Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров» Направление: «Художественно-эстетическая творческая деятельность» 5-9 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Сосновских Светлана Николаевна педагог дополнительного образования 2023 1. Пояснительная записка Актуальность программы «Город мастеров» обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта, ко Дню матери, к Новому году, к 23 февраля и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества. Им, влюбленным в рукоделие, и адресована эта программа, которая научит их работать с различными материалами по правилам этого удивительного искусства. В программе «Город мастеров» органически сочетаются досуговые и образовательные формы деятельности, которые дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приобретенное направление и максимально реализовать себя в нем. Педагогическая целесообразность программы. В формировании личности обучающегося особое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Программа «Мастерица» целостно воздействует на личность через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительность. Она предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие возможности. Цель программы: создание условий для проявления творческой активности в самореализации особенностей личности посредством творчества. Задачи Обучающие: обучающихся, обучения основам развитие индивидуальных декоративно-прикладного -Закреплять и обогащать знания обучающихся в разных видах художественного творчества. Познакомить с жанрами изобразительного искусства; -Знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки. -Научить грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие: -Развивать интерес обучающихся к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное мышление; -Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно творческие способности. -Развивать чувство формы, цвета, пропорций. -Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже); Воспитательные: -Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию; -Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. -Воспитывать потребность в творческой деятельности. -Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, радость от совме Возраст детей. Программа рассчитана для обучающихся 5-9 класса. 2. Планируемые результаты Личностные учебно-познавательный интерес к новому материалу; ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности. Предметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Метапредметные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия 3. Содержание программы № Тема Содержание Формы и Виды деятельности 1 Вводное Цели и задачи обучения. Содержание Групповая форма работы. занятие программы кружка. Правила поведения Виды деятельности: лекция с в мастерской. Правила безопасной элементами беседы работы и личной гигиены. 2 Изготовление подарка ко Дню учителя Обсуждение Подбор будущего материала. Изготовление Технология Виды деятельности: лекция с изготовления. Требования к качеству элементами готовых изделий. 3 подарка. Коллективная форма работы. Обсуждение будущего материала. беседы, практическая работа подарка. Индивидуальная форма подарка ко Подбор Дню матери изготовления. Требования к качеству Виды деятельности: лекция с готовых изделий Технология работы элементами беседы, практическая работа 4 Изготовление подарка к Новому году Обсуждение Подбор будущего материала. Обсуждение подарка к 23 Подбор февраля и 8 изготовления. Требования к качеству элементами материала. готовых изделий. Изготовление Обсуждение Пасхального Подбор сувенира будущего будущего материала. 7 Изготовление подарка к 9 мая Обсуждение Подбор будущего материала. Изготовление подарка выпускникам Технология Виды деятельности: лекция с Обсуждение Подбор будущего материала. подарка. Групповая форма работы. Технология Виды деятельности: лекция с беседы, практическая работа подарка. Коллективная форма работы. Технология Виды деятельности: лекция с беседы, практическая работа подарка. Коллективная форма работы. Технология Виды деятельности: лекция с изготовления. Требования к качеству элементами готовых изделий. беседы, практическая работа изготовления. Требования к качеству элементами готовых изделий. 8 подарка. Коллективная форма работы. изготовления. Требования к качеству элементами готовых изделий. беседы, практическая работа Изготовление марта 6 Технология Виды деятельности: лекция с изготовления. Требования к качеству элементами готовых изделий. 5 подарка. Коллективная форма работы. практическая работа беседы, 9 Итоговое Конкурсы, выставки. Коллективная форма работы. Виды деятельности: лекция с занятие элементами беседы, подведение итогов, выставка работ учащихся 4. Тематическое планирование № Тема Часы Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 0 2 Изготовление подарка ко Дню учителя 8 1 7 3 Изготовление подарка ко Дню матери 9 1 8 4 Изготовление подарка к Новому году 11 1 10 5 Изготовление подарка к 23 февраля и 8 марта 17 1 16 6 Изготовление Пасхального сувенира 8 1 7 7 Изготовление подарка к 9 мая 8 1 7 8 Изготовление подарка выпускникам 5 1 4 9 Итоговое занятие 1 1 0 68 9 59 Всего часов: