Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» Направление: «Учение с увлечением!» 3 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Козырина Ольга Владимировна, учитель начальных классов 2023 1. Пояснительная записка Содержание воспитание курса интереса «Занимательная математика» к развитию предмету, направлено на наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. 2. Планируемые результаты изучения курса. В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты: -Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. -Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. -Воспитание чувства справедливости, ответственности. -Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты: -Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. -Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. -Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. -Анализировать правила игры. -Действовать в соответствии с заданными правилами. -Включаться в групповую работу. -Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. -Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. -Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. -Сопоставлять полученный результат с заданным условием. -Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. -Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). -Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. -Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. -Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. -Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. -Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. -Воспроизводить способ решения задачи. -Сопоставлять полученный результат с заданным условием. -Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. -Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. -Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). -Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. -Конструировать несложные задачи. -Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». -Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. -Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). -Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. -Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. -Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. -Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии. -Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. -Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. -Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание») 3. Содержание программы. 1. Исторические сведения о математике (4ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. 2. Числа и выражения (6ч) Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений. 3. Математические ребусы и головоломки (9ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы. 4. Решение занимательных задач (9ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками 5. Геометрическая мозаика (6ч) Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. 4. Календарно-тематическое планирование Тема № 1 Кол-во часов Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? 1ч. 2 Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. 1ч 3 Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 4 Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 5 Римские цифры. Как читать римские цифры? 1ч. 6 Решение задач . 1ч. 7 Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 8 Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 9 Архимед. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 10 Умножение. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 11 Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. 1ч. 12 Деление. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 13 Делится или не делится. 1ч. 14 Решение задач 1ч 15 Новогодние забавы. 1 ч. 16 Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. 1ч. 17 Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. 1ч. 18 Игра «Веришь или нет». 1ч. 19 Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. 1ч. 20 Экскурсия в компьютерный класс. 1 ч. 21 Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. 1ч. 22 Математические фокусы. 1ч. 23 Конкурс знатоков. 1ч. 24 Открытие нуля. Загадки-смекалки. 1ч. 25 Решение задач 1ч. 26 Денежные знаки. Загадки-смекалки. 1ч. 27 Решение задач повышенной трудности. 1ч 28 Игра «Цифры в буквах». 1ч 29 КВМ «Царица наук». 1 ч. 30 Задачи с многовариантными решениями. 1 ч. 31, 32 33 Игра «Смекай, решай, отгадывай». 2ч. Игра «Поле чудес». 1ч 34 Решение занимательных задач в стихах. 1ч Отгадывание ребусов.