ВД_ДЮП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
Направление: «Коммуникативная деятельность»
5 класс (срок реализации 1 год)

Составитель: Березина К.В.
учитель ОБЖ

2023
1

1. Пояснительная записка
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто
последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню,
поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со
спичками, разводят костры, зажигают факелы.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные
правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся
школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для
этого в школе создан кружок юных пожарных «01», который имеет социально –
педагогическую направленность.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем,
обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин
юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных
ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях
совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на
предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;
 формирование активной гражданской позиции подростков в процессе
интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
 социальное становление личности ребенка;
 создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и
средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.
Задачи:
 обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
 воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
 развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с
лекцией, сообщением);
 воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
 воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
 дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
 приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний
на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по
проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоупрограммы.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Самостоятельности в принятии правильного решения;
Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования

2

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
1. Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во
время пожара.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка
Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценивать по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о
пожарной безопасности, об основах оказания первой медицинской помощи.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научаться: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
Обучающиеся научатся: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и
применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные
творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научаться: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от
собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение
и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный
контроль;
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного
движения, овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.

3

3.

Содержание учебного предмета

Личная безопасность в повседневной жизни
Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения
пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует делать
при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в
многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать,
если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные
средства пожаротушения и правила пользования ими.
Электричество. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых
в быту. Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами;
опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения
электрическим током.
Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по
предотвращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами.
Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила
безопасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами;
последствия их нарушения.
Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности,
возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и средств
бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры профилактики. Действия
при первых признаках отравления.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Фильтрующие противогазы. Назначение фильтрующих гражданских противогазов.
Модели гражданских противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противогаза.
Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза
(«походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила пользования
противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).
Первая помощь про ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая
помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем.
Способы переноски пострадавших. Способы переноски (на шесте, носилках, в рюкзаке
и др.). Изготовление переносных приспособлений.
Взрывы и пожары
Из истории катастроф.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины
пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях.
Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных
объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их
причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения,
оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания
процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту
возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия
первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное
распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в
жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях.
Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая
деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в
жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие
факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды,
4

токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и
вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения
при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия
по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения
в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях.
Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила
безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по
предотвращению паники.

4. Тематическое планирование
Блок

Основы
безопасн
ости
личности

Тема

Кол
-во
часо
в
Вводное занятие. Цели и 3
задачи дружины юных
пожарных, обязанности
и права члена дружины
Пожары, их признаки и
последствия. Основные
понятия о горении.
Опасные
факторы 3
пожара.
Причины возникновения
пожаров в жилье и 8
общественных зданиях.

ПБ.
Пожар
в 6
общественных
местах
(школа,
кинотеатр),
причина пожаров
Устройство
9
огнетушителей. Правила
использования
Пожарная техника и
костюм
пожарного.
Ответственность
за
нарушение требований
правил
пожарной
безопасности.
первой 8
Оказание Оказание
медицинской
помощи
первой
пострадавшим
при
помощи
пожаре.

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений
своих товарищей. Самостоятельная
работа с учебником. Работа с
научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Систематизация учебного
материала
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
Написание рефератов и докладов.
Систематизация учебного
материала

ЭОРы

https://вдпо.р
ф/edu/online?
ysclid=l4f98k
y2ud3573196
94

Работа с раздаточным материалом.
Построение гипотезы на основе
анализа имеющихся данных.
Проведение исследовательского
эксперимента.

Написание рефератов и докладов.
Систематизация учебного
материала

34

5

https://вдпо.р
ф/edu/online?
ysclid=l4f98k
y2ud3573196
94


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».