ВД_Орфография и пунктуация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Орфография и пунктуация»
Направление: «Учение с увлечением!»
9 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Соколова Галина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы

2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Орфография и пунктуация: подготовка к экзамену
по русскому языку» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Она
дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с
требованиями и моделями заданий ОГЭ 2019-2020 г.г.В данной программе элективного курса
внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. Элективный курс позволяет
подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше
возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.Программа элективного
курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на морально-этическую
тему. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры,
средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.
Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми
заданиями.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности
учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и
творческих способностей учащихся.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов
и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому
языку в форме ОГЭ и устного собеседования и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11
классе.Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные
навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от
формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами
современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.На каждом занятии
предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев
правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных
правил, приобрести устойчивые навыки).
Цель изучения курса: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к
выполнению заданий новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
-грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
-овладеть формами обработки информации исходного текста;
-через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и
систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,
проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
-работать с тестовыми заданиями;
-уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
-работать с бланками экзаменационной работы.

Программа элективного курса «ГИА(ОГЭ): подготовка к экзамену по русскому языку»
состоит из пяти основных разделов:
1.Орфография и пунктуация.
2. Сжатое изложение.
3.Сочинение на морально-этическую тему.
4. Устное собеседование.
5. Решение тестовых заданий.
2. Содержание программы элективного курса.
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с
демонстрационным вариантом 2020 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной
работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Орфография. Пунктуация (7 часов).
Основные орфографические и пунктуационные правила. Отработка умения применять
изученное на практике. Отработка умения пользоваться орфографическим словарем.
3. Текст. Сжатое изложение (4 часа).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы
исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и
второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия
текста: исключение, обобщение, упрощение.
4. Устное собеседование (5 часов).
Структура работы устного собеседования. Число и виды заданий. Знакомство с
демонстрационным вариантом 2020 г. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Выразительное чтение текста. Пересказ текста. Приемы ввода цитаты в исходный текст.
Составление монологического высказывания по фотографии. Умение вести беседу.
5. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (7 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое
значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном
предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения.
Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
6. Текст. Сочинение-рассуждение (5 часов).
Критерии оценки задания 15. Структура сочинения на морально-этическую тему.
Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Аргументы в
сочинении на морально-этическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод
сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание
сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по толкованию ключевого понятия в
тексте.
7. Заключение. Итоговый контроль (5 часов).
Анализ ошибок.

3. Учебно-тематический план.
Тема

Ко

Формы контроля

л-во
часов
1. Введение. Значение курса, его задачи.

1

2. Орфография. Пунктуация

7

Текущий
контроль
тренировочные упражнения

3. Текст. Сжатое изложение

4

Текущий
контрольтренировочные упражнения

4. Устное собеседование

5

Текущий
контрольтренировочные упражнения

7

Текущий
контроль
тренировочные упражнения

5

Текущий
контрольтренировочные упражнения.

5

Итоговая практическая работа

5.
Комплексный
анализ
Выполнение тестовых заданий

текста.

6. Текст. Сочинение-рассуждение
7. Заключение. Итоговая практическая
работа

-

-

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема
текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия
(компрессии) текста»;
лексические явления в языке;
грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного
текста;
аргументировать положения своей работы, показывая умение не только анализировать
текст, но и способность к обобщению жизненных фактов.
последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в
соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9
классе.
уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Календарно-тематическое планирование

№п/п
1

Тема урока
Введение. Значение курса, задачи. Особенности ОГЭ2024 г. по русскому языку в новой форме: цели, задачи,

Кол
-во часов
1

Дата
проведения

содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.
Критерии оценки.
Орфография. Пунктуация (7 ч.)
2

Правописание гласных, согласных в приставках, корнях,
суффиксах и окончаниях слов.

1

3

Правописание чередующихся гласных.

1

4

Не с разными частями речи.

1

5

Н, НН в суффиксах разных частей речи.

1

6,7

Пунктуация в простом предложении.

2

8

Пунктуация в сложном предложении.

1

Текст. Сжатое изложение(4ч.)
9
10, 11
12

Микротемы текста.

1

Способы сокращения текста. Исключение. Упрощение.
Обобщение.
Практическая работа. Сжатое изложение.

2
1

Устное собеседование (5 ч.)
13,14

Выразительное чтение текста. Пересказ текста.Приемы
ввода цитаты в исходный текст.

2

15,16

Составление
монологического
фотографии. Умение вести беседу.

2

17

высказывания

по

Практическая работа.

1

Комплексный анализ текста. Тестовые задания (7 ч.)
18

Орфографический анализ слов(задание 2).

1

19

Пунктуационный анализ предложения(задание 3) .

1

20

Синтаксический анализ словосочетаний(задание 4) .

1

21

Синтаксический анализ предложений текста (задание 5).

1

22

Понимание текста. Обоснованный ответ на задание 6.

1

23

24

Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста
с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Виды стилистической окраски слов (задание 7).
Лексический анализ слова (задание 8).

1

1

Текст. Сочинение-рассуждение (5 ч.)
25

Сочинение-рассуждение. Критерии оценки.

1

26

Алгоритм работы над сочинением9.1.

1

27

Алгоритм работы над сочинением9.2.

1

28

Алгоритм работы над сочинением9.3.

1

29

Практическая работа. Написание сочинениярассуждения.

1

Заключение (6 ч.)
30-32

Пробные работы в формате ОГЭ

2

33, 34

Итоговый контроль

2

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М.,
«Экзамен», 2016.
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией
И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2016.
3. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru
Словари и справочники.
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
3. Русские словариhttp://www.slovari.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».