Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 от «07» июня 2023 г. № 51 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире географии» Направление: «Учение с увлечением!» 9 класс (срок реализации 1 год) Составитель: Фадеева Марина Юрьевна, учитель географии 2023 1. Пояснительная записка. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. 2. Содержание программы 1)Источники географических знаний. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования 2) Природа Земли и человек. Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли. 3) Материки, океаны, народы и страны Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран. 4) Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. 5) География России. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире.4 3. Планируемые результаты Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов. Повышение учебной мотивации обучающихся. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру. Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, в журнале отмечается зачет или незачет, итоговых тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный элективный курс, создают презентации географического турнира для 5 – 9 классов. 4. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6 Тема Источники географических знаний Природа Земли и человек Материки, океаны, народы и страны Природопользование и геоэкология География России Особенности географического положения Природа России Население России Хозяйство России Природно-хозяйственное районирование России Россия в современном мире Решение тренировочных работ Кол-во часов 3 3 3 2 9 1 2 2 3 3 1 2