ВД_Лига вожатых

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Лига вожатых»
Направление: «Информационная культура»
10 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Чуднова Екатерина Андреевна,
Советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями

2023

1. Пояснительная записка
Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и
инициативной личности, владеющей системой знаний и умений вожатского мастерства; в
повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; в повышение уровня
профессионально-педагогической компетентности участников школьного объединения идейнонравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебновоспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в
современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой
задач:
 научить решать проблемы в сфере вожатской деятельности, в том числе: определять цели
познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить
оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты,
организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими вожатыми;
 научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной
деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений,
организации совместной деятельности и т.п.);
 научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению
проблемного задания;
 научить самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
воспитанников при выполнении отрядного задания;
 обеспечение летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания вожатыми;
 сформировать умение строить логическое рассуждение при работе с группами,
устанавливать причинно-следственные связи при определении вида придаточных;
 научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации в отряде
(монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).

2. Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность
кучастию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли гражданина; проявление интереса к истории
и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России; ценностное отношение
к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культурыкак средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, ролиэтнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям именяющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использоватьадекватные языковые средства для выражения своего состояния; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач вобласти окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными

произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
- общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия слюдьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия
с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в
отсутствиегарантий успеха.
Метапредметные результаты
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки групп;
 сравнивать объекты, устанавливать аналогии;
 объединять объекты по определённому признаку в пары, группы;
 классифицировать и находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях; выявлять недостаток информации; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях, делать выводы);самостоятельно выбирать способ решения
задачи при работе с разными типами текстов, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётомсамостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументироватьсвою позицию, мнение;

 составлять алгоритм действий и использовать его для решения задач;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения,исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётомпредложенной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
 использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
изодного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) вразличных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированнымсамостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректнойформе формулировать свои возражения;
- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи,нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие исходство позиций;
- публично представлять результаты исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействияпри решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения,подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом

предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
икоординировать свои действия с действиями других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения вгруппе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптироватьрешение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опытуи корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на
ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая;проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.








Предметные результаты:
знать основные методы организации детского отдыха в летнем пришкольном лагере
дневного пребывания;
уметь планировать и проводить мероприятия;
знать навыки и умения практической деятельности вожатого в летнем пришкольном лагере
дневного пребывания;
основные права и обязанности вожатого;
знать алгоритм работы вожатого в разные периоды смены;
знать стадии развития коллектива;
уметь решать педагогические ситуации, уметь работать в группе.

3. Содержание учебного плана
Содержание составлено в соответствии с познавательным видом деятельности с
использованием форм: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.
Раздел I Основы организаторской деятельности
Тема 1. Личность вожатого
Теория. Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура
речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь ,
как образовательное учреждение: правовые аспекты.
Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого
(дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная). Периоды смены. Позиция
вожатого в каждом из периодов. Организационный период:цели и задачи; учёт воспитанников
смены; знакомство; целеполагание; планирование. (план дня, план-сетка смены); основные
дела; единые требования; законы и традиции лагеря.
Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализажизни и
деятельности в отряде.
Тема 2. Основы организаторской деятельности
Практика. Основы организаторской деятельности. План смены.
План работы вожатого.
Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация
тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Разработка
ролевых игр в лагере.
Раздел II Развитие коллектива в условиях детского лагеря
Тема 3. Закономерности возрастного развития ребёнка
Теория. Особенности психического развития: младший школьник, подросток.
Состояние ребёнка вразличные периоды.
Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника. Стадии развития
коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики
развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция
вожатого в игре. Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое
управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения
межличностныхотношений в отрядах.
Тема 4. Методика работы с отрядом
Практика. Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра,
мозговойштурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания,
заседания, огонька. Роль участников собрания, заседания. Разработка сценария отрядного огонька.
Раздел III Копилка отрядного вожатого
Тема 5. Самоуправление в лагере
Теория. Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления.
Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.
Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских
качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.
Тема 6. Копилка вожатого
Практика. Разработка копилки отрядного вожатого. Права и обязанности вожатого.
Игровые диагностические методики.
Названия и девизы отрядов в соответствии с возрастными особенностями. Игры и
упражнения. Представление копилки.
Раздел IV Игровая деятельность в лагере
Тема 7. Игровая деятельность
Теория. Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры.
Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены:
организационный, основной, заключительный.

Тема 8. Игротека
Практика. Игры на знакомство, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры. Парные и
групповые игры. Проведение игр на переменах в начальных классах.
Раздел V Организация досуговой деятельности КТД
Тема 9. Коллективно-творческое дело.
Теория. КТД- понятие и виды. Особенности разработки. Методика конструирования и
организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ. КИПпонятие и виды.
Тема 10. Конкурсно-игровые программы, коллективно-творческие дела.
Практика. Разработка конкурсно-игровой программы и ее проведение. Конструирование и
организация КТД. Оформление. Призы. Анализ дела.
Раздел VI Оформительские умения в работе вожатого
Тема 11. Художественное оформление отрядных и общелагерных уголков
Теория. Отрядный, общелагерный уголки их оформление и содержание.
Используемые
материалы для оформления.
.Практика. Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. Оформление и декорации.
Изготовление призов. Разработка и оформление отрядного уголка.

4. Тематическое планирование

№

Количество часов
Наименоваие
раздела

всего теория практика

1.

Основы
организаторско
й деятельности

4

2

2

2.

Развитие
коллектива в
условиях
детского лагеря
Копилка
отрядного
вожатого
Игровая
деятельность в
лагере

4

2

2

5

2

3

7

2

5

Организация
досуговой
деятельности
КТД

8

3

5

3.

4.

5.

Формы
контроля

Формы
проведен
ия
занятия
Лекция
Практическ
ое задание

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Зачет
https://infourok.ru/
https://centerorlyonok.ru/
https://okean.org/
https://xn--80ajufr.xn-d1acj3b/
Сценарии
Лекция https://videouroki.net/
отрядных
Беседа
https://artek.org/
огоньков Творческая https://xn--80ajufr.xn-работа
d1acj3b/
Представле Индивидуал https://okean.org/
ние копилки ьная работа https://infourok.ru/
Игротека. Учебная https://videouroki.net/
Показ игр
игра
https://centerна
Практическ
orlyonok.ru/
переменах в ое занятие
https://artek.org/
начальных
https://infourok.ru/
классах
Творческое Лекция
https://centerзадание.
Игровая
orlyonok.ru/
Организаци работа
https://artek.org/
я КТД
Работа в
https://okean.org/

группах
6.

Оформительск
ие умения в
работе вожатого
Итого

6

3

4

34

13

21

Оформлени
Лекция
е отрядного Работа в
уголка
парах

https://artek.org/
https://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».