ВД_ОрлятаРоссии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Орлята России»
Направление: «Коммуникативная деятельность»
4 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Векшина Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов

2023 г

1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана на основе следующих
нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утверждён приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года
№286).
Примерная рабочая программа учебного курса «Орлята России» / авторы-составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И.,
Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., СпиринойЛ.В. –
Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.
Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром
«Орленок».
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4
классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным
ФГБОУ Всероссийским детским центром
«Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева
О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной
Л.В.
– Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом
программы воспитания иосновываются на российских базовых национальных ценностях.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально
ценностных
знаний, отношений
и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых
национальных
ценностей,
накопленных
предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:

Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.

Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейнымценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

Развивать творческие способности и эстетический вкус.

Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре.

Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость
ипотребность в безвозмездной деятельности ради других людей.

Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.

Формировать ценностное отношение к знаниям
через
интеллектуальную, поисковую
иисследовательскую деятельность.
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы
обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест,
пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и
задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее.

Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной
деятельности учащихся, которая предусмотрена вразделах программы.
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой
четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают
«свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми
установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс
участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в
Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим.
Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в
Программе.
2. Содержание учебного курса
3-4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы
для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек
«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе
Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках
данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности,
в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных
промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела
(на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит
общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время
для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей,
так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная
гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-

оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний
период.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке
мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок
должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины»
Темы треков
Орленок-лидер

9

Орлёнок – Эрудит

9

Орлёнок – Мастер

9

Игра для подведения
ромежуточных итоговучастия
в Программе

9

Орлёнок – Доброволец

9

Критерии
Реализация Программы начинается с данного
трека, который позволяет актуализировать/
приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что
необходимо в начале учебного года. Также занятия трека 15
позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости
класса илидеров для дальнейшего
формированиямикрогрупп
Вторая четверть отличается высокой мотивацией
удетей научебную деятельность. В этот временной
промежуток в школах проходят различные
олимпиады. Врамках трека происходит знакомстворебёнка с
разными способами получения информации
Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка
новогоднего спектакля/номера/концерта; 2 –
знакомство с мастерами своего дела и
лучшимимастерами
региона/страны.
Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер»
Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игруучитель
проводит самостоятельно, используя
предоставленные методические рекомендации
Тематика трека актуальна круглый год, поэтому
учитель может обращаться к имеющемуся социальному
опыту детей и истории добровольческого/ волонтерского/
тимуровскогодвижения в любое время учебного года

Орлёнок – Спортсмен

9

Орлёнок – Эколог

9

Орлёнок –
Хранитель
исторической памяти

Подведение итогов
участиявПрограмме в
текущем учебном году

9

9

Различные соревнования, посвященные 23 февраляи
пр. Втом числе, в соответствии с возрастом,
можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я –
спортивная семья» и другие соревнования, чтобы
минимизировать воздействия гиподинамического кризиса
середины учебного года.
Весна – наиболее благоприятный период для
реализациитрека. Погодные условия позволяют
уже часть мероприятий трека проводить запределами
здания
школы.
В логике Программы важно, чтобы все
трекипрошли дотрека «Орлёнок – хранитель
исторической памяти», так как он является треком,
подводящим итоги участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка трека: Я –
хранительтрадиций
своей семьи, Мы (класс) – хранители своих
достижений,Я/Мы – хранители исторической памяти своей
страны
В УМК – использование игровых
методовдиагностикирезультатов. Основными
результатами, которые нам необходимо оценить,
станут: -личностное развитие ребёнка (изменениеего
позиции от
«наблюдателя» до «активного участника»); сформированность класса как коллектива; - уровень
принятия/осознания ценностей, заложенных в
Программе

3. Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России»
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
комплекса личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.
3-4 классы
Личностные результаты: формирование уважительного и доброжелательного отношения
друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование
учебно-познавательного интереса к треку «Орлёнок –Эрудит»;
умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные
качества; работа над осознание ответственности за общеедело;
формирование уважительного отношения к культуре своего народа;
формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека;
формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового
образа жизни человека;
формирование учебно-познавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»;
осознание ответственности за общееблагополучие,
основы
экологической
культуры;
формированиесопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны;формирование чувство сопричастности к традициям своей страны
Метапредметные (развивающие):
– коммуникативные: умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя,
исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение
согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться
с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение
рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной
задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в
группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение
сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к
окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
− познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение
применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение;
умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный
интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого
мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и
видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять комплекс утренней
зарядки через совместную групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм
здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах;
умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему.
− регулятивные: формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий,

объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение
принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и
действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки идействия, свои
возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную
задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока
после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
формирование умения применять свои знания в практической деятельности
Предметные (обучающие): знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления
лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование умения
строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения;
расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи,
разнообразных приёмов работы; знакомство с понятиями «добро»,
«доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми
делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и
дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на
укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил
экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель
исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства
гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает
ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою
половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает
ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую
среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия
в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности;
умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным
профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;
проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации
и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

●

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и

защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,
соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям
труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение
к научным знаниям, науке).

4. Тематическое планирование курса
№
п/п

Темы

Колво
часов

1

Вводный
«Орлятский урок»для
детей первогогода
участия в Программе

1

2

Орленок-лидер
«Лидер – это …»

9
1

Содержание

Виды деятельности,
формы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ыересурсы

3 -4 классы по 68 час.
Старт Программы для детей и эмоциональный
настрой класса научастие в Программе.

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство
с понятием
«Лидер»: лексическая работа – значения нового слова.
От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в
команду Игра на командообразование. Анализируем:
что получилось? Что не получилось?
Кто выступил в роли лидера? Работаемв группах с
конструктором «Лидер», собираем качества лидера, в
виде опорной схемы. Игра на командообразование
Анализ игры по конструктору «Лидер». Какие качества
присущи лидеру? Что ещё необходимолидеру? *Работа с
конструктором.
Подведение итогов: конструктор
«Лидер» (собираем качества лидера,как опорную схему

Познавательная, игровая.
Взаимодействие–
групповое.
Игра на
командообразова
ние.
Динамические
паузы.

https://disk.yandex.ru/i/0
MnRn3ZmSw-Nrg

«Я могу быть
лидером!»

1

Повторение конструктора «Лидер».
Работа в группах: назвать 1-3 известных лидеров нашей
страны, почему их можно считать лидерами, какими
качествами они обладают. Если появляются новые
качества, которых не было раньше в конструкторе
«Лидер», то конструктордополняем. А кто может быть
лидером? Лидером может быть каждый, и я могу!
Тренинг на выявления лидера в команде (с чеклистами, где дети после каждого упражнения
записывают, кто, по их мнению, был лидером). Тренинг
должен содержать упражнения художественно
эстетического содержания, интеллектуального,
спортивного и т.п. *Работа с конструктором “Лидер”,
подведение итогов. Подведение итогов: Видео от
учителя «Интервью с лидером». Ответна вопрос: «Какие
качества помогли мне стать лидером? Обсуждаем: где
может проявить себя, раскрыться лидер? Во всех ли
ситуациях я могу быть лидером? В конструктор
заносим опорную схему «Я могу быть лидером»

Познавательная,
игровая, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие –
групповое. Беседа.
Тренингна выявления
лидера в команде.
Видео «Интервьюс
лидером».
Динамические паузы.

«В команде
рождается лидер»

1

Возвращаемся к конструктору
«Лидер», где учитель заранее добавляет много
новых качеств лидера

Познавательная,
игровая, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие –

«КЛАССный
выходной»

1

как положительных, так и
отрицательных. Обсуждаем! Убираем
лишнее. Чтобы обладать этими
качествами, что необходимо мне
лично сделать? – обсуждаем в группах.
Обсуждаем положительные и
отрицательные стороны лидерства.
Введение ЧТП и развитие умения
работать в команде. Что такое ЧТП
(чередование творческих поручений?
Какие могут быть поручения? Как их
можно выполнять?) Делимся на
команды. Оформляем наглядно.
Тренинг – пробуем выполнить здесь и
сейчас ЧТП. Дети получают первый
опыт работы, за которую они
ответственны. Дополняем конструктор
«Лидер» – ответственность за
порученное дело, умение держать
цель. *Работа с конструктором. Общее
подведение итогов: что получилось?
Какие трудности встретили? Как стать
лидером? (формулируем шаги к
лидерству, дополняем их в
конструктор)
Выход детей с родителями,
наставниками и классным
руководителем на «выходной». С
целью для сплочения коллектива
класса, родителей и наставников.
Привлечение наставников обязательно
– старшеклассников, которые
помогают в организации испытаний.
Предполагается, что эти испытания
раскроют лидерские качества в
учениках. Дети учатся преодолевать
себя, свои страхи, учатся ставить цели.

групповое. Беседа. Тренинг.
Динамические паузы.

Познавательная, игровая,
досугово-развлекательная.
Взаимодействие –
групповое. Верёвочный курс

3

Мини-анализ совместный с
родителями, наставниками и детьми
после верёвочного курса по
конструктору «Лидер». Дети учатся
объективно оценивать себя, свои силы
и возможности. Анализируют, что
получилось и почему? что не
получилось и почему? чего не хватило
для того, чтобы было лучше?
По методике КТД работаем над
созданием общего дела для других
ребят (для 1-2 классов, в параллели,
для родителей и пр.)
Готовимся, проводим и анализируем (6
этапов коллективно творческого дела
по И.П. Иванову)

«От идеи – к делу!»

1

КТД «Вместе мы
сможем всё!»

1

«Встреча с тем, кто
умеет вести за
собой»

2

Гость рассказывает, как важно быть
ответственным перед людьми, что
помогает ему быть лидером, вести за
собой..

«Мы дружный
класс!»

1

Смотрят фото/видео как проходил
трек. Подводят итоги, обращаясь к
конструктору «Лидер». Каждая группа
(по ЧТП) придумывает, готовит и
показывает для ребят сюрприз. Вывод:
мы дружный класс! Итоговая
социометрия.

Орлёнок – Эрудит
«Кто такой
эрудит?»

9
1

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием
(повторения понятия) «Эрудит»:
лексическая работа – значения нового
слова – подобрать из предложенных
вариантов определений наиболее
точное и понятное самим ребятам. *

Познавательная, игровая,
досугово-развлекательная.
Взаимодействие –
групповое. КТД
Познавательная, игровая,
досугово-развлекательная.
Взаимодействие –
групповое. КТД
Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие – парное.
Встреча с интересными
людьми.
Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое. Подведение
итогов

Познавательная, игровая,
проблемно-ценностное.
Взаимодействие: групповое.
Игра «Лото».
Интеллектуальная игра
«Вопрос от эрудита».

серия «Эрудит» анимационного сериала
«Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q

«Я – эрудит, а это
значит...»

1

Работа с символом трека – конвертом
копилкой: работаем, вкладываем
понятие «эрудит», рисуем словесный
портрет эрудита. Учимся работать в
группах: Кто они самые известные
эрудиты России? Игра «Лото» –
соединить ФИ и портрет известного
россиянина и в чем заключался его
талант, открытия и пр. – Ломоносов
М., Д. Менделеев, Н. Лобачевский, В.
Вернадский, Л. Ландау, И. Павлов.
Назвать качества, которые помогут
стать эрудитом. Интеллектуальная
игра «Вопрос от эрудита» - вопросы
должны быть связаны с «Лото».
*Работа с конвертом копилкой трека
«Орлёнок – Эрудит». Подведение
итогов: кто сегодня показал себя, как
эрудит?
Повторяем интеллектуальные секреты
эрудита – смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность,
увлечённость, изобретательность,
коммуникабельность, эрудиция. Как
их приобрести? (чтение, учеба,
образование). Способы решения
интеллектуальных задач – интеллект,
логика, дедукция, интуиция. Учимся
работать в парах: игра
«Интеллектуальный кроссворд» с
применением различных способов
решения. *Работа с конвертом
копилкой трека «Орлёнок – Эрудит».
Сложно ли быть эрудитом? Что для
этого надо? качества вкладываем в
конверт копилку «Эрудита». Опорную
схему, начатую в 2 классе, дополняем

Познавательная, игровая,
проблемно ценностное.
Взаимодействие –
групповое. Игра
«Интеллектуальный
кроссворд»

серии №190 «Кроссворд»
юмористического киножурнала
«Ералаш»
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig

«Игра – это
полезно и
интересно»

1

«Эрудит – это
широкий кругозор»

1

и вкладываем в конверт копилку
«Эрудита»
Методы активизации мозговой
деятельности: упражнения на развитие
логики, смекалки, задачи для
интеллектуальной разминки. Учимся
работать в группах и подбирать
вопросы по теме игры. Выдвигаем
способы запоминать, думать,
узнавать… Игра «Эврика» – за
освоение способов запоминания и
поиска информации, составления
вопросов по интеллектуальным
знаниям. - 1 этап игры – каждая группа
детей подбирает вопрос учителю из
доступных источников, учитель
демонстрирует обучающимся как он
ищет ответ на вопрос и отвечает
ребятам. - 2 этап игры – учитель задаёт
ребятам вопросы, они ищут ответ и
отвечают. - 3 этап – дети задают
вопрос друг другу. *Работа с
символом трека – конвертом копилкой
Эрудита. Определяем значимость
совместной работы. Способы
запоминания вкладываем в конверт
копилку
Презентация «10 великих изобретений
русских учёных» - как ученые
расширяют свои знания. Как я сам
могу пополнить свои знания? Что для
этого нужно сделать? Знакомство с
детской литературой, журналами,
Интернет ресурсами, где можно найти
знания. Заполняем по группам круг
Знаний Он поможет педагогу выявить
интеллектуальные интересы детей,

Познавательная, игровая.
Взаимодействие –
групповое. Игра «Эврика».

Познавательная, игровая,
проблемно ценностное.
Взаимодействие – групповое

Презентация «10 великих изобретений
русских учёных».

«Твори!
Выдумывай!
Пробуй!»

1

КТД «Играй, учись
и узнавай»

1

*Работа с конвертом копилкой трека
«Орлёнок – Эрудит». Вкладываем в
конверт копилку. В конце года
анализируем – что узнали и т.п.
Учимся выдвигать идеи и
планировать: для кого можно провести
интеллектуальную игру, группа
должна предложить идею по
проведению. Круг Знаний. 93
интеллектуальной игры для ребят 1-2
класса. Обсуждаем идеи. Синтезируем
все идеи в одну. Определяем план
действий по подготовке. Распределяем
обязанности. *Работа с конвертом
копилкой трека «Орлёнок – Эрудит».
Подводим итоги: как сработали?
Результат вкладываем в конверт
копилку
Вспоминаем 4 занятие составляем
план, что делали – решали для кого
будем проводить, придумывали,
обсуждали, планировали,
распределяли. Готовим вопросы,
оформление и т.д. Пробуем провести в
своём классе. Анализируем. Вывод –
КТД (вводится это понятие для ребят)это… Дополняем план этапами
подготовки и проведения КТД. В
дальнейших треках пользуемся этим
планом.
Повторяют этапы КТД на практике.
Заполняя таблицу с проектированием
нового КТД, его подготовкой,
проведением, анализом. Проводим
КТД для ребят 1-2 класса. *Работа с
конвертом копилкой Эрудита. В
конверт-копилку вкладываем свои

Социальное творчество.
Взаимодействие: групповое.
Работа в группах

Социальное творчество.
Взаимодействие –
групповое. КТД.

4

Встреча с
интересным
эрудитом «Хотим
всё знать»

2

Итоги трека «На
старте новых
открытий»

1

Орлёнок – Мастер
«Мастер – это…»

9
1

впечатления
Данное занятие отводится для очной
встречи с личностью, которая
воплощает в себе успех в рамках
изучаемого трека. Приглашенный
гость может быть известен на
городском, региональном,
всероссийском уровне. Приглашаем с
учётом того, что он интересен детям
данного возраста. *Работа с конвертом
копилкой трека «Орлёнок – Эрудит».
Дополняем конверт копилку своими
впечатлениями о встрече
Смотрят фото/видео как проходил
трек. *Работа с символом треква –
конвертом копилкой Эрудита.
Открывают конверт копилку
анализируют результат, совместно
составляют «опорную схему» и
размещают в классном уголке. Работа
в парах: придумать и проиграть с
ребятами конкурс/ вопрос на
эрудицию. Награждение и поощрение
лучших ребят
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием
«мастер»: лексическая работа –
значения нового слова. Работа по
группам, задание: приведите из своей
жизни примеры мастеров своего дела,
ребята рассказывают друг другу («Моя
мама мастер своего дела. Она ...»).
Блиц высказывания ребят: «Я узнал,
что у Никиты мама повар. Она мастер
готовить салаты» …) Пробуем себя в
роли мастера – Что может делать

Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие – парное.
Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы

Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое. Подведение
итогов.

Познавательная, досугово
развлекательная,
художественное творчество,
проблемно ценностное
общение. Взаимодействие –
групповое. Блиц
высказывания.

«Россия
мастеровая»

1

мастер? Хотите попробовать себя в
роли мастера? Обсуждаем,
придумываем, делаем коллективную
творческую работу (возможные
варианты: оригами, аппликация,
нарисованная картина, раскрашивание
и др.). Главная идея – ребята сами
используют и показывают техники
изготовления, которые им известны.
Подводим итоги: кто такой мастер?
Кто может быть мастером? Какими мы
были мастерами? Как мастер создаёт
свою работу – «придумывает, делает/
создаёт, показывает и радует других».
*Работа с символом трека - шкатулкой
Мастера. Сохраняем в шкатулке
мастера определение, как мастер
создает свою работу. В конце занятия
учитель знакомит ребят со своим
мастерством (я тоже мастер –
рисовать, петь, делать ремонты…).
Презентация учителя о 10 самых
известных мастерах родного края
России. Учимся придумывать: кто из
вас хочет быть мастером? Какие этапы
проходит мастер, чтобы показать
людям своё произведение (обращаемся
к шкатулке Мастера). Учимся работать
в группах. Разбивка на микро группы
по 5 человек. Притча о мастерах (в
методических рекомендациях) –
обсуждаем, делаем вывод. КТД
«Россия мастеровая» - 1 вариант:
может быть в форме лото – город
России на карте, чем славится, чему
можем научиться – каждая группа
готовит сообщение. Коллективная

Познавательная, досуговоразвлекательная,
художественное творчество,
проблемно ценностное
общение. Взаимодействие –
групповое. Презентация
учителя о 10 самых
известных мастерах родного
края, России. КТД «Россия
мастеровая».

Презентация учителя о 10 самых
известных мастерах родного края России

«Город Мастеров»

1

«В гости к
мастерам»

1

карта страны. - 2 вариант: каждая
команда получает конверт с заданием,
в котором один из народных
промыслов России. Необходимо
распределиться в группе на пары и
выполнить задание. Потом собраться
вместе и подготовить рассказ о
промысле. Презентовать другим
группам. Задания: раскрасить
правильно, подготовить сообщение по
вопросам об истории промысла,
рассказать выразительно
стихотворение об этом промысле.
Вывод: в России много мастеров
своего дела и мы можем тоже стать
мастерами. *Работа с символом трека шкатулкой Мастера: выводы о
важности работы вместе, на общее
дело, помогать друг другу
Игра по станциям «Город мастеров» с
использованием различных
направлений деятельности, одной из
станций должна стать знакомство с
пословицами о мастерах. *Работа с
символом трека - шкатулкой Мастера.
Подведение итогов: в шкатулку
вкладываем пословицы и свои
впечатления «Рейтинг популярности».
- 1 вариант: идём на экскурсию к
мастерам (знакомимся с
профессиональными мастерами – это
может быть театр, музей, библиотека,
дворец творчества и пр.). - 2 вариант:
родители/наставники демонстрируют
своё мастерство ребятам. - 3 вариант:
мастер- класс от учителя «Делай как я,
делай лучше меня!». На данном

Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое Игра по станциям
«Город мастеров».

Познавательная, игровая.
Экскурсия/мастер класс

«От идеи – к делу»

1

КТД «Мастер
своего дела»

1

«Мастер – это
звучит гордо!»

2

занятии ученикам можно предложить
участие в мастер-классах по развитию
актёрских способностей, для развития
мимики, речи, постановки голоса,
угадыванию эмоций и пониманию
друг друга посредством игры
«Крокодил». *Работа с символом трека
- шкатулкой Мастера: какие
профессии мастеров узнали за это
время?
Учимся работать в группах,
проектировать, идти к совместному
результату, реализовывать. Работаем
по этапам КТД. Предложите своё дело,
которое покажет, что мы тоже можем
быть мастерами. Работа по группам.
Выдвижение идей. Выбор самой
интересной и т.п. Тренинг «Мы
мастера» – мы мастера петь, мы
мастера танцевать (общий танец) и пр.
видеосюжеты, записанные мастерами
своего дела, чтобы детям было
удобнее выполнять задания. *Работа с
символом трека - шкатулкой Мастера.
В шкатулку вкладываем итоги дела –
исходя из анализа КТД, можно снять
видео с впечатлениями ребят
Реализуем в классе для себя или для
ребят 2 класса (необходимо прописать
для учителей, как это сделать).
Данное занятие отводится для очной
встречи с личностью, который
является Мастером своего дела!
Приглашенная персона может быть
известной на городском,
региональном, всероссийском уровне –
по возможностям школы и фантазии

Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое. Тренинг «Мы
мастера»

Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое. КТД
Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие – парное.
Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы.

5

«Путь в
мастерство» –
подводим итоги

1

Орленокдоброволец
«От слова к делу»

9
1

учителя. С учётом того, что
приглашаемая персона интересна
детям данного возраста.
Смотрят фото/видео как проходил
трек. Открывают шкатулку мастера,
анализируют результат, совместно
составляют опорную схему и
размещают в классном орлятском
уголке. Награждение и поощрение
ребят.
Введение в тему. Мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятиями «Добро. Доброволец и
волонтёр. Добровольчество»:
лексическая работа – значение новых
слов Почему люди хотят помогать?
Смотрим и обсуждаем мультфильм
«Рука помощи» – обсуждение ( Для
целостного понимания этих понятий и
для формирования потребности делать
добрые дела необходимо продолжить
работу на литературном чтении,
окружающем мире, в рамках
регионального компонента, и
обязательно других в треках
программы. происходит с сердцем
мальчика, какими качествами должен
обладать волонтёр) – рисование
словесного портрета волонтёра.
Символ волонтёрства – приподнятая
рука с раскрытой ладонью и сердцем.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Доброволец» Создаем символ
волонтёрства (дети обводят свою
ладонь и рисуют своё доброе сердце,

Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое. Подведение итог

Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие –
групповое. Динамические
паузы.

Просмотр мультфильма «Рука помощи
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
»
.

«Спешить на
помощь
безвозмездно! »

1

КТД «Создай
хорошее
настроение»

1

все ладошки соединяют в круг добра
«Классный круг добра») – с этим
символом работаем на следующих
занятиях. Коллективное обсуждение:
какие добрые дела совершают
волонтёры для других людей?
Подведение итогов: слайд презентация
от учителя с комментариями детей
«Как волонтёры помогают?»
Волонтёрское движение в России. Где
помогают волонтёры и почему всем
это важно. Почему люди говорят
волонтёрам - Мультфильм о
волонтёрах «спасибо»? Виды
волонтёрства. Работа по группам: 1.
Решение кейса «Как поступить в
данной ситуации и что попросить в
награду?» Вывод – настоящее
волонтерство безвозмездно, это для
других… *Работа с символом трека:
дополняем «Классный круг добра» –
безвозмездно, для других. 2. Что лично
я могу сделать для других?
Составление списка добрых дел.
*Работаем с символом трека:
фиксируем перечень в круге добра.
Рассказ учителя о самых известных
волонтёрах России (презентация)
Список добрых дел. Выбираем
«Создай хорошее настроение».
Обсуждаем: Как можно создать
хорошее настроение другим?
Придумываем. Делимся на группы.
КТД «Создай людям хорошее
настроение» (через создание плакатасюрприза, творческое выступление,
сюрприза-открытки, организации игры

Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие –
групповое. Работа по
группам. Решение кейса
«Как поступить в данной
ситуации и что попросить в
награду». Динамические
паузы.

Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие –
групповое. КТД «Создай
людям хорошее
настроение». Мини-тренинг.
Флешмоб «Хорошее
настроение». Динамические
паузы.

https://www.youtube.com/
watch?v=hr2rCo2tpmA
Мультфильм о волонтёрах
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw

«С заботой о
старших»

1

или веселой фотосессии и т.д.) Минитренинг. Сюрприз от учителя. Учитель
показывает ребятам, как можно и себе
поднять настроение. Флешмоб
«Хорошее настроение». *Работа с
символом трека: дополняем
«Классный круг добра» – дарим
радость другим
Демонстрация детьми результатов
КТД «Создай хорошее настроение».
Совместное обсуждение с родителями
и детьми: Как делать добро для
бабушек и дедушек? (для родных,
соседей) Что значит быть добрым
рядом с ними? Рассказ учителя о
«Фонде «Старость в радость».
Совместная поздравительная открытка
для старшего поколения Беседа.
Акции «Коробка храбрости» Фонд
«Старость в радость» Как поздравить
через фонд: написать, что вы хотите
поздравлять бабушек и дедушек
открытками; указать, какое количество
открыток и в каком месяце вы можете
отправить, или же с каким праздником
хотите поздравлять. Координаторы
вышлют вам адреса и имена для
поздравлений. Перед этим
ознакомьтесь с рекомендациями, как
поздравлять. *Работа с символом
трека: дополняем «Классный круг
добра»: проявляй доброту… Учитель
рассказывает родителям и детям об
акции «Коробка храбрости 13», о том,
что необходима будет их помощь.
Обсуждаем и дополняем «Круг добра»
вместе с родителями. «Коробку

. Познавательная,
проблемно-ценностное
общение. Взаимодействие –
парное. КТД «Создай
хорошее настроение».

Подготовка КТД
«От идеи – к делу»

1

КТД «Подари
улыбку миру!»

1

«Доброволец – это
доброе сердце»

2

«Портрет
добровольца »

1

храбрости» оформляем и делаем на
уроке «Технологии». Реализовываем
придуманные идеи. *Работа с
символом трека: дополняют
«Классный круг добра»
Привлечение к проведению КТД
советников, наставников подростков:
показывают примеры флешмобов.
Напоминаем этапы подготовки КТД и
по ним проектируем и организуем.
Репетируем. Встречаемся с
творческими группами других классов,
договариваемся, организуем.
Встречаемся с администрацией школы
– договариваемся о месте, времени и
др
Непосредственно проводим
запланированное и уже разработанное
с детьми коллективно творческое
дело. Совместно анализируем. *Работа
с символом трека: дополняем «Круг
добра» своими впечатлениями,
фотографиями и пр.
Встреча с гостем, который достиг
успехов в области добровольчества.
Дополняют «Классный круг добра»
новой информацией, которую,
возможно, узнали от гостя
*Работа с символом трека:
коллективная работа «Классный круг
добра». Дополняем качествами
добровольца, выбирая из
предложенного учителем перечня
(милосердный, злой, отзывчивый,
вредный) или составляют свой
перечень качеств. Дополняем делами,

Познавательная, проблемно
ценностное общение,
художественное и
социальное творчество.
Взаимодействие –
групповое. КТД «Флешмоб»
13

Познавательная, проблемно
ценностное общение,
художественное и
социальное творчество.
Взаимодействие –
групповое. КТД «Флешмоб»
. Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие –
групповое. Встреча с
интересными людьми.
Динамические паузы
Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие групповое. Беседа.
Динамические паузы.

https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po-drugomu/korobkahrabrosti

которые ещё можем сделать – данные
дела могут быть организованы в треке
«Орленок-Эколог» или в других
треках. На ладошках, которые дети
изготовили самостоятельно на
предыдущих занятиях, дописывают,
продолжая фразу «Быть добрым и
заботиться о других – это …»
6

Орлёнок –
спортсмен
«Движение –
жизнь!»

9
1

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием
«Орлёнок – Спортсмен»: лексическая
работа – значение нового слова. Что
такое здоровый образ жизни? Из чего
он складывается? Что необходимо
обязательно делать, если хотим долго
оставаться здоровыми? Создаем
визуальный образ «Орлёнка Спортсмена» , дописывая к нему
ответы детей. В ходе разговора
учитель обращает внимание на слова
детей о важности зарядки. КТД
«Зарядка 15» 1.Придумываем 1-2
упражнения для зарядки (одна группа
– утреннюю, вторая – в школе на
перемене, третья – если устал делать
уроки дома, четвертая группа – …).
2.Составляем комплекс зарядки для
дома. Оформляем придуманное и дети
забирают домой перечень упражнений.
Введение в ЧТП проведение
утренней/дневной/на большой
перемене зарядки для всего класса.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен» – чек-листом: размещение
1-го пункта в чек-листе – «Я сделал(а)

Познавательная, игровая,
проблемно ценностное
общение, физкультурно
спортивная. Взаимодействие
– парное, групповое. КТД
«Зарядка». Динамические
паузы. Работа с чек-листом.

Танец «Нука-нака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
На зарядку-становись!
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw

«Основы ЗОЖ»

«Мы гордимся
нашими
спортсменами»

1

1

зарядку»
Вспоминаем и повторяем зарядку,
делимся впечатлениями. Работа по
группам «Основы ЗОЖ».
Динамические паузы. 14 Говорим о
важности зарядки для человека в
любом возрасте. Далее обязательно
каждая группа по ЧТП должна
показывать на уроках, переменах
мини-зарядки, которые придумывает
сама. Спортландия зарядка https://disk.yandex.ru/i/iArRmQXsyDGEw как дома
выполняем зарядку. Определяем
основы ЗОЖ: работаем по группам:
каждая группа представляет свой
результат работы: режим дня,
правильное питание, закаливание,
гигиена, безопасное поведение –
можно рисовать, можно сделать
коллаж, можно представить визуально
и пр. Наставник проводит:
танцевальную разминку под песню о
здоровом образе жизни арт-группы
«Хорошее настроение». *Работа с
символом трека «Орлёнок –
спортсмен» – чек-листом: размещение
2-го пункта в чек-листе - «Я
составил(а) свой режим дня»
Учитель показывает и рассказывает о
10 великих спортсменах страны.
Работа в группах – выбрать вид
спорта, нарисовать его эмблему,
придумать и показать одно из
движений (или упражнение из этого
вида спорта), придумать рассказ об
этом виде спорта.. Работа с чек-

Мультфильм Спортландия 1 серия
https://yandex.ru/video /preview/?text=
мультик%20про%20зож%20
Спортландия&path=
wizard&parent-reqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL9679&wiz_type=vital&filmId=
1069979878161687077 15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q
Спортландия зарядка https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw
Танец «Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg

Познавательная, игровая,
проблемноценностное
общение. Взаимодействие –
групповое. Работа в группах.
Динамические паузы

Детская песня про ЗОЖ

«Сто затей для всех
друзей»

1

КТД «Спортивное»

1

листом. Детская песня про ЗОЖ 1
*Работа с символом трека: размещение
3- го пункта в чек-листе - «Я был(а)
сегодня очень активным и много
двигался(лась)». В орлятский уголок
добавляем фото великих спортсменов
страны
Игра с элементами ТРИЗ:
придумываем новый вид спорта.
Мини-соревнования по этим видам
спорта. Как и где я могу играть в эти
игры? Чему могу научить своих
друзей? *Работа с символом трека:
размещение 4- го пункта в чек-листе –
«Я придумал(а) новый вид спорта».
Делаем фото с этими видами спорта,
подписываем название и размещаем в
орлятском уголке. Презентация от
учителя «Весёлые и необычные виды
спорта в России».
Кто такой болельщик? Чем он
«болен»? Роль болельщика? Как
можно поддержать свою команду?
КТД «Плакат болельщика». Формат
плаката – А4 для каждой команды.
Ребята придумывают, рисуют,
«защищают» плакат. Каждая команда
придумывает кричалку, лучшую
разучивают все вместе. Играобсуждение «Копилка болельщика» –
показываем видеофрагменты
поведения болельщиков (правильные и
неправильные), обсуждаем их
поведение и составляем правила
болельщика. Размещаем правила в
орлятском уголке. Видео-обращение
великого спортсмена (1-2 минуты), как

Познавательная, игровая,
проблемно ценностное
общение. Взаимодействие –
парное, групповое. Игра с
элементами ТРИЗ. Работа с
чек-листом

Познавательная, игровая,
общение. Взаимодействие –
парное, групповое. КТД
«Плакат болельщика». Играобсуждение «Копилка
болельщика». Работа с чеклистом.

Презентация «Весёлые и необычные
виды спорта в России».

7

Спортивная игра
«Книга рекордов»

1

«Встреча –
подарок»

2

«Азбука здоровья»

1

Орлёнок – Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »

9
1

«Страна экологии»

1

ему помогли болельщики победить в
соревнованиях. *Работа с символом
трека: размещение 5- го пункта в чеклисте – «Я придумал(а) несколько
«кричалок» болельщика»
Спортивные соревнования.
Используем плакаты, кричалки.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен»: размещение 6-го пункта в
чек-листе – «Я принял(а) участие в
соревнованиях».
Встреча – подарок с интересными
людьми из области спорта. Гости
расскажут детям, что необходимо для
того, чтобы быть профессиональным
спортсменом. Размещение 7-го пункта
в чек-листе - «Я узнал(а) как стать
профессионалом в спорте»
Подведение итогов. Что важного для
себя узнали? – обобщение чек-листа.
Составляем азбуку здоровья (эта
работа может быть продолжена на
уроках окружающего мира, в рамках
других треков).
Введение в тему. Мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятиями «Экология. Эколог»:
лексическая работа - значения новых
слов. КТД «Экологическая тропа»:
Работа в парах *Работа с рюкзачком
Эколога: в ходе КТД собираем
рюкзачок эколога (что должен знать
эколог), чтобы отправиться в
путешествие по треку. Подведение
итогов
Мотивация: видеофильм красота

Познавательная, игровая,
проблемно ценностное
общение. Взаимодействие –
парное, групповое.
Спортивные соревнования.
Работа с чек-листом.
Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие - парное.
Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы. Работа с чек-листом
Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое. Подведение
итогов. Работа с чек-листом

Познавательная, игровая,
проблемно ценностное
общение. Взаимодействие –
парное, групповое КТД
«Экологическая тропа».
Динамические паузы..

(фоновая музыка «Звук леса», картинка
леса

Познавательная, игровая,

Презентация/видео о работе экологов

«Мой след на
планете»

1

природы России. Как сохранить?
Уберечь? *Работа с символом трека рюкзачком Эколога: составляем
правила эколога (добавляем в
рюкзачок). Что люди делают у нас в
стране, чтобы сохранить природу?
Презентация/видео о работе экологов
(добровольцев, профессионалов,
взрослых и детей). Кейс «Страна
экология» – решаем экологические
задачи. *Работа с символом трека рюкзачком Эколога. Анализ:
дополняем рюкзачок эколога.
Актуализация важности бережного
отношения к природе и планете. Какие
экологические проблемы есть в нашем
регионе? Как мусор влияет на
природу? Дидактическая игра «Что в
мусорном ведре?» Как уменьшить
количество бытового мусора?
Смотрим экологический мультфильм
Что мы можем сделать для этого? В
ходе обсуждения и предложений детей
учителю важно вычленить
высказывание: «можем сделать плакат
с призывом не бросать мусор в
природе». Коллективная работа с
элементами КТД «Рисуем плакат «Не
бросай мусор» (формат А4, учитель
делает копию/фото плаката). Дети
могут их унести домой и разместить у
себя дома, на подъезде и пр. *Работа с
символом трека - рюкзачком Эколога:
цветные плакаты складываем в
рюкзачок. Создание Динамические
паузы. Грузовичок Пик серия «Мусор
в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в

проблемно-ценностное
общение. Взаимодействие –
парное, групповое Просмотр
мультфильма. Презентация/
видео о работе экологов.
Кейс «Страна экология».
Динамические паузы.

(добровольцев, профессионалов,
взрослых и детей).
видео о красоте природы РФ
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
Работа экологов России

Познавательная, игровая,
проблемноценностное
общение. Взаимодействие –
парное, групповое.
Дидактическая игра из
«Орлёнка»: что в мусорном
ведре? Просмотр
экологического
мультфильма.

Просмотр экологического мультфильма
Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу»
или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу»

лесу» Вывод: что мы сделали сегодня
очень важное? Как это может помочь
планете?
Обсуждаем где разместили плакаты?
как отреагировали окружающие?
Важность того, что сделали? - 1
вариант: экскурсия в экологический
центр или на станцию юннатов города.
- 2 вариант: интеллектуальная игра
«Знаю, умею» (опыт проведения
исследований, наблюдение за
природой, эксперимент с
озвучиванием звуков животных, птиц,
сравнение «природных» и
«искусственных» звуков, работа с
детской энциклопедией «Что такое?
Кто такой?»). Подведение итогов.
*Работа с символом трека - рюкзачком
Эколога. Дополнения в рюкзачок
эколога, что должен знать эколог
Проигрываем квест от учителя – ищем
ключи-задания к подготовке квеста от
класса. Выдвигаем предложения по
КТД «Ключи природы». Работаем по
этапам КТД.

КТД «Знаю, умею,
действую»

1

Экологический
квест «Ключи
природы»

1

Игра по станциям
«Путешествие в
природу»

1

Проводим и анализируем. Провести
можно для ребят 1-2 класса, для
другого класса, для родителей в
рамках родительского собрания и т.д.
Смотрим мультфильм «Мальчик и
Земля» – обсуждаем.

«Встреча с
человеком,
которого можно
назвать настоящим

2

На заключительное занятие в рамках
данного трека приглашается личность,
добившаяся успехов в сфере изучения
экологии, сохранения природы,

Познавательная, игровая,
проблемно-ценностное
общение. Взаимодействие –
парное, групповое. КТД
«Знаю, умею, действую».
Динамические паузы.

Познавательная, игровая,
проблемно-ценностное
общение. Взаимодействие –
парное, групповое
Экологический квест
«Ключи природы»
Познавательная, проблемно
ценностное общение, и
социальное творчество.
Взаимодействие –
групповое. Игра по
станциям «Путешествие в
природу»
Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие – парное.
Встреча с интересными

Просмотр мультфильма «Мальчик и
Земля».

экологом»

8
9

«Шагая в будущее
- помни о планете»
Работа

1

Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти
«Орлёнок–
Хранитель
исторической
памяти»

9

1

животного и растительного мира.
Гость рассказывает ребятам о том, в
чем заключается миссия эколога для
окружающей среды. *Работа с
символом трека - рюкзачком Эколога
Анализ: в рюкзачок эколога
вкладываем свои впечатления о
встрече.
Работа с рюкзачком эколога: достаем
из рюкзачка всё помни о планете»
содержимое, которое собрали,
участвуя в треке, смотрим фото/видео
как проходил трек, рисунки –
обсуждаем как прошел трек, создаём
опорную схему по треку и размещаем
в орлятском классном уголке.
Смотрим мультфильм «Мальчик и
Земля». Делаются выводы о роли
эколога, о его роли для природы.
Поощрения и награждения

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Понятие «Хранитель»:
лексическая работа – значения нового
слова. Учимся работать в группах –
обдумывают идею. КТД «Альбом
памяти» Задание перед треком:
принести фото исторического или
обычного события семьи, узнав о нём
всю информацию . Выбирают одного,
кто подведет итоги для класса:
«Никита нам рассказал, как они
ходили в поход… Света о том, что
дедушка научил ее кататься на

людьми. Динамические
паузы.

Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Подведение итогов.
Просмотр мультфильма.

Познавательная, игровая,
проблемно ценностное
общение. Взаимодействие –
групповое. КТД «Альбом
памяти».

мультфильм «Мальчик и Земля»

«Традиции моей
страны»

1

велосипеде…». Педагог фиксирует
опорную схему на карточках: Никита ходили в поход, Света - кататься на
велосипеде и др. Обобщаем всё
сказанное и подводим итоги, что это
важно помнить и знать. *Работа с
символом трека - альбомом Хранителя
исторической памяти. Карточки с
опорным текстом вкладываются в
альбом (с ними можно поработать на
уроках, дополнив их). Обсудить с
детьми: где лучше всего смогут
сохраниться ваши имена? память о
различных событиях? где вы храните
добрые воспоминания о событиях
своей семьи? Подведение итогов:
продолжи фразу «Я хочу сохранить
…»
Обсуждаем: я – семья - Россия –
традиции и важность их сохранения. –
какие традиции есть в России?
Истинная традиция та, которая прошла
через наше сердце (шествие
Бессмертного полка, Масленица,
Новый год и пр.). Определяем какой
должна быть настоящая традиция: общенародной; - доброй; - значимой
для всех. Учимся работать в парах:
обсуждаем какие настоящие традиции
есть в России и регионе, делаем
художественный коллаж из
заготовок/вырезок «Традиции
России». Обсуждаем, какие из этих
традиций важны для самих ребят и
почему? *Работа с символом трека
«Орлёнок – альбомом Хранителя
исторической памяти»: коллажи

Познавательная, игровая,
проблемно-ценностное
общение, художественное
творчество. Взаимодействие
– парное. Поделка
«Традиции России».

Кодекс «Орлёнка
–хранителя»

1

«Знать,
чтобы
хранить»

1

вкладываем в альбом
Познавательная виртуальная экскурсия
– смотрим мультфильм
«Мульти Россия 19» (о стране, орегионе,
о других городах).
Анализируем и обсуждаем, что важно
сохранить в России. Обсуждаем: что мы
можем сделать, чтобы сохранить красоту
родного края, России?
Составляем кодекс «Орлёнкахранителя» (важно возвращаться к этому
кодексу, обсуждать, как его выполняем,
дополнять его). *Работа с символом
трека «Орлёнок – альбомом Хранителя:
подведение итогов - оформляем в альбом
кодекс «Орлёнкахранителя».
Познавательная игра квест «Ключи
истории» (возможно проведение в музее
города, в библиотеке, в общественном
центре) с элементами поисковой
деятельности – дети примеряют на себя
роль хранителей и решают
интеллектуально творческие задачи из
области истории и культуры родного
края и России. «Мульти- Россия» (второе
официальное название
«Мы живем в России») — цикл
мультипликационных роликов о
разных регионах, городах и
народностях России. Является
совместным проектом продюсерской
компании «Аэроплан» и студии
«Пилот». Работа над данным сериалом
была начата в 2006 году. Хронометраж
каждого фильма — 1 минута. *Работа
с символом трека - альбомом

Познавательная,
игровая, проблемно
ценностное общение,
художественное
творчество. Просмотр
мультфильма «МультиРоссия». Кодекс
«Орленка-хранителя».

Мультфильм «Мульти-Россия»

Познавательная, игровая.
Взаимодействие –
групповое.
Игра-квест
«Ключи истории».

«Мульти-Россия» (второе официальное
название «Мы живем в России») — цикл
мультипликационных роликов о разных
регионах, городах и народностях России.
Является совместным проектом
продюсерской компании «Аэроплан» и
студии «Пилот». Работа над данным
сериалом была начата в 2006 году.
Хронометраж каждого фильма — 1
минута

КТД «История
становится ближе»

1

КТД «Мы
хранители памяти»

1

«Расскажи мне о
России»

2

« Мы –
хранители»

1

Хранителя: дополняем альбом своими
впечатлениями и, желательно,
фотографиями.
Учимся работать в группах,
использовать поисковый способ
решения поставленной задачи.
Решение исторических кейсов.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Хранитель»: Вывод, который можно
сделать вместе с детьми и оформить в
альбом: в истории много загадок и мы
можем найти на них ответ.
Коллективно творческое дело
готовится учителем совместно с
ребятами. Учитель показывает, как
можно в классе разделиться на микро
группы, как разработать идею, что
нужно для её реализации, каждой
группе помогает проработать её
направление. Подготовка и реализация
проходит согласно этапам КТД.
Проводим для себя, в своём классе.
Анализируем.
КТД «Мы хранители памяти»
Формируем важность и значимость
работы по КТД для ребят: результат
работы презентуем для других,
рассказывая о своих успехах на
каждом этапе (от идеи к проведению).
Диалог «на равных» с человеком,
который добился успехов, отвечающих
смысловому наполнению трека
«Орлёнок – Хранитель исторической
памяти».
Смотрят фото/видео как проходил
трек. Перелистывают альбом,

Познавательная, игровая.
Взаимодействие –
групповое. КТД «История
становится ближе»

Познавательная, игровая.
Взаимодействие – групповое
КТД «Мы хранители
памяти»
Познавательная, проблемно
ценностное общение.
Взаимодействие – парное.
Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы
Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,

10

Подведение итогов
участия в
Программе в
текущем учебном
году

4

анализируют результат, размещают в
орлятском классном уголке. Работа в
парах: из доступных источников
(книга, учебник, интернет, личных
знаний) придумать исторический
вопрос и задать его ребятам.
Награждение и поощрение лучших
ребят.
Подготовка, участие в мероприятиях,
посвященных Великой Отечественной
войне

групповое. Подведение
итогов

Познавательная, игровая.
Взаимодействие – парное,
групповое. Подведение
итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».