ВД_Волшебная кисточка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №4
от «07» июня 2023 г. № 51

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Волшебная кисточка»
Направление: «Художественно-эстетическая творческая деятельность»
5-8 класс (срок реализации 1 год)

Составитель:
Сосновских Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования

2023

1. Пояснительная записка
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования,
их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся
на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается
творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных
ситуациях.
Педагогическая целесообразность программы.
В формировании личности обучающегося особое значение имеют
разнообразные

виды

художественно-творческой

деятельности.

Программа

предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт
возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие
возможности.
Цель программы
Создание

условий

образовательного

пространства,

способствующего

проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство.
Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал
нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
Задачи
Обучающие:
Закреплять

и

обогащать

знания

обучающихся

в

разных

видах

художественного творчества. Познакомить с жанрами изобразительного искусства;
Знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных техник в
изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и
приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки.

Научить грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра.
Развивающие:
-Развивать интерес обучающихся к изобразительной деятельности. Обогащать
сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус,
обоняние;
-Развивать
художественный
пространственное мышление;

вкус,

-Совершенствовать изобразительные
художественно творческие способности.

фантазию,
навыки

и

изобретательность,

умения,

формировать

-Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
-Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы.
В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции:
анализ, сравнение, уподобление (на что похоже);
Воспитательные:
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую
самореализацию;
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
-Воспитывать потребность в творческой деятельности.
-Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира,
воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества.
Отличительной особенностью программы «Волшебная кисточка» является
то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
Возраст детей.
Программа рассчитана для обучающихся 10-13 лет (5-7класса).
Для реализации данной программы используются следующие формы
и методы работы:
1.

Форма организации образовательного процесса
Программа предполагает использование в работе различных форм

занятий:
- Групповые формы работы.
Обучающиеся осваивают новый материал об особенностях и видах
декоративно-прикладного искусства, отрабатывают общие для всех практические
задания, упражнения, проходят отработку материала под руководством педагога.

- Индивидуальные формы работы.
Данная форма работы отвечает способностям, особенностям и
желаниям обучающихся. Индивидуальная форма работы проводится с целью
отработки полученных знаний по новому материалу, соответствующих уровню
подготовленности обучающихся, а также показа приемов работы каждому
обучающемуся с последующим повтором действий за педагогом. Индивидуальная
форма работы основывается на творческой деятельности каждого обучающегося.
Работа ведется так, что, получая общие знания и навыки, обучающиеся имеет
свободу в выборе материала, технике работы, инструментов и приспособлений для
изготовления изделия.
- Коллективные формы работы.
Важным моментом при работе с обучающимися является создание и
укрепление коллектива. Этому способствуют подготовка и проведение общих
праздников, создание коллективной творческой работы, участие в выставках и
конкурсах.
Коллективная работа способствует формированию объективной оценки
самого себя в сравнении с другими обучающимися и гуманных отношений
сотрудничества.
2. Планируемые результаты
Личностные
учебно-познавательный интерес к новому материалу;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Предметные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Метапредметные:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;

контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия.
3. Содержание программы
5-6 класс
№

Раздел

Содержание

Формы и Виды деятельности

1.

Вводное занятие 1
час

Правила поведения в
мастерской. Правила
безопасной работы и
личной гигиены

Групповая форма работы.

1.1 «Знакомство с
«Волшебной
палитрой»

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Групповая форма работы.

1.2 Логика
света и
тени

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

1.3 «Яблоня в цвету»

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

1.4 «Прекрасная
осень»

1.5 «Приём рисования Обсуждение будущего
изделия. Подбор
«набрызгом»

материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Коллективная форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

1.6 «Ночное небо»

1.7 «Силуэт»

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, подведение
итогов, выставка работ учащихся

2.Декоративно-прикладное искусство
2.1 Русская игрушка.
Дымковская и
филимоновская
глиняные
игрушки.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

2.2 «Город мастеров» Обсуждение будущего

изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

2.3 Рисование птиц

2.4 Голубая гжель.

2.5 «Красота цвета»

Групповая форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

Групповая форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования

Коллективная форма работы.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

к качеству готовых
изделий.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

3.Секреты мультипликации
3.1 Рисуем персонажа
мультфильма
(пчела, комар,
паук, лягушка,
гусеница, цветы...)

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

4Коллективные работы
4.1 Составление
коллективного
панно

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

4.2 Подарок ветерану Обсуждение будущего
оформление зоны изделия. Подбор

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

Групповая форма работы.

материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Итоговое занятие

5
5.1

Выставка

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Групповая форма работы.

7-8 класс
№

Раздел

Содержание

Формы и Виды деятельности

1.

Вводное занятие 1
час

Правила поведения в
мастерской. Правила
безопасной работы и
личной гигиены

Групповая форма работы.

.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

1.1 «Акварель и соль» Обсуждение будущего

изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Групповая форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

1.2 «Свеча +
акварель
».

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

1.3 Кляксография
трубочкой

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

1.4 Пятно в живописи Обсуждение будущего

изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Коллективная форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Обсуждение будущего
1.5 Приёмы
изображения воды изделия. Подбор

Коллективная форма работы.

материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

1.6 Зимний пейзаж.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

1.7 В волшебном лесу Обсуждение будущего

изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Коллективная форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, подведение
итогов, выставка работ учащихся

2.Декоративно-прикладное искусство
2.1 Это чудо гжель.

2.2 Узор и орнамент

2.3 Золотая хохлома.

2.4 «Яблоня в цвету»

2.5 «Витраж»

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Групповая форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Групповая форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

3.Секреты мультипликации
3.1 Герои комиксов

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

Обсуждение будущего
3.2 Создание
мультипликационн изделия. Подбор
материала. Технология
ых образов

изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Коллективная форма работы.
Виды деятельности: лекция с
элементами беседы, практическая
работа

4Коллективные работы
4.1 Подарок ветерану Обсуждение будущего
оформление зоны изделия. Подбор

Виды деятельности: лекция с
элементами беседы

материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

4.2 «Я – юный
художник» самостоятельный
выбор техники
рисования и
составление
рисунка.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Групповая форма работы.

Обсуждение будущего
изделия. Подбор
материала. Технология
изготовления. Требования
к качеству готовых
изделий.

Групповая форма работы.

Итоговое занятие

5
5.1

Выставка

4. Тематическое планирование
5-6 КЛАСС
№ п/п Наименование разделов

Количество часов
Всего
Практич.

Теория.

1

Введение в программу

14

10

4

2

Декоративно-прикладное искусство

10

7,5

2,5

3.

Секреты мультипликации

5

2,5

2,5

4
5

Коллективные работы

4

3

1

Итоговое занятие

1

0

1

Итого

34

23

11

Тематическое планирование
7-8 КЛАСС
№ п/п Наименование разделов

5

Количество часов
Всего
Практич.

Теория.

1

Введение в программу

14

10

4

2

Декоративно-прикладное искусство

10

7,5

2,5

3.

Секреты мультипликации

5

2,5

2,5

4

Коллективные работы

4

3

1

Итоговое занятие

1

0

1

Итого

34

23

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».