Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Орлята России» Направление: «Коммуникативная деятельность» 4 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Векшина Наталья Валерьевна, учитель начальных классов 2023 г 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286). Примерная рабочая программа учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., СпиринойЛ.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г. Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок». Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания иосновываются на российских базовых национальных ценностях. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейнымценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость ипотребность в безвозмездной деятельности ради других людей. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую иисследовательскую деятельность. В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена вразделах программы. Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе. 2. Содержание учебного курса 3-4 классы Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины» Темы треков Орленок-лидер 9 Орлёнок – Эрудит 9 Орлёнок – Мастер 9 Игра для подведения ромежуточных итоговучастия в Программе 9 Орлёнок – Доброволец 9 Критерии Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека 15 позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса илидеров для дальнейшего формированиямикрогрупп Вторая четверть отличается высокой мотивацией удетей научебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. Врамках трека происходит знакомстворебёнка с разными способами получения информации Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; 2 – знакомство с мастерами своего дела и лучшимимастерами региона/страны. Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер» Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игруучитель проводит самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей и истории добровольческого/ волонтерского/ тимуровскогодвижения в любое время учебного года Орлёнок – Спортсмен 9 Орлёнок – Эколог 9 Орлёнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов участиявПрограмме в текущем учебном году 9 9 Различные соревнования, посвященные 23 февраляи пр. Втом числе, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года. Весна – наиболее благоприятный период для реализациитрека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить запределами здания школы. В логике Программы важно, чтобы все трекипрошли дотрека «Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранительтрадиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений,Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны В УМК – использование игровых методовдиагностикирезультатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: -личностное развитие ребёнка (изменениеего позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); сформированность класса как коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе 3. Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России» Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметныхрезультатов. 3-4 классы Личностные результаты: формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебно-познавательного интереса к треку «Орлёнок –Эрудит»; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общеедело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»; осознание ответственности за общееблагополучие, основы экологической культуры; формированиесопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны;формирование чувство сопричастности к традициям своей страны Метапредметные (развивающие): – коммуникативные: умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. − познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему. − регулятивные: формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки идействия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности Предметные (обучающие): знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приёмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: ● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); ● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); ● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). 4. Тематическое планирование курса № п/п Темы Колво часов 1 Вводный «Орлятский урок»для детей первогогода участия в Программе 1 2 Орленок-лидер «Лидер – это …» 9 1 Содержание Виды деятельности, формы Электронные (цифровые) образовательн ыересурсы 3 -4 классы по 68 час. Старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса научастие в Программе. Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду Игра на командообразование. Анализируем: что получилось? Что не получилось? Кто выступил в роли лидера? Работаемв группах с конструктором «Лидер», собираем качества лидера, в виде опорной схемы. Игра на командообразование Анализ игры по конструктору «Лидер». Какие качества присущи лидеру? Что ещё необходимолидеру? *Работа с конструктором. Подведение итогов: конструктор «Лидер» (собираем качества лидера,как опорную схему Познавательная, игровая. Взаимодействие– групповое. Игра на командообразова ние. Динамические паузы. https://disk.yandex.ru/i/0 MnRn3ZmSw-Nrg «Я могу быть лидером!» 1 Повторение конструктора «Лидер». Работа в группах: назвать 1-3 известных лидеров нашей страны, почему их можно считать лидерами, какими качествами они обладают. Если появляются новые качества, которых не было раньше в конструкторе «Лидер», то конструктордополняем. А кто может быть лидером? Лидером может быть каждый, и я могу! Тренинг на выявления лидера в команде (с чеклистами, где дети после каждого упражнения записывают, кто, по их мнению, был лидером). Тренинг должен содержать упражнения художественно эстетического содержания, интеллектуального, спортивного и т.п. *Работа с конструктором “Лидер”, подведение итогов. Подведение итогов: Видео от учителя «Интервью с лидером». Ответна вопрос: «Какие качества помогли мне стать лидером? Обсуждаем: где может проявить себя, раскрыться лидер? Во всех ли ситуациях я могу быть лидером? В конструктор заносим опорную схему «Я могу быть лидером» Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Беседа. Тренингна выявления лидера в команде. Видео «Интервьюс лидером». Динамические паузы. «В команде рождается лидер» 1 Возвращаемся к конструктору «Лидер», где учитель заранее добавляет много новых качеств лидера Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – «КЛАССный выходной» 1 как положительных, так и отрицательных. Обсуждаем! Убираем лишнее. Чтобы обладать этими качествами, что необходимо мне лично сделать? – обсуждаем в группах. Обсуждаем положительные и отрицательные стороны лидерства. Введение ЧТП и развитие умения работать в команде. Что такое ЧТП (чередование творческих поручений? Какие могут быть поручения? Как их можно выполнять?) Делимся на команды. Оформляем наглядно. Тренинг – пробуем выполнить здесь и сейчас ЧТП. Дети получают первый опыт работы, за которую они ответственны. Дополняем конструктор «Лидер» – ответственность за порученное дело, умение держать цель. *Работа с конструктором. Общее подведение итогов: что получилось? Какие трудности встретили? Как стать лидером? (формулируем шаги к лидерству, дополняем их в конструктор) Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной». С целью для сплочения коллектива класса, родителей и наставников. Привлечение наставников обязательно – старшеклассников, которые помогают в организации испытаний. Предполагается, что эти испытания раскроют лидерские качества в учениках. Дети учатся преодолевать себя, свои страхи, учатся ставить цели. групповое. Беседа. Тренинг. Динамические паузы. Познавательная, игровая, досугово-развлекательная. Взаимодействие – групповое. Верёвочный курс 3 Мини-анализ совместный с родителями, наставниками и детьми после верёвочного курса по конструктору «Лидер». Дети учатся объективно оценивать себя, свои силы и возможности. Анализируют, что получилось и почему? что не получилось и почему? чего не хватило для того, чтобы было лучше? По методике КТД работаем над созданием общего дела для других ребят (для 1-2 классов, в параллели, для родителей и пр.) Готовимся, проводим и анализируем (6 этапов коллективно творческого дела по И.П. Иванову) «От идеи – к делу!» 1 КТД «Вместе мы сможем всё!» 1 «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» 2 Гость рассказывает, как важно быть ответственным перед людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой.. «Мы дружный класс!» 1 Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Каждая группа (по ЧТП) придумывает, готовит и показывает для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный класс! Итоговая социометрия. Орлёнок – Эрудит «Кто такой эрудит?» 9 1 Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием (повторения понятия) «Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова – подобрать из предложенных вариантов определений наиболее точное и понятное самим ребятам. * Познавательная, игровая, досугово-развлекательная. Взаимодействие – групповое. КТД Познавательная, игровая, досугово-развлекательная. Взаимодействие – групповое. КТД Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов Познавательная, игровая, проблемно-ценностное. Взаимодействие: групповое. Игра «Лото». Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита». серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q «Я – эрудит, а это значит...» 1 Работа с символом трека – конвертом копилкой: работаем, вкладываем понятие «эрудит», рисуем словесный портрет эрудита. Учимся работать в группах: Кто они самые известные эрудиты России? Игра «Лото» – соединить ФИ и портрет известного россиянина и в чем заключался его талант, открытия и пр. – Ломоносов М., Д. Менделеев, Н. Лобачевский, В. Вернадский, Л. Ландау, И. Павлов. Назвать качества, которые помогут стать эрудитом. Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита» - вопросы должны быть связаны с «Лото». *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подведение итогов: кто сегодня показал себя, как эрудит? Повторяем интеллектуальные секреты эрудита – смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлечённость, изобретательность, коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? (чтение, учеба, образование). Способы решения интеллектуальных задач – интеллект, логика, дедукция, интуиция. Учимся работать в парах: игра «Интеллектуальный кроссворд» с применением различных способов решения. *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Сложно ли быть эрудитом? Что для этого надо? качества вкладываем в конверт копилку «Эрудита». Опорную схему, начатую в 2 классе, дополняем Познавательная, игровая, проблемно ценностное. Взаимодействие – групповое. Игра «Интеллектуальный кроссворд» серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш» https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig «Игра – это полезно и интересно» 1 «Эрудит – это широкий кругозор» 1 и вкладываем в конверт копилку «Эрудита» Методы активизации мозговой деятельности: упражнения на развитие логики, смекалки, задачи для интеллектуальной разминки. Учимся работать в группах и подбирать вопросы по теме игры. Выдвигаем способы запоминать, думать, узнавать… Игра «Эврика» – за освоение способов запоминания и поиска информации, составления вопросов по интеллектуальным знаниям. - 1 этап игры – каждая группа детей подбирает вопрос учителю из доступных источников, учитель демонстрирует обучающимся как он ищет ответ на вопрос и отвечает ребятам. - 2 этап игры – учитель задаёт ребятам вопросы, они ищут ответ и отвечают. - 3 этап – дети задают вопрос друг другу. *Работа с символом трека – конвертом копилкой Эрудита. Определяем значимость совместной работы. Способы запоминания вкладываем в конверт копилку Презентация «10 великих изобретений русских учёных» - как ученые расширяют свои знания. Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого нужно сделать? Знакомство с детской литературой, журналами, Интернет ресурсами, где можно найти знания. Заполняем по группам круг Знаний Он поможет педагогу выявить интеллектуальные интересы детей, Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Игра «Эврика». Познавательная, игровая, проблемно ценностное. Взаимодействие – групповое Презентация «10 великих изобретений русских учёных». «Твори! Выдумывай! Пробуй!» 1 КТД «Играй, учись и узнавай» 1 *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Вкладываем в конверт копилку. В конце года анализируем – что узнали и т.п. Учимся выдвигать идеи и планировать: для кого можно провести интеллектуальную игру, группа должна предложить идею по проведению. Круг Знаний. 93 интеллектуальной игры для ребят 1-2 класса. Обсуждаем идеи. Синтезируем все идеи в одну. Определяем план действий по подготовке. Распределяем обязанности. *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подводим итоги: как сработали? Результат вкладываем в конверт копилку Вспоминаем 4 занятие составляем план, что делали – решали для кого будем проводить, придумывали, обсуждали, планировали, распределяли. Готовим вопросы, оформление и т.д. Пробуем провести в своём классе. Анализируем. Вывод – КТД (вводится это понятие для ребят)это… Дополняем план этапами подготовки и проведения КТД. В дальнейших треках пользуемся этим планом. Повторяют этапы КТД на практике. Заполняя таблицу с проектированием нового КТД, его подготовкой, проведением, анализом. Проводим КТД для ребят 1-2 класса. *Работа с конвертом копилкой Эрудита. В конверт-копилку вкладываем свои Социальное творчество. Взаимодействие: групповое. Работа в группах Социальное творчество. Взаимодействие – групповое. КТД. 4 Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» 2 Итоги трека «На старте новых открытий» 1 Орлёнок – Мастер «Мастер – это…» 9 1 впечатления Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, которая воплощает в себе успех в рамках изучаемого трека. Приглашенный гость может быть известен на городском, региональном, всероссийском уровне. Приглашаем с учётом того, что он интересен детям данного возраста. *Работа с конвертом копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Дополняем конверт копилку своими впечатлениями о встрече Смотрят фото/видео как проходил трек. *Работа с символом треква – конвертом копилкой Эрудита. Открывают конверт копилку анализируют результат, совместно составляют «опорную схему» и размещают в классном уголке. Работа в парах: придумать и проиграть с ребятами конкурс/ вопрос на эрудицию. Награждение и поощрение лучших ребят Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа по группам, задание: приведите из своей жизни примеры мастеров своего дела, ребята рассказывают друг другу («Моя мама мастер своего дела. Она ...»). Блиц высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама повар. Она мастер готовить салаты» …) Пробуем себя в роли мастера – Что может делать Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Познавательная, досугово развлекательная, художественное творчество, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Блиц высказывания. «Россия мастеровая» 1 мастер? Хотите попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, делаем коллективную творческую работу (возможные варианты: оригами, аппликация, нарисованная картина, раскрашивание и др.). Главная идея – ребята сами используют и показывают техники изготовления, которые им известны. Подводим итоги: кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Как мастер создаёт свою работу – «придумывает, делает/ создаёт, показывает и радует других». *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера. Сохраняем в шкатулке мастера определение, как мастер создает свою работу. В конце занятия учитель знакомит ребят со своим мастерством (я тоже мастер – рисовать, петь, делать ремонты…). Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России. Учимся придумывать: кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит мастер, чтобы показать людям своё произведение (обращаемся к шкатулке Мастера). Учимся работать в группах. Разбивка на микро группы по 5 человек. Притча о мастерах (в методических рекомендациях) – обсуждаем, делаем вывод. КТД «Россия мастеровая» - 1 вариант: может быть в форме лото – город России на карте, чем славится, чему можем научиться – каждая группа готовит сообщение. Коллективная Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края, России. КТД «Россия мастеровая». Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России «Город Мастеров» 1 «В гости к мастерам» 1 карта страны. - 2 вариант: каждая команда получает конверт с заданием, в котором один из народных промыслов России. Необходимо распределиться в группе на пары и выполнить задание. Потом собраться вместе и подготовить рассказ о промысле. Презентовать другим группам. Задания: раскрасить правильно, подготовить сообщение по вопросам об истории промысла, рассказать выразительно стихотворение об этом промысле. Вывод: в России много мастеров своего дела и мы можем тоже стать мастерами. *Работа с символом трека шкатулкой Мастера: выводы о важности работы вместе, на общее дело, помогать друг другу Игра по станциям «Город мастеров» с использованием различных направлений деятельности, одной из станций должна стать знакомство с пословицами о мастерах. *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера. Подведение итогов: в шкатулку вкладываем пословицы и свои впечатления «Рейтинг популярности». - 1 вариант: идём на экскурсию к мастерам (знакомимся с профессиональными мастерами – это может быть театр, музей, библиотека, дворец творчества и пр.). - 2 вариант: родители/наставники демонстрируют своё мастерство ребятам. - 3 вариант: мастер- класс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На данном Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое Игра по станциям «Город мастеров». Познавательная, игровая. Экскурсия/мастер класс «От идеи – к делу» 1 КТД «Мастер своего дела» 1 «Мастер – это звучит гордо!» 2 занятии ученикам можно предложить участие в мастер-классах по развитию актёрских способностей, для развития мимики, речи, постановки голоса, угадыванию эмоций и пониманию друг друга посредством игры «Крокодил». *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера: какие профессии мастеров узнали за это время? Учимся работать в группах, проектировать, идти к совместному результату, реализовывать. Работаем по этапам КТД. Предложите своё дело, которое покажет, что мы тоже можем быть мастерами. Работа по группам. Выдвижение идей. Выбор самой интересной и т.п. Тренинг «Мы мастера» – мы мастера петь, мы мастера танцевать (общий танец) и пр. видеосюжеты, записанные мастерами своего дела, чтобы детям было удобнее выполнять задания. *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера. В шкатулку вкладываем итоги дела – исходя из анализа КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят Реализуем в классе для себя или для ребят 2 класса (необходимо прописать для учителей, как это сделать). Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, который является Мастером своего дела! Приглашенная персона может быть известной на городском, региональном, всероссийском уровне – по возможностям школы и фантазии Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Тренинг «Мы мастера» Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. КТД Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. 5 «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 Орленокдоброволец «От слова к делу» 9 1 учителя. С учётом того, что приглашаемая персона интересна детям данного возраста. Смотрят фото/видео как проходил трек. Открывают шкатулку мастера, анализируют результат, совместно составляют опорную схему и размещают в классном орлятском уголке. Награждение и поощрение ребят. Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтёр. Добровольчество»: лексическая работа – значение новых слов Почему люди хотят помогать? Смотрим и обсуждаем мультфильм «Рука помощи» – обсуждение ( Для целостного понимания этих понятий и для формирования потребности делать добрые дела необходимо продолжить работу на литературном чтении, окружающем мире, в рамках регионального компонента, и обязательно других в треках программы. происходит с сердцем мальчика, какими качествами должен обладать волонтёр) – рисование словесного портрета волонтёра. Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» Создаем символ волонтёрства (дети обводят свою ладонь и рисуют своё доброе сердце, Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итог Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Динамические паузы. Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw » . «Спешить на помощь безвозмездно! » 1 КТД «Создай хорошее настроение» 1 все ладошки соединяют в круг добра «Классный круг добра») – с этим символом работаем на следующих занятиях. Коллективное обсуждение: какие добрые дела совершают волонтёры для других людей? Подведение итогов: слайд презентация от учителя с комментариями детей «Как волонтёры помогают?» Волонтёрское движение в России. Где помогают волонтёры и почему всем это важно. Почему люди говорят волонтёрам - Мультфильм о волонтёрах «спасибо»? Виды волонтёрства. Работа по группам: 1. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду?» Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это для других… *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра» – безвозмездно, для других. 2. Что лично я могу сделать для других? Составление списка добрых дел. *Работаем с символом трека: фиксируем перечень в круге добра. Рассказ учителя о самых известных волонтёрах России (презентация) Список добрых дел. Выбираем «Создай хорошее настроение». Обсуждаем: Как можно создать хорошее настроение другим? Придумываем. Делимся на группы. КТД «Создай людям хорошее настроение» (через создание плакатасюрприза, творческое выступление, сюрприза-открытки, организации игры Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Работа по группам. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы. Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. КТД «Создай людям хорошее настроение». Мини-тренинг. Флешмоб «Хорошее настроение». Динамические паузы. https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA Мультфильм о волонтёрах https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw «С заботой о старших» 1 или веселой фотосессии и т.д.) Минитренинг. Сюрприз от учителя. Учитель показывает ребятам, как можно и себе поднять настроение. Флешмоб «Хорошее настроение». *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра» – дарим радость другим Демонстрация детьми результатов КТД «Создай хорошее настроение». Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек? (для родных, соседей) Что значит быть добрым рядом с ними? Рассказ учителя о «Фонде «Старость в радость». Совместная поздравительная открытка для старшего поколения Беседа. Акции «Коробка храбрости» Фонд «Старость в радость» Как поздравить через фонд: написать, что вы хотите поздравлять бабушек и дедушек открытками; указать, какое количество открыток и в каком месяце вы можете отправить, или же с каким праздником хотите поздравлять. Координаторы вышлют вам адреса и имена для поздравлений. Перед этим ознакомьтесь с рекомендациями, как поздравлять. *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра»: проявляй доброту… Учитель рассказывает родителям и детям об акции «Коробка храбрости 13», о том, что необходима будет их помощь. Обсуждаем и дополняем «Круг добра» вместе с родителями. «Коробку . Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – парное. КТД «Создай хорошее настроение». Подготовка КТД «От идеи – к делу» 1 КТД «Подари улыбку миру!» 1 «Доброволец – это доброе сердце» 2 «Портрет добровольца » 1 храбрости» оформляем и делаем на уроке «Технологии». Реализовываем придуманные идеи. *Работа с символом трека: дополняют «Классный круг добра» Привлечение к проведению КТД советников, наставников подростков: показывают примеры флешмобов. Напоминаем этапы подготовки КТД и по ним проектируем и организуем. Репетируем. Встречаемся с творческими группами других классов, договариваемся, организуем. Встречаемся с администрацией школы – договариваемся о месте, времени и др Непосредственно проводим запланированное и уже разработанное с детьми коллективно творческое дело. Совместно анализируем. *Работа с символом трека: дополняем «Круг добра» своими впечатлениями, фотографиями и пр. Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества. Дополняют «Классный круг добра» новой информацией, которую, возможно, узнали от гостя *Работа с символом трека: коллективная работа «Классный круг добра». Дополняем качествами добровольца, выбирая из предложенного учителем перечня (милосердный, злой, отзывчивый, вредный) или составляют свой перечень качеств. Дополняем делами, Познавательная, проблемно ценностное общение, художественное и социальное творчество. Взаимодействие – групповое. КТД «Флешмоб» 13 Познавательная, проблемно ценностное общение, художественное и социальное творчество. Взаимодействие – групповое. КТД «Флешмоб» . Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие групповое. Беседа. Динамические паузы. https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po-drugomu/korobkahrabrosti которые ещё можем сделать – данные дела могут быть организованы в треке «Орленок-Эколог» или в других треках. На ладошках, которые дети изготовили самостоятельно на предыдущих занятиях, дописывают, продолжая фразу «Быть добрым и заботиться о других – это …» 6 Орлёнок – спортсмен «Движение – жизнь!» 9 1 Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Орлёнок – Спортсмен»: лексическая работа – значение нового слова. Что такое здоровый образ жизни? Из чего он складывается? Что необходимо обязательно делать, если хотим долго оставаться здоровыми? Создаем визуальный образ «Орлёнка Спортсмена» , дописывая к нему ответы детей. В ходе разговора учитель обращает внимание на слова детей о важности зарядки. КТД «Зарядка 15» 1.Придумываем 1-2 упражнения для зарядки (одна группа – утреннюю, вторая – в школе на перемене, третья – если устал делать уроки дома, четвертая группа – …). 2.Составляем комплекс зарядки для дома. Оформляем придуманное и дети забирают домой перечень упражнений. Введение в ЧТП проведение утренней/дневной/на большой перемене зарядки для всего класса. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен» – чек-листом: размещение 1-го пункта в чек-листе – «Я сделал(а) Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение, физкультурно спортивная. Взаимодействие – парное, групповое. КТД «Зарядка». Динамические паузы. Работа с чек-листом. Танец «Нука-нака» https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку-становись! https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» 1 1 зарядку» Вспоминаем и повторяем зарядку, делимся впечатлениями. Работа по группам «Основы ЗОЖ». Динамические паузы. 14 Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показывать на уроках, переменах мини-зарядки, которые придумывает сама. Спортландия зарядка https://disk.yandex.ru/i/iArRmQXsyDGEw как дома выполняем зарядку. Определяем основы ЗОЖ: работаем по группам: каждая группа представляет свой результат работы: режим дня, правильное питание, закаливание, гигиена, безопасное поведение – можно рисовать, можно сделать коллаж, можно представить визуально и пр. Наставник проводит: танцевальную разминку под песню о здоровом образе жизни арт-группы «Хорошее настроение». *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» – чек-листом: размещение 2-го пункта в чек-листе - «Я составил(а) свой режим дня» Учитель показывает и рассказывает о 10 великих спортсменах страны. Работа в группах – выбрать вид спорта, нарисовать его эмблему, придумать и показать одно из движений (или упражнение из этого вида спорта), придумать рассказ об этом виде спорта.. Работа с чек- Мультфильм Спортландия 1 серия https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path= wizard&parent-reqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL9679&wiz_type=vital&filmId= 1069979878161687077 15 https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q Спортландия зарядка https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся» https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Работа в группах. Динамические паузы Детская песня про ЗОЖ «Сто затей для всех друзей» 1 КТД «Спортивное» 1 листом. Детская песня про ЗОЖ 1 *Работа с символом трека: размещение 3- го пункта в чек-листе - «Я был(а) сегодня очень активным и много двигался(лась)». В орлятский уголок добавляем фото великих спортсменов страны Игра с элементами ТРИЗ: придумываем новый вид спорта. Мини-соревнования по этим видам спорта. Как и где я могу играть в эти игры? Чему могу научить своих друзей? *Работа с символом трека: размещение 4- го пункта в чек-листе – «Я придумал(а) новый вид спорта». Делаем фото с этими видами спорта, подписываем название и размещаем в орлятском уголке. Презентация от учителя «Весёлые и необычные виды спорта в России». Кто такой болельщик? Чем он «болен»? Роль болельщика? Как можно поддержать свою команду? КТД «Плакат болельщика». Формат плаката – А4 для каждой команды. Ребята придумывают, рисуют, «защищают» плакат. Каждая команда придумывает кричалку, лучшую разучивают все вместе. Играобсуждение «Копилка болельщика» – показываем видеофрагменты поведения болельщиков (правильные и неправильные), обсуждаем их поведение и составляем правила болельщика. Размещаем правила в орлятском уголке. Видео-обращение великого спортсмена (1-2 минуты), как Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Игра с элементами ТРИЗ. Работа с чек-листом Познавательная, игровая, общение. Взаимодействие – парное, групповое. КТД «Плакат болельщика». Играобсуждение «Копилка болельщика». Работа с чеклистом. Презентация «Весёлые и необычные виды спорта в России». 7 Спортивная игра «Книга рекордов» 1 «Встреча – подарок» 2 «Азбука здоровья» 1 Орлёнок – Эколог «ЭКОЛОГиЯ » 9 1 «Страна экологии» 1 ему помогли болельщики победить в соревнованиях. *Работа с символом трека: размещение 5- го пункта в чеклисте – «Я придумал(а) несколько «кричалок» болельщика» Спортивные соревнования. Используем плакаты, кричалки. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен»: размещение 6-го пункта в чек-листе – «Я принял(а) участие в соревнованиях». Встреча – подарок с интересными людьми из области спорта. Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть профессиональным спортсменом. Размещение 7-го пункта в чек-листе - «Я узнал(а) как стать профессионалом в спорте» Подведение итогов. Что важного для себя узнали? – обобщение чек-листа. Составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках окружающего мира, в рамках других треков). Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Экология. Эколог»: лексическая работа - значения новых слов. КТД «Экологическая тропа»: Работа в парах *Работа с рюкзачком Эколога: в ходе КТД собираем рюкзачок эколога (что должен знать эколог), чтобы отправиться в путешествие по треку. Подведение итогов Мотивация: видеофильм красота Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Спортивные соревнования. Работа с чек-листом. Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие - парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Работа с чек-листом Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Работа с чек-листом Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое КТД «Экологическая тропа». Динамические паузы.. (фоновая музыка «Звук леса», картинка леса Познавательная, игровая, Презентация/видео о работе экологов «Мой след на планете» 1 природы России. Как сохранить? Уберечь? *Работа с символом трека рюкзачком Эколога: составляем правила эколога (добавляем в рюкзачок). Что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу? Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей). Кейс «Страна экология» – решаем экологические задачи. *Работа с символом трека рюкзачком Эколога. Анализ: дополняем рюкзачок эколога. Актуализация важности бережного отношения к природе и планете. Какие экологические проблемы есть в нашем регионе? Как мусор влияет на природу? Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?» Как уменьшить количество бытового мусора? Смотрим экологический мультфильм Что мы можем сделать для этого? В ходе обсуждения и предложений детей учителю важно вычленить высказывание: «можем сделать плакат с призывом не бросать мусор в природе». Коллективная работа с элементами КТД «Рисуем плакат «Не бросай мусор» (формат А4, учитель делает копию/фото плаката). Дети могут их унести домой и разместить у себя дома, на подъезде и пр. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога: цветные плакаты складываем в рюкзачок. Создание Динамические паузы. Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое Просмотр мультфильма. Презентация/ видео о работе экологов. Кейс «Страна экология». Динамические паузы. (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей). видео о красоте природы РФ https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре? Просмотр экологического мультфильма. Просмотр экологического мультфильма Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу» лесу» Вывод: что мы сделали сегодня очень важное? Как это может помочь планете? Обсуждаем где разместили плакаты? как отреагировали окружающие? Важность того, что сделали? - 1 вариант: экскурсия в экологический центр или на станцию юннатов города. - 2 вариант: интеллектуальная игра «Знаю, умею» (опыт проведения исследований, наблюдение за природой, эксперимент с озвучиванием звуков животных, птиц, сравнение «природных» и «искусственных» звуков, работа с детской энциклопедией «Что такое? Кто такой?»). Подведение итогов. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога. Дополнения в рюкзачок эколога, что должен знать эколог Проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к подготовке квеста от класса. Выдвигаем предложения по КТД «Ключи природы». Работаем по этапам КТД. КТД «Знаю, умею, действую» 1 Экологический квест «Ключи природы» 1 Игра по станциям «Путешествие в природу» 1 Проводим и анализируем. Провести можно для ребят 1-2 класса, для другого класса, для родителей в рамках родительского собрания и т.д. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля» – обсуждаем. «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим 2 На заключительное занятие в рамках данного трека приглашается личность, добившаяся успехов в сфере изучения экологии, сохранения природы, Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. КТД «Знаю, умею, действую». Динамические паузы. Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое Экологический квест «Ключи природы» Познавательная, проблемно ценностное общение, и социальное творчество. Взаимодействие – групповое. Игра по станциям «Путешествие в природу» Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля». экологом» 8 9 «Шагая в будущее - помни о планете» Работа 1 Орлёнок – Хранитель исторической памяти «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» 9 1 животного и растительного мира. Гость рассказывает ребятам о том, в чем заключается миссия эколога для окружающей среды. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога Анализ: в рюкзачок эколога вкладываем свои впечатления о встрече. Работа с рюкзачком эколога: достаем из рюкзачка всё помни о планете» содержимое, которое собрали, участвуя в треке, смотрим фото/видео как проходил трек, рисунки – обсуждаем как прошел трек, создаём опорную схему по треку и размещаем в орлятском классном уголке. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля». Делаются выводы о роли эколога, о его роли для природы. Поощрения и награждения Введение в тему, мотивация, целеполагание. Понятие «Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Учимся работать в группах – обдумывают идею. КТД «Альбом памяти» Задание перед треком: принести фото исторического или обычного события семьи, узнав о нём всю информацию . Выбирают одного, кто подведет итоги для класса: «Никита нам рассказал, как они ходили в поход… Света о том, что дедушка научил ее кататься на людьми. Динамические паузы. Познавательная, проблемно ценностное общение. Подведение итогов. Просмотр мультфильма. Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое. КТД «Альбом памяти». мультфильм «Мальчик и Земля» «Традиции моей страны» 1 велосипеде…». Педагог фиксирует опорную схему на карточках: Никита ходили в поход, Света - кататься на велосипеде и др. Обобщаем всё сказанное и подводим итоги, что это важно помнить и знать. *Работа с символом трека - альбомом Хранителя исторической памяти. Карточки с опорным текстом вкладываются в альбом (с ними можно поработать на уроках, дополнив их). Обсудить с детьми: где лучше всего смогут сохраниться ваши имена? память о различных событиях? где вы храните добрые воспоминания о событиях своей семьи? Подведение итогов: продолжи фразу «Я хочу сохранить …» Обсуждаем: я – семья - Россия – традиции и важность их сохранения. – какие традиции есть в России? Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце (шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.). Определяем какой должна быть настоящая традиция: общенародной; - доброй; - значимой для всех. Учимся работать в парах: обсуждаем какие настоящие традиции есть в России и регионе, делаем художественный коллаж из заготовок/вырезок «Традиции России». Обсуждаем, какие из этих традиций важны для самих ребят и почему? *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителя исторической памяти»: коллажи Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие – парное. Поделка «Традиции России». Кодекс «Орлёнка –хранителя» 1 «Знать, чтобы хранить» 1 вкладываем в альбом Познавательная виртуальная экскурсия – смотрим мультфильм «Мульти Россия 19» (о стране, орегионе, о других городах). Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в России. Обсуждаем: что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту родного края, России? Составляем кодекс «Орлёнкахранителя» (важно возвращаться к этому кодексу, обсуждать, как его выполняем, дополнять его). *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителя: подведение итогов - оформляем в альбом кодекс «Орлёнкахранителя». Познавательная игра квест «Ключи истории» (возможно проведение в музее города, в библиотеке, в общественном центре) с элементами поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль хранителей и решают интеллектуально творческие задачи из области истории и культуры родного края и России. «Мульти- Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультипликационных роликов о разных регионах, городах и народностях России. Является совместным проектом продюсерской компании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным сериалом была начата в 2006 году. Хронометраж каждого фильма — 1 минута. *Работа с символом трека - альбомом Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение, художественное творчество. Просмотр мультфильма «МультиРоссия». Кодекс «Орленка-хранителя». Мультфильм «Мульти-Россия» Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Игра-квест «Ключи истории». «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультипликационных роликов о разных регионах, городах и народностях России. Является совместным проектом продюсерской компании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным сериалом была начата в 2006 году. Хронометраж каждого фильма — 1 минута КТД «История становится ближе» 1 КТД «Мы хранители памяти» 1 «Расскажи мне о России» 2 « Мы – хранители» 1 Хранителя: дополняем альбом своими впечатлениями и, желательно, фотографиями. Учимся работать в группах, использовать поисковый способ решения поставленной задачи. Решение исторических кейсов. *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель»: Вывод, который можно сделать вместе с детьми и оформить в альбом: в истории много загадок и мы можем найти на них ответ. Коллективно творческое дело готовится учителем совместно с ребятами. Учитель показывает, как можно в классе разделиться на микро группы, как разработать идею, что нужно для её реализации, каждой группе помогает проработать её направление. Подготовка и реализация проходит согласно этапам КТД. Проводим для себя, в своём классе. Анализируем. КТД «Мы хранители памяти» Формируем важность и значимость работы по КТД для ребят: результат работы презентуем для других, рассказывая о своих успехах на каждом этапе (от идеи к проведению). Диалог «на равных» с человеком, который добился успехов, отвечающих смысловому наполнению трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Смотрят фото/видео как проходил трек. Перелистывают альбом, Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. КТД «История становится ближе» Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое КТД «Мы хранители памяти» Познавательная, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, 10 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 4 анализируют результат, размещают в орлятском классном уголке. Работа в парах: из доступных источников (книга, учебник, интернет, личных знаний) придумать исторический вопрос и задать его ребятам. Награждение и поощрение лучших ребят. Подготовка, участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне групповое. Подведение итогов Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов.