. Рынок труда (рынок рабочей силы). Трудовое соглашение (контракт). Заработная плата. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Определение профессионального выбора с помощью Матрицы. Государственный образовательный стандарт РФ (две системы высшего профессионального образования). Дистанционная форма обучения и экстернат. Среднее специальное образование. Высшее образование. Навыки самопрезентации. Правило тридцати секунд. Важные моменты самопрезентации. Безупречный внешний вид. Грамотная речь. Резюме. Стратегия выбора профессии. 4. Тематическое планирование Тема № Формы урока Лекционно Практиче ское диагностич занятие еское (П) Количест занятие во часов (Л) 5 1 2 3 4 5 6 7 8 Что я знаю о своих возможностях (9 часов) Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Определение типа мышления Внимание и память Уровень внутренней свободы Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Что я знаю о профессиях (8 часов). 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 Классификация профессий. Признаки профессий. Определение типа будущей профессии Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Определение профессионального типа личности. 1 Профессионально важные качества 1 Профессия и здоровье 1 1 Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях» 1 Способности и профессиональная пригодность. (8 часов) Способности общие и специальные. Способности к 1 практическим видам деятельности. 1 Способности к интеллектуальным видам деятельности 1 1 1 Способности к профессиям социального типа 1 Способности к офисным видам деятельности 1 1 Способности к предпринимательской деятельности 1 1 Артистические способности 1 8 Уровни профессиональной пригодности Обобщающий урок по теме «Способности профессиональная пригодность» 1 2 Планирование профессиональной карьеры (9 часов). Мотивы и потребности 1 1 Ошибки в выборе профессии 1 3 Современный рынок труда 1 4 Пути получения профессии 1 7 1 и Навыки самопрезентации Стратегия выбора профессии Обобщающий урок по теме «Планирование 7 профессиональной карьеры» 8 Защита проекта «Моя будущая профессия» Итого 5 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 19 2 15 6