ВД_Занимательная математика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Направление: «Учение с увлечением!»
3 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Козырина Ольга Владимировна,
учитель начальных классов

2023

1. Пояснительная записка
Содержание
воспитание

курса

интереса

«Занимательная

математика»

к

развитию

предмету,

направлено

на

наблюдательности,

геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность
которых определяется не столько математическим содержанием, сколько
новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует
появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию

умений

работать

в

условиях

поиска,

развитию

сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой
основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса
к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью
включены

подвижные

математические

игры.

Предусмотрена

последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение
одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических
заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми
(возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться
мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип
игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,
работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые

математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные

познавательные

интересы

детей,

содержит

полезную

и

любопытную информацию, интересные математические факты, способные
дать простор воображению.
2. Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика»
формируются

следующие

универсальные

учебные

действия,

соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
-Развитие

любознательности,

сообразительности

при

выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
-Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности

–

качеств весьма важных в практической

деятельности любого человека.
-Воспитание чувства справедливости, ответственности.
-Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
-Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
-Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
-Анализировать правила игры.

-Действовать в соответствии с заданными правилами.
-Включаться в групповую работу.
-Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
-Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
-Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
-Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
-Использовать

соответствующие

знаково-символические

средства

для

моделирования ситуации.
-Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
-Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
-Воспроизводить способ решения задачи.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
-Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
-Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
-Конструировать несложные задачи.
-Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

-Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
-Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
-Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
-Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции.
-Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
-Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
-Сопоставлять

полученный

(промежуточный,

итоговый)

результат

с

заданным условием.
-Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
-Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
-Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
-Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел
«Основное содержание»)
3. Содержание программы.
1. Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих
людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной
письменных

нумераций.

Преобразование

неравенств

в

равенства,

составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2. Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи
и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и

оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета.
Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических
головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических
квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи.
Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со
спичками
5. Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие
реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

4. Календарно-тематическое планирование
Тема
№
1

Кол-во
часов

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и
что явилось причиной ее возникновения?

1ч.

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1ч

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1ч.

6

Решение задач .

1ч.

7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические
задачи. Загадки.

1ч.

12

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

13

Делится или не делится.

1ч.

14

Решение задач

1ч

15

Новогодние забавы.

1 ч.

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1ч.

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные
меры длины.

1ч.

18

Игра «Веришь или нет».

1ч.

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1ч.

20

Экскурсия в компьютерный класс.

1 ч.

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1ч.

22

Математические фокусы.

1ч.

23

Конкурс знатоков.

1ч.

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1ч.

25

Решение задач

1ч.

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1ч.

27

Решение задач повышенной трудности.

1ч

28

Игра «Цифры в буквах».

1ч

29

КВМ «Царица наук».

1 ч.

30

Задачи с многовариантными решениями.

1 ч.

31,
32
33

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

2ч.

Игра «Поле чудес».

1ч

34

Решение занимательных задач в стихах.

1ч

Отгадывание ребусов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».