Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» Направление: «Коммуникативная деятельность» 5 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Березина К.В. учитель ОБЖ 2023 1 1. Пояснительная записка Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «01», который имеет социально – педагогическую направленность. Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре; формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; социальное становление личности ребенка; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ. Задачи: обучать учащихся Правилам пожарной безопасности; воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие; развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением); воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде. воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоупрограммы. Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: Самостоятельности в принятии правильного решения; Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования 2 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета После изучения программы учащиеся должны: ЗНАТЬ: 1. Основные причины пожаров в жилом доме. 2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 4. Правила пожарной безопасности в общественных местах. 5. Виды травм, полученных при пожаре. 6. Знаки пожарной безопасности. УМЕТЬ: 1. Пользоваться спичками. 2. Эвакуироваться из здания школы. 3. Пользоваться всеми видами огнетушителей. 4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценивать по двум уровням. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о пожарной безопасности, об основах оказания первой медицинской помощи. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД. Личностные результаты У учеников будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Обучающиеся научаться: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательная УУД: Обучающиеся научатся: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научаться: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения, овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. 3 3. Содержание учебного предмета Личная безопасность в повседневной жизни Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует делать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Электричество. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения электрическим током. Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по предотвращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила безопасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами; последствия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры профилактики. Действия при первых признаках отравления. Средства индивидуальной защиты органов дыхания Фильтрующие противогазы. Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Модели гражданских противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противогаза. Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза («походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила пользования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие). Первая помощь про ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем. Способы переноски пострадавших. Способы переноски (на шесте, носилках, в рюкзаке и др.). Изготовление переносных приспособлений. Взрывы и пожары Из истории катастроф. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара. Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях. Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, 4 токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды. Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники. 4. Тематическое планирование Блок Основы безопасн ости личности Тема Кол -во часо в Вводное занятие. Цели и 3 задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении. Опасные факторы 3 пожара. Причины возникновения пожаров в жилье и 8 общественных зданиях. ПБ. Пожар в 6 общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров Устройство 9 огнетушителей. Правила использования Пожарная техника и костюм пожарного. Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. первой 8 Оказание Оказание медицинской помощи первой пострадавшим при помощи пожаре. Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала ЭОРы https://вдпо.р ф/edu/online? ysclid=l4f98k y2ud3573196 94 Работа с раздаточным материалом. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Проведение исследовательского эксперимента. Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала 34 5 https://вдпо.р ф/edu/online? ysclid=l4f98k y2ud3573196 94